всё о любом фильме:
Статьи

Ростов-папа в кино: Герои правого берега

Снять своими силами кино о родном городе? Простым жителям Ростова-на-Дону это удалось, пусть и под чутким руководством заезжих профессионалов.
Ростов-папа в кино: Герои правого берега

В Ростове-на-Дону в рамках фестиваля Bridge of Arts состоялась российская премьера фильма, снятого ростовчанами и о ростовчанах. Он называется «Напротив Левого берега» и снят в рамках документального проекта «Код города», который был придуман продюсером Анной Селяниной, режиссером Евгением Григорьевым, драматургом Марией Зелинской и оператором Артемом Полосатым.

«Код города» — своего рода кочующая кинолаборатория, исследующая российские города через объектив камеры и взгляд местных жителей. Кто лучше ростовчан расскажет о том, что такое донская столица, причем без стереотипных казаков, раков и бандитов? Команда «Кода города» уже проделала подобный эксперимент с Первоуральском в 20140м. Правда, там не было задачи создать полнометражный фильм, и участники просто снимали свои короткометражки. В Ростове же было отобрано 16 участников, которые хотели снять кино про свой город, восемь из них дошли до финала и представили свои работы. Из этих коротких новелл был составлен фильм «Напротив Левого берега» с общей канвой, но разными героями и режиссерами.

«Напротив Левого берега»

«Напротив Левого берега»

Левый берег Дона известен по словам популярной песни Михаила Шуфутинского. Ее слышал, пожалуй, каждый житель страны. Немногие, правда, знают, что на левом берегу в Ростове-на-Дону расположены сплошь увеселительные заведения и совершенно нет обычной городской жизни. Она сконцентрирована на правом берегу Реки, как тут называют Дон. О подлинной будничной жизни большого южного города и идет речь в фильме. Но не только. Помимо размышлений о Ростове и его жителях, «Напротив Левого берега» — это еще и история создания документального кино, режиссерских поисков, компромиссов и даже моментов отчаяния.

С поиска героев начинается первая новелла «Ищу героя» Ольги Бондаревой, и фрагменты из этой части на протяжении всего фильма связывают между собой остальные истории. В объектив Бондаревой попадают местные чудаки, такие как, например, звезда Нахичеванского рынка Славик, видео с которым в главной роли можно увидеть на просторах YouTube, или философствующий электрик, явно имеющий богатый жизненный опыт, но не желающий о нем распространяться. Есть и обычные ростовские парни, с опасением глядящие на камеру.

«Напротив Левого берега»

«Напротив Левого берега»

Герой в понимании попадающих в объектив ростовчан должен быть уже взрослым и умудренным опытом человеком, которому есть о чем рассказать. Словно в противовес этим заявлениям предстает новелла Марии Кореньковой «Настя, 26». Главная героиня — непосредственная и открытая девушка, готовая на камеру рассказывать обо всех своих чувствах и желаниях. Настя увлечена собственной красотой и мечтает выйти замуж еще раз, желательно за иностранца.

«Было очень волнительно, как воспримут мой образ, мою героиню. Одновременно и отрицательную, и положительную. Думала, что негативно воспримут, но пока получала положительную реакцию. Со съемок фильма прошел год, многое изменилось, многое осталось прежним. Например, я перестала идти на поводу у тенденций красоты», — после показа фильма поделилась своими впечатлениями героиня.

«Напротив Левого берега»

«Напротив Левого берега»

Авторы новелл в фильме тоже становятся героями под руководством режиссера Евгения Григорьева, одного из создателей «Кода города». Он порой доводит режиссеров-дебютантов до слез, пытаясь понять, почему они выбирают тех или иных персонажей и зачем вообще взялись за камеру. Иногда выясняется, что режиссер, как это, впрочем, часто бывает, романтизирует своих персонажей. В новелле «Мира миру», где по ростовским улицам бежит яркая девушка Мира, режиссер Надежда Хацкевич хочет показать неугомонную душу Миры, ее желание постоянно от чего-то убежать, а сама Мира не видит в этом беге совершенно никакого смысла. Правда, как рассказывают создатели ленты, в Ростове-на-Дону Мира осела на год, а ровно перед премьерой «Напротив Левого берега» в очередной раз убежала. Теперь уже на Камчатку.

Начинающим авторам, которым удается найти своего героя, действительно сложного и характерного, приходится делать сложный выбор, и он тоже оказывается на экране. Алена Савельева снимала пожарного, который занимается спортивными танцами. Вдруг с экрана режиссер признается, что в какой-то момент ее «огненный пожарный» (так называлась и новелла) стал делиться очень личными вещами, будто не чувствуя камеры. Прямо у зрителя на глазах Савельевой приходится принимать нелегкое для любого режиссера-документалиста решение: оставлять эти откровения в финальном монтаже или нет?

Съемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на Facebook

Съемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на Facebook

Возможно, эти короткие истории могли бы происходить в любом другом городе, но авторам все же удается передать местный колорит за счет съемки с воздуха небольших полуразрушенных ростовских улочек, характерного местного акцента, каких-то удивительных географических деталей. В числе последних заброшенные Парамоновские склады — страшное место для тех, кто не жил в Ростове. Это руины, в основании которых продолжали бить родники. Скопившаяся вода образовывала внутри полуразрушенного склада бассейн, где купались взрослые и дети, прыгая вниз со второго этажа чудом уцелевших древних стен. После того как бассейн местные власти все-таки прикрыли, жители города объединились в инициативную группу по возвращению Парамона.

«Какие-то яркие коды, стереотипы территории в фильм не попали. Тоже вопрос: хорошо это или плохо? Мне говорили: „Как хорошо, что вы не стали показывать казаков и раков, как хорошо, что нет бандитского Ростова. Наконец у нас будет другое лицо“. Другие зрители говорили: „Ну как же мы без этого? Мы же вообще тогда не Ростов“», — отмечает Селянина.

Съемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на Facebook

Съемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на Facebook

Показ в Ростове-на-Дону в рамках международного фестиваля Bridge of Arts стал первым публичным показом «Напротив Левого берега» на территории России. Ранее фильм был представлен в Ереване на «Золотом абрикосе», где получил Гран-при в международной секции неигрового кино. С сентября картину можно будет увидеть еще на нескольких фестивалях, например на пермской «Флаэртиане», но показ в Ростове-на-Дону, безусловно, стал самым важным для создателей этого фильма. В зале не хватило мест для всех желающих посмотреть фильм. И многие из зрителей, особенно иногородние, ждали от «Напротив Левого берега» такую разухабистую комедию про Ростов-папу. А получилась тонкая, даже лирическая история рождения кино, где авторы любят и знают город и людей, о которых они хотят рассказать. Честно и искренне.

Сценарная сессия в Красноярске / Фото с официальной страницы проекта на Facebook

Сценарная сессия в Красноярске / Фото с официальной страницы проекта на Facebook

Сейчас создатели «Кода города» выбирают новую географическую точку для исследования. Ведутся переговоры с Красноярском (в 2015 году там при поддержке Фонда Прохорова прошла сценарная сессия, однако на этом разработка проекта остановилась), Иркутском, Владивостоком, Иннополисом, есть интерес со стороны Краснодара.

«Все эти переговоры в разной стадии и ведутся с разными институциями или просто с местными кинематографистами», — рассказал КиноПоиску Евгений Григорьев. Интерес со стороны властных структур, увы, стремится к нулю. Учитывая, что «Напротив Левого берега» создавался при поддержке министерства культуры, хочется верить, что успех первого документального фильма заставит власти других городов обратить внимание на проект и попытаться вычислить свой «Код города».

Читайте также
Статьи Время первых: Рок, язычники и груз Балабанова на фестивале «Движение» Новое кино Якутии, «Язычники», обошедшие «Ученика», и антология русского рока — на омском фестивале дебютов в этом году самая сильная программа за всю историю смотра.
Новости Сериал режиссера «Хорошего мальчика» откроет фестиваль дебютов Смонтированный специально для омского фестиваля «Движение» вариант телепроекта Оксаны Карас «Отличница» откроет смотр и поборется за главный приз.
Комментарии (5)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...