Венеция-2018

«Человек, который удивил всех»: Цыганов стал уточкой

Обсудить0

Единственный российский фильм программы «Горизонты» притворяется актуальным высказыванием о трансгендерности.

В Венеции в программе «Горизонты» показали единственный конкурсный российский фильм — «Человек, который удивил всех» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, авторов эротической комедии «Интимные места» и сценария трилогии «Гоголь» Егора Баранова. Их новая картина — сказка про то, как простой лесничий «смерть смертию попрал» — активно эксплуатирует (кто бы что ни говорил) редкую для отечественного кинематографа тематику ЛГБТ.

«Человек, который удивил всех»«Человек, который удивил всех»

Немытая Россия, наши дни. В кадре березки, сельпо, угрюмые люди в болотных сапогах. Егор (Евгений Цыганов) служит лесником, он молчалив, непритязателен, в меру брутален, по-своему умен. В общем, типичная ролевая модель нашего авторского кино (вспомним «Сердце мира» Мещаниновой). Цыганов за свою карьеру играл таких героев много раз.

У Егора на иждивении беременная жена Наташа (Наталья Кудряшова), подросток-сын и вечно всем недовольный тесть (Юрий Кузнецов). Егор болен раком. Местные и городские врачи (камео Максима Виторгана) разводят руками. Жить Егору осталось пару месяцев. Поддавшись на уговоры супруги, он идет к знахарке. Та, попрыгав вокруг с какими-то вениками, отправляет скептически настроенного больного домой. А после, пьяная, встречает его в лесу и дает дельный совет: если смерть пришла за селезнем, обернись уткой (осторожно: дальше спойлеры!).

«Человек, который удивил всех»«Человек, который удивил всех»

С этого кульминационного момента начинается совсем другое кино. Впрочем, другое не стилистически — по форме это все та же психологическая драма с редкими вкраплениями народного юмора. Сюрприз «Человека, который удивил всех» мировоззренческого толка. Чупов и Меркулова в попытках ошеломить зрителя (хотя он ни о чем не просил — рака и березок уже достаточно для конфликта) неожиданно прибегают к мифологическому канону. Их Егор — Орфей, Геракл, Гильгамеш. У каждого народа имеется сказка о герое, побывавшем по ту сторону смерти и все же вернувшемся в мир живых. Вопрос лишь в том, какой ценой можно обмануть судьбу. Мировая художественная культура предлагает массу ответов — от Софокла и Еврипида до голливудской франшизы «Пункт назначения» через «Седьмую печать» Бергмана. Все они, разумеется, содержат определенный философский месседж. Ведь сюжет об игре со смертью, пускай и увлекательный сам по себе, — метафора. Смерть — единственный экзамен, который никому еще не удавалось провалить. Другое дело, как ты к нему готовился.

Но смерть в «Человеке, который удивил всех» — просто временные трудности, так же как ситуация с правами сексуальных меньшинств или здравоохранением в России. Достаточно перетерпеть (в фильме герою приходится пройти через анальное изнасилование), «обернуться уткой», подать пример смирения и терпения (от слова «потерпевший», а не «терпимость») — и зло отступит.

«Человек, который удивил всех»«Человек, который удивил всех»

К счастью для творческого тандема Чупова и Меркуловой, часть венецианской публики (судя по вопросам на пресс-конференции) идею фильма поняла неправильно. Трансгрессивные уловки Егора, готового на какие угодно унижения, лишь бы выжить, восприняли не как философскую притчу, а как социально-критический памфлет, обличающий гомофобию в частности и нетерпимость вообще. Привычно невыразительная игра артиста Цыганова им в помощь. Он никак не эволюционирует и не преображается (ни в утку, ни в кого) по ходу действия. Так что при желании зритель может приписать его герою любые свои идеи, мысленно смонтировав вечно уставшее лицо актера с любой актуальной повесткой (эффект Кулешова). С легкостью можно поверить и в то, что семейный быт леснику Егору в тягость, и вот перед лицом смерти он наконец-то решает обнаружить свое истинное «я». Но на самом деле нет, герой просто притворяется.

Смотрите также

В предыдущих сериях

Подкаст «В предыдущих сериях»: Каким получился русский нуар «Мертвое озеро»

13 апреля

«Суспирия» Луки Гуаданьино: Смерть во дворце культуры

2 сентября 2018

Объявлены номинанты 32-й кинопремии «Ника»

27 февраля

10 самых ожидаемых российских сериалов 2019 года

3 января

Главное сегодня

Итоги Каннского фестиваля: Паразиты как диагноз

Сегодня

Стали известны лауреаты 72-го Каннского кинофестиваля

Вчера

Видео: Как «Матрица» стала культовым фильмом

Вчера

Изба дрожит: Репортаж со съемок хоррора Валерии Гай Германики

Вчера

Что смотреть дома: «Слуга народа», «Крайний космос» и «Мы»

Вчера

Марадона, маньяки и ягодицы: Вторая неделя Каннского фестиваля

Вчера

«Мальчик-мясник» и Кролик: 10 любимых книг Киллиана Мерфи

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт