Повесть о настоящем самолете: как боевой Ил-2 снимался в фильме «Летчик»

Обсудить0

В прокате — военная драма Рената Давлетьярова «Летчик». Она рассказывает историю летчика Николая Комлева (Петр Федоров), сбитого во время одного из боевых вылетов. Раненый Комлев почти месяц пробирался к своим через леса и сугробы Новгородской области, заработал обморожение ног и, как следствие, гангрену. Ноги летчику пришлось ампутировать, но Комлев вернулся в воздух на протезах. В основе картины не только история Алексея Маресьева — кинематографисты решили сделать главного героя собирательным образом девяти советских асов, летавших в годы Второй мировой войны без ног.

Петр Федоров сыграл в этой картине героя вымышленного, но, помимо него, в фильме снимался и настоящий ветеран Великой Отечественной войны. И это не человек, а самолет, «летающий танк», прозванный фашистами «черной смертью» за неубиваемость и боевые качества, — отреставрированный боевой Ил-2.

О том, как снимали кадры с самолетом, нам рассказала съемочная группа, заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Барсук, который вел эту машину в кадре, и организатор съемок с воздуха Владимир Пономаренко, глава компании Cinematechnologies, специализирующейся на авиасъемке.

Как самолет появился в фильме

Когда режиссер Ренат Давлетьяров начал погружаться в тему, он понял, что его герой должен летать именно на самолете Ил-2. Эта боевая машина внесла большой вклад в Победу и стала легендарной, как «Катюша» или танк Т-34.


Ил-2 — бронированный одномоторный истребитель, серийный выпуск которого начался в апреле 1941 года. За время производства штурмовик прошел через несколько модификаций, его выпускали в одноместном и двухместном вариантах.

Боевая машина успешно бомбила пехотные колонны, технику, мосты и переправы противника. С 1943 года, с появлением новых противотанковых авиабомб, она стала отличным оружием против тяжелых немецких танков. Всего советская промышленность выпустила более 36 тысяч единиц этой техники.

Сегодня таких рабочих самолетов всего два — наш герой и экспонат Смитсоновского музея в Вашингтоне.

«При создании такой картины можно идти двумя путями. Первый, например, „Перл-Харбор“, где много компьютерной графики, не совсем естественные движения самолетов во время трюков и так далее. Я совсем не сторонник такого кино, я это просто не люблю, и, конечно, в Голливуде картины с таким количеством графики делаются совершенно с другим бюджетом, — говорит Давлетьяров. — Когда я начал исследовать судьбы героев войны, то понял, что в каждой из них отдельным аспектом (вокруг которого, кстати, тоже возникла своя мифология) были машины: „Катюша“, танк Т-34, штурмовик Ил-2. Так мы определились, что наш летчик будет пилотировать Ил-2».

Так что на экране настоящий боевой истребитель. Во время Великой Отечественной войны на нем летал военный летчик Валентин Михайлович Скопинцев. 25 ноября 1943 года самолет был подбит и не дотянул до аэропорта. Чтобы спасти раненого стрелка Владимира Гуменного, Скопинцев посадил свой штурмовик на лед озера Кривое, после чего самолет затонул. Перед смертью летчик оставил сыну карту с отметкой, где он в тот день оставил свою боевую машину.

Самолет пролежал на дне озера 68 лет. В 2011 году сын Скопинцева поднял его из воды. Специалисты его восстановили и поставили на крыло, оставив 70% родных деталей; эта работа заняла более шести лет. Оценкой летной годности и испытаниями занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации С. А. Чаплыгина под руководством Владимира Барсука. В 2017 году эта удивительная машина взлетела снова. Сейчас самолет принадлежит фонду «Крылатая память Победы».

Владимир Барсук — единственный, кто может сегодня пилотировать Ил-2
Владимир Барсук и Ренат Давлетьяров

Продюсеры картины знали о восстановленном самолете и взяли его в свой фильм. Поскольку у самих кинематографистов нет опыта подобных съемок, потребовалась серьезная подготовительная работа, для того чтобы сочинить либретто воздушных боев, привлечь различных специалистов. Одним из них и стал организатор съемок с воздуха Владимир Пономаренко.

Съемочный процесс

Сегодня реальные самолеты в кино практически не снимают. Общие планы полетов чаще всего делаются с помощью компьютерной графики. И она в ленте, конечно, есть — например, все повреждения нарисованные. Но основная часть — это все-таки реальные полеты.

Такие съемки — задача непростая: групповой полет требует от летчиков особой слаженности. Перед тем как сесть за штурвал, пилоты согласовывают свои действия на земле: разложив палочки и веточки на полу, они отмеряют и уточняют, что и когда нужно сделать во время полета, с какой скоростью лететь и где маневрировать. Иногда даже репетируют, проходя весь маршрут пешком (в масштабе комнаты, конечно же).

«Это называется „пеше по-самолетному“, — поясняет Владимир Пономаренко. — Так делают военные летчики, а в мирной жизни — спортсмены и летчики пилотажных групп. Пилотажных групп у нас в стране мало, а частных всего одна — „Первый полет“. Ее ведущий Дмитрий Самохвалов, чемпион мира по высшему пилотажу, сделал такую репетицию для пилотов съемочной группы, так что, можно сказать, эту технологию использовали специально для фильма. Палочки — основные линейные ориентиры, полоса леса, взлетная полоса. Для съемки нужного фона и пилот самолета, и пилот вертолета должны их видеть под разными углами. В этом заключалась эксклюзивность технологии: мы же не просто снимали полет, мы снимали полет с фонами».

«Оператор мыслит картинками, планами и ракурсами, у него одна терминология, а у пилота — другая, он мыслит кренами, тангажем и скоростью, — продолжает Пономаренко. — Поэтому в съемочной команде был специальный координатор, работавший переводчиком с одного профессионального языка на другой. Управлять двумя машинами нужно было в реальном времени и очень точно. Ведь самолет не автомобиль, его нельзя просто притормозить и развернуть. Нужно было ждать, пока он сделает круг над местностью: для нового дубля летчику нужно вернуться в ту же точку, чтобы совпал фон». Задача усложнялась тем, что съемка велась не с другого самолета, а с вертолета. Возможности двух машин сильно различаются: максимальная скорость вертолета — 200–210 км/ч, а у самолета это минимальная скорость, ниже которой он просто падает.

Кроме того, съемки летных сцен проходили в Калужской области, в местах боевых действий и практически в экстремальных погодных условиях: отрицательные температуры достигали 28–30 градусов Цельсия, была высокая влажность, обледеневшая полоса, низкая облачность и сильный боковой ветер. Все это не всегда позволяло совершить полет. Антикварный самолет летал на высоте 5–7 метров над руслом реки, пугая рыбаков и местных жителей. Такая высота полета была нужна для того, чтобы показать скорость боевой машины: чем ниже летит самолет, тем быстрее под ним движется земля. И даже при относительно небольшой скорости полет кажется стремительным.

Кадр из фильма
Кадр со съемок

Для съемки полетов из Австрии привезли специальную гиростабилизированную систему для стабилизации камеры в пяти плоскостях. Это особая обтекаемая капсула для съемки в полете. Хитрость конструкции заключалась еще и в том, что оператор мог полностью управлять камерой и корректировать любые настройки, находясь внутри кабины. Камера могла снимать в разрешении 8К, что важно для последующей обработки кадра. Дополнительной сложностью было то, что в вертолете могли поместиться только четыре человека, а в операторской группе обычно пятеро даже без учета фокус-пуллера. Это была настоящая военная спецоперация!

Отдельные съемочные дни были полностью посвящены съемке фонов. Практически все динамические фоны для летящих машин (небо и пейзажи) в фильме реальны. Их снимали с нескольких высот: 100 метров, 300 метров и 1 километр, где отсняли панораму на 360 градусов. Эти фоны можно видеть в кадрах воздушных боев, когда самолет заходит на колонну танков, летит по руслу реки и приближается к мосту. Все эти пролеты делал вертолет, и потом в эти кадры вставляли боевую машину. Но именно съемочные фоны дают ту реалистичность, которая требовалась этой картине.

Вот так снимают полеты с помощью гиростабилизированной системы

А вот настоящих мессершмиттов в фильме не было: в отличие от Ил-2, они просто не сохранились. Хотя в кадре «мессеры» есть — это полноразмерные макеты, которые подвешивали на кране и снимали их полеты на фоне хромакея.

Крушение

Был на съемках и макет нашего героя Ил-2 в настоящую величину. Его снимали на локации, в заснеженном лесу, в том числе в сцене крушения. По сюжету самолет Комлева сбивают, и он падает на заснеженную лесную поляну с одинокой сосной в центре.

Чтобы летательный аппарат во время экшен-сцены вел себя физически верно, в него положили утяжелители. Так что по всем параметрам это была настоящая боевая машина: для полета ей не хватало только двигателя.

Во время съемки крушения самолет волокли по земле с помощью трамплина и тросов. По задумке кинематографистов он должен был сшибить сосну. В этих кадрах в аппарате сидели реальные актеры фильма, их снимали несколькими камерами, закрепленными на корпусе макета.

На съемках фильма

Но многотонная машина пронеслась по земле, врезалась в ствол дерева, и подрезанная заранее сосна упала прямо на фюзеляж, а по плану должна была оказаться в стороне от него. Так что в этой сцене в кадре настоящие эмоции артистов. Испугались и они, и съемочная группа — ситуация была по-настоящему опасной для сидящих внутри кабины. Именно этот единственный дубль и вошел в фильм.

Те самые кадры с сосной

Этот же макет снимался и на крупных планах воздушных боев, когда мы видим героя Федорова в кабине летящего самолета. Эти сцены были сделаны в павильоне на фоне хромакея.

Ренат Давлетьяров на съемках
Съемки на фоне хромакея


Автор: Надежда Маркалова

Фото: предоставлены пресс-службой фильма и Владимиром Пономаренко

Обычный Парень меняет ход игры: экшен-комедия с Райаном Рейнольдсом и Тайкой Вайтити теперь в подписке
В главных ролях:Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Лил Рел Ховери
Режиссер:Шон Леви
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«История о любви и мужестве»: Трейлер военной драмы «Летчик» с Петром Федоровым

«История о любви и мужестве»: Трейлер военной драмы «Летчик» с Петром Федоровым

3 января 202121
Петр Федоров о «Перевале Дятлова»: «Это добрая романтика и боль одновременно»
Интервью

Петр Федоров о «Перевале Дятлова»: «Это добрая романтика и боль одновременно»

16 ноября 202032
Почему Иван-дурак носит свитер Данилы Багрова? Рассказываем про тайны создания «Конька-горбунка»

Почему Иван-дурак носит свитер Данилы Багрова? Рассказываем про тайны создания «Конька-горбунка»

20 февраля 2021166
Новый «Последний министр», «Круиз по джунглям» и девятый «Форсаж»: 17 премьер Кинопоиска в декабре
Онлайн-кинотеатр

Новый «Последний министр», «Круиз по джунглям» и девятый «Форсаж»: 17 премьер Кинопоиска в декабре

30 ноября 20215

Главное сегодня

Онлайн-кинотеатр

Как создавали мир «Этерны»

Сегодня0
Как создавали мир «Этерны»
Какие сериалы мы ждем в 2022 году
В предыдущих сериях

ПодкастКакие сериалы мы ждем в 2022 году

Сегодня0
За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»
Сериалы

За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»

Сегодня4
Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется
Мнение

Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется

Сегодня14
Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

Вчера13
Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов
Сборы

Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов

Вчера5
Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Вчера8
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт