«Дно» (он же «Задница» в переводе с британского жаргона) стал, как ни странно это звучит, вершиной творчества популярного дуэта - Адриана Эдмондсона и Рика Майяла. Популярного в основном у себя на родине, так что не нужно удивляться, если вы о них слыхом не слышали. Актёры долго шли к «Зад»... к Bottom, переиграв кучу ролей в скетчах и сериалах т.н. новой волны - альтернативного направления в английском юморе с анархичным уклоном. Собственно, ситком The Young Ones, который принято считать папой этого жанра, и стал их дебютом.
А потом они сели и написали «Днище», сугубо авторский проект, куда Эд и Рик выплеснули весь опыт, накопленный за годы. В своей основе он, по сути, ничем не отличается от той же «Молодёжки»: безработные придурки делят квартиру в центре психоделичного Лондона, периодически поколачивая друг друга. Ричард Ричард (Ричи для друзей, которых у него, правда нет) - хозяин квартиры, доставшейся ему в наследство, вечный девственник и социопат, который безуспешно пытается найти себе применение в жизни. Эдди (Эдвард Елизавета Гитлер по паспорту) пьёт всё, что горит, проворачивает нелегальные махинации и потихоньку сбывает имущество Ричи, с которым соседствует только из-за квартиры.
Вся их никчёмная жизнь то и дело выливается в ссоры, взаимные обиды и драки с применением таких запрещённых приёмов как избиение дверцей холодильника, вздёргивание на рее, распиливание бензопилой - на что фантазии хватит. Достаётся им и от случайных прохожих, да и сами они легко воспламенимы и травмоопасны. Ситком неслучайно сравнивают с «Томом и Джерри»: насилие в нём принципиально мультяшное, сродни персонажам, а каждый сезон заканчивается их гибелью. Что не мешает им воскреснуть через год-два и продолжить как ни в чём не бывало.
Удивительно, но при всём этом сериал на редкость взрослый. За внешней грубостью и пошлостью скрываются бездны социальной, политической, религиозной сатиры, что выдаёт в авторах выпускников престижного университета. Ситуации, в которые попадают герои, обыгрывают всё британское мироустройство, все слои и устои, не оставляют камня на камне от Империи, особенно когда с Ричи случаются приступы патриотизма. Для иностранного зрителя, не знакомого с тонкостями английского образа жизни, это может стать серьёзным препятствием. Хотя, на мой вкус, Bottom гораздо проще для восприятия, чем ситкомы с привязкой к конкретному периоду.
Удачным решением было создать эдакий альтернативный Лондон, затерявшийся во времени и пространстве (почти как Бердичев из отечественного мультфильма про Колобков). Сами сюжеты не следуют какой-то определённой структуре, как это зачастую принято на телевидении; каждый из них сугубо индивидуален: персонажи могут развлекаться на открытой местности, лупя друг дружку, а могут просидеть весь эпизод у окна, комментируя беспорядки на улице. О тщательно продуманной завязке то и дело забывают, и досматриваем мы уже совершенно иную историю. О политкорректности здесь и речи не идёт, героям можно всё!
Собственно, это и послужило причиной закрытия сериала в своё время - притом, что он пользовался оглушительной популярностью. Но терпение у Королевы лопнуло, цензура нещадно зарубила готовый сценарий четвёртого сезона, и Рик с Эдом были вынуждены искать иных путей. В 1997 году они сняли полнометражный «Отель Парадизо» - то же «Днище», только более безвкусное, с рассчётом на зарубежного зрителя. Параллельно были поставлены пять успешных театральных шоу под общим заглавием Bottom Live, где приятели творили беспредел на глазах у зрителя. После чего расстались, уже навсегда. Эдмонсон увлёкся музыкой, Майял перебивался случайными проектами, а в 2014 году умер от сердечного приступа в возрасте 56 лет. Он до конца надеялся воскресить проект, написал сценарий «Острова хулиганов» с теми же героями, но... Эпоха интеллектуального хулиганства безвозвратна ушла.
10 из 10