«Chere Louise» - картина, считающаяся в наше время весьма редкой, в сети можно найти лишь версию с плохим качеством, со «скачущими» по картинке полосами, несколько раз переписанную с одного федерального канала. И этот факт очень странен, ведь в СССР фильм даже прокатывали в кинотеатрах, а его ценности и мораль актуальны будут, наверное, для всех времен.
«Дорогая Луиза» - очень неожиданный для творчества режиссера Филиппа де Брока проект. Парижанин всю свою карьеру преимущественно снимал легкие комедийные работы с оттенками боевика или приключенческих жанров. А в 1972 году внезапно адаптировал историю о неравной любви двух одиночеств. И даже в те моменты, когда лента игриво шутит со своим зрителем, все равно понимаешь, что это особо не уводит повествование в сторону от царящей на экране печали.
Луиза (Жанна Моро) только-только потеряла свою мать, сожгла ее последние вещи и отправилась прочь со своего родного городка прямиком в Париж. Учительница в школе, возраст которой перешагнул за средний, однажды совершенно случайно встречает по пути к дому молодого человека. Он стоит с протянутой рукой, прося подаяние, его имя Луиджи (Джулиан Негулеско), парень, только прибывший из Италии в поисках новой жизни, 23-летний, и ему сразу после приезда задурманил мозги матерый мошенник, забравший все его вещи и деньги.
И сразу же становится понятно, что между этими двумя рождается связь, что соединит их, но только вопрос – насколько сильно. Для Луизы молодой итальянец Луиджи становится теми двумя важными составляющими, которых у нее никогда не было – мужем и сыном. В один момент эта опека переходит границы, для женщины парень становится светом в оконце, затмевающим все остальные краски. «Ты скоро женишься на другой, а затем покинешь меня» - уверяет француженка, но при этом не показывает ту нестерпимую душевную боль, которая мучает ее изнутри.
Кажется, что Луиза изначально себя готовила к тому, что все это станет скоропостижной историей, что такому молодому нужно находиться в среде своих ровесников. Но только сердцу не прикажешь, а поэтому из-за своей чрезмерной взаимной тяги они еще многое друг другу попортят по мере развития хронометража этой работы Филиппа де Брока.
В центре внимания зрителя на протяжении всего повествования преимущественно будут находиться эти двое, Есть только Луиза и Луиджи, и они дают понять, что остальной мир для них особого значения не имеет. Лишь изредка мы видим взаимодействие с окружающими, в основном окунаясь с головой в психологию отношений этой пары.
«Дорогая Луиза» - хоть и не в полной мере камерная, но уединенная и размеренная история, тем не менее, захватывающая все внимание, заставляющая переживать за совместное будущее основных персонажей, а затем внезапно раскрывающая различные цели персонажей. Мог ли кто-то этого ожидать? Думала ли об этом героиня Жанны Моро? Едва ли, она хоть и отдавала себе отчет о возможной скоротечности, но едва ли зашоренность глаз позволяла задуматься о какой-то корысти. Фильм о вечном. «Любви все возрасты покорны», вы ведь помните.
Известный по большей части комедиями с Бельмондо, Нуаре и Ко, Брока снял в 1972 году фильм совсем другой тональности, трогательный и минорный. Он только что приехал в город из какой-то глухой провинции, она здесь тоже не так давно. Он молод, красив и совершенно не приспособлен к жизни. Она 'вышла' на финишную прямую к старости и не очень ждет от жизни сюрпризов. Но тут и происходит встреча, предсказуемо приводящая отношения сначала к фазе мнимого, по сути. благополучия, а потом к медленной и верной развязке.
В сущности, сам сюжет ничего неожиданного в себе и не таит. Вся соль фильма в очень точном подчеркивании психологии героев. Молодой жиголо поневоле, а потом и по пристрастию считает, что все его уловки, призванные скрыть двусмысленную и нечестную жизнь, очень профессиональны, ведь героиня Моро до поры до времени даже и полвида не подает, что догадывается о слишком многом, что происходит, когда они не вместе. Но вообще это главная загадка фильма: понимает ли героиня, что происходит, или она блаженно доверяется иллюзии 'любви последней, зари вечерней'? Мне думается, что все же понимает. Не забывайте, что мы смотрим французский фильм, поэтому не стоит ждать от героев изломанной и изматывающей достоевщины. Нет, это история тихая. Да, перед нами обман, но не тот обман, который может сломать жизнь и испортить перспективу спокойной старости. Да, всему свое время, и женщина того самого бальзаковского возраста может позволить себе чудачество, даже в некоторый себе упрек. Но это не повод усугублять конфликт, всему именно свое время.
Видимо, не прошло напрасным ассистирование Брока в ранних фильмах Шаброля и Трюффо. Конечно, до оригинальности психологизма фильмов 'новой волны' 'Дорогая Луиза' не дотягивает, но и банальной историей о неравной по причине разнице возрастов любви тоже не является. Крепкий фильм чуть выше среднего.