Фильм недели: «Девятаев». Тимур Бекмамбетов устраивает авиашоу на экранах страны

Павел Пугачев посмотрел самый головокружительный патриотический экшен последних лет и остался в восторге.

1957 год, Казань. По главной улице с оркестром в гуще первомайской демонстрации шагает Михаил Девятаев (Павел Прилучный) с женой и маленьким сыном. Цвет воздуха — красный, вечность пахнет кинопленкой: «Девятаев» начинается изящно стилизованными под хронику кадрами. Но, хоть на вступительных титрах и играет песня «Любимый город» из «Истребителей» 1939 года, сходство с советским кино заканчивается на первых минутах. Визуально и драматургически новый проект Тимура Бекмамбетова обязан всем не оборонному кино конца 1930-х, а видеоиграм. Недаром при разработке батальных сцен создатели прибегли к помощи профессиональных геймеров, а во время съемок актеры смотрели не на зеленый экран, а на мониторы с заранее записанными воздушными боями на авиасимуляторах.

При этом Девятаев — абсолютно реальная фигура, а не патриотический симулякр. Вкратце его история звучит так: летчик-ас Михаил Петрович Девятаев (родился в 1917-м) прошел всю войну, но в 1944-м был подбит в районе Львова, попал в плен на остров Узедом, а после сбежал из концлагеря на угнанном у нацистов самолете вместе с несколькими заключенными, передал советским военным координаты базы запуска баллистических ракет дальнего действия «Фау-2» (нацисты собирались направить их на Лондон и Москву) и их чертежи, а в 1957 году получил звание Героя Советского Союза. Между этими датами сотрудники советских силовых ведомств пристально интересовались беглецом и даже на некоторое время отправили его обратно на остров Узедом — бывший концлагерь стал пересыльным лагерем НКВД. Есть и более безумные подробности. В частности, до попадания в Заксенхаузен он провел некоторое время на тренировочной базе люфтваффе, где нацисты якобы хотели переманить летчика на свою сторону. Есть легенда, что попал он туда вовсе не случайно, а чуть ли не по наводке спецслужб. В любом случае история не без белых пятен, но как минимум увлекательная.

Хотя создатели консультировались с родными Михаила Петровича (также в титрах фигурирует Российское военно-историческое общество), буквальное воспроизведение биографии прототипа главного героя явно не было их целью. Девятаеву придумали боевого товарища — летчика Николая (Павел Чинарев), который тоже оказался в плену, но выбрал другой путь. Отношения эти очень двусмысленны и навевают на самые разные мысли не только о проблеме коллаборационизма. Последний совместный полет товарищей вызывает в памяти самые пылкие сцены расставаний мирового кино. А чего стоит интимный разговор полушепотом о важности жизненного выбора!

Впрочем, любоваться такими моментами зрителю тут некогда. «Девятаев» оглушает, шарахает и не дает передохнуть ни на минуту. Батальные эпизоды в начале и финале оформляют нечто среднее между тюремным боевиком и фильмом-ограблением: миссия за миссией, локация за локацией; герой собирает союзников и подбирается к заветной цели — немецкому истребителю, стоящему в ангаре. Для этого надо несколько раз выйти на разведку, достать оружие, разобраться с охраной, выиграть время и наконец угнать летательный аппарат. Не хватает только джойстика. Образцовый киноаттракцион. Без мозгов, но с сердцем.

Образная система предельно прямолинейна. Девятаев не может жить без неба, поэтому во всех интерьерах окна будут под самый потолок. Девятаев находится на распутье — кадр заливает кроваво-красным светом от нацистских знамен, развешанных вместо штор. Из-за контрастного освещения и обилия ракурсной съемки фильм напоминает комикс. Замкнутость пространства лагеря подчеркивается крупными и сверхкрупными планами. Экшен-сцены Бекмамбетов, его сорежиссер  Сергей Трофимов (сам по основной профессии оператор) и оператор Елена Иванова предпочитают снимать на длинном фокусе и активно используют зумирование. Но привычного для современного боевика визуального хаоса тут нет, напротив, по монтажу это на редкость выверенная работа.

«Девятаев» ровно встает на полочку нынешнего казенного российского военно-патриотического кино, от которого он отличается только тем, что снят намного лучше. Идеологически же фильм едва отличим от танково-окопного экшена последних лет. Патриотизм как объективная ценность, женщина как служебный инструмент (единственная героиня здесь — произносящая пару реплик в прологе и эпилоге супруга Девятаева, сыгранная Дарьей Златопольской), война как способ закалки характера, механическая зачистка уровней как единственный путь к победе.

Уже в подписке: новый сериал от создателей «Нормальных людей» о запутанных любовных связях
В главных ролях:Джо Элвин, Джемайма Кёрк, Саша Лэйн
Режиссер:Леонард Абрахамсон, Лиэнн Уэлхэм
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Фильм недели: Корейцы ищут американскую мечту в фильме «Минари»

Фильм недели: Корейцы ищут американскую мечту в фильме «Минари»

8 апреля 2021
Фильм недели. «Майор Гром: Чумной Доктор»
Рецензия

Фильм недели. «Майор Гром: Чумной Доктор»

9 января
«Это не просто болезнь»: вышел тизер сериала «Нулевой пациент» о вспышке ВИЧ в СССР

«Это не просто болезнь»: вышел тизер сериала «Нулевой пациент» о вспышке ВИЧ в СССР

14 апреля
«Аполлон-10½: Приключение космического века» Ричарда Линклейтера и еще 7 мультфильмов от режиссеров игрового кино

«Аполлон-10½: Приключение космического века» Ричарда Линклейтера и еще 7 мультфильмов от режиссеров игрового кино

6 апреля

Главное сегодня

Рецензия

«Морбиус»: сосед Человека-паука, который летает, но не радует

Вчера
«Морбиус»: сосед Человека-паука, который летает, но не радует
«Выдающаяся Алена Михайлова»: что пишут про «Жену Чайковского» Кирилла Серебренникова?

«Выдающаяся Алена Михайлова»: что пишут про «Жену Чайковского» Кирилла Серебренникова?

Вчера
Кто такая Мисс Марвел? Рассказываем про супергероиню-мусульманку из Нью-Джерси
Сериалы

Кто такая Мисс Марвел? Рассказываем про супергероиню-мусульманку из Нью-Джерси

Вчера
Bubble выпускает комикс по «Брату». А о чем он?

Bubble выпускает комикс по «Брату». А о чем он?

Вчера
Модная история Каннского фестиваля: тулуп Пикассо, космическое мини Ванессы Редгрейв, голые ноги Джулии Робертс и кроссовки Спайка Ли
Фестивали

Модная история Каннского фестиваля: тулуп Пикассо, космическое мини Ванессы Редгрейв, голые ноги Джулии Робертс и кроссовки Спайка Ли

Вчера
Лиза Янковская: «Если ты счастлив и полностью доволен жизнью, тебе будет нечего сказать в искусстве»
Интервью

Лиза Янковская: «Если ты счастлив и полностью доволен жизнью, тебе будет нечего сказать в искусстве»

Вчера
Советские врачи против ВИЧ. Обсуждаем первую серию «Нулевого пациента»
Смотрите на Кинопоиске

ПодкастСоветские врачи против ВИЧ. Обсуждаем первую серию «Нулевого пациента»

Вчера
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.