Фиксация организованного группой Быдлз легкомысленного автобусного путешествия по зелёным просторам Англии.
А если на чистоту, то импровизированная невообразимая мудотень, выдающая себя за весёлое псевдо-документальное роуд-муви, по ходу которого Старки часто понарошку ругается со своей тёткой Джесси, разок срываясь на смех, угашенный Маккартни безынициативно отсиживается на сиденье рядом с какой-то моделью, а Леннон с Харрисоном играются с ребёнком. Ну и иногда делаются привалы, с организацией на полях дурацких конкурсов. Впрочем, так себе примерно и представлялся автобусный тур. Как хочешь его назови, а всё равно всё превращается в унылое потрясывание на ухабах и ленивые выползания на земную плоскость. Попутно участники ансамбля претворяют в жизнь всякие психоделические фантазии, вроде палаточного безмерного шатра и неба неоновых цветов. Сильнее всего выходит у Леннона: то выдаст психический клип на свою безумную песню про моржа (“I am The Walrus”), то проникает в кошмар толстухи, наваливая ей жратву лопатой на стол. А случается, и вместе Битлы заделываются какими-то алхимиками, по всей видимости, поджидающими обозначенный туристический автобус. На последнем моменте, как пить дать, лет через 6 лет сошлись Алек Ходоровски и Джон Леннон, подкинувший тому деньжат на его Горбатую… бээ, в смысле Священную гору. Такие вот богатые задатки, куда впору приписать и Линча с его озарением насчёт вигвама из «Твин Пикса», можно назвать главным положительным моментом сего рукотворного фильма-путешествия, но в остальном это лизерное чудо-юдо смотрится довольно кисло.
55 минутный продукт экспериментов с запрещенными препаратами.
История такая:
После записи очередного альбома у ребят образовалось свободное время, и кто-то приложил, а давайте снимем кино. И понеслась!
Кино было навеяно сентиментальными воспоминаниями о том, как они в детстве садились в автобус и совершали поездку (экскурсию) из Ливерпуля в курортный Блекпул, «чтоб полюбоваться его огнями», прогуляться по пляжам. Брали с собой еду и выпивку пели песни и веселились по дороге. Вот такое роуд-муви они и сделали.
Так как, в то время, львиную долю времени 'битлы' находились в задымленном сознании, фильм вышел психоделичненьким, да еще и бунтарским не вписывающимся в консервативное британское общество конца 60-х годов.
Большинство обозревателей расценили фильм как, что-то малопонятное, старшее поколение выказало свое недовольство, не говоря уже о том, что людям за пределами Англии такой юмор вовсе не был понятен.
Зато прогрессивное меньшинство, которому фильм понравился, провозгласили его как нечто совершенно новое.
Позже Пол Маккартни рассказывал:
«Это был не тот случай, когда мы могли заранее предупредить. Простите дамы и господа, но все, что вы увидите это продукт нашего воображения и поверьте, на данный момент оно довольно яркое. Мы не могли так сделать. Это было что-то вроде - вот получайте».
Фильм снят по всем канонам артхаусного кинематографа: не профессиональные или найденные из газетных объявлений актеры, отсутствие, сценария, фильм не рассчитан на широкую аудиторию, отсутствие структуры фильма: завязка, развитие сюжета, эпилог.
Режиссёрами, сценаристами и продюсерами этого кино выступили сами битлы. Оператором выступил Ринго Старр. От этого фильм одновременно потерял и приобрел. Из минусов: не профессионализм и отсутствие понятия о правилах кинопроизводства. Но «битлы», как истинно творческие люди, вдохнули в это кино свежий воздух свободы, перемен, беззаботной радости, легкого помутнения рассудка.
Новый взгляд на мир, менявший порядок вещей и старшее поколение это конечно пугало.
Это неординарное, изобретательное произведение, с умопомрачительными шутками, прекрасной музыкой, бунтарским духом.
Фильм протест против консервативного общества.
Не зря «битлы» считаются целой вехой в истории и культуре, они сами создавали эту культуру!
Р.S.
В фильмах, в которых участвовали музыканты The Beatles, неизменно главные роли исполнял Ринго Старр. Мне кажется, в нем умер прекрасный характерный актер.
Такой фильм, как 'Волшебное таинственное путешествие', надлежит смотреть либо тем, кто никогда ничего не слышал про Битлз, либо тем, кто от них совершенно и бесповоротно без ума, либо... Либо предварительно настроившись.
Появившись однажды в неподходящее время и в неподходящем месте, первая и последняя авторская кинолента Великолепной Четвёрки была раскритикована нещадно, и на долгие годы за ней закрепилась сомнительная слава 'того самого провального проекта Битлз, с которого и началось падение легендарной группы'. Жёстко, ничего не скажешь. С другой стороны, им было откуда падать.
По прошествии времени - и в соответствущей обстановке, разумеется - данное кино воспринимается куда благоприятнее. Немалое значение для восприятия оказывает и новый ремастер, 2012 года, с отличным объёмным звуком и восстановленной полноцветной картинкой, лишённой ставших привычными за прошедшие со дня премьеры сорок пять лет царапин и прочих артефактов исходной киноплёнки. В конце концов, как сами Битлз описывали своё творение, это - не более чем любительское домашнее видео, только слегка усовершенствованное. Видео, позволяющее проникнуть в сердца и головы нескольких незаурядных личностей, занятых в осеннем проекте 1967 года. Таковых, собственно говоря, несколько. Все они - пассажиры автобуса, следующего в загадочном направлении. По ходу поездки характеры и причуды некоторых из них раскрываются в самых неожиданных ситуациях.
Вот некто Ринго и его тётушка Джесси - толстуха. По ходу следования автобуса эти двое постоянно пререкаются друг с другом, забавляя окружающих. Позднее в Ринго откроется талант сумасшедшего водителя - когда он заменит Альфа, водителя настоящего, и оседлает рейсовый автобус, чтобы победить в безумной автогонке, в которой примут участие гонщики самых разных категорий. А тётушка Джесси окажется способной пробудить лирические чувства в пассажире с соседнего кресла - в замкнутом и нелюдимом с первого взгляда Мистере Бладвесселе.
Вот некто Пол - обаяшка и интроверт, легко находящий общий язык с дамами. Но в ходе поездки ему вдруг привидится фантазия о странном одиноком человеке, проводящем всё своё время на высоком холме, созерцая горизонт, и в этом одиночке мы узнаем его самого, его потаённые мечты отрешиться от суетного мира.
Вот некто Джон - остроумный добряк и любимец детей. Однажды мы увидим его сидящим за белым пианино и поющим странные куплеты о Человеке-Яйце и о Морже, а в следующий раз он проникнет в сновидение тётушки Джесси и предстанет в образе португальского официанта, наваливающего лопатой горы спагетти ей прямо на стол.
Вот некто Джордж - загадочный молчаливый тип. Лишь однажды он откроет рот - чтобы спеть песню о друзьях, затерявшихся в тумане Лос-Анджелеса, и о своём томительном ожидании на Улице Синей Сойки.
Вот весёлый Джимми Джонсон - экскурсовод. Помимо прочего выяснится, что он умеет делать сальто и развлекать публику клоунскими ужимками.
Вот Крошка Джордж - фотограф. Такому как он достаточно просто появиться в кадре на несколько секунд - или проехать на багажнике велосипеда Пола, - чтобы запомниться надолго.
Вот Армейский Сержант в исполнении Виктора Спинетти. Пассажиром автобуса он не является - наши герои лишь проезжают мимо, - но его эпизод в фильме безусловно один из самых ярких. Своим нечленораздельным армейским монологом он способен позабавить не только Майора Маккартни (ещё одна роль Пола в этом фильме), но и остальных присутствующих.
Вот развесёлая группа Bonzo Dog Doo-Dah Band и стриптизёрша Джан Карсон - мужская часть автобуса специально придёт на их выступление в ночном клубе, чтобы ненадолго отдохнуть от своих попутчиц. А чем в это время занимается женская часть автобуса? - об этом нам остаётся лишь догадываться.
Вот Счастливчик Нэт, или Резиновый Человек. К сожалению, о его потаённых талантах в самом фильме мы ничего не узнаем, но в дополнительных материалах, изданных в 2012 году, вы отыщете презабавную сцену с его участием, поставленную лично Джоном Ленноном. Также как и оцените потрясающий талант тётушки Джесси играть на ударных! И ещё среди бонусов - песня Мистера Бладвессела собственного сочинения, 'Я в поле выхожу'!
Если приглядеться, среди пассажиров можно встретить ещё несколько любопытных физиономий: Шёрли Эванс (известную аккордеонистку), Мала Эванса (гастрольного администратора Битлз), Волшебного Алекса (битловского приятеля), Майкла Макгира (младшего брата Пола Маккартни), двоих секретарш битловского фан-клуба, а в одном кадре на обочине дороги кинокамера задержится на профиле Нила Аспинала, будущего директора Apple Corps.
А ещё в этом фильме есть четверо или пятеро Волшебников, живущих 'высоко-высоко за облаками, в никому неведомой стране - там, куда ещё никогда не ступали ногой глаза человека'.
И конечно же, в этом фильме есть Битлз, поющие свои незабываемые песни.
И по-моему, это очень даже неплохо для одного непредвзятого просмотра, за общую атмосферу и за новый ремастер -
Их фильмы - это нечто! Да, пусть такие фильмы нравятся далеко не всем, зато они всегда найдут СВОЕГО зрителя.
В данном случае просто веселое и захватывающее Волшебное таинственное путешествие, в которое зритель отправляется на психоделическом автобусе вместе с Джоном, Полом, Джорджем и Ринго. Каждый эпизод поездки по-своему интересен, и не последнюю роль в этом сыграли песни Битлз.
Я не говорю,что фильм идеален. Но его приятно смотреть, и он оставляет великолепное 'послевкусие'. Думаю, будет интересно смотреть тем, кто любит песни Битлз и кто хотел бы посмотреть как они их видели, в какие образы эти песни вдохнули жизнь.