Социальная драма на фоне образцово-благополучного социализма.
На этот фильм я вышел случайно. В своё время меня заинтересовала тема распада Югославии. А после просмотра нескольких фильмов про распад я захотел 'увидеть' ту благополучную социалистическую Югославию, какой она была до распада. Этот фильм был выбран как один из тех, что показывают картинку из той, тогда ещё мирной, единой и благополучной страны. И я не ошибся: получилась иллюстрация образцового социализма. Молодые ребята гоняют на японских мотоциклах, причём современных, а не бэушном хламе. Одеты в хорошую мотоэкипировку. Советским байкерам о таких мотоциклах оставалось мечтать, а мотоэкипировки в СССР не было в принципе. Город (Белрад?) выглядит по-западному чисто и цивильно, без советской серости. По улицам помимо югославских 'Застав' колесят иномарки: Ситроены, Рено, Фольксвагены, наверняка местной сборки. В квартире ШИКАРНАЯ ванная, какая советским гражданам и не снилась. Люди одеваются по-западному модно. Звучит модный электронный синтпоп в исполнении Момчило Баягича (он же Баяга). Сельская местность выглядит капитально и основательно, никакой убогости. Выехать за рубеж можно без проблем: хочешь - во Францию, хочешь - в Германию. Ничего себе социализм! И на фоне всего этого благополучия разворачивается социальная драма.
Главные герои - парень и девушка, влюблённые друг в друга. Но неожиданная беременность девушки оказывается очень неудобной для некоторых прагматичных взрослых, и они решают от ребёнка избавиться. Сюжет пересказывать не стоит, поэтому перейду к героям.
Бранко (Бане) Цветович. Главный герой. Ну, один из двух главных героев. Байкер. Автомотослесарь. Рассекает сначала на своём 'Урале', потом на 'Хонде' приятеля. Лихач. Красавчик. Любимец девушек. Влюблён в Весну. Однако поддался слабости, и изменил Весне с одной знакомой из их тусовки. Именно эта сиюминутная измена, раздутая кое-кем до размера слона из мухи, станет началом проблем, которые потом вырастут, как снежный ком. Но при этом любящий отец. Ради маленького сына готов пойти даже поперёк закона.
Весна. Главная героиня номер два. Девушка Бане. Забеременнела от него, и уехала учиться во Францию. Потом, под давлением матери отдала ребёнка бездетным немцам, о чём жалела. В целом девушка неплохая, скорее положительная, но загубленная в среде слишком прагматичных и циничных родителей. Точнее - циничной властной матери и безвольного папаши-подкаблучника. Воссоединившись с ребёнком, простила Бане измену. А заручившись поддержкой друзей, пошла против родной матери.
Лила. Девушка Стива. Та самая соблазнительница, что затащила Бане в ванную, пока Стив был в отъезде. Отличается сексуальной озабоченностью несколько более сильной, чем у остальных из их тусовки.
Косара. Мать Весны. Условный антагонист номер один. Властная и прагматичная, явный лидер в семье. Неудобная беременность Весны сильно не нравится Косаре. Она всячески ссорит влюблённых, а ребёнка отдаёт бездетным немцам.
Адвокат немцев и матери Весны. Антагонист номер два. Интеллигентный, солидный, но вызывает скорее отторжение, в том числе и в силу своей продажной профессии.
Йордан Цветкович. Отец Бане, автослесарь. Полностью на стороне сына и новорождённого внука. Намял адвокату бока и грубо вышвырнул его вон.
Отто и Марта Миллер. Бездетные немцы. Приехали в Югославию купить ребёнка Весны. Люди вроде бы и неплохие, но как-то не вызывают симпатии. Зритель явно не на их стороне.
Друзья Бане и Весны. Обычная молодёжь 80-ых. Не гопота, но и не паиньки. Обычные ребята и девчата, любящие потусить и покататься на мотоциклах. Прячут Бане, Весну и ребёнка в лесу от стражей правопорядка и совместно ухаживают за вынужденными 'беженцами'. Общими усилиями помогли отстоять ребёнка.
А Бане лихач тот ещё. В фильме несколько мотопогонь, одна из которых весьма зрелищная. Бане лихо удирает от милиции на мотоцикле по косогорам, рекам, лесу. Мотоцикл-эндуро к тому очень располагает, и ребёнок за спиной не помеха, скорее наоборот, стимул ещё поддать газку, чтобы не достался этим редискам!
Концовка фильма оптимистичная, но открытая. Не известно, спустит ли властная Косара с рук дочурке такое поведение? Или смирится? А Югославии осталось жить спокойно всего семь лет...
Душеполезная история, увиденная в ранней юности и сохранённая памятью.
Один из тех фильмов ранней юности, который оставил свой след в формирующейся душе, не прошёл бесследно. Социальная драма позднего социалистического периода, которую можно отнести к направлению 'морального беспокойства'. Тогда, в детстве, даже Сербия казалась очень западной страной. Слюнки текли глядя, как молодые ребята гоняют не на 'явах' и 'чезетах', а на 'хондах' и 'ямахах'. Но, марки мотоциклов уже давно стёрлись из памяти, а вот сама история нет.
Вниманию зрителя представлена молодёжная компания, не плохие и не хорошие, обычные ребята 80-х. Не воры, не гопники, но и не пай-мальчики и девочки. В центре этой компании влюблённая пара, Бане и Весна. Впервые им предстоит разлучиться на два месяца, и прощальную ночь они впервые проводят вместе. Эта ночь даёт рождение новой жизни, Весна улетает, но под сердцем у неё уже бьётся ещё одно, крохотное сердечко. Мать девушки, по своему заботясь о дочери, говорит что парень ей изменяет, тем самым запуская механизм последующих драматических событий. Характеры героев, мотивация и поступки, очень узнаваемы. История полностью отображает реалии того времени (только ли того?). Немаловажную роль, а может и определяющую, сыграло то, что если молодому байкеру, скорее всего уготован жизненный путь отца-автомеханика, то у родителей-интеллигентов девушки, амбициозные планы на будущее дочери. Она летит в Париж с целью получения диплома, и здесь узнаёт об 'измене'. 'Обманутая' и обиженная Весна решает сделать аборт, но уже поздно. И здесь, задвигая на задний план ошибки молодости, вступает в игру потрясающе циничный, родительский практицизм. Не желая 'ломать жизнь' дочери, а более опасаясь молвы и 'позора', мать осуществляет 'гениальный' план. В Сербию приезжает бесплодная пара из Германии, желающая забрать новорождённого. Стоит отметить особенность того (а только ли того?) безбожного времени. Люди думают о чём угодно, о социальном статусе, о карьере, о мнении окружающих... Никто не думает о самом ребёнке (ведь человек явился в мир) и о нравственных последствиях, а как с этим жить? Неужели женщина, убившая (сделавшая аборт) или отдавшая в чужие руки своего ребёнка, сможет быть счастлива? А во что превратятся семейные отношения между женщинами, благодаря 'заботливому участию' матери, страшно представить. Но таковы реалии жизни, в которой смещены или подменены ценностные ориентиры.
Отодвинутый от участия в происходящих событиях отец малыша, найдя упрятанную родителями Весну, не соглашается на роль безмолвного статиста и похищает у 'покупателей' ребёнка. И здесь происходит чудо. 'Не нужный', 'лишний' младенец становится центром внимания и любви. Вся молодая компания наперебой заботится о нём и его родителях. Весна, подобно спящей красавице, 'просыпается' от своего кошмарного сна, в который её погрузила мать. И хотя соответствующие документы уже подписаны, и формально закон на стороне немцев, молодые люди с этим явно не согласны, и готовы на отчаянные, решительные действия. Ещё один пробудившийся - муж-подкаблучник, отец Весны, увидев ребят, готовых не смотря ни на что бороться за правду, заново обретает вкус жизни, в которой материальные блага не являются абсолютной ценностью.
Через, почти тридцать лет, я, с не меньшим переживанием следил за ошибками и их исправлением, становлением характеров молодых людей, на фоне 'правильного', невероятно-циничного мира взрослых.
Кино не совершенно в художественном плане, главным минусом является кастинг. Ребят, которым должно быть по 19 лет, играют гораздо более старшие актёры. И тем не менее, фильм пересмотрен с удовольствием, ради сюжетной линии. Подходит как для частного, так и для семейного просмотра, с последующим обсуждением.