Берлинале-2022: «Извержение вкуса» Питера Стриклэнда. Отвратительный кулинарный перформанс

Рассказываем о пока самом странном фильме экспериментального конкурса Encounters. Режиссер «Маленького красного платья» снял мокьюментари о дичайших событиях в авангардной арт-резиденции, где извлекают музыку из продуктов.

В резиденцию Института звукового кейтеринга приезжает трио, занимающееся кулинарным диджеингом (это когда участники готовят прямо на сцене и записывают трек с использованием произведенных в процессе стуков и шумов). За общую концепцию и перформанс в труппе отвечает Элль (Фатма Мохаммед, актриса с характерной внешностью звезды джалло 70-х), за техническую часть — ее подкованные сотрудники Ламина (Ариана Лабед) и Билли (Эйса Баттерфилд).

Резиденция вроде бы обещает гостям карт-бланш: четыре недели не стесненного финансовыми или креативными рамками творческого процесса. Но властная кураторка института (Гвендолин Кристи с черными кругами вокруг глаз, похожая на учительницу-доминатрикс) постоянно лезет с идеями и замечаниями, творческий коллектив распадается на глазах из-за внутренних конфликтов и личных проблем, а вокруг шмыгают мстительные музыканты, которых не взяли в этот творческий рай.

Наблюдает за всем этим безвольный журналист-неудачник Стоунс (Макис Пападимитру), которого пригласили быть хроникером многообещающей кулинарной резиденции. По иронии судьбы он страдает от метеоризма и вынужден регулярно посещать хвастливого доктора Глока для проведения ряда медицинских процедур (в программе есть и колоноскопия).

Британский режиссер Питер Стриклэнд — ретроман, в своих прошлых фильмах препарировавший эстетику и жанровые схемы жанрового кино 1960–70-х, эротического хоррора и джалло. Некоторые были очень удачными; после успеха «Маленького красного платья» продюсеры пообещали Стриклэнду бюджет в миллион фунтов и возможность снять «все что угодно», но после прочтения сценария «Извержения вкуса» попросили «снять все что угодно, но только не это».

Их беспокойство можно понять: от подражания тяжелому люксу итало-хорроров 1970-х Стриклэнд двинулся в сторону британских 1980-х, точнее, Питера Гринуэя. Более неуместный сегодня референс сложно представить: кого может заинтересовать барочная обсессивность этих фильмов-каталогов в эпоху, когда каждое второе кино снимается как политический манифест? Элементы глянцевого фуд-порно (к галерее всевозможных фетишей, фигурировавших в фильмах Стриклэнда, вроде мертвых бабочек, добавился совсем странный — омлет), детективный сюжет, который служит скорее рамкой, чем скелетом фильма. Снято «Извержение вкуса» как эстетское мокьюментари, в котором стриклэндовская страсть к ретронарядам, гротескному макияжу и сумрачным готическим интерьерам контрастно дополняется хай-тек-эстетикой рекламы; кстати, у Стриклэнда есть опыт работы в настоящей музыкальной документалистике — он, в частности, снимал концертный фильм для Бьорк.

Ариана Лабед

Но вместо правдоподобных живых людей героями этого лжедока оказываются гротескные маски-типажи (как раз в духе жанрового кино): властная руководительница, помешанная на контроле; богатый мальчик, который недополучил любви и так и не вырос; злобный доктор, нарушающий клятву Гиппократа четырежды за минуту.

Куда больше реализма, кажется, в немыслимых и невероятных перформансах с бурчащим супом и визжащим блендером: у самого Стриклэнда есть ровно такая же гастромузыкальная группа, которую он создал в 1996-м, — Sonic Catering Band. Саундшафт в фильме проработан очень тщательно и складывается из тех самых треков, созданных из звуков приготовления еды, плюс торжественных оркестральных адажио, утренних криков петуха и кишечных звуков, издаваемых несчастным Стоунсом (в финале оказывается, что у него просто непереносимость глютена).

В общем, предупреждаем зрителей, полюбивших «Маленькое красное платье» — наиболее конвенциональный хоррор Стриклэнда: тут все совсем по-другому (хотя платья в стиле 1950-х присутствуют). Правда в том, что хоррором «Извержение вкуса» покажется только человеку, который не может спокойно смотреть на то, как играют с едой. Но также и в том, что после фильма непереносимость фуд-порно разовьется даже у профессионального гастронома.

.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Еще до Тарантино: Почему хорроры 2010-х копируют кино 1960-х
Мнение

Еще до Тарантино: Почему хорроры 2010-х копируют кино 1960-х

17 августа 2019
Берлинале-2022: «Римини». Ульрих Зайдль превращает евротреш в красоту

Берлинале-2022: «Римини». Ульрих Зайдль превращает евротреш в красоту

13 февраля
Берлинале-2022: «Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё. Убийственная комедия об абсурде культа молодости

Берлинале-2022: «Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё. Убийственная комедия об абсурде культа молодости

12 февраля
Берлинале-2022: «Петер фон Кант». Франсуа Озон смеется над Фассбиндером

Берлинале-2022: «Петер фон Кант». Франсуа Озон смеется над Фассбиндером

11 февраля

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Сегодня
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Сегодня0
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Сегодня4
«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

Сегодня, 14:11
Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?
Индустрия

Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?

час назад0
«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант
Интервью

«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант

25 июня2
«В Филадельфии всегда солнечно»: почему саркастический ситком об альт-райтах из паба так долго продержался на ТВ?
Культовые сериалы

«В Филадельфии всегда солнечно»: почему саркастический ситком об альт-райтах из паба так долго продержался на ТВ?

24 июня16
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.