От себя не убежишь. Самый главный враг - ты сам и то, что внутри тебя.
Для Айсултана Сеитова - фильм “Каш” - first blood на большом экране, дебютный кино-эксперимент, в который он вложил частичку собственных переживаний, эмоций и воспоминаний казахского народа. Режиссер не боится играть с цветами, “академической” камерой в 35 миллиметров и кадром 4:3, вкладывает в уста персонажей неоднозначные “поговорческие” высказывания, обожает центровать кадры в стиле Кубрика и крепкой иронией проходится по казахстанскому обществу, которому порой необходимо объективно посмотреть на себя “со-стороны”.
Сюжет фильма переносит нас в КазАССР, где процветают весьма печальные социально-политические тенденции, подводящие страну и народ к порогу голощёкинского голода, которая отчасти связана с тем, что происходило во времена убийственного сталинского режима. Однако грамотно расставленные акценты, а также операторская работа в сочетании с атмосферной музыкой, позволили превратить повествование из поднимающей давние обиды и терзающей раны драмы, в интеллектуальное, рассудительное и по-хорошему ироничное зрелище, ради которого стоит задержаться у экрана от первой до последней минуты.
Образ деда(Тепе) - сублимация страхов главного героя(Исатай), который бежит от родного аула, дома и юрты. Страх внутри себя - как олицетворение самого главного врага человека. Ключи к понимаю Исатая кроются в его снах - страхов с потерей своего младшего брата(Алим) через захоронение в братской могиле и отсутствие Алима в сундуке с беспомощностью самого Исатая.
Как только Исатай теряет Алима, он понимает, что его потеря - не основной страх, который движет им. Страх голода - вот та причина по которой он покинул деревню, перекрывшую его изначальную миссию с доставкой письма. Как только он это понимает и принимает себя, то страх, у которого “глаза велики” становится слепым, а вечное ходьба по кругу в степи прекращается, его путешествие моментально приводит в пункт назначения - город, в котором Алима принимают в школу и производится доставка письма.
Сломленный и горящий в огне шанырак, следом летящие самолеты, как символ неэффективности многих казахских традиций в современном мире. Корзина с письмами, как олицетворение бюрократской системы власти в Казахстане, с кучей пустословных обещаний, полученных обращений от народа и нулевым их решением. Разбойники в степи как чиновники в правительстве, оправдывающие свой грабеж - не причинением смерти самому народу. Последняя спичка в коробке - как единственный и последний шанс у Казахстана, согреться и выжить в современных реалиях. Бесстрашный Исатай - как образ казахских мужчин, которые под обложкой “сильного мужчины” будут продолжать скрывать от самого себя свои слабости и страхи. Голод - как основная причина, по которой наз-семейка тратит миллиарды долларов на приобретение дворцов в Европе и Дубай, Mercedes G-class для своей охраны, содержание грузинских любовниц, постройку балетных сооружений для внебрачных жен и т.д. Когда ты голоден, то каннибализм будет для тебя как поедание барана в застолье. Когда ты голодный внутри, то будешь потреблять все подряд во внешнем мире, чтобы удовлетворить свои душевные болячки и травмы.
Айсултан не боится вызвать на себя гнев Казахстанцев. Он, поднимая сложные темы в фильме, пытается донести проблемы, о которых нам всем не стоит забывать. Нельзя убегать от самого себя, своих внутренних травмах, а нужно их понимать, решать, двигаться и идти вперед в будущее. Он лишь поднимает тему – ее интерпретация и обсуждение всегда остается за зрителем.
Фильм «КАШ» Айсултана Сеитова является переходным периодом в его творчестве, т. к был сделан шаг в сторону большого кино. Фильм затрагивает трагический период коллективизации в Казахстане, период голода и страдания, который унес жизни миллионов людей.
В начале фильма общим планом режиссер нас отправляет в степь. В степи находится небольшой аул.
Как указано в описании к фильму главным персонажем в фильме является могильщик по имени Исатай, который был вынужден ежедневно хоронить тела аулдасов, умерших от голода.
В связи происходящем бедствием Аксакал (старейшина аула) просит Исатая отправиться в ближайший город для доставки письма с просьбой о помощи.
Если зритель читал или же смотрел документальные фильмы про те времена, то знает о творившихся ужасах на просторах нашей степи.
Главный герой отправляется в опасный путь и с этого момента начинается основной сюжет фильма: судьба путника, усталость, борьба с голодом и самим собой.
Фильм снят в серых тонах. Как потом объяснил режиссер, это была вынужденная мера, но при этом данное решение дополняет атмосферу происходящего. По картинке первое, что бросается в глаза это симметрия в общих планах, фильм снят очень красиво! Также команда кинематографистов хорошо поработала с элементами хорорра в некоторых сценах: дырка в юрте, сундук, сны Исатая. По звуковому сопровождению тоже нет вопросов, но обычно это проблема в казахстанском кино.
Хотел бы выделить мальчика Султана Нурмуха (Алим) он сыграл свою роль просто бесподобно!
Сцены, которые зацепили меня: 'Корзина с письмами', 'Дети и новый алфавит'.
Трагедию не должен забывать ни один казахстанец, поэтому на фильм сходить обязательно нужно.
Я понимаю, что зрители привыкли к американским фильмам с расходами в сотни миллионов долларов. У режиссера не было таких средств, поэтому голливудского масштаба и какого-то экшна от фильма ожидать не стоит.
Это история маленького аула и его жителей в лице главного героя, который должен осилить ужас происходящего и при этом остаться человеком.
Производство фильма большая и сложная работа и у тебя получилось хорошо!
«Каш» Дебютный полнометражный фильм Айсултана Сеитова недавно вышел в кинотеатрах Казахстана.
В целом для дебютанта клипмейкера фильм получился очень успешным.
А для Казахстана думаю то, что картина вышла весьма новаторской.
«КАШ» Айсултана Сеитова очень похож на картины «Маяк» Роберта Эггерса и «Заблудившийся» Акана Сатаева.
Что понравилось:
Виртуозная работа всей съемочной группы.
Локации для съемок были очень живописными.
Работа костюмера и гримера была выше всех похвал.
Операторская работа была филигранной.
Видно то что ребята усердно работали над каждым кадром, как Орсон Уэллс в своей дебютной картине.
Музыка была очень к месту и атмосферной.
Кобыз использовали в правильных местах, домбру тоже.
Как бы двойственно не звучало, но в фильме про «голодомор» есть очень точечное использование юмора.
Я понимаю что обывательский зритель мог заскучать смотря на то, как герои пешком идут по одной и тоже степи треть хронометража фильма, но он был максимально аккуратным и к месту.
Вообще не понравилось то, что режиссер решил использовать эти трудные для казахов времена всего лишь как сеттинг.
Не рефлексируя экзистенциальные проблемы общество и о злодейских деяниях кровавых большевиков.
Когда я услышал впервые, что они будут снимать на эту тему, я очень удивился, как удастся режиссеру рассказать эту историю максимально политкорректно.
В конечном итоге импрессивно-демонстративное перо режиссера, были восприняты мной очень двойственно.
Движение камеры были очень по клипмейкерский противоречивы к атмосфере самой картины.
Все таки когда собирался ходить на этот фильм, думал то что иду на социальную драму, арт-хаус.
Если коротко, фильм оказался клипмейкерский странным.
Характеры, драма, сюжет не развивается никуда, но при этом каждый кадр очень красивый.
Есть определенный замкнутый пул, где происходит события примеры:
«Плохой день в Блэк-Роке», «Нечто», «Маяк», «Заблудившийся» в этих фильмах хорошо построенная драматургия присутствует, а здесь ее просто нет.
Думая что это связано с метамодернистской тенденцией современного мирового общество.
Где эмоции и чувства императив, а думать и размышлять мы не хотим.
Учитывая то, что фильм делает очень амбициозный молодой для профессии клипмейкер, итоги первого дебютного фильма больше положительные чем отрицательные.
Дебютным фильм не должен становится великим и новаторским, он должен проложить путь к будущим великим картинам.