«Даа Вань не повезло тебе, ходит в б...х платьях еще и выпивает — так себе фрау оказалась да ?»
После фильма «Ника» (про несчастную девочку «поэта») открыл для себя талант Лизы Янковской и решил время от времени поглядывать куда дальше поведет ее творческий путь. Вообще семья Янковских предельно удивляет, так как и Иван (брат Лизы) вырос в очень качественного актера и уже много где засветился. Поэтому на сей раз на обзор попадает романтика в декорациях зимней и не очень Перми под названием «Фрау».
В центре сюжета тоже Иван, правда для всех он Ваня. Своеобразный человек, который носит с собой топорик, не хочет менять ремонт в бабушкиной квартире, слушает винил, а еще всех девушек называет фрау. Вообще слово это здесь не случайно, в переводе с немецкого оно означает не только «женщина», но и «госпожа». Дело в том что Ваня безнадежный романтик и очень хочет найти того самого человека, чтобы «служить ему». Ничего не получается пока он случайно не попадает на балет — там он замечает балерину Кристину и начинает за ней ухаживать на свой «рыцарский» манер.
Вообще фильм оказался довольно грустный и одновременно глубокий:
-Не нужно быть с кем-то, просто чтобы не быть одному
-Не нужно пытаться быть тем, кем ты не являешься
-Не нужно подстраиваться под другого человека настолько, что теряется собственное я
-Не нужно пытаться полюбить того, кого ты не любишь искренне
-Что нужно — это быть самодостаточным и думать о других людях
-У каждого будет время написать свою «Ледяную сказку»
У меня не получилось эмоционально подключиться к ленте, но я очень хочу отметить визуал и такт повествования. Все красиво. Интерьеры всех квартир, маленькие детали быта, сочетания цветов замызганных фасадов, одежда героев – все это очень эстетично и аккуратно решено. Для меня этот фильм был очень комфортным в плане картинки. Пермь очень красивая. Очень приятно смотреть кино не про столичный город, который показан красивым, а не кошмарным, нищим и депрессивным.
Наверное, я не могу понять кино из-за того, что мой персональный опыт сильно отличается от опыта героев ленты. Я рано встретилась со смертью близких, у меня была полная семья с братьями, поэтому я просто не могу считать вот эти трудные переживания одиноких женщин трех поколений, которые не могут справиться ни с жизнью, ни с самими собой, ни со смертью.
Тем не менее, мне кажется, что это кино стоит посмотреть, я рада, что оно существует, и я благодарна всем участникам проекта за кропотливую и деликатную работу.
'Фрау' 2023 г. - это заявленный как трагикомедия фильм Любови Мульменко. Он получил множество восторженных отзывов, имеет рейтинг 7,1 в Кинопоиске и сражался за звание лучшего фильма года по версии Российской гильдии кинокритиков.
Сюжет тут довольно забавный - странный молодой человек, живущий в бабушкиной квартире и называющих всех женщин 'фрау', решает обзавестись женой. Однажды он отправляется в театр, видит на сцене балерину и решает, что она может стать отличной супругой для него. Тем временем сама балерина живет в квартире со сверхконтролирующей бабушкой и несчастной матерью. Личная жизнь у нее не ладится - у нее отношения с женатым врачом, который вовсе не собирается бросать жену...
Наши герои встретятся и оба окажутся способными увидеть друг в друге то, что они ищут. Однако дальнейшие отношения сложатся вовсе не так, как каждый из них желал.
Идея фильма 'Фрау' - отличная. А вот абсолютно все, кроме самой идеи очень далеко от характеристики 'отличная'.
Подобного рода романические трагикомедийные ленты про странноватых людей, не вписывающихся в окружающий мир - редкость для российского кино, но отлично реализуются кинематографистами других стран (например, 'Наполеон Динамит', 'Ужин по-американски', 'Язык нежности', 'Босиком по мостовой', 'Амели').
Все такие картины балансируют на грани абсурда, постоянно переключаясь от драмы в комедию, от нормы в безумие, от обыденности в фантазийность, от предсказуемости в неожиданность. Когда все складывается как задумано, получаются светлые ленты с интересным многогранным сюжетом и незабываемыми героями.
Но 'Фрау', несмотря на настойчивую попытку рассказывать драматическую историю об одиночестве комедийным языком, не справляется со своей задачей. Актеры абсолютно не выглядят органичными в своих ролях. Их герои кажутся искусственными и нереалистичными, а диалоги звучат фальшиво. А для трагикомедий органичность актеров - это жизненно необходимое условие.
Попытка создать какой-то игрушечный мир в стиле Уэса Андерсона не удалась - мир фильма и разворачивающиеся в нем события выглядят именно как неудачная попытка визуализировать задуманный как юморной сценарий. То, что должно было атмосферным, выглядит просто-напросто угрюмым.
Вместо трагикомедии получилась обычная плоская драма. К тому же разыгранная с нетипичными воображаемыми и не вызывающими чувства реальности персонажами.
Единственное за что можно похвалить 'Фрау' - так это за попытку. Россия почему-то практически не умеет создавать трагикомедийные ленты. Комедии с небольшими элементами драмы получаются. Но органичное равноправное сосуществование драмы и комедии в одном повествовании - нет.
Причем не только российские кинематографисты не дружат с трагикомедиями, но и зрители. Мне постоянно пишут в комментариях, что тот или иной фильм вовсе не трагикомедия, а драма. Это просто вечная тема, бессмертная. Меня всегда удивлявшая. Но вот теперь, посмотрев 'Фрау', я тоже могу уверенно произнести 'Это не трагикомедия. В этом фильме нет вообще ничего смешного'.
Это фильм определенно не о нём, как может показаться вначале. Этот фильм о ней, поэтому и название такое - «Фрау». Наверное это объясняется тем, что режиссер женщина и ей проще говорить про себя. Кстати, постельная сцена тоже скорее всего будет понятна только женщине, женщине, которая не любила, но в постель ложилась, и вроде ничего страшного не происходит, но на душе скребут кошки и хочется плакать.
Мне нравится Лиза Янковская, сразу понравилась, как только я её увидела на экране, в Нике, кажется, может чуть раньше. Она из тех актрис, которые живут в роли и органично смотрятся в кадре. Этому сложно научиться, скорее здесь врожденный талант.
Очень понравился финал, прям отозвался мне. Думаю, он о том, что счастье не всегда можно запихнуть в какие-то общепринятые рамки, и иногда оно случается тогда, когда ты из этих рамок выходишь и идешь своим путём, пусть даже этот путь никто не понимает и не одобряет.
В общем, фильм не сказочный, а наоборот очень даже жизненный. Рекомендую тем, кому нравятся обычные человеческие истории.
'Фрау' - очень родная сказка про то, что Россия не только для грустных, но и для одиноких
Живет где-то в Перми Ваня. У Вани есть бабушкина квартира, рыбалка с друзьями и небольшой топорик за поясом (для безопасности). Слушает он советские радиоспектакли, со школы любит книгу о Тиле Уленшпигеле и мечтает о своей фрау. Так Ваня называет всех женщин, которые встречаются ему на пути. Клеенка, обои, железные баночки в горошек на кухне, зубной порошок по утрам, бутерброды с докторской в рюкзаке - быт паренька выстроен то ли по-советски, то ли по-армейски. А еще он пишет в тайне от всех 'Ледяную сказку' и хранит ее, как полагается, в тайничке в морозилке.
И где-то всё в той же Перми живет фрау Кристина. Прима местного театра, главной культурной артели. Живет в бегах и сомнениях, как положено современному человеку. Токсично сосуществует в отношениях с женатым и депрессивным доктором, лечащим ее колено. По вечерам танцует под партитуру Жизель. А дома ее ждет бабье царство - мать, доживающая век без рано ушедшего мужа, но еще раньше ушедшего к другой, и бабушка, между прочим, кандидат каких-то там наук.
Наконец, Ваня и фрау Кристина встречаются. Он приносит ей васильки всех цветов радуги, угощает бутербродами с докторской и даже помогает починить кран. Она отвечает взаимностью и даже спорит с будущим свёкром о странностях Вани. 'За это его и люблю'. Ребята - миллениалы, и их главный смертный грех - одиночество. Поэтому и встреча - тот самый курьезный зигзаг судьбы.
О чем эта история? Лучшее объяснение дает сам фильм в конце. Люба Мульменко, автор блестящих диалогов к 'Купе номер 6' и одна из сосценаристок 'Разжимая кулаки', формулирует ответ, обреченный на вечность. Насколько вообще универсальна какая бы то ни была цель? А обязательно ли нужен смысл? Или понимание переоценено? А может, иногда человеку нужно быть одному? А кто вообще сказал, что одиночество - это грустная ноша, а не меланхоличная свобода?
Зачем Мульменко копается в этих непростых, но давно отвеченных, вопросах, понять не сложно. Но как искренен восторг от того, насколько тонко выстроен сценарий, где чеховские ружья стреляют, достоевщина, как-то скрещенная с толстовщиной, главной героини ранит, а маяковщина главного героя смешит.
'Фрау' - очень гибкое кино, тройной тулуп в мире повальных квадов и акселей. Им не удивить, но так красиво, так изящно. Работа с образами здесь неизбежно рождает сравнения с необарочным французским cinema du look и той же 'Амели' Жене.
Уже большая русская актриса Лиза Янковская тут как будто вышла то ли из Питера желтых стен, то ли из поэтики ивановского Урала. Вадик Королев играет персонажа попроще, но как! При всем этом 'Фрау' - фильм очень пермский. Родной город и край Мульменко ухватывает за душу, ни разу не злоупотребив панорамой или туркластерами. Я был в Прикамье не так много, но ее вайбы 'Фрау' воссоздает честно и очень нежно.
'Фрау' - это кино о мечте, но не о той, которая сбудется и путь к которой завораживает. А о той, которую ты проносишь сквозь всю жизнь, сокровенно храня в том самом тайничке. Тебе не сложно в ней признаться, но она настолько хрупка, что реализовать ее сродни предательству.
Хрустальный цветок, как зеркало из замка, охраняемого совой. Если любимый Ваней Уленшпигель - это герой-трикстер, то наш протагонист - его вечный антипод. Их диалектика созвучна главному невыученному уроку человечества - каждому своё.
Как итог, 'Фрау' наполняет зрителя мифом, что одиночество непреложно и непрестанно. В этом мифе, как в одеяле, особенно приятно нежиться тем, кто сейчас, правда, одинок. Как хорошо, что теперь есть кино и для них. Не мотивирующее, не вынуждающее, не осуждающее. Просто родное. Просто про их выбор. Просто про них.
Передовым для своего времени андроидам Филиппа Дика виделись в снах настоящие электроовцы. Но наука не стоит на месте, и вот уже андроид Ваня, сконструированный, спрограмированный, сочинённый и снятый Любовью Мульменко, просит у святой Матроны: 'Я хочу жениться очень. И детей.' Андроид Ваня - модель усреднённого идеала мужчины для усреднённой женщины. Наверное, такими виделись из 60-х годов жители победившего коммунизма: правильными, умелыми, слушающими советские песни, благородно 'производящими рыцарское служение', не знающими секса, но осуществляющими его для размножения и обмена гормонами (потому что это полезно) и даже еду выбирающими не по вкусу, а чтобы была свежей и калорийной (опять же, потому что полезно).
Андроид Ваня - мужчина, о котором всякая женщина может только мечтать. Потому что своей избраннице он каждый вечер говорит: 'Как прошёл сегодня твой день, любимая?!' А вот избранница что-то не рада. Может, потому, что избранница - живая женщина? Которая вроде и нашла в Ване всё то, что искала в мужчинах, и вроде он действительно не такой как все остальные, а счастья нет...
Любовь Мульменко сняла фильм, который нет никаких сил смотреть, и оторваться тоже нельзя - милые, хорошие, добрые, очаровательные герои поражены издревле живущей в человеке (включая андроида Ваню) бациллой эгоизма. Поступиться собой, чтобы и обрести наконец желанное счастье, у них пока выходит строго на ограниченное число шагов. Ровно до той черты, за которой начинается уже дискомфорт. А то, что он легко перекрывается радостью от возможности радовать любимого (ближнего), им ещё невдомёк. Им страшно попробовать. (Может, потому они и сторонятся любви как чувства, способного этот эгоизм победить и разрушить этот тёплый мирок обывательского счастья с безутешными грёзами о чём-то большем?)
И чем они тогда отличаются от андроида Вани, в которого эта микросхема не впаяна в принципе? Который в финале приходит к пониманию того, что мечтать о счастье под соответствующую песенку из советского мультфильма - это счастье и есть? Не маловато ли для теплокровных?
Заявленная как драмеди история о не вполне удачном столкновении двух ожиданий. Как бы, анти-Пигмалион. Теза прочитывается легко. Вот только жанр сомнителен.
Актриса Лиза Янковская аутентична, а значит будет неприкаянно нести свою самость куда надо и не надо. Это качество редко сочетается с артистизмом. Но сообщает редкую исповедальность тем ролям, которые вступают в резонанс с мироощущением актёра. Роль балерины Кристины из таких. Поэтому драматизм в фильме «Фрау» совсем нешуточный, не комедийный, а напротив — вполне настоящий и даже пронзительный.
Но на что рассчитывал режиссёр, по-голливудски легкомысленно сочленяя страдающую Кристи с ущербно-комичным гомункулусом Иваном? Редкие вкрапления юмора в проявлениях этого искусственного персонажа превращаются в едкий, раздражающий глаза пар там, где сценарий допускает его контакт с раскалённым, как паяльник, внутренним стержнем драматичной Лизы.
Иван — очередной юродивый персонаж, избыток коих в нашем кино давно уже напрягает. Комический креатив в художественной лепке черт Ивана состоит в придании ему свойств некого советского рудимента. Он чужд потребительству, самоотвержен, куртуазно романтичен, а ещё малообразован, инфантилен и глуп. По мысли режиссёра песенки из советских мультиков и пионерские аллюзии должны были добавить ему забавного лиризма.
Проблема не в том, что квази-ностальгический стёб режиссёра выглядит вычурно и уныло. Полстраны смеётся и не над такими перлами. Совсем не смешно и даже печально то, что скомкан оказался жанр. Не может экранная Кристина строить брачные эксперименты с клоуном ощутимо за гранью адекватности. А если может, то это уже тем более не драмеди и даже не драма, а трагедия. Но нам, вроде как, предлагают лишь грустно улыбнуться. У меня не получилось.
Это то, что должно выпускать министерство культуры
Фильм получился тяжелый, но он великолепно иллюстрирует что происходит, когда причинно-следственные связи меняются местами и уверен, что это одна из ключевых проблем современного социума.
Тут, ровно как в реальной жизни нет ни протагонистов, ни антагонистов. Каждый персонаж пришел к моменту старта истории со своим уникальным багажом жизненного опыта, да и мог бы и идти дальше, но в головах главных героев сработал тумблер, который перевел психику в режим «пора остепениться».
В момент этого переключения привычная ранее логика вышла из чата и включился режим «мне срочно надо как у всех», однако далее начинается то, что прекрасно иллюстрирует цитата из одной известной песни – «Она так хочет, чтобы все, как у всех, но чтоб, при этом, не так, как они», в следствии чего включается игнорирование народной мудрости про то, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Как писал выше, данный режим, по сути меняет местами причину и следствие. Если причиной «нормальных» отношений в первую очередь является психологическая совместимость, которая может перерасти в физическую близость, следствием которой может стать формирование семьи, то в режиме «Часики тикают, беру что есть» люди почему-то решают, что у них получится провернуть «Я его слепила из того что было, а потом что было то и полюбила».
Но, к сожалению, так не работает, в итоге получается то, что отлично продемонстрированно в данной ленте и если бы на уровне министерства культуры популярно доносилась до масс информация так, а не про какие-то там мистические семейные узы, то уверен, что хотя бы части населения удалось не наступить на эти грабли, а те, кто всё-таки решил наступить не доводили ситуацию до кипения, а исправляли (насколько это возможно) значительно раньше.
Собственно, по содержанию к картине вопросов нет, тут однозначно 10 из 10, а вот подача получилась слишком уж гротескной и в таком виде, как есть те, кто понимает, что происходит, простите за тавтологию, понимают куда дует ветер фактически с самого начала, из-за чего смотреть скучновато, а те, кто не понимает, что происходит, скорее всего так и не поймут по причине отсутствия необходимого жизненного опыта и для них это в лучшем случае будет какая-то непонятная мелодрама.
В результате к сожалению целевой аудитории в таком формате, картина не зайдет и очень жаль. Поднятая тема заслуживает всестороннего освещения и очень надеюсь, что люди искусства наконец обратят на нее заслуженное внимание и смогут придать нужную форму, чтобы правильно донести информацию до тех, кому данная достаточно простая мысль в прямом смысле слова может спасти жизнь.
Сходила спонтанно на фильм 'Фрау' (2023, сценарист и режиссёр Любовь Мульменко). Иногда я люблю посмотреть фильмы о странных людях. Главный герой Иван (Вадик Королёв) - это такой немного 'человек дождя', парень со странностями. В нем какая-то детская наивность, подкупающая тех, кто устал от циничных, колючих, сложных мэнов. Одна песенка 'Есть на свете цветок алый, алый', исполняемая детским мультяшным голоском Клары Румяновой, которую он слушает в наушниках на рыбалке, чего стоит)
Что общего у этого работника магазина 'Охотник и рыболов' и балерины Пермского оперного, танцующей Жизель? Вроде, ничего. Типажно он скорее Ганс, чем Альберт) И букетики полевых цветов, которые он носит заинтересовавшей его балерине, - это же цветы Ганса... Альберт в жизни Кристины тоже имеется - и тоже не свободен.
Как ни странно, отношения двух совершенно разных людей из далёких сфер начинают потихоньку развиваться. Кристину-балерину притягивает необычный парень, рыцарь с внешностью слесаря, любитель «Тиля Уленшпигеля» (какая тёплая для меня деталь - несколько раз читала эту книгу в школьные годы, глубоко переживая её, а потом проживая основные линии и месседжи в одноименном балете Валентина Елизарьева)… А Ивана интересует эта дама, фрау – как любит герой называть всех женщин. В какой-то момент Кристина решает сбежать из женского царства своей квартиры, где душная атмосфера создается авторитарной бабушкой и разочарованной в жизни мамой. Соединившись в пару, и Кристина, и Иван пытаются навязать друг другу свои представления о правильной жизни. Но если Иван быстро понимает, что откормить танцовщицу до желаемого дородного состояния не получится, то Кристина безжалостно вклинивается в старомодный уклад жизни молодого мужчины, фактически запрещает ему встречаться с друзьями по выходным на природе – «ради общего досуга пары». Он смиряется, но мы сразу понимаем, что такие вещи бесследно не проходят…
История героини Янковской и женатого врача вполне жизненная, очень грустная. Отношения пунктирные, эгоистичные со стороны мужчины, драматичные для девушки. Впрочем, чем так уж привязан Гриша к Кристине, не очень понятно. Скучает он по жизни, мается. Любви там не заметно… Понятно, почему она решает разорвать отношения и притягивается к столь непохожему на Гришу парню, ибо как же далеко любимое времяпрепровождение Ивана с друзьями на рыбалке, у костра, в палатке от любезных сердцу травматолога баров с караоке, пьяных загулов до утра…
В фильме очень тонко сведен конфликт манящей некоторых советской стабильности системы и вещей с нервным настоящим со смартфоном в руке. Одиночество, предстающее и как мучение, и как желанное состояние, - очень современный штрих. Недаром главный герой в кроссворде на вопрос 'главный смертный грех' вписывает 'одиночество', потому что это не только тяготящая нас самость, но и большой соблазн любить только себя, без мучительных для своего эго компромиссов...
Небольшое отступление: балетную Кристину играет Елизавета Янковская, внучка Олега Янковского. Актриса была очень хороша в фильме «Ника» о Нике Турбиной. А к экранному миру балета она уже прикасалась в сериале «Балет». Что мне здесь мешало: при том, что у Янковской изумительной красоты и стройности ноги, - нет балетной походки. То, что танцовщица после того, как весь вечер танцевала главную партию в «Жизели», невыворотно выходит из театра – ну нет, так не бывает. И вообще, походка героини в фильме всегда невыворотная. Ещё один эпизод, где Кристина сидит, скосолапив стопы, тоже вызывает отторжение. Не бывает так у балерин. Почему нельзя было учесть эти детали, я не понимаю. Не ставили такой задачи – и зря.
В фильме множество обаятельных нюансов, удивление вызывает уже стиль и шрифт титров. История и сказочная, и жизненная, и грустная, и полная солнца. Иван пишет «Ледяную сказку» и держит тетрадь в морозилке. А то, о чём он пишет, снято очень атмосферно, режиссёрски очень хорошо, вот прямо респект. Он просыпается под советский будильник, слушает на ночь радиопостановку «Тиль Уленшпигель», хочет поступать, как рыцарь, как Дон Кихот, а выглядит при этом, как гопник, по меткому выражению Кристины… Он полон добрых установок – но и тёмные стороны души порой дают о себе знать.
Довольно пресная авторская картина о вечных проблемах. Сложно назвать ее плохой, точнее будет употребить слово примитивная. Если у зрителя есть хоть какая-то насмотренность, не говоря уже про начитанность, история вряд ли вызовет отклик.
Персонажам не получается сопереживать потому, что все вокруг выглядит искусственно. Почти нищая, социально нелепая жизнь прима-балерины(!), вступающей в отношения с очевидно неадекватным юродивым из другого мира, живущем в бабушкиной квартире. Идея автора, посыл, его сказочные мотивы очевидны, но даже на уровне жеста отчаяния в такое поверить сложно (особенно если знать таких персонажей, и уровень их социализации, в настоящей жизни). Между героями нет химии. Наблюдать за ними неинтересно, потому что наигранность так и витает в воздухе. Все «чувства» существуют исключительно для продвижения сюжета.
Зрителю их пытаются показать на одном уровне (опустить одного до другого, кого конкретно – решайте сами), равными, способными помочь друг другу, но выглядит это картонно, декоративно. Можно было бы закрыть глаза на это и постараться не обращать внимание, но фильм-то поглощен реализмом, как одним из центральных элементов повествования. Все эти локации, квартиры, больницы, больные бабушки и равнодушные священники...
Опять же понятна классовая и культурная разница миров, которых волею обстоятельств притянуло друг к другу, но зачем было рушить восприятие, давая такой род деятельности героине? Мульменко очевидно вообще не представляет образ жизни и постоянные репетиции балерин. Здесь же Кристина появляется на сцене два раза, будто это работа по желанию.
Если уж и вводить в сценарий такой мощный элемент, как балет (и конкретно 'Жизель'), то оставлять это жалким фоном просто кощунственно.
В актерской работе Королева раздражает натужность, в чем вина исключительно режиссера. Его герой не кажется чувственным, милым или комичным человеком со своей ориентацией на жизнь, скорее вымученно глупым, созданным исключительно на бумаге, как бледная попытка подражать так любимому им Уленшпигелю.
Ну а финал настолько ожидаем и вторичен, что остается только возмутиться, почему автор не проявила хоть какую-то фантазию и находчивость. Ничего нового данная история, с ее излишней литературностью, не демонстрирует, все банально просто. Переосмыслить взгляд на свои отношения, желания, сделать выводы, не получится, потому что ординарность исхода не вызовет катарсиса, скорее скуку.
Весь фильм просто демонстрация рассуждений автора по конкретным вопросам в приятной стилистике с качественно созданной атмосферой, подчеркивающей происходящее. Что и спасает всю ленту. Разные режиссерские находки, вкупе с операторской работой, оставляют приятное впечатление.
Время потрачено не впустую, но можно было провести его, как минимум, интереснее.