Берлинале-2022: «Извержение вкуса» Питера Стриклэнда. Отвратительный кулинарный перформанс

Обсудить0

Рассказываем о пока самом странном фильме экспериментального конкурса Encounters. Режиссер «Маленького красного платья» снял мокьюментари о дичайших событиях в авангардной арт-резиденции, где извлекают музыку из продуктов.

В резиденцию Института звукового кейтеринга приезжает трио, занимающееся кулинарным диджеингом (это когда участники готовят прямо на сцене и записывают трек с использованием произведенных в процессе стуков и шумов). За общую концепцию и перформанс в труппе отвечает Элль (Фатма Мохаммед, актриса с характерной внешностью звезды джалло 70-х), за техническую часть — ее подкованные сотрудники Ламина (Ариана Лабед) и Билли (Эйса Баттерфилд).

Резиденция вроде бы обещает гостям карт-бланш: четыре недели не стесненного финансовыми или креативными рамками творческого процесса. Но властная кураторка института (Гвендолин Кристи с черными кругами вокруг глаз, похожая на учительницу-доминатрикс) постоянно лезет с идеями и замечаниями, творческий коллектив распадается на глазах из-за внутренних конфликтов и личных проблем, а вокруг шмыгают мстительные музыканты, которых не взяли в этот творческий рай.

Наблюдает за всем этим безвольный журналист-неудачник Стоунс (Макис Пападимитру), которого пригласили быть хроникером многообещающей кулинарной резиденции. По иронии судьбы он страдает от метеоризма и вынужден регулярно посещать хвастливого доктора Глока для проведения ряда медицинских процедур (в программе есть и колоноскопия).

Британский режиссер Питер Стриклэнд — ретроман, в своих прошлых фильмах препарировавший эстетику и жанровые схемы жанрового кино 1960–70-х, эротического хоррора и джалло. Некоторые были очень удачными; после успеха «Маленького красного платья» продюсеры пообещали Стриклэнду бюджет в миллион фунтов и возможность снять «все что угодно», но после прочтения сценария «Извержения вкуса» попросили «снять все что угодно, но только не это».

Их беспокойство можно понять: от подражания тяжелому люксу итало-хорроров 1970-х Стриклэнд двинулся в сторону британских 1980-х, точнее, Питера Гринуэя. Более неуместный сегодня референс сложно представить: кого может заинтересовать барочная обсессивность этих фильмов-каталогов в эпоху, когда каждое второе кино снимается как политический манифест? Элементы глянцевого фуд-порно (к галерее всевозможных фетишей, фигурировавших в фильмах Стриклэнда, вроде мертвых бабочек, добавился совсем странный — омлет), детективный сюжет, который служит скорее рамкой, чем скелетом фильма. Снято «Извержение вкуса» как эстетское мокьюментари, в котором стриклэндовская страсть к ретронарядам, гротескному макияжу и сумрачным готическим интерьерам контрастно дополняется хай-тек-эстетикой рекламы; кстати, у Стриклэнда есть опыт работы в настоящей музыкальной документалистике — он, в частности, снимал концертный фильм для Бьорк.

Ариана Лабед

Но вместо правдоподобных живых людей героями этого лжедока оказываются гротескные маски-типажи (как раз в духе жанрового кино): властная руководительница, помешанная на контроле; богатый мальчик, который недополучил любви и так и не вырос; злобный доктор, нарушающий клятву Гиппократа четырежды за минуту.

Куда больше реализма, кажется, в немыслимых и невероятных перформансах с бурчащим супом и визжащим блендером: у самого Стриклэнда есть ровно такая же гастромузыкальная группа, которую он создал в 1996-м, — Sonic Catering Band. Саундшафт в фильме проработан очень тщательно и складывается из тех самых треков, созданных из звуков приготовления еды, плюс торжественных оркестральных адажио, утренних криков петуха и кишечных звуков, издаваемых несчастным Стоунсом (в финале оказывается, что у него просто непереносимость глютена).

В общем, предупреждаем зрителей, полюбивших «Маленькое красное платье» — наиболее конвенциональный хоррор Стриклэнда: тут все совсем по-другому (хотя платья в стиле 1950-х присутствуют). Правда в том, что хоррором «Извержение вкуса» покажется только человеку, который не может спокойно смотреть на то, как играют с едой. Но также и в том, что после фильма непереносимость фуд-порно разовьется даже у профессионального гастронома.

.

Теперь на Кинопоиске: сериал о двух подростках, которые сбегают из детдома и пускаются в опасное путешествие
В главных ролях:Максим Сапрыкин, Валентина Ляпина, Никита Кологривый
Режиссер:Арсений Робак
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Еще до Тарантино: Почему хорроры 2010-х копируют кино 1960-х
Мнение

Еще до Тарантино: Почему хорроры 2010-х копируют кино 1960-х

17 августа 201920
Берлинале-2022: «Римини». Ульрих Зайдль превращает евротреш в красоту

Берлинале-2022: «Римини». Ульрих Зайдль превращает евротреш в красоту

13 февраля4
Берлинале-2022: «Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё. Убийственная комедия об абсурде культа молодости

Берлинале-2022: «Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё. Убийственная комедия об абсурде культа молодости

12 февраля4
Берлинале-2022: «Петер фон Кант». Франсуа Озон смеется над Фассбиндером

Берлинале-2022: «Петер фон Кант». Франсуа Озон смеется над Фассбиндером

11 февраля1

Главное сегодня

Любовь, смерть и драконы: авторы и редакторы Кинопоиска выбирают самые важные сцены из «Игры престолов»

Вчера8
Любовь, смерть и драконы: авторы и редакторы Кинопоиска выбирают самые важные сцены из «Игры престолов»
Как «Хитрости» вписались в тренд «новой душевности», заложенный «Тедом Лассо»
Сериалы

Как «Хитрости» вписались в тренд «новой душевности», заложенный «Тедом Лассо»

Вчера3
«Дом Дракона» и «Властелин колец: Кольца власти». Что мы знаем о новинках

Подкаст«Дом Дракона» и «Властелин колец: Кольца власти». Что мы знаем о новинках

Вчера3
В новом проекте Сэма Левинсона снимаются The Weeknd и Дженни из Blackpink. А что еще известно о сериале «Кумир»?
Сериалы

В новом проекте Сэма Левинсона снимаются The Weeknd и Дженни из Blackpink. А что еще известно о сериале «Кумир»?

Вчера2
«Элвис» База Лурмана: искрящийся байопик поп-звезды, главным героем которого оказался режиссер
Рецензия

«Элвис» База Лурмана: искрящийся байопик поп-звезды, главным героем которого оказался режиссер

Вчера1
Психоаналитик Виктор Мазин о шизовагине и других загадках «Рода мужского» — самого странного хоррора года
Мнение

Психоаналитик Виктор Мазин о шизовагине и других загадках «Рода мужского» — самого странного хоррора года

Вчера5
Как Стив Карелл прошел путь от несостоявшегося адвоката до главного любимца культового «Офиса»? И за что еще мы его любим
Портрет героя

Как Стив Карелл прошел путь от несостоявшегося адвоката до главного любимца культового «Офиса»? И за что еще мы его любим

16 августа8
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации