всё о любом фильме:

Дни жатвы

Days of Heaven
год
страна
слоган«You've got to go through Hell before you get to Heaven»
режиссерТерренс Малик
сценарийТерренс Малик
продюсерБерт Шнайдер, Харольд Шнайдер, Джейкоб Бракман
операторНестор Альмендрос
композиторЭннио Морриконе
художникДжек Фиск, Патриция Норрис, Джерри Р. Аллен, ...
монтажБилли Вебер
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  1.5 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время94 мин. / 01:34
Номинации (3):
Тысячи искателей лучшей доли прибывают в начале столетия на плодородные земли Техаса, где уродился невиданный урожай. Среди переселенцев и двое любовников, выдающих себя за брата и сестру. А когда фермер влюбляется в эту красивую женщину, то любовники решают затеять с ним рискованную игру…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
45 + 3 = 48
8.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:55

    файл добавилМихалыч

    Знаете ли вы, что...
    • Весь фильм снимался либо в утренние, либо в вечерние сумерки. Терренс Малик хотел видеть в кадре белое небо и не хотел видеть солнце.
    • Почти сразу после начала съёмок Терренс Малик отказался от своего же сценария и около года снимал фильм практически на одной актёрской импровизации. Он хотел, чтобы актёры сами «нашли эту историю».
    • Джон Траволта, Аль Пачино и Дастин Хоффман отказались от роли Билла.
    • Оператор Нестор Альмендрос из-за проблем со зрением снимал фильм практически вслепую. Перед каждым дублем его ассистент делал снимок «полароидом», который оператор рассматривал под мощным увеличительным стеклом.
    • Одинокий сельский дом на горизонте, окружённый полями пшеницы (этот визуальный образ проходит через весь фильм) напоминает картину великого американского художника Эндрю Уайета «Мир Кристины».
    • Терренс Малик потратил два года на монтаж этого фильма.
    • Эпизод в котором Билл падает лицом в воду, был снят в большом аквариуме в гостиной дома Сисси Спэйсек (Терренс Малик работал с Сисси Спэйсек в своём предыдущем фильме 1973 года «Пустоши»).
    • Натурные съёмки фильма проходили в провинции Альберта (Канада). Все здания, включая дом фермера, были построены декоратором Джеком Фискомиз фанеры.
    • Книга, которую листает Линда в доме фермера — иллюстрированный выпуск «Книги джунглей» Редьярда Киплинга.
    • Хаскелл Уэкслер, который указан в титрах в качестве дополнительного оператора, говорил в частной беседе известному американскому кинокритику Роджеру Эберту, что именно он снял большую часть фильма.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Кадры взлетающей стаи саранчи были сняты следующим образом: над полями кружил вертолёт, с которого в огромных количествах разбрасывался обычный арахис, а актёры в это же время пятились спиной вперёд. В готовом фильме данный материал просто прокручен в обратную сторону.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Билл на 84 минуте фильма берёт ружьё, это обычная двухстволка. Когда на 86 минуте он отстреливается от полицейских, он стреляет три раза подряд не перезаряжая.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Даже критики из США отмечали, что молодой (тогда ещё 34-летний) постановщик Терренс Малик «добивается такого визуального качества, какое редко встретишь в американских фильмах». А каждый кадр этой ленты «выглядит как страница, вырванная из невероятно красивого художественного альбома». Картина «Дни Жатвы», которая действительно великолепно снята на широкоформатной плёнке французским (вообще-то кубинцем по происхождению) оператором Нестором Альмендросом, заслуженно удостоенным премии «Оскар», может доставить, вопреки сомнениям, эстетическое удовольствие даже на экране телевизора. Чрезвычайное внимание режиссёра к атмосфере действия, к состоянию природы и вещного мира, к их почти неуловимой связи с внутренними человеческими драмами (что проявилось уже в его выдающемся дебюте 1973 года «Опустошённые земли») приобретает в «Днях Жатвы» наибольшее значение. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 37 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Из-за случайного убийства мастера литейного цеха, где Билл работал подсобным рабочим, он был вынужден экстренно покинуть металлургический завод, прихватив сестру Эбби и подругу Линду. С тем, чтобы у людей не возникало лишних вопросов, Линду было решено также называть сестрой. Их путь, начавшись на севере, закончился в южном штате Техас. Там они нанялись к местному фермеру на уборку урожая с зарплатой 3$ в день за минусом различных штрафов. Едва ли не с первых дней молодой фермер положил глаз на Линду. Билл, будучи парнем неглупым, воспользовался ситуацией и уговорил подругу ответить взаимностью, поскольку ему надоело постоянно скитаться по стране, к тому же он слышал разговор фермера с доктором, где последний отвёл своему собеседнику год жизни из-за серьёзной болезни. Сразу по окончании уборки сыграли свадьбу. Лишь одного не учёл Билл — со временем Линда влюбилась в своего мужа, да и умирать он, похоже, вовсе не собирался.

    Теренс Малик снял этот фильм по собственному сценарию, в котором история любви переплелась с социальной драмой, характерной для Америки десятых годов прошлого века. Нелегко жилось обычным гражданам и они были вынуждены скитаться по стране в поисках мало-мальского заработка. Как всегда у Малика, главная роль отведена природе, неотъемлемой частью которой является человек, так же как и росток пшеницы, пробивающийся сквозь толщу земли (блестящая макросъёмка) или саранча, совершающая грандиозные перелёты с полчищами своих собратьев. В природе всё органично и всякое явление происходит по неведомо кем составленному плану, как для растений, так и для животных, да и самой Земли, где времена года сменяют друг друга в строго установленном порядке и каждый год наступают дни жатвы. Человек не является исключением в этой цепочке и все его действия предопределены заложенной в него программой. Оттого и отсутствует в фильмах Малика всяческое морализаторство, что в этом фильме, что в «Пустошах». Да и как можно судить то, что происходит по законам природы?

    Снят фильм невероятно красиво, в основном в предзакатные часы, оттого и цвет совершенно волшебный. Так снимать способен лишь Терренс Малик, конечно же не без участия операторов Нестора Альмендроса и Хаскелла Векслера. Диалоги героев сведены к минимуму, основной текст рассказывается от имени девочки Эбби. Малик предпочитает показывать, а не рассказывать, что особенно наглядно проявилось в его предпоследней картине «Древо жизни», возможно, даже чересчур. Красота окружающего мира подчёркнута чарующей музыкой Эннио Морриконе, чьё имя давно стало брендом и уже одно его упоминание предвещает волшебство и оно состоялось.

    Актёрская игра весьма хороша, задействованные актёры замечательно справились с поставленной задачей. Ричард Гир в этом фильме совсем ещё молодой и его роли в этот период отличались неровностью — успехи сменялись провалами, но здесь он раскрылся в полной мере в роли Билла, которую смело можно заносить в список его лучших работ. Обычный парень со склонностью к авантюрам, довольно вспыльчивый, но не лишённый ума, да он преступник, но преступник поневоле, он просто пытается сделать свою жизнь лучше, как и любой из нас.

    Линду сыграла Линда Манд. Она подруга и возлюбленная Билла, уложенная им в постель фермера из прагматических соображений. Линда, в сущности, обычная женщина из тех, что способны влюбляться в изначально нелюбимых мужчин в ответ на их доброе отношение и дорогие подарки или, как говорится в русской поговорке «Стерпится — слюбится». Много у неё ещё впереди будет таких «любовей».

    В роли Эбби снялась Брук Адамс. Её роль не столь заметна, она больше рассказывает, но в целом сыграно неплохо. Пытались её наставить на путь истинный, но бродяга останется бродягой.

    И ещё один персонаж — безымянный фермер, сыгранный Сэмом Шепардом. Его герой весь фильм прикидывался кроткой, глупой и слепой овечкой, но в финале раскрыл свою истинную сущность и сразу же стало понятно, что не любовь им двигала, а рациональный расчёт. Ему просто негде было познакомиться с приличной девушкой, да и не умел он этого делать в силу стеснительности, а тут подвернулась симпатичная девица, которая ответила ему взаимностью, взыграли гормоны и он закрыл глаза на всё. Его абсолютно не интересовал её бэкграунд — ни родители, ни прошлое, вообще ничего. Прямо как у Роберта Бёрнса «Мне нужна жена — лучше, или хуже. Лишь была бы женщина, женщина без мужа». И он получил именно то, чего хотел.

    Посмотрел эту картину во второй раз после длительного перерыва. Внимание фокусируется уже на совсем других деталях, но общее впечатление от картины всё такое же восторженное. Не знаю, наступило ли время, чтобы назвать её шедевром? Пожалуй, ещё рано. Как говорил Мао Цзе Дун о влиянии Великой французской революции на развитие мировой цивилизации — «Слишком мало времени прошло», но картина просто замечательная.

    10 из 10

    1 августа 2013 | 17:11

    Все живое, каждодневно, просит энергии своим корням, плодородной почвы и условий для роста. Корни человека — в его душе, питающейся эмоциями и чувствами, при которых мысль соглашается с сердцем и зарождает любовь. Главная инструментальная тема, написанная Эннио Морриконе для картины, с первых нот, будоражит воображение зрителя тревогой и волшебством и, плача, по зарождающемуся свету, выдерживает минорный оттенок, лишь изредка разбавляя тоску надеждой. Летящие по небу облака, заревом и синевой создают мир, под которым суетятся и живут создания, с плотью и кровью, радостью и горем, любовью и ненавистью.

    Повествование «Дней жатвы», ведется из уст девочки, воспринимающей мир по-детски, но разговаривающую с пшеницей, как с живым организмом и с землей, как с формой, которую нужно слушать, а услышав неладное — лечить. Терренс Малик, создает метафоричное полотно, в котором соединяет стихии дождя, ветра, снега и зноя, людей и животных, уделяя внимание главным выразительным средствам природы: сочным краскам вызревшей пшеницы, закатам и рассветам и огню, сжигающего саранчу на побегах, а вместе с ней «сердце» фермера. Ускоренное прорастание зерна, купание выдр в реке, копошение фазанов в траве, ласкающим розоватым оттенком картинки — успокаивает искушенного компьютерными спецэффектами зрителя, погружая в мир настоящего стопроцентного кино, кадры которого остаются в памяти, восхищая операторским мастерством и работой художников.

    В картине обе мужские роли, главные. Семейная жизнь для фермера — лекарство от болезни, но любовь, в данном случае, до добра не доведет. Герой Ричарда Гира — некрасив душой, малодушен и мелок. Проникаясь сущностью дьявола, для которого желание убийства и само убийство — само собой разумеющийся процесс, Билл вызывает отвращение, в то время, как фермер — восхищает добром и отзывчивым сердцем.

    «Дни жатвы» — фильм, который визуальным рядом, созиданием и разрушением, выросшим зерном, уничтоженным стихией — о мире, где болезни отступают за истиной любовью, а земля, хранящая огромные богатства возрождает свои запасы, взращивая очередной урожай…

    8 из 10

    19 июля 2011 | 20:21

    После своего дебютного фильма «Пустоши» Терренс Малик решил отойти от чисто криминального триллера и, не прибегая к какому-либо захватывающему сюжету с интересными ходами и весьма затягивающими поворотами, снял картину под названием «Дни Жатвы». «Days of Heaven» — это был как меткий выстрел перед долгим молчанием, ведь именно после этого проекта Малик в буквальном смысле скрылся с глаз людских и появился аж в 1998 году. Фильм же 1978 года можно охарактеризовать, как младшего брата ленты «Пустоши». И как полагается младшему брату, второй по счету проект Малика получился более разработанным, более продуманным и более эстетским. Вот, как раз, это самое «более эстетским» может похвастаться самой заметной и лидирующей позицией в фильме. На фоне простоватого сюжета и заметной немудрености, Терренс Малик с оператором Нестором Альмендросом, который буквально терял зрение во время работы над фильмом, достиг такого апогея в визуальном плане, что даже самые профессиональные художники и фотографы могут позавидовать.

    Как и в предыдущем своем фильме, Малик, по сути, решился на освещение одной истории любви, только вот события все развиваются задолго до 70-х годов, перед нами где-то 1916 год. Билл и Эбби приезжают ради заработка на земли Техаса, которые могут похвастаться своим плодородием. В эти периоды происходит настоящий наплыв людей, которые ради 3 долларов готовы работать целыми днями и ночами, совершенно не жалея собственных сил. Билл всегда из-за своего нелегкого характера ввязывался в неприятные истории, от одной из которых и пришлось бежать из своего родного города в Техас. Во время жатвы Билл с Эбби решили, что будет лучше, если они станут выдавать друг друга за брата и сестру, а не иначе. Таким образом, они и трудились, проводили дни, лишь изредка уединяясь от посторонних глаз из-за желания хотя бы на время освободиться от приписанного статуса родственников. А однажды Биллу удается совершенно случайно подслушать удивительные новости о главном фермере — этот человек смертельно болен и осталось ему жить максимум несколько месяцев. И тут как раз, кстати, фермер до безумия влюбляется в Эбби, а Билл принимает решение отдать свою возлюбленную замуж, дабы в итоге заполучить все наследство фермера. Это решение станет самым болезненным в жизни Билли.

    «Однажды утром ты просыпаешься и понимаешь, что ты не самый умный парень в мире и нужно что-то делать…"

    Для Билли и Эбби, это, безусловно, был отличнейший шанс начать жизнь по-новому. Шанс начать другую жизнь, в которой не нужно было себе ни в чем отказывать, можно было жить припеваючи, наслаждаться своим положением. А для пары, которая всю свою сознательную жизнь скитается по стране в поисках заработка, надеясь отыскать грош на кусок хлеба, это значило многое. Шанс с фермером, это была, словно основная их цель, за которую просто нужно было зацепиться, минуя какие-либо сомнения. Но на первый план здесь, все-таки, выходила их любовь, любовь Билла и Эбби, которую с трудом удавалось скрыть, которую было очень тяжело удерживать в себе. В «Днях жатвы» Терренс Малик уже более детально посвятил свое время разработке личных взаимоотношений влюбленных. Это уже было не поверхностное чувство, как в «Пустошах», от которого можно легко отказаться. Отношения между Биллом и Эбби, которых сыграли тогда еще молодые Ричард Гир и Брук Адамс, так и веяли теплотой, заботой и какой-то вечной надеждой. Но, конечно же, любовь многому мешает, и эта парочка еще пожалеет о своих чувствах, крупно пожалеет.

    «Дни жатвы» будут не способны заинтересовать зрителя интересным сюжетом, нет здесь каких-то резких поворотов событий или сменяющих друг друга положений. Эту ленту легко можно было бы расценивать, как скучное действо, которое вряд ли что-то могло бы предложить, решившемуся посвятить свое время этой картине человеку. В принципе, в фильме нет каких-то там подводных камней, нет скрытого смысла, который нужно додумывать после просмотра. А актеры, едва ли, смогут похвастаться своей великой игрой, и даже молодой Ричард Гир не спасает, которому явно не достает по состоянию на конец 70-х опыта. Что же здесь есть для зрителя? Пик и апогей операторской и режиссерской работы, которая была направлена в основном на природу. Таких крупных планов животных, насекомых, растений мне еще не удавалось увидеть нигде, это было полностью в новинку. «Days of Heaven» можно легко воспринимать, как какой-то альбом с фотографиями или картинами великих мастеров своего дела. Если вы цените природу и готовы любоваться ею, то от этого фильма Малика вы получите удовольствие. За весь этот визуальный ряд можно простить и невнятное развитие сюжета, и пустые диалоги, и игру актеров. Безусловно, перед нами знаковый фильм всего кинематографа.

    1 июня 2011 | 20:12

    Знакомство с Терренсом Маликом началось у меня с монументального и безумно красивого фильма «Древо Жизни»,а уже после я посмотрел потрясающие «Пустоши», и вот теперь, ожидая чего-то не обычного и интересного, я, увы, разочаровался.

    Начну пожалуй с плюсов:

    1) Главный плюс сего «шедевра» — очень красивая картинка. Потрясающие пейзажи, потрясающие поля, потрясающее небо. А сцена нашествии саранчи — шедевр. Настолько натурально, что даже не вериться, что такой красоты на экране можно было добиться в 1978 году, когда ещё не было так хорошо развита комп. графика.

    2) Внимание режиссёра к деталям. На экране природа живёт своей жизнью и это выглядит очень чарующе.

    3) Операторская работа, которая постоянно выдаёт красивые пейзажи. Достойно «Оскара».

    Минусы:

    1) Скромный сценарий. Да, он прост до безобразия. Даже отсылка к Библейскому сюжету не спасает его 

    2) Ужасная, скорее даже никакая(!) игра актёров. Оно и понятно. Малик отказался от своего же сценария, делая ставку на импровизации, дабы они сами «создали это историю». Но, к сожалению прогадал: вечно каменное лицо Гира, главной актрисы практически напрочь убили желание досматривать сей фильм.

    3) Диалоги. По-моему это самый-самый-самый-самый главный минус. Они просто ужасны, ужасны настолько(!),что просто не понятно, кто их писал ?Хотя моет это актёры всё придумывали, так как Малик отказался от сценария, ссылаясь на их импровизацию. Даже если так, то это всё равно не простительно. Почти все сцены, кроме нашествии саранчи можно спокойно вырезать. Из этого фильм не потеряет ни своей идеи, которой кстати нету, как бы вы внимательно не смотрели и не вслушивались, ни своего шарма.

    В итоге мы имеем невольно красивую пустышку, которую которую хочется сравнить с «Аватаром»: «Красивый, но пустой». Что этим фильмом хотел донести до нас Малик? Может библейский сюжет? Может он просто хотел воссоздать красивую картинку? Хм, да, скорее последнее.

    4 из 10

    за хорошую операторскую работу и красивую картинку.

    19 августа 2013 | 14:33

    Терренс Малик — американский кинорежиссер, ранние работы которого «Пустоши» и «Дни жатвы» по праву можно считать мировой классикой. Оба фильма во многом схожи по визуальному и сюжетному рядам, но остановимся подробней на ленте, после которой Малик отошел от режиссуры на 20 лет, ленте, которую по праву называют самой красивой «картинкой» в истории кино.

    Дни жатвы, т. е. дни сборки урожая — именно в это время года начинается и заканчивается история главных героев. Линда — девочка, чей закадровый голос ведет зрителя через весь фильм и чей юный взгляд на мир отнюдь не лишен мудрости. Билл — импульсивный, вспыльчивый молодой человек, своеобразный аналог «бунтовщика без причины». Убийство, совершенное Биллом в начале фильма и послужило завязке истории. Он и его возлюбленная Эбби приезжают на ферму, дабы немного заработать. Там они вынуждены выдавать себя за брата и сестру. Все меняется, когда фермер влюбляется в Эбби и Билл дает согласие на брак, в надежде, что страдающий тяжелой болезнью владелец фермы в скором времени умрет и наследство достанется влюбленной паре…

    Этот опрометчивый поступок рушит всю идиллию между героями. Удивительно примечательна маленькая сцена в середине фильма, когда главный герой роняет стакан в реку и его покрывают водоросли и затягивает земля. Своеобразная метафора отношений межу Биллом и Эбби.

    Финальная сцена нашествия саранчи — это несправедливое наказание, падшее не на грешника Билла, а на фермера, живущего в мире с законом и любящего свою жену. Удивительно, что в финале безнаказанной остается лишь слабовольная Эбби, которая на протяжении фильма мечется от одного мужчины к другому. А ведь именно она была тем самым яблоком раздора.

    Но, как отмечают многие киноведы, содержанию фильма авторы не придавали такого значения, как визуальному ряду картины, несмотря на параллели с библейским сюжетом об Авраме и Саре и качественный сценарий. Художественные особенности картины действительно поражают. Одни только съемки при естественном освещении, которые вынуждают работать только в определенное время суток (большая часть фильма снята «перед закатом»). Но эффект впечатляет! Подлинное удовольствие для глаз, не лишенное пищи для размышлений.

    20 февраля 2016 | 14:45

    Моя третья просмотренная по счету картина режиссера Терренса Малика, у которого, да и всего их не так уж много, но зато с каждым своим творением он проводит много времени, проводя шлифовку каждого своего кадра.

    Влюбленная пара, выдавая себя за брата и сестру, в поисках лучшей доли, затевают опаснейшую игру с самой судьбой. Ставшей известной информация о том, что их работодатель серьезно болен, и ему осталось всего-то несколько уже, брат решает «выдать замуж» свою сестру, дабы после кончины своего мужа она стала наследницей всего состояния.

    Казалось бы банальная романтическая история, причем в таком скомканном виде, при не совсем яркой игре актеров. Однако фильм бы не получил такую широкую популярность, если бы на самом деле оставался таким обычным. Фильм воплощает в себе необыкновенную красоту, и когда смотришь «Дни жатвы», с трудом удивляешься, и понимаешь насколько монтаж и операторская работа съемочной группы способны создать красивейший визуальный ряд.

    Хорошая, даже больше — необыкновенно красивая мелодрама от Терренса Малика, которая, несомненно, большинству покажется странной, но в тот же момент, никто не станет отрицать красоту сего фильма.

    8 из 10

    20 сентября 2010 | 10:25

    Выбор правильной оптики помогает не только раскрыть сущность объекта, но и дает возможность выйти за пределы опыта, расширить горизонты познания и понимания. По сути, это чисто эстетическая операция с действительностью, лишенная какой-либо субъектной коммуникации и полностью посвященная погружению в мир. Терренс Малик проносит эстетический конструкт «Я-мир» через все свои немногочисленные фильмы, оставляющие за собой шлейф безупречных кадров и панорам и удивительным образом рассказывающие нам о вещах на их собственном языке. Малик сумел сделать то, чего не смогли феноменологи — подобраться к самим вещам, к миру. Для него соединение с философскими системами не является чем-то второстепенным. Скорее, это необходимый и закономерный акт, в котором рефлексии режиссера звучат в унисон с осмыслением философа (Малик в свое время должен был защитить диссертацию по философии Витгенштейна и Хайдеггера, но не сошелся во взглядах с научным руководителем). Однако Малик не философ-режиссер (как, скажем, Брюно Дюмон), а скорее режиссер-философ, который использует категориальный аппарат кинематографа, чтобы рассказать что-то о мире.

    «Дни жатвы» остается важным фильмом не только для Терренса Малика, но и для истории американского авторского кино. Визионерский пейзаж, мелодраматический этюд, аутентичный портрет американской глубинки (rural life), который невольно перерастает в личную трагедию персонажа. Билли Вебер, друг Малика и соучастник создания фильма, сказал о «Днях жатвы» следующее: «Это капля воды в пруду, которая является мигом совершенства». События фильма разворачиваются вокруг героя по имени Билл (Ричард Гир), работавшего на заводе в Чикаго. Во время ссоры он убивает своего хозяина и убегает в Техас с его плодородными землями (антитеза урбанистического мира) вместе со своей подругой Эбби (Брук Адамс) и ее младшей сестрой Линдой (Линда Менза). Размышления представляют едва ли не самый интересный компонент истории. Билл переезжает со многими другими искателями лучшей жизни, готовыми работать за копейки. Они с Эбби выдают себя за брата и сестру, а когда за Эбби начинает ухаживать богатый фермер, у Билли возникает желание получить его деньги. Более того, фермер смертельно болен, поэтому нужно только протянуть руку, и американская мечта осуществиться. По сути, Билл нарушает закон Иммануила Канта, который изложен в «Обосновании метафизики характеров»: «Действуй так, чтобы одинаково относиться к человечеству как в своем лице, так и в лице других: всегда как к цели, и никогда как к средству». Разламывая пополам кантианскую этику, Билл автоматически ломает и свою жизнь.

    Проводником по этой простой до примитивности истории является Линда. Как нарратор, она представляет часто тривиальные идеи, и ошибочно кажется, что ничего не знает о мире. С такой же легкостью она движется от банальности к размышлениям о человеческом бытии, удивляя зрителя своей мудростью «не по годам». Иногда ее предложения остаются незаконченными, повисшими в теплом летнем воздухе. Ее рассказ воспроизводит ситуацию функционирования языка как такового, борьбу за смысл, значение, понимание. Мы словно видим, как различные элементы природы сталкиваются для непрерывного созидания и разрушения того, что мы артикулируем как пейзаж; мы словно видим человеческие фигуры, которые находят и теряют друг друга, снова и снова, отчаянно пытаясь связать собственные индивидуальные самости и характеры. Попытки соединить в узел собственный мир часто остаются тщетными, о чем говорит Билл: «Однажды утром ты просыпаешься и понимаешь, что ты не самый умный парень в мире. Я никогда в жизни не смогу сорвать куш». Возникает вопрос: а что же делать дальше с этим «никогда»?

    Малик пытается подчеркнуть диалектику двух, на первый взгляд, крайностей, мостик/субъект между которыми слишком хрупок, непостоянен и, в конце-концов, временен. Как и на полотнах Эндри Уайета, у Малика вещи и пейзажи не поддаются конечной антропологизации — они холодные и безразличные к человеку. Это противопоставление достигает своего апогея в поздней работе «Тонкая красная линия», где безупречно живописная природа кажется недостижимым метафизическим уровнем для деструктивных интенций человека. Человек, как бы он не хотел вернуться к природе, обречен на культуру, а потому должен искать пути, диалоги и способы достижения взаимопонимания с ней. Биологическая недостаточность человеческого существа определяет его открытость миру: не может ни возвеличить индивида, ни оказать ему предпочтение перед сущим. Такая предпосылка созвучна словам персонажа Зуи из одноименной повести Дж. Селинджера, который в диалоге с сестрой Фрэнни говорит: «Есть же славные вещи на свете — понимаешь, славные вещи. Какие же мы идиоты, что так легко даем сбить себя с толку. Вечно, вечно, вечно, что бы с нами ни случилось, черт побери, мы все сводим обязательно к своему плюгавенькому маленькому «я»». Малик эту мысль иллюстрирует финальным эпизодом, в котором Линда должна найти убежище в школе/мире, но на рассвете убегает, не подозревая об абсурде такого бегства. Это остается незаметным, но каждый луч света, шорох травы и капля дождя намекает на главное послание автора.

    Несмотря на постулируемую отдаленность между природой и культурой, стоит добавить, что Малик при помощи определенных эстетических операций находит ситуации возможного взаимодополнения. Через природу Малик пытается отрефлексировать культуру, а потому — человека. Осенние пейзажи отображают переходное состояние Билли и окружающих людей, которые по строгой линии железнодорожных путей преодолевают пространство к абстрактному счастью — где-то там, на горизонте. Похожие пейзажи наблюдаем в «Пустошах», что репрезентирует не только пустоту в природе, но и экзистенциальную пустоту, отсутствие точки опоры и отсчета для индивида. Нападение саранчи и пожар тоже знаменуют тревожные времена для героев, мечты которых впоследствии сгорят в яростном огне фатума. Если внимательно прислушаться к словам рассказчика в начале фильма, то можно услышать следующее: «Я познакомилась с одним парнем. Его звали Дим Дом. Он рассказал мне, что вся земля будет охвачена пламенем, а вонь придет с разных сторон, и все будет гореть в огне. Горы возвысятся над этим пламенем, вода поднимется на огонь».

    Малика можно даже обвинить в чрезмерной эстетичности и безупречно выстроенных мизансценах (должно же хоть что-то остаться недосказанным!), считая, что это затмевает все остальные уровни картины. Оказывается, что для этой ленты вполне достаточно и эстетизма. Терренс Малик при помощи предметов, объектов и пространства / пространств говорит больше, чем, предположим, мог бы сказать при помощи метафизики или телесности. Последнее, впрочем, тоже находится в эстетическом измерении, так как, по словам Гегеля, эстетическое — это тоже идея на определенном этапе ее развития, а прекрасное в природе — инобытие духа. В немногочисленных фильмах Малика дух пронизывает все малые и большие элементы мира, оставляя после себя незримое ощущение взаимозависимости всего.

    10 из 10

    8 августа 2011 | 00:11

    «Days of Heaven» — вторая и последняя режиссерская работа нелюдимого, но вне зависимости от этого выдающегося американского режиссера Терренса Малика перед двадцатилетним перерывом, во время которого он неизвестно куда исчез, неизвестно над чем работал и неизвестно как жил. «Дням блаженства» (подобный перевод кажется наиболее адекватным) столь длительные творческие поиски не предшествовали, хотя от «Пустошей» ее все равно отделяют пять лет, два года из которых ушли на монтаж. Но это совершенно нормальный срок по меркам такого режиссера, как Малик. Производство «Дней» совпало с реструктуризацией студии Paramount, бюджет неумолимо разрастался, в работу то и дело вмешивались представители профсоюзов, осветители ссорились со слепнущим оператором Нестором Альмендросом и покидали производство, а желание режиссера минимизировать использование постановочного освещения позволяло снимать не более пары часов в день — все эти проблемы иных кинематографистов лишили бы рассудка. Но, как показал пример «Тонкой красной линии», Терренса Малика куда сильнее выматывает продолжительная и сложная проработка абсолютно новой Основной Идеи, требующей новых внешних форм. Так что можно сказать, что «Дни блаженства» были сделаны относительно легко и быстро.

    Второй фильм Малика является прямым продолжением первого и, обращаясь к схожим темам, использует уже знакомый по «Пустошам» набор выразительных средств: смесь детального реализма и поэтической метафоричности, активное использование образов животных, бескрайние пейзажи и незначительные на их фоне люди, а главное — предельная режиссерская объективность, выражающаяся в основном через закадровый комментарий, который безэмоционально и подчас излишне литературно проговаривает главная героиня.

    Но если «Пустоши» рассматривали погибшую и опустившуюся Америку, современную режиссеру, то в «Днях блаженства» Малик обращается к истории — некоему мифическому Золотому Веку, когда ныне бесплодная земля еще колосилась рожью в лучах заходящего солнца. На ней честно и усердно работали простые труженики со всего света, принося сказочные богатства хозяину-фермеру и не особенно жалуясь на свой собственный достаток. Рядовые работники в «Днях» счастливы, и режиссер не жалеет красок на живописание этого счастья: люди едят немного, но с аппетитом и искренней улыбкой; они веселятся, лихо пиликая на скрипке под аккомпанемент губной гармошки и виртуозно отплясывая на грязной доске. Работая же, они монументально вздымают свои косы, обрабатывая, как кажется, бесконечно великое и прекрасное пространство земли. И, в отличие от земли смерти, показанной в «Пустошах», жизнь этой земли Золотого Века сразу же подтверждает символ неподдельной природной витальности — огромное количество разнообразного зверья, от привычных коров и куриц до павлинов и бобров.

    Однако Малику не интересно просто показать утопию в качестве исторического образца для современности. Режиссер задумал «Дни блаженства» как историю грехопадения; и золотые поля из первой половины фильма к финалу непременно превратятся в знакомые пустоши, смятенные карательным огнем и саранчой, прилетевшей будто из библейских сказаний. Утопия заявлена, но показана в момент трансформации, перехода — именно поэтому небо над полями никогда не видит дня, но лишь предвещающий его рассвет, прощающийся с ним закат и скрывающие его серые тучи. А если прислушаться к закадровому комментарию героини, то можно обнаружить и в нем одни «непрочные», неуверенные определения: something, maybe, whatever. В отличие от рабочих, ведущая зрителя за собой девочка Линда чувствует (возможно, подсознательно) грядущие перемены — и неспроста: их главным катализатором станут ее старший брат и его возлюбленная, новые Адам и Ева в исполнении Ричарда Гира и Брук Адамс. Их грех даже не в том, что он — убийца, а она — аферистка: они, скрываясь от закона, выдают друг друга за брата и сестру, привнося в честную и благодарную жизнь ложь и подлость. Остальные рабочие это чувствуют, и вступают с ними в конфликт, а прозорливый прораб их (и только их!) нещадно штрафует, стремясь выжать с благодатной земли. Но к прекрасной женщине проникается чувствами хозяин угодий — молодой, но умирающий по неизвестным причинам фермер, чье предложение выйти за него замуж грешница вскоре принимает, ожидая по смерти мужа получить для себя и своего Адама солидное состояние и статус.

    Стандартная, казалось бы, мелодраматическая история в метафорической реальности Малика трактуется как попытка рабочих-людей обманом захватить положение хозяев-богов — акт, который в любой мифологии приводит к краху Золотого Века. И предвестники этого краха чем дальше, тем более заметны. Грядущие полчища разрушительной саранчи начинаются с одного серенького кузнечика, которого героиня обнаруживает на колоске сразу же по прибытии на ферму. Неотвратимость разорения и смерти предрекают псы, которые на охоте господ загоняют мятущегося фазана, а после рокового выстрела покорно приносят в зубах его столь же пестрый, но уже бездыханный труп.

    Да и сам кульминационный пожар происходит не просто так, но по вине умирающего фермера, который в порыве страстей пытается убить дерзкого обманщика «Адама», но в итоге сам с отверткой в груди оседает на выгоревшую, серую землю. Конец света свершился: люди свергли богов — рабочие свергли господ. Не случайно реальным временем действия этих метафорических событий является 1916 год, когда Америка открыла для себя Первую Мировую войну, обрушившую прежние социальные нормы и окончательно установившую на земле многолетнее (возможно, до сих пор не завершившееся) царство смерти. В ярчайшем по своей образности финале «Ева», бросая сестру своего возлюбленного на произвол судьбы, вскакивает на поезд, уносящий солдат на еще неизвестную им бойню, и радуется вместе с ними. Сама же сестра-рассказчица чуть позднее пойдет по уже остывшим рельсам в туман новой жизни, впервые говоря определенно и уверенно. Ее слова предвещают, что ее новообретенная подруга вырастет и встретит своего «character» — и это является очевидным намеком на главного героя «Пустошей» Кита Каррутерза. Да и кто эта девчушка, если не будущая Холли, безучастный свидетель преступлений современной Америки?

    Она видела Рай и знала свои «Дни блаженства», но оказалась к ним столь же безразличной, что и к разрухе «Пустошей» — такую печальная мораль (одну из многих) можно вывести из «Американской дилогии» Терренса Малика, завершенной как на уровне отдельных фильмов, так и в рамках одного мета-произведения. Произведения подлинного мастера, который заявил себя таковым как первыми своими работами… так и дальнейшей паузой.

    16 августа 2011 | 01:57

    Никогда не стоит критиковать человека, у которого ничего нет, особенно если сам чем-то обладаешь.

    Двое любовников Билл (Ричард Гир) и Эбби (Брук Эдамс) приезжают на заработки. Билл человек не без амбиций, человек, который хочет выбраться из «свиной ямы», которой могут довольствоваться некоторые люди, но он не из них. И вот он оказывается случайным свидетелем сцены, в которой врач объявляет фермеру, на которого Билл с Эбби работают, что тому остается от силы год. После этого он решается на авантюру, в которой ставка оказывается последнее, что у него есть- Эбби и их любовь. Он хочет, чтобы она вышла замуж за фермера, чтобы после его скоропостижной кончины, им досталось его имущество. Да, поступок довольно аморальный, помимо того он использует свою возлюбленную, но, как я уже говорил, судить людей без копейки дело неблагородное. Да и тому же по сути они этим поступком только скрасят последние деньки умирающему, хоть это и далеко не первостепенная задача. Но все оказывается вовсе не так просто… Честно говоря, мне задумку режиссера понять не так просто, потому что основополагающий обман фермера и размен любви на состояние кажется уж очень поверхностным. Я не испытал никакой неприязни ни к Биллу, ни к Эбби, а даже скорее наоборот. Понравился и фермер. В этой истории нет плохих людей, а есть целая чаша человеческих пороков и добродетелей, амбиций и безнадежности, окружающего мира и мира, создаваемого нами самими. Домик фермера символизирует райский уголок среди адской пустоши, и можно ли винить людей, пытающихся в него попасть? Да, поступок Билла и Эбби в любом случае непростителен, но повернется ли у кого язык их обвинять, зная все обстоятельства?

    Особую роль в фильме играет природа, она живет вместе с героями единой жизнью, и даже самые солнечные дни в живописной местности пропитываются гнетущей безысходностью. Не даром фильм получил «Оскар» за операторскую работу. Музыка в фильме не менее восхитительна.

    8 из 10

    26 марта 2012 | 01:46

    Дни жатвы для меня без сомнения явились уникальным кинематографическим полотном. Режиссер Терренс Малик снял великолепную картину с потрясающими видами. Визуальное качество данной работы очень высоко. Каждый кадр картины это произведение искусства.

    Простой сюжет. 1916 год. Простой парень Билл убивает в соре на заводе в Чикаго его хозяина. После этого он вместе с подружкой Эбби и ее сестрой бегут в Техас. Здесь он устраивается на работу по уборке урожая, к фермеру, который владеет плодородными землями Техаса. Фермер оказывается смертельно больным и ему остается жить совсем ничего. Об этом узнает Билл. Эбби, которую Билл выдает за свою сестру, очень приглянулась смертельно больному землевладельцу. И тогда Билл решает женить Эбби на фермере, для того чтобы после его смерти они смогли завладеть его большим состоянием.

    Оператор Нестор Альмендрос в визуальном плане снял шедевральную картину. Он снимал ее будучи больным человеком, с каждым днем работая над картиной он терял зрение все больше и больше. Вершина операторского мастерства. Он вполне заслуженно получил своего Оскара за эту работу. Смотря на происходящее действие получаешь полное эстетическое удовольствие. Ощущение атмосферы происходящего на фоне состояние природы и ее связи с человеческими судьбами великолепно. С помощью языка природы режиссер передал нам всю человеческую драму, развивающуюся перед нами. Эта картина как сильнейший выстрел, после чего последует долгое режиссерское молчание, которое нарушится антивоенной драмой спустя 20 лет.

    Сколько фильмов в копилке Т. Малика? Всего ничего. Но зато какие! Над каждым из своих фильмов он работает долго и кропотливо. Большой и уникальный мастер.

    В этом фильме зритель не увидит быстроты развития событий или каких либо интересных сюжетных ходов. Эта лента прежде всего размеренное действие без каких либо сложных поворотов с прекрасной актерской игрой. Великолепное и завораживающее визуальное действие, без единого намека на спецэффекты. Мои рекомендации к просмотру.

    10 из 10

    30 июля 2015 | 16:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>