Статьи

Штирлиц шел по коридору: В чем секрет успеха «17 мгновений весны»

Покровительство Андропова, сомнительный кастинг, амуры и другие особенности фильма, который создал одного из главных героев советских анекдотов.
Штирлиц шел по коридору: В чем секрет успеха «17 мгновений весны»
«17 мгновений весны»

Сорок пять лет назад, 11 августа 1973 года, советские зрители увидели первую серию «17 мгновений весны». Следующие 12 дней не только (по легенде) снизили уровень хулиганства на опустевших улицах, но и решительно изменили мир советского человека. Образ товарища в форме, идущего по коридорам комитета госбезопасности (хоть нашей, хоть не нашей), стал значительно добрее и человечней. Фольклор пополнился десятками новых анекдотов. Через год Вячеславу Тихонову дадут народного артиста. Через три года режиссер Татьяна Лиознова получит Госпремию. Историю создания культового сериала рассказывает Денис Горелов, специалист по истории советского кино и массовой культуры, автор книги «Родина слоников» о фильмах — чемпионах советского проката (главу из нее можно прочесть тут).

На съемках фильма «17 мгновений весны»

На съемках фильма «17 мгновений весны»

Вернув КГБ статус после одиннадцатилетней опалы (с 1967-го председатель комитета вновь стал обязательным членом высшего партийного руководства страны, минимум кандидатом в Политбюро), Андропов запустил масштабную пиар-кампанию по реабилитации спецслужб. Прикормленные сценаристы — от Ю. Семенова до В. Ардаматского — были допущены к архивам, результатом чего стал почти одномоментный выпуск всей мегапопулярной разведклассики позднего СССР: «Сильные духом» (1967), «Операция „Трест“» (1967), «Майор Вихрь» (1967), «Крах» (1969), «Щит и меч» (1968), «Мертвый сезон» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969), франшиза «Путь в „Сатурн“» — «Конец „Сатурна“»«Ошибка резидента»«Судьба резидента» (1968—1986).

«Щит и меч»

«Щит и меч»

12-серийный кинороман с выездными съемками требовал времени, так что «Мгновения весны» вышли позже. Тем более что постановщик Лиознова ежесерийно решала ничуть не менее стратегические дилеммы, чем ее герой.

Можно было выбрать горький путь исторической правды, утвердить на главную роль нервического, с демонами внутри Смоктуновского (он пробовался) и окружить его ансамблем человекоподобных горилл, каким нацистская верхушка и была в действительности. Но двенадцать вечеров цирка уродов не высидел бы ни один телезритель.

Тихонов же со своей ироничной меланхолией смотрелся бы на фоне аутентичных наци совсем неловко: парашют и крылышки слишком бросались бы в глаза. Лиознова приняла наполеоновское решение, под завязку населив подземелье рейха лицедеями с мощным комическим эго. Табаков как раз переходил с амплуа обидчивых юношей на котов Матроскиных — Шелленберг был его пробой пера. Броневой играл философически въедливых управленцев — папаша Мюллер стал лучшим. От него уже тогда можно было ждать куплета «Вся Америка в страшном смятеньи: Эйзенхауэр болен войной», а Визбор бы на гитаре подбренькал. Куравлев специализировался на игривой деревенщине — ему для полной профанации перетянули череп пиратской повязкой и обозвали Айсманом (популярная в те годы у интеллигенции пьеса «Продавец льда грядет» на языке оригинала звалась «Iceman Cometh»).

«17 мгновений весны»

«17 мгновений весны»

Реальные тяжеломордые Мюллер, Борман и Шелленберг даже отдаленно не походили на это шапито (ладно, Шелленберг чуть-чуть), зато в таком исполнении самые нейтральные фразы тотчас уходили в народ, наполняясь юмором висельника. «Штирлиц идет по коридору. — По какому коридору? — По нашему коридору», «Как я вас перевербовал за пять минут, хе-хе-хе-хе-хе», «Пархатые большевистские казаки», «Хайль Гитлер, друзья!» — все это весьма грело народившийся мидл-класс с его тягой к черному юмору. А чтоб он не очень-то веселился и не забывал, о ком речь, Мюллера вводили в действие рывком, без кителя, перед повешенным вниз головой телом («Было много работы по Праге»). Иначе офис на Принц Альбрехтштрассе совсем уж превращался в театр сатиры.

А тут еще директор фильма начудил с массовкой. Принадлежа, как все организаторы кинопроизводства в СССР, к нации, которую почему-то особенно не любили в рейхе, подгонял он в кадр друзей и родню. Когда в подземной тюрьме гестапо двери стали открывать эсэсовцы с лицами, которые ни один расовый тест не пройдут, Лиознова взорвалась. У нее у самой было такое же. Да и Броневой, и Табаков с Визбором не годились в истинные арийцы. Только Смоктуновского им там не хватало для полной дружбы народов.

На съемках фильма «17 мгновений весны»

На съемках фильма «17 мгновений весны»

Проходы по коридору, лукавые мудрствования и отвлеченные толки об устройстве человеческой души следовало по числу серий наполнить саспенсом, риском и ритмичным барабанным боем. Штирлиц превратно оценил рукопожатность нацистских бонз и сунул голову в петлю, пытаясь интриговать с Шелленбергом против неведомого сепаратюги (а тот ему непосредственный босс). Плейшнер оказывался штатским растяпой, ставя под удар все расклады ставки. Айсман докапывался до умелой нейтрализации немецкого атомного проекта. Холтофф разыгрывал подставу и получал коньяком по башке. Борман вполне мог принять за аналогичную подставу всю антигиммлеровскую интригу неизвестного «преданного члена партии». С Мюллера бы сталось не вычислять крота, а просто грохнуть подозреваемых поголовно, и только заботы о послевоенном жизнеустройстве сыграли в пользу Штирлица. А тут еще эта Катя, прости господи, Козлова с ее неуместной демографической активностью!

«17 мгновений весны»

«17 мгновений весны»

Топор ходил за Штирлицем поминутно. Лиознова со сценаристом Семеновым оперировали в логове врага в лучших традициях Генштаба РККА: синие стрелки, фланговые контратаки, стратегические резервы и дерзкие комбинации периферийных фронтов, чередование жесткого пресса на психику с лирикой-человечинкой. Так еще ж надо было и амурной линии подпустить для взыскательных домохозяек. Бесконтактная встреча с женой в трактире «Элефант» и двусмысленные подцензурные переглядки с Габи Набель (знаем-знаем, Штирлиц в ставку апельсины приносил, а Светличная к нему вечерами пианино слушать бегала) создавали дополнительный градус напряжения между двумя харизматичными блондинками.

«17 мгновений весны»

«17 мгновений весны»

Образ утеплили сверх всякой меры. На глазах миллионов штандартенфюрер СС мягко, но твердо превращался в Христа в логове фарисеев. Любил детей, собак, профессуру и не умеющих ходить на лыжах пасторов. Подносил узлы погорельцам. Не давал физику изобрести атомную бомбу. Посещал мессы и чуть не выгнал из храма Кальтенбруннера. Устанавливал баланс в Европе. Насылал на родину грибные дожди. Шел на крест — и по коридору, и в конце. Убивал Иуду (Христос бы так не сделал, но иногда надо себя заставлять).

«17 мгновений весны»

«17 мгновений весны»

А еще складывал из спичек ежика, славил Эдит Пиаф, шесть раз смотрел «Девушку моей мечты» и пек в камине картоху на день Советской армии и Военно-морского флота.

Вот как, как это могло не вылиться в серию анекдотов с хитрым лингвистическим подвывертом?

Анекдоты довершили превращение фильма в 12-песенный сказ о том, как высшие силы победили абсолютное зло.

Пусть даже его носители так задорно милы, а сын неба так много и безостановочно курит.

Читайте также
Статьи Цитатель КиноПоиска: Вячеслав Тихонов — о Штирлице, Бондарчуке и Болконском 8 февраля исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося отечественного актера Вячеслава Тихонова. Публикуем его избранные высказывания.
Статьи Любовь после отбоя: Отрывок из книги Дениса Горелова «Родина слоников» О фильме Сергея Соловьева «Сто дней после детства» и о пионерлагере вообще.
Статьи Как это смотреть: Фильмы Германа, самого подробного режиссера В Москве и регионах начинается ретроспектива Алексея Германа. Рассказываем, как не пропустить главное в его перегруженных деталями, бормочущих фильмах.
Комментарии (41)

Новый комментарий...

  • У автора статьи, по-моему, явные проблемы с мироощущением. Ему б передохнуть, бедолаге, подлечиться где-нибудь в санатории, а то ведь можно таким макаром, чего доброго, и преставиться раньше времени, разлив желчи в организме это, знаете ли, не шутка. Прямо боязно за человека)))

    ответить

  • 43

    a-a-slesarev 11 августа 2018, 05:37 пожаловаться

    #

    Не понимаю зачем надо было поручать эту статью автору, который явно ненавидит этот сериал и не особенно разбирается в истории. Хоть бы посмотрел фото реального Мюллера, прежде чем обзывать его гориллой и тяжеломордым. Обзывать великолепный актёрский состав фильма «шапито» — это пять! В итоге статья вышла грубой до откровенного хамства, однобокой и местами просто лживой. Зачем напрасно очернять фильм любимый миллионами я не понимаю. Надеюсь, что вся злость и желчь вылитая автором на читателя к нему и вернется.

    ответить

  • 32

    NARAM-SUEN 11 августа 2018, 06:45 пожаловаться

    #

    Совершенно очевидно: автор статью яро ненавидит как весь СССР, так и этот конкретный фильм в частности, так же понятия не имеет чем пишет, пусть хотя бы посмотрит хоть в Википедии на фото Гиммлера, Бормана (Визбор), Шелленберга а потом перечитает свой опус. При этом автор ухитрился оболгать не только «17 мгновений» но и другие шедевры советского кино: «Щит и меч» «Мертвый сезон» и другие. Автор, как видно, слушал только анекдоты про Штирлица и все происходящее на экране сводит к ним.
    Очень прискорбно, что к юбилею такого фильма редакция «Кинопоиска» не нашла ничего лучше и напечатала такую, мягко скажем, неоднозначную статейку про «17 мгновений». Уверен, как минимум 99 процентов читателей «Кинопоиска» написали бы лучше.

    ответить

  • 6

    k_skov 11 августа 2018, 08:43 пожаловаться

    #

    Даже при, плохо скрываемой, нелюбви не то — к этому кино, ни то — ко всей советчине генерально, статья так жёлчна и нетерпима, что стоит задуматься. Не берусь защищать Мнгоновения, как не брался бы отстаивать ни один советский фильм. Но разве неожиданное «очеловечивание» немецкого хедкортерс для советского кинематографа — это не попытка рассказать историю не про игру в «казаки-разбойники», а про людей?
    И черт с ним — с кастингом. Броневой так хорош, что завидуешь Тихонову, что получил такого партнёра. По сюжету, по роли. Но зачем же в таких эпитетах размазывать фильм по статье? Я вот тоже не люблю патриотические салюты пафосом, но в этом фильме их то, как раз — и не так, чтобы много..
    Резюмируя. Своё мнение относительно подобного кино, сознательнее — выражать чуть более опреснённым языком. Не так пропуская каждую строчку, через внутренности. Особенно, если внутренности эти — так протестуют. И это не — «автор дурак». Сто процентов — нет. Это просто лишняя воля эмоциям, мне кажется.

    ответить

  • 14

    Теймур Аминтаев 11 августа 2018, 09:42 пожаловаться

    #

    Тот случай когда на КиноПоиске выходит дурацкая статья

    ответить

  • 2

    Warrior Of Rose 11 августа 2018, 09:53 пожаловаться

    #

    Чувствуется-таки презрение ко всему, как в статье было сказано — «мидл классу».

    ответить

  • 3

    Oogway 11 августа 2018, 10:44 пожаловаться

    #

    Если бы ещё автор знал, что такое мидл-класс…

    ответить

  • 23

    elmiraita 11 августа 2018, 10:19 пожаловаться

    #

    Насколько я поняла, прочитав сиё творение, это была попытка иронично и с юмором написать о создании «Мгновений». «Идея не удалась, за попытку спасибо»
    И ещё, такие статьи совсем не в духе того Кинопоиска, который я знаю и люблю, непрофессионально, зло и, поверьте, совсем не смешно!

    ответить

  • 10

    ВНЧ 11 августа 2018, 14:35 пожаловаться

    #

    Поддерживаю, по-моему, автор прикалывается. Мне сразу вспомнился заголовок недавней статьи «Кто тут самый жирный тролль». Меня покоробило маленько, но каждый имеет право на мнение. В комментариях и не такое встречается. :)

    ответить

  • 4

    kkadavr 11 августа 2018, 10:35 пожаловаться Ничего себе какое графоманство.

    #

    Как будто стандартно-говённую рецку под любым меинстримовым кино прочитал.

    ответить

  • El_principe 11 августа 2018, 10:42 пожаловаться

    #

    Ребят, а где вы такого автора откопали?
    «Топор ходил», «образ утеплили» это что такое? Попытка написать в духе «отпечаток худого плеча»?
    Печально.
    Какой-то инфантилизм в статье чувствуется.

    ответить

  • 7

    Дензел 11 августа 2018, 10:54 пожаловаться

    #

    Вернув КГБ статус после одиннадцатилетней опалы

    Не было никакой «опалы» — например, в годы оттепели выходили такие фильмы как «Сотрудник ЧК», «Заговор послов», «Чрезвычайное поручение» и другие.

    ответить

  • 36

    ЛарисаЙошта 11 августа 2018, 14:27 пожаловаться

    #

    Манера изложения автора статьи, напомнила мне эпизод из «Дня сурка», когда Фил, доведенный до отчаяния своим бесконечным 2 февраля, и неудачей в покорении Риты, начинает свой репортаж:
    «На это жалко смотреть, тысячи людей морозят свои задницы, чтобы посмотреть, как достают эту крысу из норки. Вы все лицемеры! Раньше день сурка отмечали по другому, доставали из норы и съедали. Очковтирательство!
    У тебя какие-то проблемы с тем что я говорю, Ларри? А тебя, принцесса, я что разочаровал?»

    Может стоит писать статьи в чуть лучшем расположении духа?

    ответить

  • 14

    Geldorraschet 11 августа 2018, 18:26 пожаловаться

    #

    Этот фильм — это азбука, энциклопедия кино, собранная в 12 экранных сериях, на которой я вырос. Это что-то сакральное для меня. Я смотрел этот сериал, когда был маленьким, и ничего не понимал, кроме того, что «дяди очень умные». Я смотрел, подростком, юношей, до сих смотрю, будучи уже давно взрослым, зная всю картину наизусть. И все равно смотрю, пересматриваю. Для меня «17 мгновений» — революция в кино в принципе, выход его на другой уровень.
    Пусть все немного упрощённо, пускай такого не могло быть в Рейхе в те времена. Пускай «Штирлиц приносил апельсины». Но ведь анекдоты потому и сочинили, что фильм запал в душу, миллионам людей. Фильм и сделан с душой.
    Штирлиц не был идеальным. Он любил пиво (это мы видим по фильму, периодически выпивал и более крепкие напитки). Да, как-то возможно посматривал на фрау Габи. Хотя это никак не обыгрывается в фильме, это можно принять за какой-то неуловимый флирт, додумать самому. Штирлиц, в конце концов, был подвержен определенным страхам, страху проколоться. А как иначе в таком «амплуа»? Нам показывают не «железного Феликса», не совсем даже супер-героя, а человека, который сам побеждает страх в себе, в чем-то обычного нормального знакомого нам человека. Он как бы свой для нас. Только работа у него не совсем обычная. Его идеализируют, да — но как без этого? Хоть и «человечный», но полковник Исаев всё-таки экранный герой, который должен завлечь зрителя.
    Мюллер — все передано очень точно, за исключением внешнего вида героя. Да, в жизни это был поджарый сухой спортивный действительно настоящий ариец. С обычной прической, в обычном костюме. Всегда только в костюме и только на работе, а не на увеселениях, не в борделях. Форму он не носил. А в остальном… «Запомните — Мюллер, Гестапо, старый уставший человек. Который хочет провести остаток дней в домике на берегу. И ради этого я готов поиграть в активность». Все, основной лейтмотив мыслей передан. Настоящий Мюллер — единственный из высших бонз, которого не нашли до сих пор. Единственный, кто «испарился». И это главное намерение Генриха передано в картине с точностью. Мюллер изображён заработавшимся контрразведчиком по ходу всего повествования. Это видно в фильме: «По какому коридору?» Это ясно из сцены «вербовки Штирлица», ясно из его поведения. Так что экранный Мюллер внутренне — это самый настоящий шеф Гестапо в жизни. Пусть приукрашенный, пусть говорящий по-русски, пусть со смешными еврейскими нотками в интонациях. Но это только добавляло шарма, харизмы, интереса.
    Для меня этот фильм — на всю жизнь. Он живой, и будет жить. Я не буду ничего говорить про статью на КиноПоиске, все сказано в комментариях. Я бы написал свою рецензию приблизительно вот так, как я изложил здесь.

    ответить

  • 17

    Mr NS 11 августа 2018, 19:47 пожаловаться

    #

    https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-post-img/1101236/70ec3b41b13a92756c908cc41d6fec32/575

    https://s.ura.news/images/news/upload/news/326/188/1052326188/136185_Otkritaya_litsenziya_17_06_2015_Natalyya_Poklonskaya_poklonskaya_natalyya_250x0_1000.668.0.0.jpg

    ответить

  • 9

    flut73 12 августа 2018, 12:27 пожаловаться

    #

    Отвратительная статья! Для автора ничего святого нет, так панибратски описывать великих актеров -«Табаков менял амплуа с обидчивых юношей на Матроскина», это вообще в какие ворота? Если хотели рассказать о фактах производства, то попытка провалилась, фактов рассказано крайне мало, а мнение автора на этот шедевр неинтересно абсолютно. Уважаемая редакция Кинопоиска, лучше удалите эту статью с сайта, иначе это останется позором для вас

    ответить

  • 7

    izi2008 13 августа 2018, 01:21 пожаловаться

    #

    Отличная статья. Спасибо большое автору. Читал и смеялся. Особенно про горилл понравилось) Сериал и правду на любителя. Мне лично не понравился. Скучный и через чур топорный. Большевики собственно и не могли исторически верно передать всю атмосферу той нацистской Германии. Потому что была цензура и пропаганда в иную сторону.

    ответить

  • 8

    poxuist 13 августа 2018, 03:34 пожаловаться Класс… КП…

    #

    КиноПоиск официально скатился и закрепился на дне рядом с Лентой. Ру, Медузой и МДК, по уровню своих статей, рецензий, новостей.

    КиноПоиск.
    Помним. Любим. Скорбим.

    ответить

  • 1

    Kino Serg 16 августа 2018, 12:11 пожаловаться

    #

    Стилистика статьи вызывает, мягко говоря, недоумение. Неуд.

    ответить

 
Добавить комментарий...