В уходящем году КНР столкнулась с серьезными вызовами. Продолжалась эпидемия ковида, ужесточилась цензура, закрылись границы, обвалились инвестиции. Тем не менее китайская киноиндустрия по-прежнему живее всех живых и, несмотря на снижение темпов производства и закрытие залов, продолжает производить сногсшибательные зрительские блокбастеры. Подробнее о потрясениях и достижениях одного из крупнейших кинорынков мира рассказывает Дмитрий Комм.
Дмитрий Комм
Кинокритик, автор книг «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»
Основной интригой конца 2022 года для всех, кто интересуется глобальным кинопроцессом, стал вопрос, удержит ли Китай статус первого кинопроката мира, который он впервые завоевал в 2020 году и сумел сохранить в 2021-м. Сейчас уже ясен ответ: лидерство по итогам года возвращается к североамериканскому прокату (США и Канада). К началу декабря сборы в Китае составляли около 4 млрд долларов, в то время как американские кинотеатры заработали 6,75 миллиарда. Преодолеть этот разрыв за месяц было невозможно, даже с учетом выхода в китайский прокат нового «Аватара».
Причем все проблемы Китай себе создал сам — ужесточением цензуры, следствием чего стала задержка многих премьер, и политикой нулевой терпимости к ковиду, приведшей к перманентному простаиванию половины залов. Инвестиции в кинобизнес тоже обвалились в разы, а из-за закрытия границ остановились копродукции с другими странами. В итоге, по данным газеты South China Morning Post, по состоянию на 20 октября 2022 года в Китае вышло всего 263 фильма по сравнению с 542 лентами в 2021-м. Число иностранных картин в прокате тоже значительно уменьшилось: в допандемийном 2019 году их было 136, в 2021-м — 73, а в нынешнем — всего 50. Летом власти совместно с несколькими интернет-платформами запустили программу специальных ваучеров, обеспечивающих скидки для публики при покупке билетов в кино, но введенные осенью локдауны уничтожили ее эффект.
Тем не менее, несмотря на этот кризис, китайская киноиндустрия сумела и в этом году произвести обойму значительных и успешных картин в самых разных жанрах. Два китайских фильма — вторая серия «Битвы на озере» и «Лунный человек» — оказались в глобальной топ-десятке самых кассовых релизов года.
Главная мелодия китайского кино
«Битва на озере 2» — патриотический блокбастер, снятый тремя живыми классиками Цуй Харком, Данте Ламом и Чэнь Кайгэ — повествует о баталиях китайского воинства с американцами во время Корейской войны. Были времена, когда американцы в китайском кино выступали в качестве хороших парней в фильмах вроде «Неотделимый» (2011) и «Цветы войны» (2011), а само китайское кино транслировало представление о мире как о «глобальной деревне», где люди из разных стран должны сотрудничать и помогать друг другу для достижения лучшей жизни. Но теперь в фильмах так называемой главной мелодии — пропагандистских боевиках, представляющих официальную точку зрения КПК — все громче звучит националистическая тема, а американцы чаще предстают в качестве злобных и туповатых агрессоров. И судя по тому, что «Битва на озере 2» собрала более 600 млн долларов, став самым кассовым китайским фильмом года (а первая серия вообще имела сборы под миллиард), эта точка зрения нравится публике. Ну, и эпические батальные сцены еще никогда не мешали успеху.
К фильмам «главной мелодии» можно отнести и триллер «Возвращение домой», сборы которого составили 236 млн долларов. Он повествует о двух сотрудниках министерства иностранных дел, испытавших невероятные приключения, пытаясь вывезти группу китайских беженцев из охваченной гражданской войной вымышленной арабской страны. Главной звездой картины стал опытный театральный актер из Пекина Чжан И, который, обладая внешностью, которая возможно не вписывается в представления о звездах, тем не менее, умудрился сняться чуть ли не во всех самых значительных китайских фильмах последних лет. Причем играл в них разноплановые роли — от трусливого бухгалтера в «Восьми сотнях» до бравого командира спецназовцев в «Операции в Красном море», от бежавшего из трудового лагеря зэка в «Одной секунде» до подготовленного в СССР шпиона в «Над обрывом». Хмурая физиономия Чжан И снижает любой пафос, а хорошее чувство юмора позволяет ему очеловечивать даже самые плакатные характеры. Режиссер Жао Сяочжи и продюсер Франт Гуо (создатель «Блуждающей Земли») не педалируют патриотическую тему, превращая фильм в своего рода квест, где персонажи попадают в одну опасную переделку за другой в режиме нон-стоп.
Комики из Mahua FunAge
Но основными триумфаторами года оказались не производители фильмов «главной мелодии», а безбашенная комик-труппа из Пекина под названием Mahua FunAge, выпустившая сразу два кассовых хита. Основанная в 2003 году как театральный коллектив, эта команда драматургов и актеров уже давно делает популярные шоу на телевидении, а в 2015 году впервые вышла на кинорынок с фильмом «Прощай, мистер Неудачник», ставшим неожиданным хитом и получившим доброжелательные отзывы в прессе. В уходящем году Mahua FunAge сначала произвели пародию на гангстерские фильмы «Слишком крут для убийства», а потом выпустили фантастическую комедию «Лунный человек», и обе они вошли в тройку самых кассовых китайских фильмов года (третье и второе места соответственно).
«Слишком крут для убийства» — это очень вольный ремейк японской комедии 2008 года «Волшебный час». В китайской версии кинозвезда Милань приглашает бестолкового актера-любителя Вэй Чэнгуна сыграть крутого наемного убийцу по имени Карл, чьего лица никто никогда не видел. Но незадачливый Вэй не знает, что на самом деле Милань, задолжавшая большие деньги мафиозному боссу Джимми, выдает его за настоящего киллера. Уверенный, что находится на съемочной площадке, где каждый его шаг фиксируется скрытыми камерами, герой ведет себя с реальными гангстерами как с актерами, нанятыми играть второстепенные роли, и неожиданно производит такой фурор, что босс Джимми предлагает ему стать своей правой рукой. Изобилующий киноманскими шутками и цитатами из гонконгской, французской и американской гангстерской классики, фильм вышел под китайский Новый год и стал хитом, собрав 217 млн долларов и уступив на неделе национальных каникул только высокобюджетной «Битве на озере 2».
Еще больший успех выпал на долю фантастической комедии «Лунный человек», снятой по южнокорейскому веб-комиксу и заработавшей внушительные 460 миллионов. Главная суперстар Mahua FunAge Шэнь Тэн сыграл в ней космонавта, забытого на космической станции на Луне, после того как в Землю врезался астероид. Космонавт убежден, что планета уничтожена и он остался последним человеком во Вселенной. Компанию ему составляет только кенгуру по имени Кинг-Конг, также забытый на станции. Кенгуру обладает вздорным характером и плохо поддается дрессировке, создавая герою множество проблем. Однако неустрашимый космонавт не подозревает, что Земля осталась цела, а его лунные приключения транслируются там для поднятия духа уцелевших землян. Полный абсурдистских гэгов «Лунный человек» стал бенефисом Шэнь Тэна, который изрядную часть фильма находится в кадре один и буквально везет действие на себе.
Социальный экшен
Масштабное исследование вкусов китайской киноаудитории, проведенное компанией China Film в 2021 году, показало, что большинство зрителей предпочитают криминальные фильмы или картины с острой социальной проблематикой, нередко снятые на основе реальных событий. В кино эти паттерны могут пересекаться. Качественные криминальные драмы почти всегда несут в себе заряд социальной критики, что и стало причиной коммерческого успеха в прошлые годы таких фильмов, как «Умираю, как хочу жить» (2018) и «Лучшие дни» (2019).
В 2022 году эта тенденция выражена не так ярко. Из больших кассовых хитов за социальное кино может отвечать разве что «Хороший вид» — вторая картина Вэнь Муе, режиссера «Умираю, как хочу жить». Ее протагонист в исполнении звезды «Лучших дней» и «Маленького красного цветка» Джексона И впутывается в опасную аферу, чтобы достать деньги на операцию своей маленькой сестре. Недавно стало известно, что «Хороший вид» выдвинут от Китая на «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм. Любовь китайцев к криминальному жанру также способствовала успеху гонконгского триллера «Холодный детектив», поставленного регулярным сценаристом Джонни То и одним из основателей знаменитой киностудии Milky Way — Вай Ка-Фаем. В ней полубезумный отставной полицейский (Шон Лау) объединяется с женщиной-инспектором (Чарлин Чой), чтобы найти банду преступников, именующих себя «Сыщиками» и совершивших серию жестоких убийств, каким-то образом связанную с нераскрытым делом 17-летней давности. Гонконгцы заработали в материковом прокате 105 млн долларов.
Таким образом, хоть пропагандистская «Битва на озере 2», для создания которой были задействованы лучшие силы китайской киноиндустрии, и оказалась в уходящем году вне конкуренции, наличие в десятке самых успешных китайских кинокартин неполитизированных комедий и триллеров доказывает, что публика просто выбирала в нелегкое время эффектный и увлекательный энтертейнмент.
В целом 2022 год и случившиеся в нем катаклизмы не изменили основных идейных установок китайского кино. В то время как Голливуд фактически отменяет обычного, несовершенного человека за недостаточную прогрессивность и снимает фильмы про мутантов, фриков, супергероев и богоподобных Вечных, китайские кинематографисты сочетают яркую и зрелищную манеру повествования с гуманистическим мировоззрением. Сюжеты китайских картин могут быть сколь угодно фантастичны, но действующими лицами в них всегда будут обычные люди с узнаваемыми характерами и продуманными мотивировками. По какой-то непонятной причине китайским киношникам до сих пор интересен человек. Ну, иногда еще кенгуру.