Мать… Отец… Учитель… Бог… А с какой болью звучат слова сына: «Мама, знаешь как я ждал тебя, знаешь сколько я плакал? А ты всё не шла». Просто рвёт душу в клочья.
Опять меня здесь не было больше недели. Но были на то свои веские причины (даже ноутбук ломался, пришлось сдавать в ремонт). Фильмы я смотреть продолжала, а вот писать не успевала.
Этот фильм Сурьи Шивакумара посмотрела ещё неделю назад, а вот отзыв только сейчас пишу.
Из всех чувств, показываемых в индийских фильмах, отношения матери и сына - самые заветные и священные... Одно из самых дорогих чувств человечества... «Нанда» - настолько правдивая и мрачная история, что хочется, чтобы этого никогда не происходило в реальной жизни. Мы боимся пути, по которому идёт фильм, и Бала (режиссёр) следит за тем, чтобы держать зрителя в напряжении от начала до конца, и не только…
В представленном режиссёром Балой слепке уродливой и прекрасной жизни, - мать нежно любит своих сына и дочь. Мать - обычная женщина, сильно страдающая от того, что узнала об измене мужа. Мать - слабая женщина готовая простить это мужу, только бы не оставаться одной с детьми. Мать - несчастная женщина, которой дано увидеть как её собственный ребёнок, сын, убивает её мужа, не в силах выносить страдания матери, и в то же время смеётся, в его детских глазах внезапно на секунду проступает демон.
Пожалуй для женщины, жены, матери, нет большей трагедии чем эта. Те, кто находят в себе силы, кое-как живут. Мать Нанды нашла силы - она выжила, только не смога больше спокойно спать, не смогла видеть этих дьявольских глаз. Единственной её ошибкой, на мой взгляд, было то, что Жена в ней пересилила Мать. Да и откуда ей, неграмотной женщине было знать простую истину «Больше всего в любви нуждаются те, кто меньше всего её заслуживает»?
Сын - ещё не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Сын - маленький мальчик, поступками его руководят побуждения, инстинкты, непонимание того, что ему, мальчику, понимать ещё рано. Сын несёт наказание страдая больше из-за разлуки с матерью, нежели из-за невозможности сбежать за высокие стены колонии. Нандастремится к матери, жадно ищет её тепла, любви, участия в его жизни, заглядывая своими глазами демона, в её полные страха глаза. Он так соскучился по её нежности, так хочет поесть из её рук. Но она не в силах простить ему убийство своего мужа, который издевался над ней всю их совместную жизнь. Она не понимает, что если с её головы упадёт хоть волос, сын готов избить, убить, уничтожить любого.
Выход боли он даёт в драках, упоение находит в служении справедливости, как её понимает первый человек, кажется сам заигрывавший с демонами, но сумевший заглянуть глубоко в его душу, потому что «те кто восстаёт против несправедливости - Боги».
И как тут разобраться, кто в действительности эта женщина и эта мать? Слабая, запутавшаяся в своих чувствах, жестокая и непреклонная женщина, или сильная, нежно любящая, всё знающая наперёд и всё прощающая? А сын? Глупый, жестокий как все дети, потому что не различает добра и зла, или умный, добрый, нежно и искренне любящий свою семью, Мать и Сестру?
Кто эти люди, оставившие в душе незабываемый след? Ангелы? Демоны? Нет, они просто люди, живущие в мире серых тонов, в мире где грани между чёрным и белым стёрты.
В кино я привыкла восхищаться диалогами, умиляться живой мимикой, любоваться выражениями открытых лиц, и конечно стараюсь смотреть в глаза героев, чтобы увидеть в них всю глубину и душу персонажа фильма. В этом фильме, неожиданно для себя отметила, что слежу лишь за глазами и всё могу прочесть лишь там. В связи с этим хочу отметить потрясающие работы занятых в фильме актёров. Невероятно, сколько всего читается в их глазах! У мастера-режиссёра, актёры проявляют максимум своих возможностей.
Музыка в фильме как фоновая, так и выделенная в отдельные номера, сливается с фильмом воедино, рождая на свет невероятную картинку и звучание. Единственный танец поставлен и исполнен нежно, трогательно и романтично (в индийском кино, дождь и романтика неразделимы). Фоновая зарисовка продолжительностью всего в 15 секунд - в разуме и в душе сразу молниеносный щелчок - мне до боли знакомо. В эпизоде изображения страданий бедных людей, брошенных посреди моря, напетые с надрывом печальные нотки, неизбежно рождают во мне ассоциацию с гениальным голливудским фильмом «Гладиатор».
На протяжении всего фильма в голове то и дело возникала мысль: это тот Бала, который как изощрённый садист, препарирует душу без наркоза, разрезает, рвёт её на тысячи кусочков, будто насмехаясь над её изъянами, над язвами, которые он не лечит, а лишь отражает в кривом зеркале. Фильм очень сильно задел, помучил, вызвал море слёз и равных ран в душе.
Героев жаль так, что хочется кричать, вопрошая в безмолвную тишину - «Кто сглазил счастье этих простых людей?» Ответ прозвучит эхом глухих даров сердца - «Они сами… сами… сами...».
История о ненависти матери к сыну настолько сильная, что нет от неё избавления. История Любви Сына к Матери настолько сильна, что он готов принять из её рук что угодно…
Роль Нанды без сомнения, сделала Сурью тем, кем он является сегодня. Благодаря пленительному языку тела и манере поведения он демонстрирует поразительную сдержанность и искренность… Единственное что напрягало - это его линзы - прозрачно-стального цвета, в которые жутко заглянуть, напоминающие глаза змеи. Почему, ради чего, Бала использовал этот отвратительный оттенок для глаз Сурьи? Обычные его глаза сами по себе очень выразительны и пронзительны. Это, на мой взгляд, является недостатком для идеального в остальном, фильма.
«Нанда» заканчивается особенно громким взрывом, заворожив всех, заставляя задуматься о наших собственных убеждениях и устремлениях… Снимаю шляпу, мистер Бала, вы гений!
Режиссёр Бала - человек с уникальными мыслями, который достаточно смел, чтобы снимать фильмы без компромиссов и выражать истинные чувства от всего сердца. Который заставил людей заметить то, что они обычно игнорировали. Великий мастер.
Сурья. Для меня это его лучшая работа. Нанда, человек с самыми выразительными, и в тоже время с самыми демоническими глазами.
Фильм, который обязательно нужно посмотреть всем, кто хочет посмотреть действительно серьёзный фильм. Концовка оставляет вас ошеломлёнными и запоминается на долго (до сих пор перед глазами стоят эти глаза Сурьи, полные отчаяния и понимания неизбежности его конца, и то, как он готов к этому). У меня внутри просто застрял крик ужаса от происходящего, особенно от отстранённого взгляда матери, так и не простившей своего сына.
Я настоятельно рекомендую эту жемчужину для тех, кто любит реалистичные, жестокие и суровые фильмы.
Нанда еще мальчиком непреднамеренно убивает своего отца, защищая от него мать, узнавшую об измене мужа. Его отправляют в тюрьму для несовершеннолетних, а дома остаются глухонемая мать и маленькая сестра. Выйдя на свободу уже будучи молодым мужчиной, Нанда понимает, что мать не хочет иметь с ним ничего общего…
Фильм интересен, трагичен и пропитан жуткой тишиной. Каждый момент просчитан и с каждой минутой понимаешь, что оторваться от фильма уже невозможно.
Сурья, про этого актера можно говорить бесконечно, он справляется на отлично с каждой своей ролью. И этот фильм не исключение. Весь фильм режиссер ставил акцент на глазах главного героя, наполненных болью и безумием. С какой жалостью и беспомощностью он произносит слово мама: «Мама покорми меня, мама знаешь, сколько я плакал? Мама, мама открой мне...»
Разве сын заслуживает это? Разве мать и сын могут быть незнакомцами? Мать не смогла простить и принять сына, сын не смог жить без матери.
Музыка прекрасна. После фильма хочется переслушать каждую композицию.
Смотреть или не смотреть, каждый решит, для себя сам. Но желания пересмотреть второй раз этот фильм, у меня не возникнет. Слишком тяжело становится на душе после него.
«О, если бы сердце не искало матери, давшей мне жизнь…»
Кинокартина эта страшная и прекрасная, жуткая и чудесная одновременно.
Это чудовищный мрак, прорываемый вспышками света добра и любви. Но любовь и свет, оказываются много слабее тьмы затапливающей всё на своём пути и покрывающем в конечном итоге всё и вся.
Сурья в роли Нанды великолепен. У Балы сложно играть в пол силы, вернее даже вовсе невозможно. Поэтому Сурья выложился настолько - насколько сумел. Нанда предстаёт перед зрителем как неимоверно сильный, неистово яростный в гневе, неудержимый в свершении мести человек, который, тем не менее, способен нежно, чутко и трепетно любить мать, сестру, любимую девушку, человека, ставшего ему приёмным отцом. Думает он долго, но обдумав и решив, расправу вершит скоро сурово и фактически хладнокровно. При этом у него есть свои убеждения, понятия о правоте и справедливости, которым он верен до самого конца и не поступается ими ни перед чем и ни перед кем.
Кальяни в исполнении Лейлы – милая юная девушка. Она чрезвычайно скромна, застенчива, робка, добра и любит трепетно и беззаветно. Это типичный идеал женственности по южно-индийски. Персонаж в общем-то не особо примечательный и мог бы стать совсем заурядным если бы его играла не Лейла. Но эта актриса простую роль превратила в маленький шедевр. Её лицо настолько подвижно, что способно мимически сменять по нескольку десятков выражений за несколько секунд. И то, что у других выглядит как кривляние и игра на публику у неё выходит искренне, просто, мило и естественно.
Фильм о семейных отношениях и ценностях. О принципах, в которые люди верят свято и непогрешимо и которые оказываются ошибочными. Фильм о любви и ненависти родителей и детей. Фильм о близких отношениях, и о том, как они разрушаются.
Автор ставит перед зрителем ряд вопросов.
Может ли чужой человек стать таким же близким как родной отец? Ещё как может, если он протянет руку помощи и дружбы в тот момент, когда казалось весь мир отвернулся и побрезговал. Может, если он не имеет сыновей и в то же время встречает человека по всем его понятиям достойным такого звания.
«Те – кто встаёт против несправедливости – Боги» - похожие слова были и в «Кандасами». Но этот фильм вышел много ранее. Правительство, политики, чиновники на государственной службе - всем их свои личные интересы, комфорт и тёплые места дороже слёз благодарности бедняков.
Имеет ли право человек ради блага простых людей, бедняков, мигрантов, людей попавших в беду нарушить закон? Очень простой и очень сложный вопрос одновременно. Нарушать всё возможно, особенно когда за твоими плечами стоит авторитет, сила и власть. А нарушение во имя милосердия и гуманности и в глазах общества, в глазах народа выглядит, безусловно, как подвиг. Но нарушение остаётся нарушением и за ним следует воздаяние. Рано или поздно, так или иначе борьба даже очень сильного человека против зла и несправедливости этого мира окружает его множеством врагов, жаждущих убрать героя со своего пути.
Может ли родная мать стать чужой? Может ли мать так любить своего сына, что возненавидит его? И как это возможно, чтобы горячая любовь и испепеляющая ненависть были одновременно к одному и тому же человеку?
Имеет ли мать родившая, вскормившая, взрастившая и горячо любившая право на жизнь своего ребёнка? Нет, сказали бы однозначно законоведы и правозащитники. Нет – хором бы ответили все, кто вырос на Западе. Но с точки зрения традиционной восточной и особенно индийской культуры – всё далеко не так однозначно. Там очень близкие и очень сложные отношения между родителями и детьми, особенно между матерью и сыном. И боюсь, в рамки традиционных индийских воззрений действительно укладывается даже жуткое право родителя, особенно любящая матери на своего ребёнка и на его жизнь. Другое дело – насколько нужно быть принципиальным человеком, чтобы вера в безупречность и непогрешимость своих убеждений не пошатнулась и не склонилась ни перед чем.
Понимала ли мать своего сына? На первый взгляд, кажется, что нет. Но я думаю, что как-раз-таки наоборот – слишком хорошо понимала его сильную, но такую необузданную натуру, способную абсолютно всё сокрушить на своём пути. Просто «правда» матери оказалась противоположной «правде» сына. Их принципы и убеждения не просто разошлись – они напрямую отрицали друг друга. То, что в представлении сына было поступком воплощения (аватара) божества, свершением высшего правосудия, то в глазах матери выглядело как чудовищное преступление перед другой семьёй, перед женой потерявшей мужа, перед детками, лишившимися отца. И в её глазах никакие мотивы сына не оправдывали такого деяния.