Потихоньку двигаюсь по фильмографии Сушанта Сингха Раджпута. У меня впереди ещё около десяти фильмов Сушанта стоит на просмотр, на завтра по списку «M.С. Дхони: не рассказанная история», который по хронометражу больше трёх часов будет, но мне не привыкать к таким длинным фильмам, поэтому я готова к просмотру. Вообще фильмы о спорте и спортсменах прославивших Индию, я люблю, и всегда смотрю их с особым удовольствием. А уж если фильм основан на реальной истории, и главную роль, исторического персонажа, такого значимого для страны, исполняет очень талантливый актёр или актриса, то такой фильм смотрится с особым удовольствием. Но, это я отвлеклась.
Теперь по фильму «Кедарнатх». Вчера посмотрела его. Да, история и печальная и тяжёлая одновременно. Печальная, потому что основана на реальных, трагических событиях, а тяжёлая, потому что глядя на Сушанта, так тяжело осознавать что его больше нет с нами и уже никогда не будет. И что досмотрю я оставшиеся 10 фильмов, а новых больше не увижу, и останется только пересматривать имеющиеся.
Главный герой фильма, Мансур - молодой энергичный юноша-мусульманин с приветливой улыбкой и светлой душой. Он живёт со своей матерью-вдовой и младшим братом на окраине Кедарнатха. Их небольшой бедный домик прислоняется спиной к самым скалам. Зато из него виден почти весь посёлок и долина горной речки, что берёт своё начало в одном их гималайских ледников у высокогорного озера Чоробари. Мансур вырос в этих местах, с юности зарабатывая на хлеб насущный тяжёлым физическим трудом. Он доставляет паломников из Гаурикунда в Кедарнатх, по извилистой горной дороге вдоль ущелья, неся пожилых людей в специальной корзине за плечами, а их вещи водружая на верного четвероногого друга - мула Рустома. В душе юноши столько добра и тепла, и он так щедро изливает их на своих клиентов, что даже сердца суровых традиционных индуистов, не желающих иметь дело с иноверцем, поневоле смягчаются и открываются на встречу необычному парню.
Кедарнатх - оно их четырёх наиболее священных мест поклонения богу Шиве. Этот посёлок выросший вокруг храма, расположен на севере Индии, в горном штате Уттаркханад. Посёлок Кедарнатх прост как правда. Непритязательный, без лишних изысков, он прочно врос в горную породу. Всего около двух сотен разноцветных домиков, высотой в пару этажей, с узкими кривыми улочками, соединяющимися между собой затейливо, как в лабиринте. Утром над ним ясное и чистое небо, открывающее прекрасный вид на уходящие в вышину горные вершины. А к полудню сгущаются облака и тучи. Весь пейзаж погружается в пелену тумана или скрывается за завесой дождя.
Вот в таком священном месте и встретились Мансур и дочь главного пандита Кедарнатха, Мандакини (Мукку) (Сара Али Кхан в своей дебютной роли). Мукку полная противоположность Мансура, бойкая, резкая, напористая до степени агрессивности. Ведёт себя как королева Кедарнатха, и никто не способен противостоять её натиску. Но за этой бравадой и таким неженским поведением, скрыта боль от осознания невозможности повлиять на решение своего патриархального отца. Её хотят выдать замуж за состоятельного, но ненавистного ей человека.
Казалось бы перед нами давно знакомая и уже ставшая классической Болливудская история о дочери, бунтующей против родителей, о юных влюблённых, между которыми непреодолимой стеной встаёт неравенство статуса, материального положения и кастового происхождения, вместе с разницей в религии. Да, здесь есть старые клише, но они приправлены современными шутками и колкостями острой на язык Мукку. Однако здесь нет ничего от «укрощения строптивой», здесь наоборот, девушка покоряет юношу, который с самого начала понимает, что они вряд ли смогут быть вместе.
Взаимосвязь темы любви и катастрофы, религиозной веры и стихии, женщины и природы, в фильме Абхишека Капура, напоминает о бренности и хрупкости этого мира и давлении религиозных общин над обычными людьми. Однако режиссёр не ставит перед собой цель, показать только разрушительную силу, вышедшей из берегов реки, здесь всё гораздо сложнее и глубже. Фанатизм, вражда между религиозным большинством индуистов, и меньшинством мусульман, конфликт между богатыми и бедными, экономическим развитием и экологическим равновесием. Понимание этого, происходящее в душе Мансура и его простые слова, сказанные не раз по ходу фильма, несут в себе огромный смысл, отражающий состояние индийского общества. И действительно, не так важно то, о чём идёт речь, сколько важно то, кто именно её произносит: его пол, каста, религиозная и региональная принадлежность. Так что, и у природы, и у богов, помимо воздаяния за горести влюблённых, накопилось слишком много причин, для наказания неразумных, жадных и ослепших в погоне за материальными благами, людей.
Впервые увидела Сару Али Кхан, дочь Саифа, и она понравилась мне. Очень напомнила свою маму, Амриту Сингх, в молодости. Сыграла очень натурально и искренне. Они боролись со всем миром, без истерики, без криков о любви, одна фраза Мукку - «Если он сейчас не выдержит этого испытания, то про остальное можно забыть» - выражает все грани её чувств к Мансуру. Это сила, это доверие, это вера в своего человека.
Сушант сыграл, как всегда прекрасно. Его улыбка всегда заставляет меня невольно улыбаться, он очень талантливый, очень искренний, очень милый и очень трудолюбивый. В каждую свою роль вкладывает душу и сердце, чем и покоряет зрителя.
Эта история запала мне в душу, несмотря ни на что. Как всегда Индия напоминает нам о самом главном в жизни. Этот фильм обязательно нужно посмотреть. Для начала, потому, что стоит знать, что произошло в мире, а когда познаёшь историю через фильм, то очень легко запоминаются даты. А во-вторых, это очень интересная пара, девушка настоящего поколения, и парень, который старается творить больше добрых дел. И, как они дополняют друг друга, имея совсем разный характер и взгляд на жизнь. Прекрасный фильм, масштабный, прекрасно снятый и сыгранный. Смотрится на одном дыхании.
«Кедарнатх» - индийский мелодраматический фильм-катастрофа будет интересен всем поклонникам трогательных историй любви, которые разворачиваются в период трагических событий и межрелигиозной конфронтации. Несмотря на вымышленную историю о двух влюбленных, катастрофа, показанная в фильме, была на самом деле. Летом 2013 года в результате сильнейшего ливня произошел оползень с последующим наводнением, который практически стер с лица земли маленькую деревню Кедарнатх. В результате случившегося более четырех тысяч человек официально считаются погибшими и около семидесяти тысяч числятся пропавшими без вести.
По сюжету недалеко от той самой гималайской деревни на высоте 3500 метров над уровнем моря находится древний храм – место паломничества индусов. Главный герой, молодой парень, работает извозчиком, доставляя паломников и туристов в священный храм. Он из бедной и простой семьи, и вся его работа заключается в ежедневном тяжелом физическом труде. Но вот однажды по стечению обстоятельств в него влюбляется дерзкая богатая девчонка. И все бы ничего, но барышня и ее семья исповедует индуизм, а парень является мусульманином. Столкнувшись с серьёзной проблемой непонимания и жёсткого порицания со стороны, герои вскоре понимают, что более серьезная беда их ожидает впереди.
Сразу стоит отметить, что картина не претендует на звание крутого экшена. Б?льшая часть сюжета посвящена исключительно драматической линии о запретной любви. Это самая обыкновенная деревенская история со всеми имеющимися стереотипами и клише, которые неоднократно встречались в других подобных историях индийского кинематографа. Здесь вам и борьба за свободу выбора, семейные ценности, злой жених, которого выбрали родители девушки, предательство со стороны близкого человека и так далее. В какой-то момент история даже воспринимается в качестве некой сказки или легенды о сложных взаимоотношениях молодой пары, которой предстоит пройти немало трудных этапов для достижения поставленной цели. В их истории много трагизма, драмы и захватывающих приключений, но всё это меркнет перед огромной силой необъятной любви.
Актерские старания показаны в лучших традициях индийского кино, но порой в определенных моментах кое-кто из артистов выглядит чрезмерно театрально и наигранно. Но, несмотря на это, б?льшая часть актерского ансамбля смотрится вполне правдоподобно, органично и естественно. Арки героев со всеми подробностями раскрывают тех или иных персонажей, придавая им определенную структуру духовной трансформации. Практически каждый герой по-своему меняется в ту или иную сторону, при этом приобретая необходимые знания и опыт.
Что касается постановки, то она выполнена качественно и визуально красиво, хотя слабоватая компьютерная графика в моменты разрушений видна невооруженным взглядом, поэтому можно смело утверждать, что эффекты тут являются не самой сильной стороной картины. Зато мелодрама снята по высшему разряду, при этом традиционных песен и плясок в кадре практически нет. За весь фильм показан лишь только один танец и то на свадьбе, а все остальные музыкальные композиции звучат в рамках обычных закадровых саундтреков. Также стоит добавить, что и хронометраж немного отличается от стандартного формата. Вместо обычного трёхчасового повествования зрителя ждет два часа драматических событий, о которых, вполне возможно, многие даже узнают впервые.
Сама по себе история довольно грустная и тяжелая. И подобные кинопроизведения, основанные на реальных событиях, почти всегда и везде вызывают противоречивые эмоции у разного числа зрителей. Одни ругают за неуважение к погибшим, так как авторы приплетают к данной истории банальную любовную линию в духе «Ромео и Джульетты». А другие, наоборот, благодарят и с пониманием относятся к подобным вещам. В любом случае фильм заслуживает внимания и однозначно найдет своего зрителя.
В общем, если вы большой поклонник индийского кинематографа, то фильм однозначно рекомендован к просмотру, а всем остальным стоит ориентироваться на свои вкусы и личные предпочтения того или иного жанрового направления: романтическая мелодрама и фильм-катастрофа. Выбор за вами. Всем приятного просмотра.
Как не уйти от судьбы, так и невозможно контролировать силы природы, когда она в гневе. В июне 2013 года индийскую деревню Кедарнатх, расположенную в штате Уттаракханд, практически стер с лица земли мощный оползень. Эта трагедия, как обычно, пестрит внушительными цифрами пострадавших и погибших. Фильм в художественном стиле рассказывает нам о пережитом тогда местными жителями ужасе. И то, что сценарий основан на реальных событиях, выводит его из разряда простого развлекательного жанра. Реализма здесь добавляют и сами актеры. Их натуральная игра способствует погружению в этот мир чувств и образовавшегося хаоса. Режиссура также на высшем уровне. По крайней мере, я не обнаружила ни одного изъяна. По-моему, это достойный ответ голливудским блокбастерам. Индия не хуже работает со спецэффектами. И данная картина вполне подошла бы под формат 3D. Т. е., визуальная составляющая - это красивые виды долины. Со стороны технической - несущиеся со скоростью потоки воды и массовые разрушения. Это завораживает.
Что еще понравилось, так это сюжетный баланс. Нет провисаний и какой-либо затянутости. Нет сцен, которые хотелось бы вырезать. Обычно фильмы-катастрофы делят на две части, чтобы мы немного попривыкли к персонажам, даже привязались к ним, а потом бац! и подвергают их смертельной опасности, дабы измотать нам последний нерв. Здесь тоже самое. Первая половина плывет на волне мелодрамы. Во всей красе перед нами раскидывается гималайская долина с бесконечным потоком паломников. Священное место, куда каждый приходит за успокоением своей души. Здесь соседствуют разные религии и с виду кажется, что все спокойно. Но, стоит капнуть поглубже, затронуть чью-то сторону, как вспыхивает конфликт, который трудно унять. Тема религии, возможно, затронута тут неспроста. Если немного пофилософствовать, то можно прийти к выводу, что случившаяся трагедия - расплата за все их грехи.
Но, вначале мы об этом совсем не задумываемся. Ведь перед нами зарождается история любви. Главные герои не просто исповедуют разную веру, но и принадлежат к разным классам. Мансур - простой деревенский парень, добрый и отзывчивый. Он каждый день перевозит туристов к храму на своем ослике, а бывает и просто на спине. Даже не представляю, насколько тяжел этот подъем в горы с такой ношей, но его нельзя назвать недовольным судьбой. Очень позитивный молодой человек. Пожалуй, он один из тех немногих героев, у которых трудно найти какие-то недостатки. Понятно, почему Мукку обращает на него внимание. Мансур разительно отличается от ее окружения. Ей хочется свободы, но обязательства перед семьей становятся для нее обузой. Особенно не по душе Мукку ее будущий жених. Бунтарский характер девушки создает проблемы ее родным. Впрочем, Мукку это ни капли не волнует. Она сама выбирает себе кого любить и добивается его всеми средствами. По-моему, у Мансура просто не было шанса не влюбиться, тем более, что он даже и не мечтал, что на него посмотрит такая девушка, как Мукку. И все-таки это случилось. Но, союз мусульманина и индуски изначально обречен на порицание. И конфликт этот был очень жестким.
С этого, собственно, и начинается вторая половина фильма - с борьбы героев не только со стихией, но и за их счастье. На самом-то деле, силы были неравны ни в том, ни в другом случае. И наблюдать за этим было эмоционально очень тяжело. Конечно же, ни коем образом не отношу это к минусу сценария. Драма есть драма. Видеть, как гибнут люди, совсем не весело. А наблюдать, как издеваются над хорошим человеком, печально вдвойне. Поэтому будьте готовы к слезам, если вы впечатлительны. Режиссер также прилагает в конце оригинальный видео репортаж с места событий.
Абхишек Капур взялся за такой сложный проект и донес до зрителей, особенно западных, часть истории своей страны, о которой многие даже и не знали. Для пущего эффекта на главные роли были выбраны актеры, которым удалось успешно поддерживать накал страстей своей профессиональной игрой. Дебют Сары Али Кхан прошел более, чем успешно. В Болливуде на одну драматическую актрису стало больше. Саиф может гордиться своей дочерью. Характер героини Сары - бойкий, пробивной и даже в какой-то степени ломающий стереотипы. Как обычно бывает в индийских мелодрамах, если любят, то безрассудно. Но, Мукку не показалась мне такой наивной простушкой. Она сама подвергла свою любовь испытанию. Хотелось поаплодировать ее фразе - 'Если Мансур с этим не справится, то, что же он будет делать дальше?' Это же надо, какая сознательность! И это не говорит, что она хотела быть с ним из-за каких-то корыстных побуждений. Мукку его действительно любила. Концовка фильма очень красноречива в этом плане. Так вот, Саре удалось убедить меня в наличие у нее таланта к таким сложным ролям.
И самое главное, что не было ощущения, что Сару ущемляют в экранном времени. По сути, здесь мог доминировать Сушант, т. к. опыта у него гораздо больше. Но, его героя сделали таким, что он, наоборот, чуть ушел в тень. Не подумайте, что я как-то умаляю значение его роли. В какие-то моменты Сушант был более эмоционален, чем Сара. И в то же время они настолько хорошо сработались в паре, настолько идеально друг друга дополняли, что, пожалуй, и не определишь, кто же был ведущим, а кто ведомым. Я, однозначно, похвалю Сушанта за выбор этой роли. Он актер разноплановый, и пока еще не повторялся в жанрах своих фильмов. Т. е., он пробует, экспериментирует. И самое главное, не зарастает в одном амплуа. Вобщем, я вполне довольна его работой.
Но, вернемся к фильму. Я никогда не обхожу стороной музыкальную тему, и в этот раз не буду. Амит Триведи и Хитеш Соник вложили в эту историю частицу своей души. Очень красивые саундтреки и закадровая музыка восхитительна. Кстати, я бы уточнила, что песни в какой-то степени заменили диалоги. Сгруппировали их преимущественно в первой части, и они как раз послужили описанием характера главного героя, развития любовных отношений и, вообще, отношений в целом. Так что, саундтреки почти полноправные участники фильма.
В заключении могу порекомендовать 'Кедарнатх' к просмотру всем, не зависимо от возрастной категории. Создатели в очередной раз показывают нам, что религия не влияет на человечность. Если ты родился нести в мир добро, то так оно и будет. К героям фильма это осознание пришло слишком поздно, так что не повторяйте их ошибок. Лично для меня 'Кедарнатх' по праву становится в один ряд с такими замечательными фильмами как 'Титаник' и 'Помпеи' (2014г.).