Король эпизода: Памяти Николая Караченцова

Ушел из жизни Николай Караченцов — актер, который мог быть советским Джеймсом Дином, а стал нашим Бельмондо.

Почти все свои главные роли Караченцов сыграл в театре. Там были «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». В кино тоже было много всего, но больше эпизоды. Как сам он пел в короткометражной комедии «Снимается кино»: «Играю роль, такую роль — ах, в этом эпизоде, безусловно, я король».

Впрочем, начало кинокарьеры Караченцова было весьма многообещающим. Первая заметная роль — ушедший из семьи тракторист Анатолий Перфилов в «Одиножды один» Геннадия Полоки, кричавший с экрана: «Я молодой еще. И не хочу, чтобы весь мой жизненный маршрут проходил от дома до бригады и от бригады до дома. И никуда не завернуть».

«Старший сын»«Старший сын»

Потом — Владимир Бусыгин из «Старшего сына», молодой негодяй, утверждающий, что «человека надо запугать или разжалобить», но постепенно проникающийся симпатией к окружающим. Советский Джеймс Дин, бунтарь без идеала, которого не устраивает все и который так отчаянно нуждается в семейном тепле. Увы, эта линия почти не получила продолжения. Во второй половине 1970-х и начале 1980-х Караченцов превращается из молодого человека в богемном свитере в штатного пройдоху костюмных фильмов: играет каких-то солдат, братьев, ухажеров и поющих маркизов из советских экранизаций испанской театральной классики. Проходимцев и циников. Вот он поет арию графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось»: «Российская империя тюрьма, но за границей та же кутерьма. Родилось рано наше поколение, чужда чужбина нам и скучен дом». Вторит этой житейской мудрости песенка гангстера Урри из «Приключений Электроника»: «Я только в одном глубоко убежден: не надо иметь убеждений». В каком-то смысле персонажи Караченцова еще больше отражают дух эпохи застоя, чем безвольные интеллигенты Янковского и Басилашвили.

«Собака на сене»«Собака на сене»

При этом его жуликоватые герои как-то особенно обаятельны и энергичны. Тот же Урри — идеальный гангстер из детского фильма. Или ковбой Билли Кинг из «Человека с бульвара Капуцинов», пьяница-романтик, способный понять величие нового искусства. Или Джефферсон Питерс из «Треста, который лопнул». Этот список можно продолжать довольно долго.

«Приключения Электроника»«Приключения Электроника»

Не случайно Караченцов появляется в первой же части шерлокианы Игоря Масленникова — главной советской «игры в заграницу» и одной из главных игр в жанровое кино. Здесь он играет персонажа героического — Джефферсона Хоупа, убийцу из «Этюда в багровых тонах». Персонажи детских приключенческих фильмов, комедийных вестернов, викторианских детективов и мошенники из О’Генри — все выходят у Караченцова одинаково хорошо. Ему было просто интересно всех их играть. И этот интерес чувствуется зрителем — не случайно артист оказывается в числе наиболее популярных актеров эпохи.

Его герои всегда живут, жестикулируют, смеются, поют, каламбурят. Они так подвижны, что ты не замечаешь их возраста; кажется, что они всегда молоды, они всегда пришли из какого-то фильма начала 1980-х. Иногда они могут быть в возрасте (все эти поручики, графы и помещики из «Саломей» и «Петербургских тайн»), но никогда не стариками. Даже какой-нибудь детектив Дубровский поражает моложавостью и энергией.

Героя Караченцова было невозможно представить старым. Может быть, только в какой-нибудь «Львиной доле» он выглядит разбитым, но даже на скорой уезжает победителем, в компании юной красавицы Чулпан Хаматовой.

«Человек с бульвара Капуцинов»«Человек с бульвара Капуцинов»

Теперь Караченцова нет. Хотя из кино он ушел гораздо раньше, после автомобильной аварии, сделавшей его инвалидом (злая шутка судьбы — на протяжении всей своей карьеры актер сам исполнял все трюки на площадке, не прибегая к помощи каскадеров, но разбился в «мирное время»).

И пусть из него не вышло советского Джеймса Дина, ведь он пришел в эпоху, когда, устав от великих свершений, советское общество хотело отдыхать, а энергия оставалась только у опереточных и не очень плутов — это не так важно. Караченцов был актером, который получал удовольствие от своей игры, а потому стал актером, на которого приятно было смотреть. Не такой ли путь прошел и Бельмондо, русским голосом которого и был Караченцов
(он очень много работал и как актер озвучания)? Тот ведь тоже из бунтаря времен новой волны быстро превратился в героя боевиков и народных комедий.

Смотрите также

«Михалков — русский Спилберг»: Иностранцы о наших лауреатах «Оскара»

7 марта 2018

Ненужные ветераны и веселье в блокаду: Изнанка войны в советском кино

23 октября 2018

Иметь или не иметь: Как Андрей Мягков играл трагедию обычного человека

7 июля 2018

Любовь после отбоя: Отрывок из книги Дениса Горелова «Родина слоников»

17 июня 2018

Главное сегодня

Спроси меня как: Половое воспитание в кино на 13 примерах

Вчера

Против Брайана Сингера выдвинули новые обвинения в растлении малолетних

Вчера

Посетители Гётеборгского кинофестиваля посмотрят кино в гробах

Вчера

«Оскар-2019»: Номинации — сюрпризы и цифры

Вчера

Netflix вступил в Американскую ассоциацию кинокомпаний

Вчера

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

22 января

Холли Берри приручила овчарок на съемках «Джона Уика 3»

Вчера
Комментарии
Комментарии к этому материалу отключены