Берлинале-2022: «Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё. Убийственная комедия об абсурде культа молодости

Первая смешная картина на фестивале, которой предсказуемо не нашлось места в ужасно серьезной и социально озабоченной основной программе.

Алан и Мари — супружеская пара за сорок — хотят купить новый дом. Риелтор во время экскурсии по помещению заводит их в подвал, чтобы показать главную фишку — люк с подземным ходом; спускаясь в него, можно попасть в этот же дом, но сделав прыжок во времени на 12 часов вперед. На этом сюрпризы не заканчиваются: по возвращении обратно вы станете моложе на три дня. После переезда в дом с приколом Алан и Мари зовут на ужин босса Алана, которому тоже есть чем похвастаться — новым вживленным электронным пенисом с тремя скоростями, управляемым с телефона. Вся жизнь мужчины теперь крутится вокруг его нового гаджета. Мари тоже становится одержима волшебным подвалом, который может снова сделать ее молодой.

Квентин Дюпьё (он же музыкант-электронщик Mr. Oizo) флагман абсурдистского юмора в современном западном кино. Он может обезобразить лицо Жана Дюжардена двухнедельной щетиной и надеть на него говорящую кожанку, заставляющую хозяина убивать людей («Оленья кожа»). Может ввести в сюжет бадди-муви гигантскую бутафорскую муху («Жвалы») или превратить в серийную убийцу (или даже Терминатора) обычную старую покрышку («Шина»). Если признаком настоящего художника считать стремление выходить за рамки (привычного или допустимого), то Дюпьё — художник в кубе, он ни про какие рамки словно вообще никогда не слышал. Поэтому его фильмы кажутся совершенно оторванными от реальности и в то же время описывают ее иногда лучше, чем классические социальные драмы. Его дикий сюрреалистический юмор вытаскивает на поверхность экрана парадоксы и противоречия, обычно скрытые за конвенциями обыденности.

Фильмы Дюпьё можно опознать с первых кадров: пастельные приглушенные тона, меланхоличные, чаще всего туповатые главные герои, электронная музыка и тотальный абсурд, снятый и сыгранный с абсолютным покерфейсом. Да, единственные люди, которым положено быть серьезными в цирке Дюпьё, — это актеры, потому что его комедия действует как раз на этом контрасте. Можно сказать, что он работает в традиции deadpan-комедии (Бастер Китон, Жак Тати, Такеши Китано).

Абсурд «Невероятно, но факт» не только в гротескных деталях сюжета, но и в том, что мечты о лучшей жизни и постоянный автотюнинг приводят героев ровно к противоположному результату: жизнь сама по себе просто утекает сквозь пальцы. Прибор босса то и дело дает сбои. А Мари хорошеет внешне, но гниет изнутри, то есть ее внутренности буквально становятся как портрет Дориана Грея. Ближе к концу она, уже попавшая в психлечебницу, режет себя ножом, а из раны выползают муравьи. Чем сильнее герои фиксируются на своих навязчивых идеях, тем более остервенелыми они становятся, тем меньше у них интереса к реальному существованию. Скучающий по вечно пропадающей в молодильном подвале жене, Алан, наоборот, принимает свое старение как неизбежность. Он хочет знать, что будет на ужин и когда ему удастся погасить ипотеку. Неудивительно, что в финале именно он оказывается победителем, успешно пережившим все волны разрушительного прогресса на берегу озера с удочкой.

Программа Берлинале традиционно небогата на комедийные фильмы, здесь больше любят политические заявления, рефлексию на тему коллективных травм или мудрую простоту фильмов Хон Сан-су. «Невероятно, но факт» дает фестивальному зрителю передышку от мыслей о кризисе всего и о бесконечно вечном. К тому же Дюпьё уложился в идеальный 74-минутный хронометраж, и берлинский зритель, регулярно умучиваемый трех-, пяти-, восьмичасовыми фильмами, должен быть благодарен ему хотя бы за это.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

17 мая
На Берлинале выиграла короткометражка россиянки Анастасии Вебер. Мы с ней поговорили

На Берлинале выиграла короткометражка россиянки Анастасии Вебер. Мы с ней поговорили

21 февраля
«Алькаррас»: что за фильм победил в Берлине

«Алькаррас»: что за фильм победил в Берлине

18 февраля
Российские фильмы в Берлине: леденящая история «гольяновских рабов» и броманс у взлетной полосы

Российские фильмы в Берлине: леденящая история «гольяновских рабов» и броманс у взлетной полосы

16 февраля

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Сегодня
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Сегодня0
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Сегодня4
«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

Сегодня, 14:11
Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?
Индустрия

Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?

час назад0
«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант
Интервью

«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант

25 июня2
«В Филадельфии всегда солнечно»: почему саркастический ситком об альт-райтах из паба так долго продержался на ТВ?
Культовые сериалы

«В Филадельфии всегда солнечно»: почему саркастический ситком об альт-райтах из паба так долго продержался на ТВ?

24 июня16
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.