В последнее время, если выбираю фильм для просмотра, то стараюсь найти что-то не попсовое. Нет, конечно глобальные премьеры никуда не делись, смотреть их нужно и стоит, но с возрастом все чаще есть линия которая делит мое мнение, где проекты для денег и проекты для развития падают в разные корзины.
Фильм 'Скин' режиссера Гая Наттива, как раз тот самый проект, который стоит посмотреть, чтобы немного подумать о том, что даже жизнь наполненную зависимостью от других людей не по своей воле, можно изменить. В центре сюжета молодой скинхед Брайан. Выросший в семье скинов, идеологов движения, где белая раса должна управлять миром, он абсолютно отрекся от жизни разумного человека, прожигая день за днем. Алкоголь, наркотики, постоянные стычки, Брайан словно цепной пес выполняет каждое поручение своих Па и Ма, но от этого жизнь становится только хуже, на лицо психологические проблемы, которые не доведут до добра.
Однажды он знакомится с матерью троих детей Джули и эта встреча изменит его жизнь навсегда. Шаг за шагом, медленно, но верно он словно исцеляется и все дальше отдаляется от своей якобы настоящей семьи. Но только на время, как оказывается люди, воспитавшие Брайана не такие уж и любящие родители, а из движения не так то просто выйти.
Фильм, с мизерным бюджетом и сборами в 135 562 доллара, поражает своей атмосферой и правдивостью. Идея, заложенная реальной историей стала настоящим открытием в мире маскулинного кино, подарив если не шедевр, то очень качественный проект. Настоящее перерождение человека, который начал иначе смотреть на свои поступки, смешивается с борьбой против людей которые его воспитали. Социальная драма, в которой остро показывают, что изменится возможно, но для этого предстоит пройти тернистый путь исцеления, набив не одну шишку и удалив не одну татуировку на своем теле.
Есть недоработки, но полное впечатление не портит.
Хорошо показаны отношения между людьми, внутренняя борьба главного героя самим с собой, то как он пытается изменить свою жизнь.
Отдельно стоит отметить, что фильм основан на реальных событиях и это не может не радовать.
Однако, мне показалось, что главный герой раскрыт не достаточно хорошо. Очевидно, что сюжет повествует не столько про проблему расизма, сколько именно о изменении человека. Возникает вопрос: почему главный герой раскрыт так не четко?
Возвращаясь к расизму, можно отметить, что как во многих фильмах, которые затрагивают как-то эту тему, все цветные показаны невинными зайчиками, которых обижают за просто так. Сами же скинхеды тоже раскрыты не очень хорошо. Показаны просто кучкой импульсивных агрессоров. Если бы я ранее ничего про них не читала и впервые бы узнала о них из фильма, то я думаю, что суждение было бы не совсем корректное. Из бесконечной защиты цветных может вылиться только то, что они тебе на шею сядут (что в какой-то степени уже существует в США). Не очень люблю, когда проблему раскрывают так однобоко. Опять же детальности не хватило.
Откуда берется вся наша ненависть? Обиды? Зависть? Пропаганда, порождающая определенную мысль в головах людей? Или простое отвращение? Но тогда почему МЫ способны испытывать неприязнь к каким-то людям или даже целому народу? И на какие глупости может пойти человек, который испытал это чувство? Это все риторические вопросы, на которых вы не найдете ответа. По крайней мере в этом тексте.
Так уж исторически сложилось, что в далеком 1998 году, Тони Кей снял по истине культовый фильм, настолько реалистичный и пугающий, что я смог осилить его только со второй попытки. Этот фильм можно и нужно считать произведением искусства. Он и по сей день остается актуальным и может без проблем подтолкнуть каждого на те или иные мысли. И разумеется, во время просмотра «Скина», у меня так или иначе проскальзывали определенные ассоциации. Но, давайте подробней.
Картина израильского режиссера Гая Наттива рассказывает нам историю американского неонациста, который встает на путь искупления. В отличие от фильма Кея, «Скин» основывается на реальной истории, а если быть точнее, документальном фильме вышедшем в 2011 году, которым вдохновился Наттив. Фильм повествует об одном скинхеде - Брайоне Уидноре, которому по стечению жизненных обстоятельств «посчастливилось» оказаться в так называемой «семье», приютившей его и казалось бы подарившей ему все. Он не остался на улице, не умер с голоду и в целом, имел средства. Но что же тогда заставило его целиком поменять свою жизнь?
«Skin» с английского - «кожа», но так же в просторечии называют и скинхедов, скины. Название фильма кроткое, но умещает в себя довольно большой объем информации. Кожа главного персонажа фильма - Брайона, целиком покрыта разными татуировками из идеологической смеси скандинавской мифологии и национализма, каждая из которых так или иначе отвечает за совершенное им преступление. Брайон же, как и подобает неонацистам выступает против людей с другим цветом кожи. Тату в этом фильме играют прозрачную роль - здесь это символ грязи, пятно, которое необходимо смыть всеми силами, чтобы очистить свое имя.
Но так почему же Брайон решает встать на путь искупления? И тут мы с вами оказываемся на параллели с вышеупомянутым фильмом Тони Кея. Если у персонажа «Американской истории» - Дерека - мы четко прослеживали экспоненту, по которой он двигался и менялся. Видели какие поступки он совершал ранее и какие последствия были у этого, то к сожалению, фильм «Скин» лишь немного позволяет нам понять, что происходило в душе главного героя, и как он принял решение «выйти из игры». Да, мы сами можем докрутить эту историю у себя в голове, но это и не позволяет фильму Наттива встать на одну линию с «Историей». Мне не хватило переживаний, терзаний и линейности. Иногда у героя возникают спонтанные срывы, которые не совсем логичны. Пытаясь осилить не всегда четкие мысли режиссера, но зная при этом историю Брайона, мы можем понять, почему эти срывы случаются, но из-за сюжетной недосказанности и немного халтурном раскрытии главного персонажа они кажутся скомканными и попросту странными.
И кажется, что у «Скина» есть все, чтобы запомниться. Во главе прекрасный режиссер, который уже успел отхватить целых два «Хрустальных медведя» на Берлинском кинофестивале. Довольно неплохой каст, в котором Джейми Белл уверенно отыгрывает своего персонажа, да и второстепенные герои не остаются в тени. Сама картинка смотрится свежо, а вставки с удалением татуировок выглядят напряженными, что позволяет чуть больше проникнуться к персонажу. Но есть одно но, и оно рушит всю структуру фильма. На протяжении всего просмотра меня не покидало ощущение того, что во время постпродакшна из картины вырезали все сцены, которые отвечали бы за развитие главного героя. Фильм скачет, забывая о том, что у Брайона, в общем-то, непростая судьба, но Наттив попросту забывает сконцентрировать внимание на деталях. Отсюда и возникают вопросы.
Как и «Американская история X», «Скин» рассказывает нам не о борьбе с расизмом, Наттив акцентирует внимание на внутренней борьбе человека с самим собой. Это история о том, как легко привить ненависть к человеку и как сложно потом отыскать человечность в себе. Даже когда ты понимаешь, что ты чертовски не прав, всегда тяжело перешагнуть через некий внутренний барьер и поменять свои же взгляды.
В обоих фильмах у главного героя есть перемены, они понятны, но если у Тони Кея от действий героя кровь стыла в жилах, то в «Скине» это просто история человека, за которой, в целом, интересно следить, но никаких массовых переворотов в голове от нее ждать не стоит. Я могу порекомендовать данный фильм тем людям, которые интересуется историями о внутренней борьбе. Как фильм-мотивация, он зайдет на ура! Но если вы хотите чего-то большего, то просто пересмотрите «Американскую историю».
Как и в остальных фильмах подобного плана (Romper Stomper, American History X) проблема правых радикалов показана однобоко. Белые нацисты показаны отморозками с кучей вредных привычек. А афроамериканцы и мусульмане-мигранты хорошие и пушистые, которых обижают 'плохие' белые. Хотя, если поднять криминальную хронику, то это явно не так. Даже в этом фильме афроамериканец, который ударил ножом митингующего 'скина', а потом получил сдачи, показан жертвой. Хотя по сути он преступник и получил по заслугам, если так подумать (око за око). Ну и не показаны предпосылки, почему 'скины' стали такими. Хотя и не скины там вовсе, они больше похожи на неоязычников или сектантов по видеоряду.
В целом фильм смотрибелен, если отбросить политику и сосредоточиться на человеческих отношениях, но стереотипы на каждом шагу и портят впечатление.
PS. Вот интересно почему в фильмах раскаивающиеся расисты всегда белые? Почему нет фильмов (в массовом прокате) где например главный герой черный расист (или исламский радикал например) и он раскаивается и отказывается от своих убеждений (в этом фильме кстати есть один такой персонаж - но показано это мельком без смакования и подробностей)?
Режиссер фильма, Гай Наттив, в одном из интервью упомянул притчу из Талмуда, в которой отцы ели кислый виноград, а оскомина на зубах появлялась у детей. Имеется ввиду, что то, чему ты учишь своих чад, потом тебе же аукнется. Под отцами подразумеваются не только биологические, но и идеологические родители, менторы и наставники, вкладывающие в головы своих учеников чересчур узконаправленное восприятие окружающего мира. Например, такое, как расизм.
У Наттива две 'Кожи'. За одну, короткую, израильтянин в начале этого года получил премию 'Оскар', вторая, полнометражная, появилась на свет чуть раньше, и её в российском прокате, видимо, дабы не путаться, назвали 'Скин'. Оба фильма иллюстрируют конфликт отцов и детей, а также внутренние, неразрешимые противоречия в стане проповедников расовой ненависти.
В большинстве случаев художественный фильм не даёт нам повода для анализа реальности. Мы можем разобрать эстетическую и смысловую составляющие картины, но только в строгом контексте происходящего на экране. В кино все события, персонажи и их модели поведения -
вымышленные. Даже если фильм основан на реальных событиях, он скорее вызовет желание обратиться к прообразу, выяснить, как было на самом деле, заглянуть в более достоверные источники, нежели 'верить на слово'. Редко, когда картина заставляет тебя не разделять кино и реальность. 'Скин' как раз из этой категории.
Без излишней художественности, без напускной драматичности, эта лента спокойно и просто объясняет, куда приводят ксенофобия, расовый фанатизм и вообще всякого рода сектантство. Без приглашенных звезд, нацистских штампов и всего того, что мы уже десятки раз видели, нам рассказывают о том, что не тюрьма или смерть венец всему, а жизнь, которая проходит. Время, которого не вернешь. Пока ты пытаешься доказать что-то обществу, копишь гнев, вымещаешь злобу и с головой влезаешь в какую-то муть, растут дети, образовываются семьи, крепнет чья-то любовь.
Главный герой фильма изуродовал себя, загнал в бессмысленное и беспощадное болото, потерял кучу времени. Он - урод, и соответствующим образом выглядит всё, что его окружает. Но и у этого урода есть шанс взглянуть на самого себя, развернуться и побороться за свою жизнь. Вы не увидите в этом фильме красивых преображений, пробирающих до слёз раскаяний и невероятной, спасающей любви. Никаких иллюзий и невероятных приключений. Обычный человек, тяжелые условия, соломинка из простых, неказистых, но искренних отношений. Мать-одиночка, которая и сама погрязла в прокрастинации, трое чужих детей и запачканная ошибками молодости кожа. Даже доброе сердце здесь может не сработать. Психика под грузом исковерканной судьбы надломлена, прошлое вряд ли отпустит.
'Скин' - это подноготная красивых историй и счастливых финалов. Это история, в которой, как и в жизни, пострадали все. Жизнь далека от глянцевых обложек, нарядных фасадов и волшебных спасений. Жизнь - это твои ошибки и постоянная, кропотливая работа над ними. Чем больше наделано ошибок, тем болезненнее и сложнее будет их исправить в будущем. Но пока руки ноги целы - сделать это ещё не поздно.