К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Маленькая продавщица спичек - сказка, снятая по мотиву Ганса Кристиана Андерсена 'Девочка со спичками'.

Видения замерзающей на холоде девочки Ренуар представляет целым миром, иллюзорным полотном, где оживают воспоминания и мечты. В самом повествовании кроется беспощадная игра над человеческими чувствами, ведь нет ни одной более печальной и животрепещущей темы чем смерть ребёнка. Более того, в фильме передано противостояние жестокого и равнодушного общества, и огонька чистой и живой души, особенно в финале, где даже после её смерти, циничное общество ни испытывая никакой жалости говорит 'вот глупая, думала что можно согреться спичками'. И не смотря на то что актрисе было 28 лет, благодаря её чудесной игре она предстаёт настоящим ребёнком, верящим в чудеса. Несмотря на кажущуюся трагедию, Ренуар облекает её в такую лирическую оболочку, словно заставляет нас увидеть красоту в боли этого мира. Этому способствуют все применённые визуальные средства: танцы героини, струящаяся белая материя, огромные ожившие игрушки, совершенно невероятные небеса и так далее.

21 января 2014 | 04:46
  • тип рецензии:

На маленький Богом забытый городок в одной далекой северной стране опускается ночь. Та самая волшебная ночь, пропитанная запахами хвои, мандаринов и неизбежного чуда. Ночь, когда рождается вера в исполнение самых сокровенных желаний, записанных на клочках бумаги, пепел которых растворяется в бокалах шампанского, как яркие вспышки фейерверков растворяются в сумрачном небе. Сказочный праздник, знаменующий для большинства взрослых начало новой, разумеется, более успешной, счастливой и богатой жизни, а для детей являющийся своеобразным итогом минувшего года: ведь если ты хорошо вел себя все это время, то утром первого января обязательно найдешь спрятанный под пушистыми елочными ветвями долгожданный подарок. Звон бокалов, счастливый смех, элегантные люди в изысканных нарядах – за всем этим через заиндевевшее стекло дорогого ресторана наблюдает бедная продавщица спичек. Одетая не по погоде, взирающая на мир широко распахнутыми глазами, полными страха и отчаяния, она безуспешно пытается продать свой никому не нужный товар. Люди бегут, по своим делам, погруженные в мысли о предстоящем торжестве, и никому нет дела до замерзающей на морозе и пронизывающем северном ветре девушки. Ее не замечают, взгляды проходят, будто бы, сквозь нее, и только пара мальчишек одаряет оборванку своим вниманием, закидав ее снежками и заставив, ползая на четвереньках в снегу, собирать несгибающимися пальцами рассыпавшиеся спички.

В основу импрессионисткой картины Жана Ренуара легла всем известная душещипательная история о маленькой девочке, замерзшей на улице в канун Нового Года, написанная Хансом Кристианом Андерсеном. Не все, однако, знают, что великий сказочник написал «Девочку со спичками» буквально на коленке и «на слабо», поддавшись уговорам достопочтенной публики в одном из привилегированных датских салонов. Цвет общества давился слезами и кричал: «Ура!» Разве что, чепчики в воздух так и не полетели. Между тем, сказка изначально была спекулятивна, нацелена на подобный эффект и являлась, по сути, тонким троллингом в адрес зажравшихся богатеев, которых нисколько не волнует судьба безымянных нищенок. И Ренуар практически попался в ловушку этой блезирной истории, старательно пытаясь воссоздать в первой половине фильма остроту социальной несправедливости и драматизм потерянности, ненужности, загнанности в угол главной героини.

К счастливому удивлению, вторая часть «Маленькой продавщицы спичек» сбросила с себя оковы андерсеновской наигранной сердобольности и переместилась в собственную фантазийную систему координат. Обыденные мечты изнуренной голодом и холодом девчушки о теплой печке и аппетитном жареном гусе сменились настоящей ирреальной феерией. Череда случайных встреч и мимолетных наблюдений за красивой жизнью трансформировались в сознании героини в удивительный сказочный мир, одновременно пугающий и привлекательный, в котором оживают гигантские игрушки, прекрасный принц готов накормить вкусным ужином, попутно предлагая руку и сердце, а смерть в образе пирата выпрыгивает из табакерки, чтобы немедленно пуститься в погоню за влюбленными. Это можно одновременно назвать и одной из первых интерпретаций кэрроловской «Алисы в стране чудес», и предвестником бесчисленного множества иллюзорных миров, созданных впоследствии, будь то собственная вселенная Джелизы-Розы в «Стране приливов» Гиллиама или же неотделимые от реальности сны Анны из «Бумажного дома» Роуза.

Технически несовершенно, довольно наивно, местами даже карикатурно выглядит картина Ренуара сейчас. Вместе с тем, достаточно любопытно наблюдать за тем, каким образом режиссер при помощи скромных декораций, великолепной музыки Вагнера и Мусоргского и своей безграничной фантазии создает уникальный мир, сотканный из переживаний, впечатлений и мечтаний бедной уличной торговки.

Глупо думать, что можно согреться спичками, и глупо ждать от немых фильмов сногсшибательного визуала. А избавившись от бессмысленных ожиданий, вполне можно насладиться грустной, недетской сказкой. Только не стоит этого делать в канун Нового Года, чтобы ненароком не рассеялось мандариновое очарование этого волшебного праздника.

14 октября 2012 | 18:57
  • тип рецензии:

Сказка Ганса Христиана Андерсена, мастерски перенесенная на кинополотно Ренуаром, точно передает тревожно-упаднический и в то же время сердечный и чудодейственный дух волшебных историй замечательного рассказчика. Жан Ренуар, выбрав путь своего отца, знаменитого импрессиониста, заменяет холст на кинопленку, а мольберт на камеру, и с легкостью показывает эфемерность жизни, где все происходящее представляется, как в какой-то дымке, сном, о котором будешь с приятной грустью вспоминать, когда он закончится. Все это как нельзя лучше подходит для идеального изображения сказки.

Грезы замерзающей на холоде девочки, которая из бедности вынуждена была продавать спички в рождественскую ночь, нельзя назвать предсмертным бредом — они согревают теплыми чувствами, возникающими в сознании героини: здесь и любовное знакомство с ожившим солдатиком, и волшебный галоп на лошади по облакам, и погоня всадника-смерти за ними… Конечно, как и в других сказках датчанина, здесь присутствует снег и холод, которые как снежная королева колют ледяным осколком героиню; солдатик, который ждет пока откроют коробку и он оживет; всадник-смерть, как злой тролль, выскакивающий из табакерки. Эти образы наталкивают на детские воспоминания о сказках, которые были прочитаны и просмотрены не один раз.

Все сказки Андерсена заканчиваются грустно, Ренуар же своей волшебной картинкой, такой, какой она могла бы представиться во сне самому Андерсену, все-таки оставляет надежду, что все хорошо, что все это сказка, но сказка с грустным концом. Жан Ренуар умеет заставить зрителя увидеть «новое платье короля» благодаря всей призрачности образов, окунуться в несуществующий мир, а затем попасть во второе измерение этого мира иллюзорных образов, очутившись во сне девочки, таким образом увидеть сон во сне, сказку внутри сказки, кино внутри ренуаровского киноповествования. Финальная фраза каких-то злых девиц («Какая глупая! Думала, что можно согреться спичками!») переносит зрителя из грез девушки обратно в ренуаровскую явь. Но еще долго после окончания декадентской рождественской сказки находишься в границах этого холодного грустного утра, в этой фантазии Андерсена, перенесенной на экран Жаном Ренуаром.

19 октября 2009 | 19:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: