К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Императорский дворец Санкт-Петербурга, 1913 год. Российская империя широко празднует 300-летие воцарения дома Романовых. Но праздник омрачается убийством двоюродного брата императора Николая ІІ, а также зарождением широких социальных потрясений. Кроме того, несерьезный (на первый взгляд) порез юного царевича Алексея, будущего наследника имперской короны, приводит того на порог гибели. Лучшие врачи Европы беспомощны, но Алешу невероятным образом спасает невесть откуда взявшийся монах Григорий Распутин. Императрица Александра благоволит своему новому спасителю, и только князь Павел видит в Распутине угрозу существования Российской империи.

В 30-х американцы еще умели снимать фильмы о России, и поясняю, почему. Во-первых, к нам еще не была выработана устойчивая стереотипная ненависть. Да, большевики пришли к власти, но так, как страна была чертовски закрытая, никто толком не знал, что же в России происходило на самом деле в тот конкретный исторический момент. А потому русских и Россию воспроизводили через призму царской роскоши и кавалергардской романтичности. Во-вторых, сам Голливуд кишел еще живыми свидетелями и участниками той, старой и невероятно привлекательной России. Тот же Ричард Болеславский, режиссеров этой картины, уроженец Российской империи. Да, он поляк, да еще и национально-озабоченный (впрочем, как все поляки) режиссер. Но к императорскому дому и России, как империи, у Болеславского в фильме нет ни одного негативного выброса. Потому что он снимал фильм о своей родине, какой бы противоречивой и несправедливой она к нему ни была.

Теперь об особенностях самого фильма. Постановка уникальна в первую очередь тем, что в ней на трех главных ролях отгарцевало все звездное и всесильное актерское семейство Бэрриморов. Джон сыграл князя-патриота Павла, его старший брат Лайонелл негодяя Распутина, а их сестре Этель досталась роль императрицы Российской империи. В этой семейной компании несколько одиноко чувствовал себя Ральф Морган, которому из-за внешнего сходства выпала роль Николая ІІ. Собственно, эта четверка и разыграла достаточно убедительно весь драматизм заката дома Романовых.

Если разбирать фильм через историческую подоплеку, то его бы разбомбил любой учитель истории сельской школы. Американцы просто демонизировали роль Распутина в развале Российской империи, а общественно-политические факторы и вовсе в фильме не берутся в расчет. Но все же мы говорим о художественном фильме, который выполнял совершенно другие задачи. Болеславский с Бребином показали, (пусть и схематически), насколько одна омерзительная личность способна изменить, а то и погубить не просто государство, а весь общественно-политический уклад жизни людей. При этом «Распутин и императрица» - это не столько антибольшевистское кино (понятно, что в Союзе о демонстрации этого фильма и речи быть не могло), сколько манифест против черни и быдла. Распутин – это харизматичный вожак быдло-массы, который через гипноз, наветы и подлоги способен растоптать любые моральные ценности, которые только могут быть в человеке. А императорский дом в силу своего врожденного джентльменства всегда в этой борьбе проигрывает. И таки проиграл.

Вердикт. Это фильм точно не для праздного развлечения. Для тех, у кого Россия в сердце, тем будет больно. А тем, кому Россия не нужна, будет, скорее всего, скучно. Но это еще и эмоционально честный фильм о той давно потерянной империи.

7 из 10

30 июня 2023 | 17:35
  • тип рецензии:

Голливудские кинематографисты не могли пройти мимо такого экстраординарного исторического события как революция в России. Волна русской эмиграции, захлестнувшая Европу и Америку, повлияла на искусство того времени, в том числе и на кинематограф. Однако крайне вольная трактовка любых реальных событий всегда была своеобразной «визитной карточкой» Голливуда. И фильм Ричарда Болеславского «Распутин и императрица» не стал исключением.

Самодержавие в Российской империи начала ХХ века переживало не лучшие времена. Народные массы выражали недовольство политикой монархии. Покушения анархистов становились все более дерзкими. Неизлечимая болезнь юного наследника престола не способствовала благополучию августейшей семьи. И в это тягостное время при дворе появляется человек, сулящий избавление от всех невзгод – простолюдин Григорий Распутин. Выдающийся провокатор, гипнотизер, шпион, прелюбодей и манипулятор в одном лице. Холоп, направляющий волю государя. «Серый кардинал», поселившийся в царских палатах и жаждущий вершить судьбу огромной страны. Но не все были готовы мириться с подобным вызовом обществу. А значит, непременно найдутся желающие разорвать паутину интриг, которой Распутин, словно паук, опутал царский дворец.

Создатели фильма ступили на заманчивый, но скользкий путь. Историческая основа - весьма спорная и допускающая множество трактовок, что дало возможность строить самые безудержные догадки. Отличный повод для сценаристов проявить фантазию, чем они и воспользовались. Одиозная фигура Распутина привлекала масштабом приписываемых злодеяний и скоро стала символом безграничного зла и разврата. Попытки же американцев создать национальный русский колорит всегда смотрелись в разной степени неуклюже. Следовательно, это кино — всего лишь «вариация на тему», исторический анекдот, не претендующий на звание истины. Тем не менее, вольное обращение с материалом не уменьшило мастерства режиссера - картина получилась масштабной и интересной.

Фильм располагает особенностями, делающими его еще любопытнее. Нетрудно заметить, что в нем играют сразу три представителя прославленной актерской династии Бэрриморов. Занимательно смотреть на этот «семейный подряд», сравнивать амплуа и уровень игры. К тому же, не обошлось без громкого скандала, повлиявшего на все последующее кинопроизводство. Судебный иск по обвинению в клевете, предъявленный студии MGМ от имени княжеской четы Юсуповых. Процесс был решен в пользу пострадавших, и внушительная сумма компенсации морального ущерба значительно укрепила шаткое финансовое положение аристократов-эмигрантов. Именно после этого досадного прецедента кинопроизводители стали уведомлять о том, что любые совпадения событий и имен случайны и непреднамеренны.

Такое кино содержит дух противоречия. Оно может возмутить искажениями реальных характеров и событий, но воспринимается положительно, выигрывая за счет динамичности и увлекательности. Этакая «развесистая клюква» на почве реальных событий. Впрочем, не первая и далеко не последняя в Голливуде…

13 мая 2012 | 01:36
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: