Собственно, ничего 'странного' или 'особого' (другой вариант перевода) в этой дружбе нет. Обычное дело в закрытых однополых учебных заведениях. *в качестве доказательства машет томиками Куприна, Форстера и Стивена Фрая*
В католическом колледже в 1930-е годы начинают общаться старшеклассник Жорж и двенадцатилетний Александр. Они привязываются друг к другу, дружба становится все более нежной, пылкой и болезненной. Святые отцы от этих отношений между воспитанниками не в восторге и пытаются предотвратить дурное.
Чем отличается фильм от похожих по сюжету 'Дурного воспитания' и 'Огонь, который горит'? Чрезвычайной деликатностью подхода. Создатели как бы говорят зрителю - то, что происходит между этими двумя, больше никого не касается, и вас тоже. Но при закрытости отношений сами мальчишки в фильме как на ладони - их характеры, их жизни, их боль. Успеваешь их узнать и полюбить. И от этого еще горше неминуемая катастрофа.
'Особая дружба' - нечто среднее между Педро Альмодоваром и Владиславом Крапивиным, нежная, тонкая, теплая, акварельная, лютая драма.
В этой дружбе ничего 'особого' нет. А вот фильм и правда особенный.
Когда этот фильм начинался, я и представить себе не могла, что увижу педофилическую идиллию с трагическим концом. Мне очень нравятся фильмы 60-х, в них чувствуется какой-то наивный свет и чистота. Этот фильм продемонстрировал душу порока в невинных декорациях на грани фола. Фильм кажется безоружным: герои ведут себя якобы безобидно, физическая неприкосновенность детства не атакуется в открытую, и все эти эротические настроения, в которые окутаны невинные в телесном, но не в эмоциональном плане, действия героев создают впечатление оскорбленной невинности, попираемой догматичным ханжеством. Но этот пласт отношений довольно скучен, какой смысл снимать и тем более смотреть подобные истории? Эта тема отлично раскрыта в советских фильмах «Доживем до понедельника» или «Вам и не снилось» более реалистично, тонко, и при этом ни один младенец не пострадал зря.
В «Странной дружбе» создается атмосфера специальных тепличных условий для взращивания неестественных наклонностей у детей. У наших православных священников, я чаще слышу совершенно противоположное отношение к детям, им напоминают о том, что в каждом из них есть божья искра, что каждый из них по сути хороший и добрый и показывают пути это хорошее в себе проявить. В данной картине католические священники настолько заняты поиском греха и искоренением разврата в детях, что не удивительно, что дети начинают задумываться о нем.
Младший герой, Александр, только-только вступил в младший подростковый возраст, его заботят обычные мальчишеские игры, он такой же, как его сверстники, только неотразимо очаровательный в глазах главного героя. Старший (главный герой, Жорж) уже не подросток, а скорее юноша, уверенно идет к намеченным карьерным целям, но на первый план в его жизни выходят эротические терзания. Он улавливает запах порока, и его притягивают витающие в воздухе католической школы разговоры о грехе и испорченности некоторых воспитанников. Александр своей детской прелестью и наивностью манит его. Так легко добиться любви ребенка – прояви к нему интерес, внимание, нежность и он почувствует себя особенным, исключительным, ведь он чем-то заслужил внимание старшего товарища, а ведь это так лестно для любого младшего. И он платит Жоржу всей своей щедрой и открытой детской душой: так дети любят внимательных и хороших учителей, наставников, старших товарищей, только эта любовь еще не имеет никаких подводных камней, она абсолютно чиста и потому ей не в чем каяться. Это Жорж направляет чувства мальчика в любовное русло, эксплуатирует детское чувство для того, чтобы быть значительным и важным в чьих-то глазах.
Я надеюсь, этот фильм не слишком обеляет педофилию, так как фигура Жоржа спорна. Кто-то, возможно, найдет в его любви к Александру поэтичность и красоту, и такая реакция зрителей меня удивляет. Лично мне кажется, что этот слабый как личность юноша, не преуспевший в отношениях со сверстниками, компенсировал свои трудности игрой в любовь с ребенком. В его интересе и в его отношениях с мальчиком нет равенства, так как они стоят еще на очень разных ступенях развития. Их встречи полны удовольствия от нарушения запретов, таинственности, исключительности, но им нечему научиться друг у друга. Их разговоры зациклены на любви, у них отсутствуют другие интересы. И если Александр ускоренно растет и взрослеет, благодаря новым переживаниям, он готов нести ответственность за свои чувства, то Жорж занят лишь обхаживанием младшего друга, он купается в любви и преданности ребенка к нему, но его это чувство не возвышает и не развивает. Жорж лжет тем, кого опасается, и тем, кого любит, чтобы выкрутиться из щекотливой ситуации или чтобы произвести впечатление. Научился ли он этой изворотливости с возрастом, оценив этот способ как лучший путь к своим целям, или всегда был таким - с легкой гнильцой? Для Александра, младшего героя, напротив нет никакой трудности в том чтобы защитить свои чувства, защитить того, кто тебе дорог и при этом остаться самим собой, остаться честным до конца.
Даже в финале истории Жорж еще очень далек от глубокого осознания жизни. Он защищается от чувства вины романтизацией своего горя, решая теперь каждый день жить для своего маленького потерянного возлюбленного. (точнее за него). Это кощунственное переплавление собственных вины и горя от потери близкого человека в особое топливо для своей собственной дальнейшей жизни напоминает мне слова У. Берроуза о том, что если бы его жена не умерла, он никогда не стал бы настоящим писателем.
Для чего снят этот фильм?
Может быть, для того чтобы еще раз напомнить о хрупкости ребенка?
Детское открытое и горячее сердце оказывается слишком беззащитным для предательства. Чтобы справиться с этой болью необходимо быть немного более зрелым или менее одиноким. Однако ребенок, открывший для себя глубокие взрослые переживания, уже потерял интерес к менее сложному, поверхностному общению со сверстниками, ему не с кем разделить свое горе. В этом возрасте смерть еще ничего не значит, она еще по-настоящему не страшна, ее почти не существует, а пылкий характер провоцирует реакцию скорую и неотвратимую.
Посоветовала бы я этот фильм посмотреть? Может быть. Что-то есть в нем, не отпускающее меня, заставляющее возмущаться, испытывать отвращение и грусть. Но в нем нет ни намека на надежду, на стороне ребенка по настоящему нет никого. И это особенно горько.
Вам знакомо то очень необычное, волнующее ощущение, после того, как вы получили немыслимое чувство, бурю чувств, как удар в голову, что повергает в шок, и не можешь опомниться, не можешь поверить, а потом все понимаешь, немного приходишь в себя, тебя отпускает то душащее, но ты не хочешь терять эту волну эмоций, ты хочешь, чтобы они остались, остались надолго, если возможно навсегда, но понимаешь, что сейчас ты ляжешь спать, и не будет больше того эффекта, возможно, никогда, и от этого становится так тоскливо, так жалко, так нечестно, и хочется, чтобы день не кончался никогда.
Фильм “Особенная дружба” 1964г.
Эта рецензия предназначена для людей, ознакомившихся с фильмом.
Я придерживаюсь мнения, что любая церковь, любая вера - это инструмент управления массами и источник дохода. Так было всегда и так будет еще очень долго. И все что происходит во время богослужений, разнообразных молитв и традиций - я называю “Шоу”, т. к. по смыслу своему таковым и является. Отношусь к этому вполне спокойно, если церковь не подразумевает убийства “чужаков входящих в твой дом”.
Я не ожидал, что Жорж, прочитав и украв записку с проникновенным текстом пойдет советоваться к духовному наставнику, совсем не ожидал. После чего мне пришло полное понимание, насколько сильно были пропитаны мозги у населения, что им с самого детства внушали определенные правила и устои. И еще больше удивился, когда Жорж после ответа наставника “поступай как тебе кажется правильно”, он пошел и подложил эту записку в кучу с письмами “директору” колледжа. И при этом, почему раз он считал это страшный грех, он не заложил своего друга?
Не трогай лихо, пока оно тихо (а может его и нет).
Зачем священник предостерегает мальчиков от “слишком близких дружеских отношений” в своей речи, во время очередного шоу? У ребят может и мыслей таких небыло и небыло бы, если бы наставники изо дня в день не предостерегали от этого “греха” своих подопечных. Вина? Вина!
И он запал на несмышленыша.
Относительно долго не мог понять/поверить, что если он уж и запал, то запал не на своего друга, а на маленького мальчика, а факт того, что этот маленький мальчик ответно был добр и внимателен, вообще не укладывался в голове моей, ведь в этом возрасте совершенно не о близости мысли, я имею ввиду любую близость, может я это не могу понять, т. к. у меня самого не было друзей, но да ладно.
Дети в кино играют самих себя
Я всегда так считал, что дети до определенного возраста играют самих себя, т. к. попросту не могут воссоздать другой тип личности, в виду своего незрелого разума.
Но либо этот мальчик великолепный актер, чего я совершенно не исключаю, либо он действительно испытывал симпатии к Жоржу и одновременно побаивался, а подумал я об этом, во время их первой встречи в теплице, и мне многое поведала мимика и жесты.
Я знаю, чего он хочет.
Мне сразу стало понятно, чего хочет тот священник, который наблюдал за порядком в спальной комнате, после того, как он сказал, “...и кровати ваши сдвинулись ближе случайным образом...”. Эти вещи замечают лишь “заинтересованные лица” это раз, а два, так это то, что он об этом говорит им, и говорил это тихонечко и вечерочком.
И я молился, чтобы до героев это тоже дошло сразу. И какие он, сволочь, применял бесчестные приемы: “Вы как котята, нашкодили, но я Вас все равно люблю”, создавая “задел на будущее”. Сука. Благо хоть он ушел с достоинством.
У меня мало времени, эмоции угасают, рассеваются, хочу на остатке этого топлива написать о главном по моему мнению герое.
Александр. Одно имя только бросает меня в дрожь, а на глазах наворачиваются слёзы. Это свинское отношение к нему со стороны Жоржа. Нет, я не считаю его виноватым, я вообще никого не виню ни в чем, тут нет правых-виноватых, каждый делал то что он считал нужным и правильным, и если взглянуть на мир глазами каждого, то все сразу становится понятно, объяснимо, логично и правильно.
Александр. Если бы вы дали остепениться этому человеку, то он бы вас Блядь так всех натянул, порвал бы в клочья всех, кто встанет у него на пути, на пути его здравомыслия, острого ума, его сообразительности, он стал бы великим человеком, который, возможно, попал бы в учебники истории, таких людей единицы в государствах, если они доживают до рассвета лет, если их не ломают, не убивают, потому что они идут против системы, рассчитанной на массы. Такие люди - не масса. Они уникальны, и они представляют опасность для власть имущих.
Но во время фильма я думал не об этом. Я думал о том, как этот мальчик искренне верит, верит без сомнений. Вы представляете, насколько сильные чувства, какие близкие и доверительные отношения будут в семье, если эта вера была бы у каждого человека, а главное, чтобы если она и была, её никто не подорвал бы в детстве, когда человек наиболее восприимчив? В голове слово “чистая любовь” поселилось. Оглядываясь на себя, я не верю, что хоть кто нибудь сможет настолько расположить меня к себе, чтобы я тоже познал это чувство, хотя сам я готов его дарить. Вернее не не верю, а не надеюсь. Нет, все же надеюсь. Но боюсь, что этого не случится. Ощущения пахнут первой любовью, той сильной привязанностью.
И если ты, Жорж, так поступишь, ты убьешь эту чистоту навсегда, безвозвратно, ты убьешь, уничтожишь, нет, нельзя! Какие бы благие намерения ни были, какой бы исход ни был, то доверие уже не вернуть, всегда будет небольшая оглядка на прошлое, как ни крути.
Он шёл в лоб. Не боялся. Ультра сильная личность. И наставник это почувствовал. Он хороший человек и хотел только лучшего. Ведь если отстранено и здраво посмотреть на ситуацию: это школа мальчиков, девочек тут нет. Это я к тому, что мол “геями не становятся а рождаются...” в тюрьме петухи тоже сразу геями родились? И здесь так же - от безысходности. Рассвет, гормоны бьют, самый сок. Хочется дарить свои чувства другим. А тут еще и каждый день рассказывают о запрете на “слишком близкую дружбу”. Пути открываются.
И наставник это все понимал, что 90% вероятность, что это чувства искусственно созданные обстановкой, и именно поэтому говорил Жоржу, что “если любишь по настоящему - спаси его, и он когда-нибудь это поймет и тоже скажет спасибо”. И он чертовски прав.
В глазах стоит этот озорной, бойкий, честный и открытый мальчик. Я полюбил этого героя, он стал моим кумиром.
Невероятно красивая, чувственная и нежная картина, которая покорила меня до глубины души. Она погружает своей атмосферой и зачаровывает персонажами, заставляет зрителя переживать за их судьбу, неутешительную судьбу, подобную окровавленному кинжалу из ледяной стали...
Действия разворачиваются в католическом семинарии с очень строгими правилами и традициями. Совсем другие времена, другое общество. Помимо всей прочей церковной ерунды, отцы не забывают напоминать ученикам о 'пороке' и ужасных последствиях, к которым он может привести и обязательно приведет. Но разве учения унылых священников могут превзойти сильные подростковые чувства? Главные персонажи - два мальчика с ничего не означающей разницей в несколько лет - доказывают, что это не так. Они общаются записками, иногда встречаются в абсолютной тайне. Все это происходит неописуемо красиво. Но одновременно с тем, как взаимные чувства персонажей становятся все сильнее, а их скрытая связь становится все более и более очевидной, отцы-наставники начинают подозревать, задавать вопросы, чуять неладное, чуять противоречащие их учению чувства. Во время одной из тайных встреч молодых людей, их застукивает один из наставников. Он начинает делать все возможное, чтобы разорвать их отношения и он не задумывается о возможных последствиях. Старик считает, что поступает он по уму, что делает лучшее для мальчиков. Эта уверенность ослепляет его.
Сильные чувства, украшенные тем, что они запрещены. Концовка, которая повергает зрителя в шок. Я не постесняюсь и скажу, что это был самый прекрасный черно-белый фильм, что я видел. Не знаю, может быть кое-где я узнал себя и от этого мое впечатление от фильма усилилось. Но когда мои руки дрожали, а глаза наливались слезами от последнего монолога в фильме, я твердо решился с оценкой. Этот фильм нужно смотреть всем.
Действие фильма происходит в ушедшие времена. Перед нами предстают строгие порядки римско-католической школы. Кажется, что большинство учеников соблюдают правила: ежедневно исповедуются, читают молитвы, и никто не смеет перечить священнослужителям. Однако у школьников все же есть свои радости, без которых невозможно выжить в подобном заведении.
Любовь, возникшая между Жоржом и Александром слишком очевидна. Святой отец Лаузон быстро замечает это и пытаясь спасти «грешную» душу Александра, в своих ограничениях заходит слишком далеко. Отец хотел спасти Александра от греха, но его запреты привели к ещё большему греху, к настоящей трагедии. При этом священник всё ещё тешит себя надеждой на то что Александр «увидел истинный свет и был прощен».
Бессмысленная вера привела к бессмысленной трагедии. Эти дети итак живут в суровых условиях, религия же отобрала у них самое последнее и сокровенное - право на чувства. На самую настоящую любовь, которую священники пытаются прикрыть словом дружба.
Время идёт. Рано или поздно одна вера сменит другую. Дисциплина в школах уже не столь строга и методы воспитания весьма изменились. Но что никогда не изменится, что останется вечным – так это чувства, испытываемые ребенком на пороге отрочества.
Близкие отношения между 14-летним старшеклассником Жоржем де Сарром и 12-летним Александром Мотье, развивающиеся на фоне римской-католической церкви (30-ые годы прошлого века) не могут не показаться трогательными, так как любое общение, не тронутое в столь юном возрасте греховностью мысли, и вынужденное ограничиваться несколькими беглыми минутами, взглядами и записками, всегда кажется особенно выразительным.
Произведение «Особенная дружба» пренадлежит перу французского писателя Роджера Пейрефитта, известного своими многочисленными провакационноными романами оправдывающими гомосексуальность (однако не одно произведение, написанное после «Особенной дружбы», так и не смогло достигнуть того же успеха).
Не акцентируя внимание на позиции автора, который изначально критиковал церковь, считая себя защитником гомосексуальных прав во Франции, куда любопытнее перейти к теме «святых отцов и детей», уже быть может знакомой кому-то из предыдущих фильмов затрагивающих религию. В который раз на твёрдой почве догматизма, определённого одной лишь верой и послушанием, дети взращивают свои первые цветы, ещё не осознавая всего дурмана и страстного великолепия, которые коснутся их в дальнейшем.
Представьте себе двух мальчиков в подобном саду, застуканных священником? Да, он, конечно же, будет пытаться сломить сопротивление меньшего, через предательство старшего, уверять о необходимости спасения души («Когда нибудь вы скажите мне спасибо за то, что я подверг вас этому испытанию») только ли сможет он прекратить дружбу тех, кто непокорствует всем сердцем?
К эпиграфу в начале этого фильма сложно что-то добавить. Кажется, что тут даже лишние слова-то и не нужны - да, действительно, времена тогда были другие, нравы – тоже. Порою даже начинает казаться, что человечество, пусть и в тридцатые года прошлого века, так и не вышло из своей колыбели, и стоило кому-то нарушить тихую мирскую жизнь порядочных богобоязненных граждан, полную самопровозглашенных принципов, как окружающий их мир скатывался в тартарары.
Как спел однажды Фил Коллинз – «Они не верят тому, что не могут объяснить». А любовь – штука какая-то чересчур сложная. Видите ли, ее вообще объяснить очень трудно. Да и зачем? Гораздо проще ее выразить словами, поступками. Но каково это – любить и знать, что ты не имеешь на это право? Делать ради любимого человека все, ничего не прося взамен? Впрочем, если верить Толстому, «…всякое рассуждение о любви уничтожает любовь». А какой финал будет у этой любви? В случае с этой картиной – трагичный. А другого быть не могло – не то время, не то место.
Время – тридцатые годы 20-го века. Место – духовная семинария. Герои – двое подростков, испытывающие друг к другу то самое нежное чувство. Но правила тут сильнее чувств, которым нет места под надзором духовных наставников. При этом, проявляются они в каждом взгляде и в каждом жесте, обращенном в сторону любимого человека, и тогда все становится понятно и без слов.
Как говорится, жизнь – это постоянная борьба. Борьба, в том числе, против системы, что и показано в этом фильме. Исход – предрешен. Но даже тогда борьба идет полным ходом, не останавливаясь ни на миг. Замечательные актеры, занятые в фильме, кажется, испытывают неподдельные эмоции и не в последнюю очередь благодаря ним действие приобретает такой накал и драматизм, и эта самая вышеупомянутая борьба становится по-настоящему осязаемой.
В картине отчетливо показан принцип «паршивой овцы и стада», при этом, создатели то и дело напоминают зрителю о несовершенстве той системы, в которой это самое стадо и живет – так, священник тут угощает ребят выпивкой и сигаретами, и всячески намекает, что ему есть, чего скрывать. После чего читает проповеди и старательно делает вид, что он близок к Богу. Но только это не так. Как писал Достоевский, «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви».
Ничего не стоит мир, в котором правила сильнее чувств, поскольку именно чувства делают людей счастливыми. Но они не могут жить в хаосе и развращённости, потому что это больно ударяет по интересам других. Тогда была придумана мораль.
В фильме показана тонкая грань между любовью и суровой этикой жизни, тем более связанной с нормами религиозного воспитания подрастающего поколения. Конечно, в таком поэтическом, нежном и тонком, подростковом возрасте среди множества окружающих вас соблазнов легко запутаться и оступиться. Оттого и нравы в католической семинарии признают только одно право для его воспитанников -- строгое выполнение предписанных правил поведения. Здесь растят из неокрепших душ угрюмых сухих догматиков, несущих через себя веру как образец самой правильной формы жизни. Но если мальчик вдруг открывает в себе противоестественное влечение к мальчику же, это сразу превращает его в «паршивую овцу», от которой необходимо избавиться, чтобы сохранить здоровым стадо. Ну и выгнали бы, всего и делов-то. Однако проблема заключается в побочных эффектах подобных инцидентов : репутации заведения, где нередко учатся сынки богатых родителей, дающих семинарии деньги, да и далеко не безгрешной сути самих наставников, по-человечески понимающих ребят, но вынужденных носить маску высокоморального существа.
Сейчас уже время другое, и подобная история развивалась бы, наверное, иначе, о чём и говорится в преамбуле к фильму. Там показаны 30-е года прошлого века. Той страстной любви, которая готова вспыхнуть между мальчишками, они ещё боятся. Они не знают, как вести себя, что говорить, как быть с поклонником безумно нежным. И в тот момент, когда они уже готовы быть реально близкими, запечатлев своё влечение, наверное, в поцелуе, режиссёр деликатно обрывает эпизод, заставив их наставника уличить их в порочных связях. С того момента начинается их борьба в стенах заведения за своё счастье.
Очень понравилась игра молодых актёров. Фильм редкий, достать непросто, но стоит того, чтобы потратить на это усилия. Советовал бы посмотреть всем без исключения.