Есть много типажей ситуаций, которые являются неотъемлемой частью художественной реальности, и вы постоянно видите их на больших или малых экранах или читаете в книгах, но редко вторгаются в нашу настоящую жизнь, и вы вряд ли сможете рассказать хотя бы одну подобную реальную историю, даже при условии, что это может быть что-то вроде 'а вот друг подруги знакомой моего брата...'. Одним из таких типажей можно назвать ситуации, которые возникают в связи с последней волей человека, спокойно умирающего на старости лет в своей кровати, умудряющегося удивить своих близких уже после смерти. Например, девяностолетний миллионер испускает свой последний вздох, а его многочисленные дети тут же начинают делить наследство, пока с помощью завещания не узнают, что их любимейший отец питал искренние чувства только к своей домработнице, которая и получила весь куш. Или же восьмидесятидвухлетняя женщина, всю жизнь проработавшая на одной работе, богобоязненная и законопослушная, оказывается соучастницей жестокого убийства маленькой девочки, совершенного ее отцом, которого она покрывала всю жизнь, пока страх перед скорой встречей с Создателем не изменил приоритеты, что и вылилось в предсмертное признание, умудряющееся, в отличие от завещания, не только ничего не отдать потомкам, но еще и возложить на них неожиданную ответственность что же делать с этим открытием. Начинающий режиссер Морган Дьюс может похвастаться тем, что такая невероятная кинематографичная история приключилась с ним в реальной жизни, когда он выяснил, что его бабушка, достойно покинувшая этот мир в восемьдесят девять лет, оставила после себя огромное количество дневников, домашних видео и диктофонных записей, которые заставили его совершенно по-другому посмотреть на семейную историю, и открытия, сделанные Дьюсом в ходе изучения материалов, оказались настолько ошеломляющими, что он решил поделиться ими со всем миром, дав своей бабушке Элисс вторую жизнь, сохранив ее опыт в формате документального фильма и рассказав о той части ее судьбы, которой она больше всего хотела бы поделиться.
Морган Дьюс один из немногих людей, кто имел счастье постичь истинную близость с такими старшими родственниками, как бабушка - режиссер был абсолютно уверен, что знал о ней все, ведь они не раз обсуждали с ней самые личные и самые болезненные воспоминания, такие как ее первый брак и смерть первого ребенка, но об одном Элисс была решительно настроена никогда не упоминать, а именно о жизни семьи в шестидесятых годах, которые оказались самым сложным периодом для всех старших родственников режиссера, когда каждый боролся со своими демонами, а его бабушка Элисс, как сердце семьи, оказалась захвачена этим ураганом бушующих страстей, который только разбередил ее старые раны. 'Прочитать после моей смерти' это как противоположность семейного альбома, который зачастую является единственным способом познакомиться со своими предками, но редко предоставляет правдивую информацию, поскольку включает лишь формальные события вроде свадеб и дней рождения, на которых люди всегда пытаются предстать лучшей версией себя, в то время как фильм Дьюса вытаскивает на свет вещи, даже намеки на которые являются категорически неприемлемыми в приукрашенных семейных портретах. Бессмысленные стычки, в которых все члены семьи орут так, что их семейные проблемы становятся достоянием общественности, но при этом герои этого спора категорически не могут услышать друг друга, являются лишь началом в честном портрете темной стороны семьи Моргана Дьюса, в котором он рассказывает о том, о чем не принято говорить даже за закрытыми дверями фамильного жилища - об изменах, физическом насилии, ментальном неблагополучии, фундаментальных расхождениях во взглядах, страшных мыслях и бесконечном ощущении несчастья. Всем этим страстно желала с кем-то поделиться бабушка режиссера, которая нашла способ изливать внутреннюю боль, с помощью которого она смогла контролировать своих демонов, не давая им вырваться в реальную жизнь, записывая опасные размышления на диктофон с надеждой, что когда-нибудь у нее найдется свой понимающий слушатель.
В своем фильме режиссер отказался от классического принципа документального кино, который состоит в том, что автор обязан предоставить полярность мнений, внимательно опросив две противоположные стороны и проанализировав их взгляд на ситуацию, поговорить с как можно большим количеством участников освящаемых им событий и даже узнать мнение парочки теоретиков от мира науки. Морган Дьюс имел возможность сделать и то, и другое, и третье, ведь все еще не покинувшие этот мир члены семьи были готовы поделиться воспоминаниями и принимали активное участие в создании фильма, а история его бабушки содержит себе много материала, который будет интересен любому психологу, но режиссер сознательно отказался от такого подхода, чувствуя, что дополнительные объяснения лишают картину сути, ведь 'Прочитать после моей смерти' это даже не хроника определенного периода жизни его семьи, это история внутренней борьбы женщины, которая имеет взгляд на жизнь, значительно опережающий ее время, и захвачена между тем, что ей говорит властный муж и авторитетные лица и тем, что она чувствует и понимает сама. Дьюс также полностью лишил фильм стандартных для документального кино закадрового текста и героев, комментирующих происходящее для режиссера, его картина это только Элисс, лишь ее влюбленный голос в записях, датированных началом рокового для семьи периода, и ее срывающийся почти крик в конце, перед неумолимо трагичной развязкой, и все это на фоне зернистых фотографий и словно потрескавшихся видео, которые сейчас часто используются для нагнетания драматичности в кино и реальной жизни, и отлично гармонируют с болезненными настроениями бабушки режиссера. Морган Льюс один из тех режиссеров-докуменалистов, кто умеет превратить небольшую историю, которая в неумелых руках будет выглядеть как банальнейшая сплетня, не достойная никакого внимания, в фильм не только об одном человеке, но еще и о целой проблеме, которая не стала менее актуальной и спустя более, чем полвека, когда множество женщин по-прежнему разрываются между прописанной обществом классической ролью супруги и матери, ответственной за сохранение семейного очага, и своими собственными представлениями о жизни и своем месте в ней.