Жизнь переменчива. Сейчас над тобой светит солнце, под ногами блестит снег. На каждом шагу с тобой по имени-отчеству здороваются односельчане. Уважительно здороваются, потому что видят в тебе и пример, и авторитет, и защиту. Молодая красивая жена рядом с тобой, и у неё на руках твой первенец - твой сын: кровь и плоть твоя. И надежда. И счастье. Да только счастье - величина непостоянная. Она может достигнуть пикового значения, а потом рухнуть, увлекая тебя на самое дно отчаяния.
Все эти слова - о главном герое картины, молодом председателе колхоза Романе Бакланове (Юлиан Панич), после института вернувшегося в родные места, чтобы сделать жизнь земляков лучше и содержательнее. И всё-то спорится в руках молодого председателя, да и планов у него на текущий год громадьё. Кажется, живи-не хочу, да радуйся новому дню. Так бы и сделал Роман, если бы не тесть Семён Григорьевич Катышев (Михаил Иванов), пропивший стог колхозного сена.
И всё бы ничего (ведь вокруг воруют все!), да только остановил его сотрудник ГАИ и потребовал справку, удостоверяющую, что сено - его. А справки-то и нет. Выписать её может только председатель колхоза, подтвердив, что сено - личное, а не колхозное. И завертелось! Роман Бакланов - человек принципиальный - тут же снял тестя с машины и отравил на скотный двор. Здесь бы и закончится истории о 'тихом' пьянице, но у него ведь есть жена Пелагея Дмитриевна (Ольга Аверичева) и дочь родная - жена председателя.
Как это часто бывает, 'семейное право' победило, Роман написал тестю справку, взяв с него зарок от пьянства - больше 'ни-ни'! Тесть покорно согласился и тут же отправился 'обмыть' это дело, да на радостях и оставил приготовленную для милиции справку в руках того, кому она могла принести много пользы, став аргументом в откровенном шантаже председателя. Так вот и началась эта непростая история, написанная прозаиком и сценаристом Сергеем Алексеевичем Ворониным и снятая Юрием Александровичем Музыкантом.
В первой половине фильма у меня даже не было сомнений в цвете рецензии - конечно, зелёная. Типажи - яркие, выпуклые. Каждый герой - на своём месте. Нет ни наигранности, ни фальши. Но вот потом... Допускаю, что работа в изыскательских партиях, прокладывавших трассы новых железных дорог на Дальнем Востоке, Урале, Поволжье и Кавказе, а затем работа журналистом в газете 'Смена', дала Сергею Воронину массу не придуманного материала, но всё же с таким поведением председателя я согласиться не могу. Это, по меньшей мере, не логично.
Трусом он никак не выглядит. Прекрасно понимает, 'сколько' и 'за что' могут дать правоохранительные органы. Поэтому у него была масса возможностей избежать столь гнетущих последствий своего 'доброго' поступка. Но, как говорится, слов из песни не выбросишь, так и здесь: что снял Музыкант, то и смотрим. Соглашаемся или нет - дело второстепенное. По большому счёту фильм - высоконравственный, поучительный. В некоторых эпизодах - немного высокопарный, но это лишь дань тому времени. Главное, что он оставляет ощущение справедливости.