Джонни Йен возвращается снова! От Берроуза и Гинзберга до 1990-х пропасть в четыре десятка лет, а проносятся они со скоростью кислоты по сосудам. Постмодернизм – не время унывать, равно как и жизнь отбросами в захваченной англичанами Шотландии! Так рассуждают герои Ирвина Уэлша, воплощенные молодыми Юэном Макгрегором, Юэном Бремнером, Джонни Ли Миллером, и даже психопат-алкоголик Роберта Карлайла не в силах отнять у них иглу. Набор “Сделай сам”, автомобиль, диван, костюм-тройка – все это жизнь. Но зачем выбирать жизнь, когда есть героин? Благополучие и секс в тысячи раз хуже одной дозы, ради которой не стыдно марать вены многократно использованными шприцами. Ведь шприц входит – и ты отправляешься в мир белых кроликов и Люси в алмазных небесах, в это обволакивающее бархатом подполье запретных наслаждений. История жизни – лишь миг, как завещал Джими Хендрикс перед смертью в роковые 27. Они выбирают путь Сида Вишеса и Дженис Джоплин, потому что соблазн потеряться слишком велик. Когда жгут перетягивает руку, уже нет возможности крикнуть “Нет!”. Один миг. Всего лишь несколько миллиграммов. Кролики зовут, беги за ними!
Но Рентон посмел ослушаться. Ночь с малолеткой и счастье родителей все-таки кажутся большей ценностью. Особенно когда видишь последствия иглы. Трип с волшебными иллюзиями заканчивается, и ты вновь в заблеванной расхристанной квартире, с такими же задохликами-корешами у ног. Тебе стыдно перед ползающим ребенком, лишь в силу возраста не понимающим убожество ситуации, куда его угораздило попасть. В квартире этой давным-давно нет мебели, а обои стремнее туалетной бумаги. Солнечный свет бьет в глаза как промеж ног – благо, в пасмурной Шотландии солнце в дефиците. Но ты все равно щуришься, направляясь на охоту за деньгами для очередной дозы. Беги, Рентон, беги! Теперь уже вытаскивать магнитолы из машин, иначе ломка тебя доканает. Она не щадит ни бедных, ни богатых, так и напрашивается в худощавое тело вместе с галлюцинациями о черствой реальности. Она не мягкая, как пудинг, она тебя сожрет. Страшно? Все еще хочешь соскочить, рыжий? Ты, как и любовный страдалец Томми, тоже когда-то отвечал за себя-взрослого, а ныне вся твоя воля выскочила куда-то в видеопрокат, на полку с кассетой, где Денис Лоу укладывает топ-N гол. Тоже не терпится вогнать…
Нет, Кочерыжка, мы больше не будем. Ну ладно, только по последней… Жизнь наркомана слишком дерьмова. Самый грязный сортир в Шотландии в поисках опиатов становится сказочной голубой лагуной. Рентон вываливается из сюрреалистического унитаза, чтобы потом прилечь в сюрреалистический гроб с красным сукном. А наркота не сюрреалистична. Приятель Кочерыжка, только-только отошедший от отруба, окропляет дерьмом совсем прямолинейно. В жизни он и мухи не обидел, а под кайфом всплывает наружу вся его бестактность. Сколько было их, бывших друзей и нынешних товарищей по несчастью, кто убегал от бед в пустоши под Эдинбургом, а на финиш по вине Рентона приплетался обдолбанным?.. И слабак Томми, сохнущий по девушке, – ведь именно рыжий торчок беспардонно прокрался в их личное пространство. И умничающий Кайфолом, раненый беспечностью себя-родителя, что, в прочем, не изменило его, как бы то Рентон ни пытался переиначить. Даже Бегби безучастно прожигает жизнь в спиртном, покуда ты не хочешь ему помочь. На все одна универсалия: “Надо уколоться”. Может, хоть Диану обойдет это химическое чудо… если повезет, на сознательность соскакивающего сто раз на дню наркомана уже не приходится рассчитывать.
Даже у наркоманов остаются светлые идеалы. Игги Поп становится единственным спутником по этой несчастной дороге зависимости. Он бежал в головах сначала, когда тебя прибивало к капоту легковушки, он же будет замыкать этот цикл дальше, раз за разом, пока тюрьма или диспансер не разлучит вас. Игги Поп – единственный, кто останется в обнесенном жилище Томми: торчок торчком, а идол на плакате свят и неприкасаем. Все остальное не стоит свеч, мир без героина тождественен депрессии. Лу Рид сливается со стеной, как и его сольные альбомы, Джеймс Бонд уже не герой Королевства, “Имя розы” – книга для конформистов. Быть может, Лондон изменит представления о тяжести бытия за пределами порошка? Кажется, нет. Со времен Микеланджело Антониони здесь все так же можно найти Париж на дне Пикадилли. Столица Великобритании обернута в гламурный фантик, а внутри – такой же унылый гадюшник, как и Эдинбург. Мечты воплощаются в виде костюма и поездок на работу в метрополитене, однако затем сюда стягиваются дружки. Понятие шаблона-мечты опять разбивается вдребезги, когда подворачивается возможность вновь пойти по кривой дорожке. Снова герыч, снова криминал. Такие увлекательные, отхаркивающие пресность обычной жизни возможности, за которые еще и 4000 фунтов стерлингов дают – Лу Рид снова жжет, oh, it’s such a perfect day…
Керуак уезжал от рутины по американским шоссе, заслушиваясь Чарли Паркером до посинения. Хантер Томпсон и его адвокат раскатали в лепешку American Dream кабриолетом с багажником, набитым разноцветными амфетаминами, барбитуратами и транквилизаторами. Уильяму Берроузу и застреленной собственноручно жены не хватило, чтобы прекратить. Контркультура была, есть и будет, ибо культура и общество, воспитанные ей, ничуть не лучше. Лицемерно строить из себя парвеню, обедая в дорогих ресторанах и разъезжая на “Бентли”, когда мир всегда был чертовой клоакой. Молодые люди избирают лозунг “Живи быстро, умирай молодым”, спасающий их от прозрачности благополучия. Они зачитываются Генри Миллером и ни на секунду не выключают Joy Division, Blur и Брайана Ино. Они предпочитают стрелять по собакам из пневматики, нежели выгуливать их, потому что это в разы смешнее и радостнее. Наркотики их убивают – но наркотики пришли из этого злого паноптикума Земля, и ни один политик не попытался реально запретить иглы. Законы – та же подтирка. Спасают от передоза не они, а врачи, пашущие за гроши. Законодателям же важно, чтобы китайскую лапшу и крылья из KFC исправно покупали. Неважно, наркоманы или нет. Бизнес-модель под названием “Успешная жизнь”, запущенная еще задолго до Ирвина Уэлша, работает 24 часа в сутки. Дэнни Бойл, как и автор первоисточника “На игле”, преумножил всю грязь и бесперспективность, на которых зиждется современность, описываемая предшественниками. “На игле” – грязное и пакостное, оттого и справедливое кино. Оно не оправдывает никого. Ни вонючих торчков, ни не-торчков, живущих в таком же смраде потребления симулякров счастья. От перестановки мест слагаемых сумма все равно не меняется: задрипанный туалет одинаков и под ширевом, и в трезвости.
Жажда жизни есть, а утолить ее невозможно. После долгого пути исправления парадокс, просачивающийся через Lust for Life Рентона, возвращается – зачем же выбирать жизнь, когда есть героин?..
Вообще конечно английский режиссер Дэнни Бойл очень своевольно экранизировал книгу Ирвина Уэлша “Trainspotting”. Потому что Ирвин Уэлш писал немного про другое, а Бойл просто взял его книгу и снял свой фильм, который вы давно полюбили. А самое удивительное, что он все равно снял отличный фильм про наркоманов. Рассказывать про сюжет я не буду, потому что про этот фильм уже много написано. Я просто расскажу, как я отношусь к этому фильму…
А отношусь я к нему хорошо. Я, можно сказать, начал изучать авторское и английское кино именно с этой картины. Этот фильм имеет небольшие минусы, но плюсов у него все равно больше. Ну а самый главный плюс данного фильма – актерская игра главных героев. Больше всего запоминается Роберт Карлайл и Юэн Бремнер. Эти актеры сыграли свои лучшие роли.
А еще у этого фильма сногсшибательный саундтрек. Особенно понравились Underworld и Ice MC. Дэнни Бойл делал все возможное, чтобы его фильм запомнился, а еще он снял можно сказать настоящую сказку с добрым финалом. Только эту сказку детям лучше не показывать. А еще фильм имеет глубокий смысл, связанный с выбором в этой жизни и конечно связанный с друзьями. Вообще по версии Бойла выбор можно сделать всегда, а вот дружбы в этом мире практически нет. Видимо Бойл еще не отошел от своего предыдущего фильма “Неглубока могила”, который был посвящен именно дружбе. Все свои мысли Бойл засунул в фильм “На игле”. Поэтому его фильм получился очень смачный и очень хороший.
В итоге мы имеем уже на сто процентов культовую картину. Конечно, этот фильм можно и не любить, все-таки тема тут затронута очень щекотливая, но знать этот фильм должны абсолютно все настоящие киноманы. Я поставлю фильму высокую оценку, потому что Дэнни Бойл снял свой самый лучший фильм. Шедевр.
Фильм «На игле» каким-то особенным образом повлиял на меня и совпал с похожими душевными исканиями, которые были у гг (Рентона), поэтому данная картина сильно засела мне в душу.
Но начну со второстепенного. Для начала хочется отметить интересные операторские ходы и эффекты. Например, красивые кадры гор Шотландии, сцена с худшим сортиром в Шотландии, где главный герой погружается в туалет за опиумными свечами, или сцена, когда Рентон принимает герыч и медленно проваливается в пол. Думаю, что для фильма 1995 года с не слишком большим бюджетом в 3 млн. это вполне достойно.
Интересны и отсылки внутри фильма, например, отсылка на обложку альбома битлз, когда Рентон с компанией, идут на дело и переходят дорогу. Стены ночного клуба «Вулкан» украшены изображениями героя фильма «Таксист» Мартина Скорсезе.
Что касается сюжета, то он на самом деле довольно простенький и не слишком замысловатый, но затрагивает посыл и идея картины. Хочешь измениться и вырваться из привычной зоны комфорта, начинаешь новую жизнь, но прошлое идет за тобой по пятам. Легко начать с чистого листа, но сложно изменить подчерк, тут же прослеживается, так называемое ведро с крабами, где твоё же окружение тянет тебя назад, не давая тебе выбраться из привычного болота. Герой старается несколько раз бросить наркотики, но его окружение тянет назад, перед лицом трудностей он сдаётся и выбирает привычный выход - пустить по вене.
Но Рентон проходит большой путь к жизни, которую он отвергал. Он боится самой жизни и поэтому занимается эскапизмом и просто использует наркотики, чтобы избегать реальность. ГГ не хочет взрослеть и не хочет принимать то, как устроен мир, но после нескольких передозов, он все же принимает решение измениться. Рентон переезжает работать в большой город, устраивается работать менеджером по продаже квартир. И даже поддерживает общение со своей несовершеннолетней девушкой. Он постепенно учится брать ответственность за свою жизнь и свои поступки. Ему даже это нравится и все бы хорошо, но за человеком всегда следует его прошлое, вопрос только лишь в том, как он к этому относится и как будет этим распоряжаться. Сцена в баре, казалось бы, что теперь все как раньше те же «друзья» рядом и собираются они в том же пабе и пьют как раньше, но «эти моменты таят быстрее чем те 17 тысяч долларов, которые они получили за проданный героин». Рентон видит, что если он начал меняться и учиться брать ответственность на себя, то его друзья остались такими же инфантильными подростками, как и прежде, которые не отдают себе отчет в своих же поступках, которые не берут ответственность за свои же действия и которые творят все тот же бред, как и раньше. ГГ понимает, что им уже не по пути и ночью лежа в квартире, он понимает, что нужно валить, эти люди и дальше будут тащить его на социальное дно, будут и дальше подкидывать ему все-различных проблем и скорее всего вместе с ними он скатится в тот же образ жизни что и раньше. Он принимает решение валить, берет деньги и сваливает, оставляя лишь немного денег Кочерышке (Спуду).
Закольцовывает повествование монолог гг, где проговариваются те же слова что и начале, но теперь наш главный герой уже изменился. Он еще в начале своего пути, но он уже стоит на верной дороге и двигается по ней вперед, он проговаривает всё те же слова, что и в начале но теперь он делает выбрал не в пользу той, казалось бы интересной и такой протестной общественный порядкам жизни, которая была у него в период потребления героина, гг делает выбор в пользу той рутинной, скучной и общепринятой жизни, которая у него есть теперь, он перестает убегать от действительности, отказывается жить в мире грез и принимает реальность такой какая она есть. Рентон начинает жить в реальном, казалось бы, скучном, жестком, тяжелом, но все же реальном мире.
Его больше не пугает реальность, он не пытается убежать от нее, гг возвращает себе храбрость пребывать лицом к лицу со своим страхом реальной жизни и выбирает быть сильным и жить в настоящем мире.
Лично для меня фильм о взрослении и ответственности.
Хочешь не хочешь, но каждому приходиться болезненно сталкиваться с этой самой жизнью и ответственностью, которая ей сопутствует. Когда пропадают подростковые мечты о том, что сможешь добиться всего на свете, о том, что ты самый особенный и самый талантливый, о том что все пути в жизни тебе открыты и ты с легкостью сможешь добиться всего чего пожелаешь, когда все ты начинаешь понимать что все это далеко не так и болезненно сталкиваешься с жизнью.
Для многих это время душевного кризиса, потери опоры и духовных исканий, но также это и возможности, вырасти, стать лучше, понять себя и мир. Когда ты понимаешь, что мир не так-то прост как ты думал и в какой- то момент ты перестаешь бороться с жизнью и действительность, перестаёшь пытаться переделать мир, перестаешь бунтовать и быть максималистом. Именно в этот момент ты сталкиваешься с действительность и начинаешь понемногу ее принимать, перестаешь бороться с самой жизнью, но это не поражение, это время, когда у тебя отпадают лишние заблуждения и иллюзии, у тебя спадают розовые очки, ты понемногу начинаешь видеть мир таким какой он есть, перестаешь видеть его с лишней магией и пеленой загадок, но ты видишь реальны мир, мир такой какой он есть на самом деле. Да не такой красочный и возможно интересный, но реальный мир. В любом случае все мы живем в реальном мире, а не в мире воображения и мечт, и да жить в реальном мире сложнее, он может быть жестоким, скучный, и серым, но все же это реальный мир, тот в котором мы непосредственно живем. Через мужественный отказ от излишних надежд, воздушных замков и розовых очков, ты принимаешь устройство реального мира, и это дает тебе твердую почву для дальнейшего развития, ведь больше нет смысла пытаться плыть против ветра, но есть смысл повернуть свои паруса и когда ты это сделаешь, тогда ты сможешь изменить свое направление.
'На игле' Ирвина Уэлша - книга, в которой много смешных шуток. Но это суровая и супер последовательная книга о маргиналах. И с точки зрения Уэлша - маргиналы всегда ведут себя как маргиналы. Например предают.
'На Игле' Дэнни Бойла - фильм, в котором достаточно смешных шуток. И этот фильм, который смотрится как комедия, хотя совершенно точно показывает ужасы маргинальной жизни. Но без суровости и нагнетания.
И я бы никогда не сравнивал фильм и книгу, если бы экранизация не получилась настолько дословной и при этом настолько другой тематически. Потому что еще раз: Уэлш написал чернуху, внутри которой было эпизодическое веселье, а Бойл снял веселье в декорациях чернухи. И при этом, события в двух произведениях совсем одинаковые, хотя понимаются совершенно иначе. Хоть Уэлш и писатель с подворотни - его маргиналы были крайне драматичны, а их мелкие конфликты - сложнее обвинений в консьюмеризме, кроме которых в киношной 'На игле' никакого другого содержания нет.
НО ПРИ ЭТОМ
Этот фильм очень весело смотреть
Кроме того - тут хватает изобретательных способов неординарно показать то, что вы видели в кино десятки раз. Чего стоит только сцена, с погружением в ковер. Многие из этих оригинальных сцен, в принципе, автосемантичны - их можно вырывать из контекста и показывать друзьям, которые ничего не знают о 'На игле', просто для того, чтобы показать каким кино бывает. И все это без каких-либо притязаний на гениальность
Один из тех эпик-вин фильмов, что можно порекомендовать каждому. Какому бы жанру человек ни отдавал предпочтение, есть произведения кинематографа, которые смело можно советовать всем и каждому. Как то: Пролетая над Гнездом Кукушки, Побег из Шоушенка, Малышка на Миллион, Форрест Гамп... В этот пантеон вполне достоин войти и 'На Игле'... Да, оригинальное название другое, но наше лоКАЛизированное сразу дает понять о чем кино. Оно о мерзких шотландских нариках, самом дне днищенском, но при этом, как ни странно, не чернуха. Однако об этом чуть позже.
Очень серьезным плюсом, точнее авторской фишкой, сильно выделяющей фильм, является то, как режиссер играет с тональностью повествования. Оригинальный роман, по которому снят фильм, я не читал, так что не знаю как там и что, посему оцениваю кино отдельно. И вот... Вы когда-нибудь пробовали шоколад с солеными фисташками? Казалось бы, странное сочетание - сладкое и соленое, но даже для меня, далеко не сладкоежки, это показалось чрезвычайно вкусным, жрал бы плитками, целыми тоннами, квадриллионами тонн, целую вечность...) Вот и в кино я люблю подобные эмоциональные качели, когда, казалось бы, совершенно противоположные эмоции образуют очень необычный, но крутой и запоминающийся вкус. Подобных примеров немало, тот же жанр трагикомедия построен на сим контрасте, но если брать более радикальные примеры: Лабиринт Фавна, где детская сказка сочетается с такой лютейшей военной жестокостью и цинизмом, что только пот утирать остается. Лучший фильм товарища Гильермо дель Торо куда как сильней претенциозной 'Формы Воды'. Вот и в Trainspotting это выражено очень ярко. Первая половина фильма напоминает какую-то молодежную комедию (пусть и про нарков) - легкая, динамичная, при этом действительно смешная. Даже специфический юморок, основанный на всяком фекальном физиологизме, смешит даже взрослых людей за сорок - проверено эмпирически. Важной особенностью является повествование от лица ГГ, который свою упоротую наркоманскую жизнь описывает с таким смаком, как если бы последняя нимфоманка сладострастно рассказывала про свои любовные похождения. Но вот вторая половина фильма - это такой адский ад, который во время первого просмотра натурально сорвал крышу. Все эти муки от ломки, с мертвыми младенцами и прочим дают по голове как выпитая залпом бутылка самогона. При этом, повествование, что интересно, не утяжеляется -формально оно остается таким же легким и динамичным, не ударяясь в вязкую угрюмость. Дэнни Бойл -мастер, че говорить.
Говоря про чернушность, я, собственно, имел в виду именно это. Есть другой антинаркоманский фильм 'Реквием по мечте' - тоже культовое произведение, но мне не нравится из-за его максимальной тяжеловесности. Его сложно смотреть из-за этого. Я понимаю что кинокритики - люди особого склада ума, которые любят обмазываться страданиями, аки копрофил - какашечками, но по моему (безусловно единственно верному, а как же) мнению, режиссер должен ориентироваться не на самопровозглашенную элитку, которая может клеймить народно любимые фильмы, а на массового зрителя, поэтому Бойлу жму руку обеими клешнями и обеими ногами заодно - его кино, хотя и пользуется благосклонностью 'экспертов', но благодаря динамике, отличной съемке, классно подобранной музыке и прочему, способно проникнуть в сердце зрителя и как минимум обеспечить приятный первый просмотр, что часто не хватает всяким псеводоинтеллектуальным 'высоким' помоям. Кстати, вторую часть фильма я одно время ждал как верующий не ждал бы второго пришествия Христа, но... Я его не посмотрел. Ибо, как бы смешно ни звучало, я боюсь трогать свои хрустальные воспоминания -как бы они не разбились ненароком.
Про техническую часть, актерскую игру и прочее даже говорить не хочется. Все прекрасно, одно только 'но' - Юэн МакГрегор в моем сознании навсегда остался стрёмным шотландским наркоманом, а как джедая я его не воспринял. Ну что поделать, простите) Отмороженный дегенерат Бэгби в исполнении Роберта Карлайла прекрасен. Что интересно, абсолютно реалистичный персонаж (да как и большинство в этом фильме) - такая мразотная скотоподобная личность вышла что ухх... И Роберт чисто внешне, при его тщедушной комплекции, опасным не выглядит, но сила актерской игры сделала свое дело - получился такой отморозок, с которым ты вряд ли захочешь контактировать в реальной жизни. Еще было во время первого просмотра странно что хорошая девочка в исполнении Келли Макдональд встречается с таким откровенным отбросом и нариком как ГГ. Угадайте, что я увидел за 20 прошедших лет? Да, таких как она - тьма тьмущая) Респект всем создателям, маст вотч всем киноманам - кино на века.
Культовое кино Дэнни Бойла — прекрасное напоминание о том, к чему приводит наркотическая зависимость, и что жизнь наркомана — далеко не романтичная штука, какой порой ее выставляют в поп-культуре.
И напоминает об этом Бойл, как истинный британец, прекрасной иронией и тонкой гранью между трагичным и комичным, мастерски лавируя от одного к другому.
Если бы конец прошлого столетия был бы красивой асфальтированной дорогой, то, несомненно, белые полосы отдали бы 90-ым. Эдинбург подарил миру великого Шона Коннери, литературного гения Артура Конана Дойла и четырех неразлучных друзей, которые не стали выбирать жизнь, а выбрали кое-что другое. Почему? Да ни почему. Какие могут быть «почему», когда есть героин?
У каждого свои причины, побудившие связаться со смертоносным порошком, но протоптанная тропинка к деревянному ящику 2х0,7, усыпанная фейерверочными трипами, рано или поздно объединит всех.
Выбери свое будущее.
А пока шотландский квартет может в свой выходной продавать телевизоры, чтобы не смотреть отупляющих шоу, набивать на вырученные стерлинги вены всякой всячиной, грабить недвижимость, страдать от язвы желудка, разрушающихся зубов и просроченной медицинской страховки, и, наконец, выбирать загнивание, чтобы со стыдом вспоминать подонков, которых ты заложил, чтобы выбраться самому.
Но все-таки хочется напомнить, что есть вещи получше, чем игла, Рентон.
Отличный фильм, который вы не захотите пересматривать
Несмотря на популярность этого кино, впервые я посмотрел его только в начале 22 года. Имея некую намеренность, для меня стало удивительным насколько этот фильм может быть отвратительным и одновременно притягательным.
Строго говоря, весь фильм - это от начала и до конца пропаганда против наркотиков и героиновой зависимости от которой очень многие страдали в конце прошлого века. Через призму зависимости нам рассказывают историю дружбы и некоторые спорные ее перипетии.
К вопросу о выборе названия для моей рецензии. Местами фильм прямо демонстрирует своему зрителю всю шокирующую прелесть наркотической зависимости. Происходящее омерзительно не только для глаз, но и с моральной точки зрения. На самом деле, именно это часть вопроса вызывает гораздо большее отвращение, чем то, что видит глаз.
Сделано это было с одной единственной причиной - заставить зрителей ценить нормальный образ жизни. Как говориться в начале: 'выбери жизнь'.
Меня удивил неоднозначный взгляд на главного героя, который, хоть и выделяется среди своих друзей, но далеко не уступает им в стремлении к саморазрушению. Говоря по правда, все герои здесь являются крайне проработанными личностями и прекрасно взаимодействуют друг с другом. Тем реалистичнее смотреть на их развитие, так как ты легко веришь в то, что такие подонки реально существовали 25 лет назад.
Несмотря на все это, я смотрел на фильм без отрыва. Смелые сценарные решения, которые не просто созданы, чтобы быть мерзкими а еще и неплохо продвигают сюжет, приковывают к себе. По настроению безысходности картина очень напомнила мне фильмы 'Грязь' и 'Дорога'.
Фильм действительно стал культовым и отлично отображает ту эпоху для Великобритании.
Сюжет прекрасно раскрывает героев, как они меняются по ходу картины, открывает их истинные сущности и мотивацию. Но всё же присутствует некоторая топорность.
Перед нами предстают молодые люди, которые предпочли гедонизм, всему прочему - семье, карьере, учебе. Но по ходу сюжета, они понимают, что всё таки главный слоган 'Выбери Жизнь' намного глубже, чем им казалось изначально. Приходит некое откровение, и для всех понятие 'Жизнь' становится нечто иным. Этому служат как травмирующие события, любовь, так и просто духовный рост персонажей и осознание своего положения, в целом. Однако же некоторые, на протяжении всего фильма, просто стагнировали на одном месте, что тоже сыграло на руку для раскрытия морали зрителю.
Отдельная похвала саундтрекам, которые безупречно подобраны, и на них также делается немалый акцент.
Фильм очень тяжелый, к нему нужно быть реально подготовленным морально. Заставляет посмотреть на жизнь под другим углом, где-то шокироваться, где-то испугаться, где-то порадоваться. Но всё же фильм более в меланхоличных эмоциональных оттенках. Очень тяжелые и метафоричные сцены могут просто не дать заснуть. Однако же, несмотря на всю тяжесть фильма, я бы скорее его посоветовал, для того, чтоб ознакомиться и с Шотландским кинематографом, и в целом 'окунуться' во всю эту среду.
Красочно - это идеальное слово для описания «На игле». С помощью ярких персонажей, реалистичных декораций, внушительный спектр игры актеров(в особенности на полную выложился Юэн Макгрегор и определённо привнес свою харизму главному герою) режиссёр обнажает тот слой общества, на который постоянно тычут пальцем и повторяют «не стань таким же», показывают его грязь, унижение и человеческую волю. Сможет ли он завязать со своей зависимостью или же броситься обратно за иглой и ложкой трясущими руками. Так же интересные решения по спецэффектам, сцены как Рентон проваливается под пол передают его ощущения от кайфа, его ожившие кошмары, с которыми он остается в пустой комнате, дабы пережить ломку. Автор хочет донести, все чувства, которые переживает человек этого общества, но так же, что он может из этого выбраться, если у него будет достаточно воли и желания. Главное не переставать идти по ступеням вверх, чего главный герой не смог сделать.
«Причины? Никаких причин. Какие могут быть причины, когда есть героин?»
Кто-то безвылазно погружен в работу, живет спокойно, размеренно и комфортно; кто-то примерный семьянин, не замечающий ничего дальше семейного круга, в упоении наслаждающийся моментами вместе. Иной занят учебой и не вылезает из книжек в надежде на успешное будущее. Разграничивая привычный, “правильный” или даже типичный уклад жизни Денни Бойл знакомит нас с представителями другого слоя, скрытого за невидимой, непреодолимой стеной, за которой струится и плескается насыщенная и беспокойная жизнь эдинбургской маргинальной молодежи девяностых годов прошлого века.
Марк Рентон – молодой беспринципный парень, живущий моментом, ни о чем не задумывающийся и ни к чему не стремящийся. Ему не нужны дорогие тачки, золотые хоромы, семья, ипотека и здоровый образ жизни. Он застрял в омуте пороков, похоти и самозабвения, он выбрал героин. У Рентона есть “друзья”, которых на самом деле сложно назвать даже просто знакомыми, на их фоне Марк кажется вполне нормальным человеком и этим все сказано. Марк живет с пожилыми родителями, которые далеко не в восторге от легкомысленного сына и не теряют надежды, что он наконец-то “возьмется за голову”. Впрочем, Марку наплевать. И, действительно, какая разница, если вечером, ночном клубе, повезет подцепить классную девчонку, танцуя под Игги Попа, и размочить все разливным пивом в добавок к “белоснежным полоскам”?
Постоянные тусовки, море выпивки и горы наркотиков не оставляют ни времени, ни сил, чтобы трезво взглянуть на жизнь, задуматься над происходящим и, в особенности, над грядущим, ничего не обещающим будущим. Но все когда-нибудь заканчивается: тусовки сменяются слепящим рассветом, бокалы пустеют, а порошок скоропостижно исчезает, как и его сладкий, дурманящий эффект. Для поддержки такого развлечения необходимы деньги, но, к сожалению, ребятам не до работы. Грабеж и разбой – единственные спонсоры этого “merry-go-round”. В один из таких “рабочих” дней ГГ попадается, но здесь ему улыбается удача и вместо него сажают подельника. Именно этот фрагмент является завязкой фильма, параллельно с которым начинается его внутренняя борьба и мысли о переменах в закоренелом течении жизни.
Денни Бойл блестяще передал атмосферу потерянной молодежи; абсурдность идентичных, непрерывающихся дней бессмысленного существования в поиске очередной дозы. Много внимания уделено изображению мрачного, жестокого мира “смотрящих за поездами” и безумным кошмарам в триповом угаре. Не менее важно отметить раскрытие режиссером образов персонажей, их очевидное сходство и тонкие различия в мировосприятии, не даром весь нарратив сосредоточен вокруг Марка Рентона и окружающая действительность представлена через призму его восприятия, т. к. только он обладает потенциалом для реабилитации и порывами к изменениям, в то время как остальные - неисправимые, отпетые торчки. Также хочется отметить отсылки на схожие по духу киноленты: “Заводной апельсин” Кубрика и “Таксист” Скорсезе. Например, сцена, где компания друзей сидит в баре, воспроизводит начальную сцену “Заводного апельсина”, а в ночном клубе, куда по сюжету отправляются приятели, на одной из сцен изображен Трэвис Бикль. В завершение нельзя не упомянуть легендарный монолог “Выбери жизнь” открывающий фильм, который тянется красной нитью на всем его протяжении.
Тяжелая, пугающая, в то же время вызывающая невольную скользящую улыбку сквозь ужас, где-то побуждая к отторжению, неприязни, а где-то к состраданию и жалости, работа Бойла пронизана противоречием чувств и мыслей, противоборством пороков и неугасающей надежды на искупление. Под опытным руководством талантливого режиссера сюжет истории вырывается из рамок текста сценария и превращается в настоящую, повседневную жизнь со всеми ее испытаниями и печалью, удовольствиями и разочарованиями.