Человек, который удивил всех

The Man Who Surprised Everyone
Расписание и билеты
год
страна
слоган-
режиссерНаташа Меркулова, Алексей Чупов
сценарийАлексей Чупов, Наташа Меркулова
продюсерЕкатерина Филиппова, Александр Роднянский, Катрин Кисса, ...
операторМарт Таниэль
композитор-
художникСергей Австриевских, Анна Бартули
монтажВадим Красницкий
жанр драма
сборы в России
зрители
Россия  18.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
время104 мин. / 01:44
Номинации (1):
Смотрите в кино:
52 сеанса в 9 кинотеатрах
Сибирский егерь Егор — образцовый семьянин и уважаемый в своем поселке человек. Они с женой Натальей ждут второго ребенка. Неожиданно Егор узнает, что неизлечимо болен, и что жить ему осталось два месяца. В борьбе с болезнью не помогают ни традиционная медицина, ни шаманское колдовство, и в конце концов Егор решается на отчаянный шаг — пытается полностью изменить свою личность, чтобы обмануть приближающуюся смерть, как это сделал легендарный селезень Жамба, герой древнего сибирского эпоса.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (93)
ожидание: 97% (1417)
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Страшно встречать свою смерть. Знать заранее о ней при, например, неизлечимом заболевании — тяжкий груз, нести который, к сожалению, приходится не только самому, но и людям вокруг. Хорошо, когда есть надежда, но, что если, всё это уходит мимо? Что, если впереди лишь только хоспис, сулящий медленно завершить жизнь в белых одеяниях и тишине? Что, если смерть не собирается отступать? Врачи не могут уберечь, а местная шаманка хоть и проведёт обряд, но навряд ли чем-то поможет. Убежать и спастись не выходит. При данном кошмаре, медленно уничтожающим внутри, решиться можно на всё, в том числе и попытаться смерть эту обмануть.

    Вот егерь Егор, у которого терминальная стадия онкологии, услышав историю про селезня, что уткой обернуться решил, решается и сам смерть обмануть самым кардинальным и не очень понятным для большинства способом. Да вот только подобный поступок, навряд ли, найдёт понимание среди его окружающих в обычном российском посёлке, где никто, что очевидно, к таким вещам не привык. «Человек, который удивил всех» — простая история о сложной человечной натуре. Это не история о подобных главному герою людях как таковых, здесь нет проникновенного познания психологии и прочего. Эта тема явно гораздо глубже и куда сложнее. Для Егора такой непонятный для многих акт смены привычной личности здесь — это, пожалуй, лишь выражение последней надежды, что осталась у него в этой уже короткой жизни. Для него это попытка спастись, как сделал селезень в услышанной притче, удержаться на нужной стороне, находясь на грани жизни и смерти. И эта история — настоящая притча о человеке, решившем измениться в раз, и о людях, что столкнулись с этим. Сначала стараясь тайно меняться по ночам, Егор не может долго скрывать своё новое положение, в таком тесном сожительстве это невозможно. Деревни, посёлки нашей необъятной страны — те места, где в сознании людей мало что готово поменяться. Наверно, редкие примеры обратного существуют, но в большей своей степени — такие люди, как Егор, обречены на место изгоя, нелюдимого и непонятого всем и каждому.

    От этого данная история ощущается больше не трагедией одной души, не желающей прощаться, а больше о людях, окружающих её. В простом посёлке, где слухи расходятся быстро, подобные герою Цыганова, как отмечалось, существовать в принципе не смогут. Несмотря на молчание в ответ на вопросы, в душе Егор явно хочет многое сказать, но в силу сложившегося порядка просто не решается. Сильный мужчина, егерь, защищающий леса, теряет всю свою мужественность, меняет самого себя, пытаясь стать кем-то ещё. Стать кем-то другим не только в глазах односельчан, но и в своём собственном сознании. Подобное внезапное перевоплощение явно введёт в ступор окружающих. Особенно в подобном местоположении, особенно с привычным российским мироощущением. Друзья не поймут, а семья не примет. Или наоборот при той же сути. Недопонимание с косыми взглядами сменится презрением с прямым тыканьем пальцем, потом перейдёт в злость и обиду, что выльется в физическое насилие, поскольку непонятное проще уничтожить, чем попытаться в нём разобраться. Натуральная жестокость, существующая в чётких и звучных ударах по животу, возникает на протяжении ленты не один раз, заставляя зрителя все неуютнее чувствовать себя в кресле и всё более эмоционально реагировать на случающееся. Внутренние страдания героя Цыганова отдаются страшной болью, от которой ему не скрыться даже в огромном лесу: непонимание и ярость найдут героя даже там, люди, неприятные и фальшивые, найдут его даже там.

    И при всей этой трагичной ситуации, в ответ на возмущения «почему ты мужиком помереть нормально не можешь», Егор будет терпеливо молчать, стараясь выживать и жить. Найдя в себе оставшиеся силы, выйдет на свет, чтобы гордо пройтись по дороге, несмотря на осуждение вслед. Несмотря на окружающих, не пытающихся понять причины, а злящиеся на следствие. Не пытающихся помочь, а лишь старающихся огородиться и остаться в привычном мирке. Человек, изменивший себя, встречается с неменяющимся обществом, полным непонимания, и как следствие, озлобленности. У Наташи Меркуловой и Алексея Чупова вышла по-настоящему страшная и человечная история, умеющая затронуть и ошарашить. При всей имеющейся грустной атмосфере, авторы выводят вперёд и светлое среди всей тёмной чащи. Ведь, пожалуй, важнее всего, в подобной ситуации не просто сдаться, а найти того человека, кто поможет принять себя, кто поможет справиться с тяжёлым ударом. Или просто верить в то, что он сам в нужный момент придёт и, если не поймёт до конца, то даст осознать непотерянную связь с этим миром. Подобное здесь блестяще отыграно чудесным Евгением Цыгановым и не менее великолепной Натальей Кудряшовой, чей тандем и взаимодействие с читающимися, пронзительными эмоциями в глазах позволяет прочувствовать ситуацию намного ближе, помогая сопереживать и проникаться куда значительнее.

    «Человек, который удивил всех» — очень достойная притча о важных вещах простым языком. Без погружения в дебри подсознания или разговоров о насущном, в тихом и неловком молчании всё становится ясно и без них. Вся история чувствуется интуитивно и на кончиках пальцев. И мысли для рассуждения возникают сами собой. Получится ли у селезня обмануть в итоге смерть или нет, останется селезень собой или уже нет, с чем он столкнётся дальше и как ему быть и существовать — вопросы роятся в голове, но ответы, что не обещали дать, каждый пускай решится найти сам, вспоминая эту необычную историю о самом обычном человеке.

    8 ноября 2018 | 22:02

    Сибирский егерь Егор — уважаемый в своем поселке человек, узнает, что неизлечимо болен и жить ему осталось два месяца. Одна надежда на чудо, а чудеса они и не чудеса вовсе, а реальность для тех, кто мылит шире своего загона. Чтобы что-то изменить, нужно выйти из загона, а чтобы выйти из загона, нужно как минимум увидеть этот загон и сделать шаг из него. В нашем загнанном в клетку обществе для этого нужна смелость и сила характера. И вот именно это отличает человека от невежды.

    Быть искренним с самим собой и решиться на сдвиг, быть верным своему решению каждую секунду и до конца, не дать слабины. Не черты ли это современного героя? Что-то мне подсказывает, что он таков. И как пронзительно честен он в исполнении Евгения Циганова. Его глаза в финале! Ещё один фильм можно снять из того, что в них читается. А их дуэт с Натальей Кудряшовой — просто задушевная песня.

    Сила картины в том, что тема, подача, построение сюжета, персонажи выбраны так, что исключаются все спекуляции на известные темы, остаётся только личность и её выбор. Сибирское село здесь только потому, что это место действия более выразительно для данной истории — шаманы, легендарный селезень Жамба, герой древнего сибирского эпоса. В других декорациях, с иными лицами, но с тем же смыслом всё это повторяется каждый день и в мегаполисах, и в глубинках — потому как клетки и загоны одинаково существуют в головах независимо от ПМЖ.

    Если вдруг вам захочется дать кому-то дружеский совет или в морду, посмотрите внимательно, кто из вас стоит в загоне, вполне вероятно, что вы. А если вам вдруг встретится человек, который удивил всех — поклонитесь ему, скорее всего — это ваш учитель. А фильм стоит смотреть!

    24 октября 2018 | 13:33

    Давайте так, я не буду наивно полагать, что вижу в фильме не притчу борьбы со смертью, а смелое высказывание в защиту ЛГБТ-сообщества. Мне бы очень хотелось так думать, что хотя бы в индустрии поутихла гомофобия, и проклюнулась осознанность. На Q&A, сопровождавшее показ в Венеции, я, конечно же, спросила, видят ли создатели эту картину так же, как способ развеять тучу над настрадавшимся в нашей стране сообществом, и не помешает ли данная тематика прокату. От любой связи немедленно отнекивались, прокат подтвердили. И это замечательная новость, ведь авторскому кино в России так непросто добраться до кинотеатров!

    Я не буду давать краткого описания, за меня это уже сделал Кинопоиск, можете поблагодарить их за спойлеры. Я лучше расскажу, почему эту картину смотреть надо.

    Во-первых, из-за её создателей. Наталья Меркулова и Алексей Чупов — ещё один очень удачный в творческом плане супружеский тандем (на их счету яркая эротическая комедия «Интимные места», что уже предоставляет им кредит доверия) наравне с дорогими Любой Львовой и Сергеем Тарамаевым. Меркуловой и Чупову из Подмосковья удалось сделать глубокую сибирскую тайгу, а в залежавшуюся на полке историю вдохнуть свежесть. Пусть на экране снова нарочитая нищета сколько уже раз воспроизводимой деревни, но я не вижу здесь попытки поиграть в «российский ужастик». Скорее наоборот, деревня пестрит яркими характерами и достойными людьми. Как и уродам, впрочем. Но вот вопрос: как будто в Москве или Питере нет уродов? Конечно же, есть.

    Во-вторых, потому что весь фильм прошит национальными шутками, которые прошли мимо европейской публики, но не могут не попасть в сердце русскому зрителю. Чего только стоит эпизодическая роль Юрия Кузнецова с его малочисленными, но меткими репликами. Я смеялась за весь кинозал, за всех зачитавшихся субтитрами европейцев.

    В-третьих, за то, что на эту сложную и неоднозначную роль умирающего человека взяли мужлана и тролля Цыганова, и я не без удовольствия наблюдала за его неуклюжим переодеванием, увы, не могу сказать, что перевоплощением. Цыганов играет человека-цель: как поставил себе, так и сделал. Наверное, это какой-то идеальный русский мужчина в настоящей России вид вымирающий. На мой взгляд Цыганов не доиграл или, наоборот, переиграл в стоика и не вытащил на поверхность своё перерождение. Без него, без улыбки счастья, так и не вылупившейся на извечно усталом лице актёра, в финале испытываешь некоторое разочарование, хоть и не привыкшие мы к хэппи-эндам! Непросто так Наталья Меркулова сказала, что его кандидатура была очень неоднозначной. В Цыганове больше, чем надо, дичи, а вот энергии для рывка нет. Как будто прослеживается экзистенциальный кризис, а из него вся эта дичь, эпатаж… Но не буду ставить диагноз, кто я такая?

    В-четвёртых, и для меня, пожалуй, это самый главный пункт — за образ женщины, жены главного героя. Наверное, я давно не видела в российском кино, чтобы женщина на экране вылеплялась так полноценно. Не причиной всех зол, не сочной приманкой для мужика, не эскизным образом без костей и внутренностей каких бы то ни было, чтобы сыграть свою незначительную роль и отвалиться, не функцией проститутки, матери, сестры и пр., а в виде себя — противоречивой, наполненной, чувственной, ошибающейся, осознающей свою ошибку и любящей, несмотря не на что. Именно за этот чуткий, безупречно воплощённый образ Наталья Кудряшова получила премию за лучшую женскую роль в программе венецианских горизонтов.

    Ну, а в-пятых, конечно, нужно идти за искоркой чуда, как без него обойтись в нашей действительности? Чудо, что картина попала в Венецию и чудо, что она добралась до проката, потому что индустрия в значительном упадке, а ребятам удалось снять хороший фильм!

    25 октября 2018 | 12:44

    Крайне редко российское кино может предложить что-то по-настоящему интересное и оригинальное (по крайней мере для России). Если с проектами, рассчитанными на массового зрителя, зачастую возникает много проблем, но авторское непопулярное кино ещё способно удивить. Наташа Меркулова и Алексей Чупов до «Человека, который удивил всех» занимались, как правило, постановкой короткометражных фильмов, ни один из которых я не видел. Мой интерес к их картине вызван в первую очередь необычной идеей, достаточно смелой для российского зрителя, и, конечно, харизматичным Евгением Цыгановым в главной роли.

    Главный герой картины представляет собой некий стереотипный образ типичного мужика из далёкой Сибири. Он замкнутый, серьёзный, заботится о семье и делает много ради её благополучия, его уважают в посёлке за собственное мнение, односельчане хоть и замечают его нелюдимость, но всё равно считают его, как говорится, своим. В результате несчастного случая Егор попадает в больницу, где узнаёт о страшном диагнозе, который переворачивает его размеренную жизнь верх дном. Ситуация, к сожалению, типичная, и очень грустная, но в отличии от огромного числа тех, кто сдался бы и доживал последние дни в подготовке к смерти, Егор продолжает верить. Даже когда он получает очередной неутешительный прогноз, он не опускает руки и цепляется за любую соломинку, какой бы мифической она не была. В конце концов его желание жить приводит его к весьма необычному решению, о котором вы узнаете в самом фильме.

    Сейчас в нашем кино популярен образ некого сумасшедшего (в хорошем смысле) героя, который обладает амбициями, смелостью и обязательно закатит истерику в середине фильма в самой напряжённой сцене. При просмотре «Человека, который удивил всех» меня безумно обрадовало то, что Егор не похож ни на одного из подобных персонажей. Он удивительным образом сочетает в себе сильные мужские качества и простые человеческие, которые находятся вне гендерных рамок. В нашей культуре мальчиков воспитывают так, чтобы в будущем они всем своим видом выдавали «настоящего мужика». Мужчины, читающие этот отзыв, поймут меня — «не плачь, ты же мальчик», «ты глава семьи, тебе нельзя показывать слабость» и т. п. Уверен, что в воспитании девочек много своих стереотипов, которые нередко плачевно сказываются на характере. Быть собой у нас не принято, а отличаться от остальных так вообще. Этот фильм как раз про это — про человека, который во имя высшей цели, отринул общественные правила и нормы и не свернул с этого пути, не смотря ни на что. Будучи сибирским мужиком, он не стал непроницаемым камнем, на экране мы увидели в первую очередь живого человека, который может быть слабым — это свойственно людям. Главное — найти силы, чтобы встать вновь и двигаться дальше. Мне не хватало таких героев. Без истерик, без слёз и криков, не выдавливая из зрителя слезу. Что уж говорить, за весь фильм от Егора прозвучало лишь несколько реплик, но каждую секунду ощущалась потрясающая глубина его образа.

    Фильм старается быть честным, он не заставляет вас сопереживать (это получается само собой), плакать и сентиментально уводить взгляд в сторону. Он просто показывает определённый промежуток жизнь простого человека, с которым очень легко себя ассоциировать. Вот он узнаёт о страшной болезни, вот у него проблемы в семье, а вот он принимает, возможно, самое сложное для себя решение, и все, кто когда-то его уважали, в один момент отворачивают, ведь он перестал быть одним из стаи. После просмотра невозможно задумываешься и о своём окружении, смогут ли они принять наш выбор или отреагируют так же агрессивно? Вся картина строится на этом незамысловатом сюжете, напоминая некоторые из картин Тарковского, которым свойственны простые истории, но за ними всегда виднеется глубина. Ни в коем случае не сравниваю эти работы, лишь наблюдение в похожем подходе. В подобных проектах, где на первый план выдвигают частную историю, очень важен подбор актёров, ведь именно главный герой задаёт тон всему произведению. Не представляю, как бы сработал этот сценарий без Евгения Цыганова в главной роли. К этому актёру можно относиться по-разному, но это стопроцентное попадание в образ. Он настолько чётко вошёл в историю, что я даже с трудом представляю любого другого актёра на его месте. Очень интересно наблюдать за ярким контрастом — мужская харизма Цыганова в образе Егора и его «новой жизни», эффект потрясающий. Наталья Кудряшова, получившая Золотого льва на кинофестивале в Венеции, прекрасна и убедительна. Ей хочется верить, за неё переживаешь, её героиня попросту понятна. В этом ещё один весомый плюс фильма — герои понятны, это не люди с Марса, которые поступают так, как обычный человек в жизни бы не сделал, они точно такие же как мы. Ближе к финалу, фильм приобретает окраску почти социального высказывания о необходимости перемен, без которых не возможна жизнь. И очень жаль, что в кино, как впрочем и в жизни, далеко не все понимают это.

    Прекрасная операторская работа Марта Таниэля создала некое сюрреалистическое ощущение то ли сна, то ли яви. Бескрайний лес, верхушки деревьев, тянущиеся в небо, бегущая река, задумчивый взгляд героя, смотрящего на мир сквозь окно больничной палаты. Визуальные образы дополняют сюжет, от этого на экран интересно смотреть даже во время самых неторопливых сцен. Кому-то это может показаться недостатком, но тут уж такое кино — оно должно быть неторопливым и размеренным, каким-то уютным. «Человек, который удивил всех» именно такое кино, оно будто вводит в транс под ритмы голоса старой знахарки, погружает в состояние глубокой задумчивости, а прекрасные виды только дополняют картину.

    Спасибо Наташе Меркуловой и Алексею Чупову за этот невероятный опыт, за эту искреннюю историю, а актёрам за качественную крепкую работу. Я надолго запомню этого героя, который оказался намного большим, чем «настоящий мужик» в представлении этого общества. Высшая ценность — жизнь.

    10 из 10

    24 октября 2018 | 23:25

    Заголовок: Текст: