Странно, что на этот фильм нет отзывов. Я надеюсь, их не подчищают спецслужбы; во всяком случае, сделаю попытку пролить свет на сие творение.
«Геополипы» – вторая картина киностудии НОМФИЛЬМ, которая еще в начале девяностых специализировалась на короткометражных скетчах. Позднее многие из них легли в основу полнометражек, как это произошло с «Котом Васькой», ставшим частью «Геополипов».
Жанр заявлен как «Тетралогия о сильных мира сего»; фильм действительно состоит из четырех частей, повествующих о тех или иных моментах из жизни великих вождей: Ленина, Ким Ир Сена, Гитлера и Путина. Не мудрствуя лукаво, обращусь к описанию от самих создателей.
«Кот Васька» – экранизация одноименного рассказа В. Д. Бонч-Бруевича из сборника «Ленин и дети», в котором вождь пролетариата учит прыгать кота. «Огрызок» – история о встрече Великого Полководца Ким Ир Сена с крестьянкой Ли Бо Бу. «Адольф и его команда» – как известно, судьба человека во многом зависит от тех событий, что произошли с ним в детстве и наложили свой неизгладимый отпечаток на неокрепшую психику. Об одном дне из юности Адольфа Шикльгрубера по кличке Гитля повествует эта новелла. «Х**ня» – реалии современных рыночных отношений, и не только российских, отраженные в небольшом эпизоде наисовременнейшей истории.
«Геополипы» даже повидали свет: в 2004 году фильм стал участником международного кинофестиваля MOST в Австрии. Правда, я сомневаюсь, что там смогли по достоинству оценить всю глубину сатиры, присущей работе Кагадеева и Копейкина. А ведь картина и вправду замечательная в своем роде. Если первые две части разогревают зрителя, то дальше начинается трэш, угар и содомия. История Гитлера, Геринга, Геббельса и Гиммлера, полезших трусить яблони в саду старого еврея Хайля, покуда тот празднует Пурим, и неполиткорректна, и смешна, а главное – проливает свет на возможные истоки ненависти фюрера к народу израилеву. А повествование о распиле НЛО – прекрасная иллюстрация к тому, как действует эта схема, с младенческих лет известная каждому россиянину. Опять же, зрелище пьянки в общаге с участием Матвиенко, Касьянова, Жореса Алферова и Опарычева – смелый и неоднозначный ход со стороны создателей фильма. Это уж не говоря об еще одном персонаже, известном под кодовым именем «Президент РФ»…
Игра актеров, которая может показаться гротескно-гипертрофированной, на самом деле служит общей задумке как нельзя лучше. Иван Турист постоянно впадает в экзальтацию, что можно трактовать как переигрывание, но стоит досмотреть картину до середины, как эта манера начинает казаться единственно верной. В общем и целом «Геополипы» выглядят слепленными на коленке в еще большей степени, чем опусы «Алибастера», особенно за счет постоянных неприкрытых вставок сток-видео, но смысловая наполненность заставляет забыть о технических несовершенствах.
Таким образом, это еще один редкий случай, когда мне нравится современный российский фильм малоизвестной студии.