Станислав Зельвенский провел не особо запоминающиеся, но и недурные два часа на фильме, похожем на Хеллоуин в июле. Вот что он увидел в особняке, построенном Джастином Симиеном — некогда перспективной фигурой антирасистского инди-кино.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
В Новом Орлеане молодой астрофизик Бен (Лакит Стэнфилд), оставшись вдовцом, начинает водить экскурсии по домам с привидениями, которых так много в Луизиане. Он даже изобретает специальный фотоаппарат для призраков, пытаясь наладить контакт с погибшей женой, но тщетно. Разуверившись в сверхъестественном, Бен открывает более надежное средство утешения — алкоголь, но тут у него на пороге появляется пастор (Оуэн Уилсон) с котом под мышкой и спрашивает, готов ли Бен стать героем (нет) и заработать две тысячи (да). Как выясняется, в старинном особняке неподалеку поселилась женщина (Розарио Доусон) с сыном, которая утверждает, что дом кишит привидениями. Помимо Бена и пастора, она рекрутирует компактного историка с больным сердцем (Дэнни ДеВито) и шумную ясновидящую (Тиффани Хэддиш).
Disney, как известно, не только строит аттракционы по мотивам своих мультфильмов и фильмов, но с некоторых пор занимается и обратным — постепенно экранизирует собственные парки развлечений. Интересная особенность этих экранизаций состоит в том, что, за исключением «Пиратов Карибского моря», все они проваливаются: «Миссия на Марс», «Земля будущего», «Круиз по джунглям» и так далее. Но поскольку денег у Disney очень много, студию это не останавливает.
Из хоррор-павильона «Особняк с привидениями» ровно 20 лет назад уже сделали фильм, но его мало кто помнит: Эдди Мёрфи играет там риелтора, который застревает в проклятом особняке со своей семьей. Снимать более серьезную версию собирался Гильермо дель Торо, однако так и не собрался, и «Особняк» возвращается в прежнем формате семейной хоррор-комедии. Сценаристка Кэти Дипполд ранее написала печально известный женский ребут «Охотников за привидениями», так что некоторым образом в теме. Режиссер Джастин Симиен известен антирасистской сатирой: «Уважаемые белые люди» (фильм и сериал), «Мои волосы хотят убивать». Предполагалось, что он станет новым Спайком Ли, но, видимо, у него ипотека.
С такими титрами «Особняк» предсказуемо балансирует между разными аудиториями и, соответственно, разными правилами жанра. С одной стороны, здесь хватает спектральных черепов, комической беготни среди старинных портретов, потайных дверей и прочего макабрического балагана. С другой — фильм позволяет себе чуточку больше сентиментальности, чем вроде бы диктует формат. В фундаменте любого дома с привидениями чьи-то слезы, и Симиен не устает настойчиво об этом напоминать.
Главная звезда фильма, конечно, Стэнфилд, но у него не самая выигрышная, слишком прямолинейная роль, и одеяло все время норовят перетянуть на себя именитые партнеры, у которых меньше экранного времени, но более колоритные персонажи. Особенно преуспевают в этом ДеВито, который в свои почти 80 по-прежнему готов кататься колобком, и эксцентричная Хэддиш с ее бусами и сеансами. Оуэн Уилсон, как всегда, играет Оуэна Уилсона и, как почти всегда, очаровательно: его герой — помесь экзорциста и лабрадора.
Джейми Ли Кёртис появляется в небольшой, но важной роли: в основном она представлена головой в хрустальном шаре (в старом фильме на этом месте была голова Дженнифер Тилли), но также щеголяет в роскошном кокошнике. Джаред Лето страшным голосом озвучивает главного злодея. Наконец, в одном эпизоде участвует Вайнона Райдер, но зачем она там понадобилась, не совсем понятно.
У фильма нет серьезных недостатков. Проблема в том, что у него нет и особенных достоинств: это в меру приятные два часа, которые полностью улетучатся из памяти за две секунды. Спецэффекты выглядят бледновато, словно на дворе по-прежнему 2003-й, зато неизменно радуют нью-орлеанские декорации: южная растительность, колониальная архитектура, ожившие мертвецы. Даже самый благожелательный зритель вряд ли назовет «Особняк» большой удачей, и вполне вероятно, что в это крайне непростое для Disney лето он пополнит список финансовых провалов. Но судить картину строго тоже почему-то не хочется. В конце концов, как выражается красноречивый герой Уилсона, «для кого монстр, а для кого — хороший наряд на Хеллоуин».