Статьи

«Смерть Сталина»: Еще 10 фильмов о кончине советского вождя

Фильмы, способные еще больше возмутить людей, уже возмущенных «Смертью Сталина» Армандо Ианнуччи.
«Смерть Сталина»: Еще 10 фильмов о кончине советского вождя
«Смерть Сталина»

Фильм Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», российская премьера которого была сорвана из-за вмешательства Министерства культуры РФ, — это далеко не первая картина, посвященная событиям 5 марта 1953 года. КиноПоиск вспомнил 10 отечественных и зарубежных фильмов, в которых так или иначе фигурирует смерть вождя.

1. «Великое прощание» (1953)

«Великое прощание»

«Великое прощание»

Документальная хроника, созданная Ильей Копалиным и Сергеем Герасимовым, строга и величественна. Тревожно бьют куранты на Спасской башне. Говорит Москва. От Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, Совета министров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР ко всем членам партии, ко всем трудящимся Советского Союза... Дорогие товарищи и друзья! 5 марта в 9 часов 50 минут вечера после тяжелой болезни скончался председатель Совета министров Союза ССР и секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин.

За кадром звучит реквием Моцарта, в кадре — передовики, стахановцы, знатные колхозницы, просто советские женщины. Словно фигуры с римского рельефа, бесконечной толпой подходят они к телу товарища Сталина. Белые усы, закрытые глаза. Камера смещается в сторону его рук. Эти руки не знали покоя.

Глаза присутствующих полны слез. Незабываемые минуты великого прощания. И дальше, за пределами траурного зала. Митинги, плакаты, оружейные залпы и бесконечные гудки паровозов. Обездоленные города: Будапешт, Прага, София, Берлин, Варшава и Ленинград, Пекин и Тирана, Пхеньян и Бухарест. И государственные деятели, конечно же, государственные деятели. Товарищи Берия, Маленков, Хрущев и Молотов говорят приличные случаю речи. Все они сталинская гвардия, между ними не может быть ни единого противоречия, ведь единственная их цель — следуя заветам Ленина и Сталина, привести страну социализма к коммунизму.

Однако фильм заканчивается, а история расставляет все по своим местам.

2. «Девушка в Кремле» (1957)

«Девушка в Кремле»

«Девушка в Кремле»

Американский триллер 1957 года, снятый буквально по горячим следам. После смерти Сталина прошло всего четыре года, но вот уже частный детектив Стив Андерсон, американец, обосновавшийся в Западном Берлине, выходит на след таинственной группы людей, обосновавшейся в заброшенном греческом монастыре. Стив уверен, что во главе группы стоит Сталин, который некогда инсценировал свою смерть, сделал пластическую операцию и сбежал из Союза, прихватив с собой золотой запас страны. И Стив оказывается абсолютно прав.

Продюсером этого диковинного фильма выступил Альберт Загсмит. Это сейчас он известен скорее как человек, спродюсировавший «Печать зла» Орсона Уэллса. В 1950-е он считался «королем категории Б», и «Девушка в Кремле» способна полностью подтвердить этот титул.

Уже в первой сцене мы видим Сталина, с явным (и несколько патологическим) удовольствием наблюдающего за тем, как врачи бреют налысо хорошенькую девушку. Разумеется, как это часто бывает в подобных фильмах, все сведения о кончине вождя оказываются ловкой ложью. Он вовсе не умирал 5 марта, а вместо него в мавзолей положили мертвого двойника. Однако Сталин в картине все-таки погибает. Появившийся ближе к концу сын Сталина, Яков, заставляет сесть отца в машину и пытается увезти в неизвестном направлении, произнося при этом обличительный монолог. Сталин пытается освободиться и стреляет в сына, но тщетно. Автомобиль теряет управление и падает со скалы.

3. «Красный монарх» (1983)

«Красный монарх»

«Красный монарх»

Трагикомический фарс по одноименной книге диссидента и невозвращенца Юрия Кроткова. Скорее сборник анекдотов и фантазий на тему последних лет жизни Сталина. Сталин — веселый психопат с внешностью лукавого дедушки — жалуется на бессонницу, ворчит, третирует членов политбюро, пытается узнать, для чего нужны лесбиянки, подписывает расстрельные списки, приговаривая «Собаке — собачья смерть», и одновременно обещает дочке познакомиться с ее молодым человеком. Его окружение — это или забавные идиоты, или вконец запуганная обслуга, ожидающая расстрела, этакая массовка монти-пайтоновского скетча. И особая радость — невозмутимый, обаятельный, всегда в жилете и при галстуке Лаврентий Берия, внезапная роль Дэвида Суше.

Смерть Сталина (ей предшествует сцена расстрела некоторых персонажей фильма) выглядит сперва довольно исторично. Испуганные члены политбюро приезжают к нему на дачу. В спальню войти никто не решается. Но вот Хрущев ломает дверь, и все видят лежащего на полу Сталина. Секундное замешательство сменяется радостными плясками. Неужели все кончилось? Увы, Сталин еще жив. Молотов, Маленков, Хрущев, Булганин и Микоян в ужасе убегают из комнаты, и только стоящий на коленях рядом с телом вождя Берия справляется с замешательством и начинает душить диктатора.

4. «Закон» (1989)

«Закон»

«Закон»

Огромное двухсерийное полотно на тему репрессий, снятое Владимиром Наумовым («Бег», «Тегеран-43») почти на излете советской эпохи. Главный герой — молодой юрист Лунин, который изучает дела репрессированных и обнаруживает многочисленные подтасовки и нарушения.

Истории отдельных персонажей вписаны в большую историю. Здесь и последние дни Сталина, и массы трудящихся, стремящиеся проститься с вождем, и козни членов ЦК, и арест Берии. В лучших традициях вдумчивого советского социального кино, исторические сцены даны максимально обыденно. Никакой особой интонации. Приглушенные цвета, часть действия стилизована под хронику. Ужин на Ближней даче. Все тихо поют «Сулико», а Сталин кидает очки Берии в стакан с чаем и запрещает их вытаскивать. Пей так.

У этого Сталина нет обаяния дядюшки Джо из «Красного монарха», но почему-то в него веришь больше. Старый, неприятный человек, который способен заставить окружающих делать странные вещи только потому, что может. Его смерть — совершенно обыденное происшествие. Домработница в слезах повторяет «Господи! Господи!», а на ковре валяется ненужная теперь трубка. Где-то на заднем плане обсуждают, что Берию (он приезжает позже всех — после истории с очками напился и провел ночь с очередной любовницей) нужно устранить, но это фон, будни исторического процесса. Изменения настанут своим чередом, а пока Хрущев заботливо поправляет тело Сталина в гробу — нужно, чтобы во время траурных церемоний он лежал ровно.

5. «Путешествие товарища Сталина в Африку» (1991)

«Путешествие товарища Сталина в Африку»

«Путешествие товарища Сталина в Африку»

Мрачная, немного элегичная и очень неторопливая история рабочего бутылочного завода Моисея Пичхадзе, из которого решают сделать двойника Сталина, чтобы он смог вместо него выступать на митингах и парадах, а в марте 1953 года убивают.

Собственно, сама смерть Сталина на экране не показывается. Все время мы следим за жизнью Моисея, который расхаживает по комнате, оклеенной портретами Карла Маркса, и учится походить на товарища Сталина. Однако часть фильма смонтирована из исторической хроники, включая и кадры похорон. Таким образом, парадная история сталкивается с трагедией маленького человека и приобретает совершенно иное звучание.

6. «Сталин» (1992)

«Сталин»

«Сталин»

Версия биографии Сталина, снятая для телевидения Иваном Пассером, сценаристом ранних фильмов Милоша Формана. Действие начинается во времена Первой мировой и оканчивается смертью героя. Роль рассказчика отводится дочери Сталина, Светлане Аллилуевой. Как и положено беллетризованным биографиям известных людей, «Сталин» Пассера много времени отводит семейным разборкам, а также часто прибегает к довольно мелодраматичным эффектам и лобовым образам. Например, тост «За великий русский народ» как-то уж совсем откровенно стыкуется с кадрами ГУЛАГа.

Герои фильма ведут пространные и несколько театральные разговоры на значительные темы. Даже смерть Сталина (как и во многих других картинах, роль главного плохиша здесь отводится Берии — он и слишком поздно вызывает врача, и желает увидеть мучения недавнего хозяина, и лицемерно целует ему руки, после чего демонстративно сплевывает на пол) становится поводом для спора Хрущева и Молотова о целях и средствах. Принял Россию лапотной, а оставил с атомной бомбой — замечает Молотов. Но стоило ли величие страны всех этих чисток и убийств? — спрашивает Хрущев, которому отведена роль положительного героя.

7. «Ближний круг» (1992)

«Ближний круг»

«Ближний круг»

История маленького человека, оказавшегося рядом с вершителями истории. Наивный, благодушный и беззаветно преданный идеям коммунизма Иван Саньшин попадает в ближний круг — группу людей, обслуживающих лично товарища Сталина — и становится его киномехаником. Однако близость к вождю оборачивается для Саньшина трагедией. Его жену спаивает и соблазняет Берия, после чего она кончает с собой. Любопытно, что роль киномеханика исполнил Том Халс, больше известный по роли Моцарта в «Амадее» Формана.

Режиссер ленты Андрей Кончаловский строит весь финальный эпизод на противопоставлении: тихое, медленное и торжественное прощание с телом вождя в Колонном зале монтируется с по-эйзенштейновски выразительными кадрами толпы. Это там, в зале, звучит грустная музыка, а сотрудники похоронного бюро пудрят мертвому диктатору лоб, чтобы подготовить его к встрече со знатными колхозниками и передовиками. Там, на улице, люди пытаются прорваться через заграждения, чтобы увидеть Сталина в последний раз. Кто-то плачет. Кто-то падает на землю. На упавших наступают другие. И среди этого хаоса Саньшин пытается спасти соседскую девочку Катю, чьи родители были арестованы как враги народа. Еще одна метафора жизни человека в эпоху масс.

8. «Дети революции» (1996)

«Дети революции»

«Дети революции»

1950-е, молодая коммунистка Джоан Фрейзер отправляется в Москву из Австралии. Там ее принимает лично товарищ Сталин, а спустя девять месяцев после поездки она рожает ребенка. Сталина, кстати, играет Мюррей Абрахам, Сальери из «Амадея».

Поскольку большая часть фильма посвящена Джо Уэлчу, ребенку Джоан и, возможно, Сталина, смерть диктатора приходится на самое начало картины. Очень импозантный, он приглашает героиню поужинать, а потом вместе посмотреть кино. Но время серенад и комплиментов подходит к концу, и вот уже Джоан в ужасе выбегает из спальни, оставляя мертвого (и голого) Сталина лежать в кровати. Ни о каких партийных спорах речи не идет. Берия, Маленков и Хрущев представлены здесь добродушным комическим трио — то ли шпионы из «Рокки и Буллвинкля», то ли родственники Фестера из «Семейки Аддамс». Они полностью послушны воли Сталина, а после его смерти танцуют, пьют шампанское и предаются безудержному веселью — настало их время.

9. «Хрусталев, машину!» (1998)

«Хрусталев, машину!»

«Хрусталев, машину!»

Вероятно, самую сильную и самую патологическую сцену смерти Сталина можно обнаружить в фильме Алексея Германа. Генерала медицинской службы Юрия Кленского арестовывают по «делу врачей», но потом вдруг отпускают и привозят к какому-то безнадежно больному старику. Старик просит его спасти. Он слаб. У него дрожат ноги. Он ходит под себя. Рядом суетится толстый человек в возрасте — очевидно, сын умирающего. И только висящие в приоткрытом шкафу кителя с орденами помогают понять, что перед нами умирающий Сталин.

Гениальность этого наполненного вещами, людьми, звуками и чьим-то постоянным, словно случайным бормотанием, фильма в том, что смерть вождя народов лишена всяких идеологических одежд. Неприглядная смерть какого-то старика. Ни разговоров о цене победы, ни интриг членов политбюро. Все это оказывается где-то за кадром. Нам же остается внешняя сторона события.

10. «Обыкновенная казнь» (2009)

«Обыкновенная казнь»

«Обыкновенная казнь»

Довольно условная и довольно театральная французская психологическая драма. Главная героиня — уролог Анна Атлина, умеющая снимать боль наложением рук. Ей-то и суждено стать последним лечащим врачом для больного Сталина.

Сталин приветлив и любезен, часто откровенен. Кажется, Анна ему симпатична. Однако это не спасает героиню от неприятных психологических игр и шантажа. В частности, чекисты арестовывают ее мужа, а Сталин начинает зачитывать Анне протоколы его допросов. Разумеется, как и бывает в подобных фильмах, Сталину становится плохо во время одного из сеансов, а героиня, за минуту до этого обнаружившая приказ о собственном расстреле, оставляет его умирать на полу. Все прозаично.

Из комического. В какой-то момент местный повар сообщает героине, что его внука зовут Владимир Владимирович Путин.

Читайте также
Статьи «Это же комедия, чуваки»: Первые зрители о фильме «Смерть Сталина» Блестящий фарс, бурлеск на историческую тему или не шибко умная картина? КиноПоиск собрал мнения первых и пока единственных зрителей фильма.
Новости Минкульт отозвал прокатное удостоверение у «Смерти Сталина» Черная комедия Армандо Ианнуччи не сможет выйти в прокат 25 января.
Интервью Режиссер «Смерти Сталина»: «После Горбачева у вас было занятное кино» КиноПоиск поговорил с Армандо Ианнуччи о русских фильмах и русских в фильмах, о комедиях на болезненные темы и том, как надо изображать злых людей в кино.
Комментарии (125)

Новый комментарий...

  • 17

    Mr NS 26 января 2018, 13:57 пожаловаться

    #

    Спасибо. Все посмотрю.)

    ответить

  • 55

    MistressGirl 26 января 2018, 14:44 пожаловаться Реквием по Минкульту

    #

    В «Смерти Сталина» исторической правды намного больше, чем в том же «Ближнем круге» Кончаловского, который раньше часто показывали по ТВ. Ивануччи, кстати, с итоговым вариантом сценария приезжал в Москву и получил одобрение у специалистов в Институте истории РАН. Понятно, что фильм сняли не за то, что Жукова показали не так как его канонически играл Михаил Ульянов в киноэпопеях Озерова и не за то, что показаны сцены расстрелов. А за явные аналогии с нашими реалиями. Общий срок правления руководителя нашей дорогой страны (после очередного переизбрания) приблизится к Сталинскому, а вокруг него такая же серая, никчемная масса, как и в 1953 году.

    ответить

  • 8

    shnyaka 26 января 2018, 16:04 пожаловаться

    #

    Я еще помню фильм про молодость Евтушенко https://www.kinopoisk.ru/film/pokhorony-stalina-1990-2202/ так он назывался Похороны Сталина

    ответить

  • 5

    Дензел 26 января 2018, 19:32 пожаловаться

    #

    Вот да, в детстве смотрел, очень сильное впечатление кино тогда произвело. Не знаю, как сейчас будет смотреться.

    ответить

  • 3

    El_principe 26 января 2018, 17:38 пожаловаться

    #

    а тем временем, в Пионер приехала полиция…
    по этому самому поводу…

    ответить

  • 8

    MJ23.net 26 января 2018, 18:07 пожаловаться

    #

    Всех пионеров в пионерские лагери отправят)

    ответить

  • 5

    El_principe 26 января 2018, 18:26 пожаловаться

    #

    смех смехом…
    но на деле очень грустно…

    ответить

  • 4

    Большой Лис 26 января 2018, 18:02 пожаловаться

    #

    Есть хороший фильм про жизнь Сталина — «Освобождение», не самый яркий сюжет, но авторы как могли отразили реалии Второй мировой войны.

    ответить

  • 9

    Заповедник 26 января 2018, 18:56 пожаловаться

    #

    «Трэщ, угар и брехня» — подходящий слоган для комментариев Under77, Zombezia, PostNikOff_R, wasp00000 и их коллег.

    ответить

  • 7

    amour 26 января 2018, 19:38 пожаловаться

    #

    Кстати, а ведь американцы, например, не всегда снимали антисоветчину. Когда нужно было объяснить для чего надо плыть через океан и участвовать в войне сняли линейку пропагандистких фильмов, как документальных так и художественных: «Почему мы сражаемся» (серия Битва за Россию) 1943г., «Дни славы» 1944 г., «Миссия в Москве» 1942 г., «Песня о России» 1944 г. 

    В них Сталин не изображался что-то ни кровавым тираном, ни немощным алкоголиком. Причём один фильм затрагивает тему чисток/репрессий и оправдывает их в виду диверсий против СССР. Сценарий другого же и вовсе согласовывался с советским послом в США и т. п. 

    Однако с началом холодной войны властьимующие перенаправили излучатели в нужное им русло. Собственно с тех времён ничего не поменялось. И не надо к гадалке ходить, чтобы не смотря любой западный фильм на тему, предугадать какая роль уготована Сталину и прочим: позитивная или негативная. Скучно.

    Но цензура и пропаганда, как каждому интеллигентному человеку известно, есть только в «этой стране».

    ответить

  • 5

    Заповедник 26 января 2018, 20:00 пожаловаться

    #

    Но цензура и пропаганда, как каждому интеллигентному человеку известно, есть только в «этой стране».
    Не только. Но вы же не хотите сказать, что это хорошая практика и надо ее всячески продолжать и поддерживать?

    К тому же в Америке после времен маккартизма и тем более после отмены кодекса Хейса цензуры нет — есть продюсерский контроль той или иной степени, но это внутренние отношения в студии, а не диктат государства.
    И уж точно никто со времен смерти Маккарти не охотился на мелкие частные киностудии, которые снимали все, что хотели — от банального порно до жесткой политической сатиры. Да, такое вряд ли могло попасть в широкий прокат и в лучшем случае показывалось в грайндхаусах — просто потому, что это мало интересовало обычных зрителей. Но в Совке за такое вполне могли бы посадить в тюрьму вплоть до горбачевских времен.

    ответить

  • 6

    amour 26 января 2018, 20:24 пожаловаться

    #

    Да более изящные и продвинутые рычаги давления и недопущение. Говори что хочешь, снимай что хочешь. Но денег мы тебе не дадим на твои произведения с левым уклоном.

    А будешь особо яро топить за коми, никакой тебе серьёзной карьеры тебе не видать.

    СМИ под властью капиталистов, т. ч. они просто сделают вид, что ни тебя, ни твоих произведений не существует. Конечно обычного зрителя не интересует, т. к. СМИ формирует иную картину мира у него и тиражирует иную идеологию.

    ответить

  • 7

    Заповедник 26 января 2018, 20:31 пожаловаться

    #

    Сейчас для донесения свой точки зрения есть интернет. Если точка зрения исходит не из пятой точки и заслуживает внимания, то она найдет свои миллионы единомышленников.
    К тому же домашние персональные компьютеры давно доросли до такой мощности, что прямо на дому каждый желающий может монтировать видео, вставлять видеоэффекты и даже создавать трехмерную графику не самого ужасного качества. Было бы желание, терпение, капелька таланта и все та же достойная внимания идея.

    ответить

  • 7

    amour 26 января 2018, 20:56 пожаловаться

    #

    Никто не спорит. Ведётся своя жизнь, своя левая пропаганда в интернете. Но это не говорит, о том что с ней не борются. И что силы корпораций сопоставимы с силами левых энтузиастов.

    Вообще-то интернет это технология. Технологии служат тем, кому они принадлежат. Да, да: «Ахаха интернотом владеют!» Да, владеют.

    С недавних пор Federal Communications Commission в США позволила корпорациям управлять интернет-трафиком, продвигая желательные сайты и отсеивать нежелательные.

    Google the changes to its search engines to block, the left-wing web sites ©
    https://www.wsws.org/en/articles/2017/12/15/pers-d15.html

    ответить

  • 5

    Заповедник 26 января 2018, 21:21 пожаловаться

    #

    Сочувствую ленивым и беспомощным, которые везде найдут оправдания тому, почему они не могут думать и действовать самостоятельно.

    ответить

  • 11

    Дензел 26 января 2018, 21:33 пожаловаться

    #

    Но денег мы тебе не дадим на твои произведения с левым уклоном.

    Постоянно выходят произведения с «левым уклоном». Навскидку, из последнего что смотрел, «Любой ценой», «Трамбо» и др.

    «Социальное, проблемное кино» очень популярно на фестивалях, вроде Сандэнса, Торонто и др. Бюджеты, конечно, не сравнимы с голливудским мейнстримом, но не значит, что этого нет.

    ответить

  • 4

    уэф 26 января 2018, 18:05 пожаловаться замах на рубль

    #

    Парадоксальная вещь, уровень культа Сталина расписан фильмами, значительно слабее этого культа. Герман снимал об эпохе и рубеже перехода эпохи от одного состояния в другую, не о Сталине.
    Тоже и о Гитлере, либо стебут персонаж, либо стороной обходят.
    Лет через двадцать наверное снимут более менее объективный биопик о тои и другом.

    ответить

  • 8

    Piter De Vries 26 января 2018, 20:12 пожаловаться

    #

    Не вынеся народной любви к вождю, на форуме вновь закрыли тему о фильме. Модеры форума на Кинопоиске мне напоминают метания Мединского.

    ответить

  • 7

    amour 26 января 2018, 20:27 пожаловаться

    #

    Это что цензура? Возвращение в 37-й год? А как же свобода слова? Либертарианские ценности?

    ответить

  • 12

    kaldmann 26 января 2018, 21:04 пожаловаться

    #

    Не раз замечал, что люди, оскорбленные этим фильмом (да и вообще любой сатирой на советскую эпоху), говорят «Про своих-то они такого не снимают!!11».
    Было бы интересно почитать про фильмы, в которых высмеиваются зарубежные лидеры. В качестве вишенки можно добавить, как зрители в других странах реагировали на подобную сатиру. Может мы не сильно и отличаемся? OR ARE WE?

    ответить

  • 7

    ego5877 26 января 2018, 21:52 пожаловаться

    #

    Дело не в своих. Просто нет устоявшейся, общепринятой объективной оценки исторического персонажа. Есть два полюсных мнения, которые вызывают накаленные споры.

    ответить

  • 6

    ego5877 26 января 2018, 21:48 пожаловаться

    #

    Я не понял, а что история расставила по своим местам?

    ответить

 
Добавить комментарий...