Фильм недели: Корейцы ищут американскую мечту в фильме «Минари»

Обсудить0

На КиноПоиск HD можно посмотреть один из главных фаворитов оскаровской гонки, за роль в котором статуэтку получила Юн Ё-джон. Это история об американской мечте, захватившей семейство иммигрантов из Южной Кореи 1980-х. Рассказываем, как в фильме Ли Айзека Чуна соединились типичные мотивы азиатского и американского кино, а также личный опыт режиссера.

Про что это

Семья И из Южной Кореи переселяется в аграрную глушь Арканзаса. На дворе начало 1980-х, и герои уже не первый год живут в США, куда бежали от южнокорейской диктатуры и царившей в стране бедности. Правда, жизнь среди диаспоры и отупляющая работа на птицефабрике надоела главе семьи Джейкобу, и он решил осуществить свою американскую мечту — стать фермером. Жена Джейкоба, Моника, относится к этому скептически. Для нее важнее благополучие детей — Анны и младшего Дэвида, у которого больное сердце. Чтобы финансово помочь семье, пока Джейкоб выращивает баклажаны и редьку, Моника идет работать на местную птицефабрику. И выписывает из Кореи свою мать Сун Джу, чтобы та присматривала за детьми. Дэвиду бабушка сразу не нравится: она целыми днями смотрит рестлинг по телевизору, режется в карты и совсем не умеет готовить.

Кто это сделал

Режиссер Ли Айзек Чун — тоже американский кореец по происхождению — раньше уже снял несколько инди-фильмов. Но «Минари» для него стал переломным моментом: до него режиссер был в творческом тупике, даже думал уйти из кино. Выходом стала саморефлексия. «Минари» — почти автобиографическое высказывание, основанное на воспоминаниях о детстве. Эти воспоминания всплывают на экране не в общем сюжете, а в отдельных сценках, репликах, образах. Прежде чем начать работу над сценарием, Ли Айзек Чун записал 80 таких эпизодов-флешбэков.

На роли детей Чун взял американских корейцев Ноэля Чо и Алана С. Кима (для обоих это дебюты). Роль Джейкоба тоже досталась американскому корейцу Стивену Яну (он известен ролями в телесериалах, прежде всего как Гленн из «Ходячих мертвецов»). Ян родился в Южной Корее, и его, так же как младших героев фильма, в Америку привезли родители.

Жена Джейкоба, стремящаяся жить в диаспоре, и ее мать, едва говорящая по-английски, наоборот, воплощают корейское прошлое семьи. Неудивительно, что эти роли Ли Айзек Чун отдал актрисам из Южной Кореи. Монику сыграла звезда независимого кино Хан Е-ри, а ее мать — великая корейская актриса Юн Ё-джон. Сейчас, после всех премий и номинаций, западная пресса называет Юн «корейской Мэрил Стрип», но это несправедливо. Ее карьера была не столь гладкой. После взлета в 1970-е Юн Ё-джон уехала с мужем в США, где 10 лет была простой домохозяйкой. После развода и возвращения в Корею с детьми она, чтобы заработать на жизнь, играла стандартных второстепенных персонажей в дневных телесериалах про тяжелую женскую долю. На рубеже тысячелетий, когда актрисе было за пятьдесят, у нее снова появились достойные роли. Их специально для Юн писала недавно пришедшая в профессию талантливая молодежь.

Трудно сказать, в чем именно проявляется ощутимая разница между этими двумя группами героев. Зрители из Кореи или диаспоры, очевидно, обращают внимание на тонкие различия в языке, в пластике и т. д. Но нюансы эмоциональной динамики экранных отношений, например сильнейшую связь между матерью и бабушкой, заметит всякий.

Что получилось

Фильм по обложке может показаться нишевым, то ли слишком локально-американским, какими иногда бывают драмы из конкурса «Сандэнса», то ли слишком азиатским/корейским. С одной стороны, это политическое кино — азиатов в США традиционно оборачивают дегуманизирующими мифами (модельное меньшинство, вечные иностранцы) и засовывают в ниши, в том числе и в Голливуде. Поэтому превращение семьи И в героев американской истории о сельскохозяйственных подвигах на фронтире — попытка эту обертку разорвать.

Стивен Ян и Хан Е-ри

Но это еще и художественная задача — сделать личную историю универсальной и понятной для всех. Для этого Ли Айзек Чун собрал фильм из очень разных по сути частей и оставил между ними пробелы и умолчания, заполнить которые предлагается самому зрителю аллюзиями на свой собственный опыт. Режиссер, очевидно, стремился к аутентичности и натурализму, но специально остановился в шаге от них, чтобы в фильме осталось место и вымыслу. Например, постановщик воссоздал по фотографиям странный дом на колесах, в котором сам провел детство, но в то же время изменил предысторию семьи и не стал делать взрослых персонажей похожими на его родителей.

Так же отдельно друг от друга существуют в пространстве фильма две кинематографические традиции, служившие источниками вдохновения автора. С одной стороны, злоключения корейцев в Арканзасе — это очевидное продолжение индивидуалистских американских вестернов о покорении природы (в традиционных версиях Джона Форда или как у Терренса Малика в «Днях жатвы»). С другой — маленькие герои фильма живут в типично азиатской драме о повседневном мире взрослых, увиденном глазами ребенка («Доброе утро!» Ясудзиро Одзу, «Лето у дедушки» Хоу Сяосяня, «Один и два» Эдварда Яна). Какую из трактовок выбрать — решает зритель, сам того не замечая, и это порождает совершенно разные эмоциональные реакции на «Минари».

«Дни жатвы»
«Минари»
«Доброе утро!»
«Минари»

Для европейской или российской критики Одзу с Хоу Сяосянем выходят на первый план, а вестерн или религиозные мотивы маячат где-то на фоне, поэтому картина кажется глубокой, но еще и смешной и оптимистической. А для американцев азиатского происхождения это личная история, трагедия об их собственном детстве и о жертвах, на которые ради них пошли родители. Юн Ё-джон упоминала в интервью, что ее старший сын, живущий в США, отказывается смотреть фильм, потому что уже трейлер его подкосил.

Вердикт

«Минари» — важный фильм, который только кажется маленьким и простым, как ростки съедобной травы, вынесенной в название. Про глубинные национальные контексты, которые сделали фильму кассу в Южной Корее (из девяти с лишним миллионов бокс-офиса «Минари» половина корейские), мы уже сказали выше. Но даже из России видно, что это необычное и в то же время очень понятное кино. Это не только портрет корейцев в Америке, но и портрет Америки глазами иммигрантов, для которых эта земля одновременно и чужая, и своя. Дом-фургон, который чуть не уносит ураганом, как в сказке про Элли и Тотошку; странные и жутковатые соседи-гиганты, которых дети видят в церкви, куда семья и ходит социализироваться. В начале фильма Джейкоб отказывается пользоваться услугами местного лозоходца, предпочитая найти воду на участке с помощью своей корейской (он подчеркивает этот момент в разговоре с сыном) логики и рациональности. В эпилоге он все-таки капитулирует перед американским суеверием, которое на самом деле часть особого, насквозь религиозного сознания.

И, самое главное, это совсем не голливудское кино: несмотря на то, что его финал дарит надежду на счастливое будущее семье И, режиссер оставляет героев — и нас — на грустном месте, фактически отбрасывая нас к началу сюжета о преодолении. Кому-то такой конец может показаться счастливым, дающим надежду на прекрасное будущее семье И в новом году. Кому-то, наоборот, началом новых испытаний вроде тех, что мы наблюдали эти два часа.

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Оскар-21»: Привет, стриминг, пока, «Довод». Как этот год изменил приоритеты Киноакадемии

«Оскар-21»: Привет, стриминг, пока, «Довод». Как этот год изменил приоритеты Киноакадемии

16 марта31
«Отрочество» по-корейски: Почему «Сандэнс» наградил фильм «Минари»
Фестивали

«Отрочество» по-корейски: Почему «Сандэнс» наградил фильм «Минари»

3 февраля 20203
«Оскар-2021»: «Земля кочевников» и другие победители 93-й церемонии

«Оскар-2021»: «Земля кочевников» и другие победители 93-й церемонии

26 апреля172
«Пищеблок», «В поисках любви» и «Майор Гром: Чумной Доктор»: 16 премьер мая на КиноПоиск HD
КиноПоиск HD

«Пищеблок», «В поисках любви» и «Майор Гром: Чумной Доктор»: 16 премьер мая на КиноПоиск HD

3 мая10

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

Вчера5
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Вчера11
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

Вчера1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Вчера11
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Вчера1
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Вчера0
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт