Рэйф Файнс: «Мое кино не про балет, а про свободу»

Обсудить0

Режиссер байопика «Нуреев. Белый ворон» — о характере Нуреева, давлении российских инвесторов и о том, что и кому должен художник.

В прокате — «Нуреев. Белый ворон», третья режиссерская работа Рэйфа Файнса, у которого страстный роман с Россией и русской культурой уже не один десяток лет. Новый его фильм не классический байопик — события картины ограничиваются «детством, отрочеством и юностью» гения танца, для многих символизирующего балет вообще, а для западной аудитории — еще и миф о свободе как осознанной необходимости. Сценарий, написанный Дэвидом Хэа, автором «Чтеца» и «Часов» Стивена Долдри, основан на книге Джулии Каваны «Рудольф Нуреев: Биография», трактованной в импрессионисткой манере, как череда сложносочиненных лирических флешбэков.

«Нуреев. Белый ворон» «Нуреев. Белый ворон» 

Нуреев показан заложником красоты, он живет в вымышленном мире; его ближайшие друзья и верные собеседники не живые люди вроде наставника из Вагановского училища Александра Ивановича Пушкина (эту роль сыграл сам Файнс) или звездной партнерши, балерины Кировского театра Натальи Дудинской, а герои картин Теодора Жерико и Рембрандта ван Рейна или романов Андре Мальро. Главную роль в ленте исполнил танцовщик Олег Ивенко, солист Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Рэйф Файнс и Олег Ивенко на съемках фильма «Нуреев. Белый ворон» Рэйф Файнс и Олег Ивенко на съемках фильма «Нуреев. Белый ворон» 

Мы встретились с Файнсом во время его визита в Москву.

— Как начался ваш роман с Россией?

— Господи, только что отвечал на этот вопрос. Ну как? Очень просто. В детстве история государства Российского казалась мне гораздо увлекательнее и романтичнее, чем, например, история США. Дальше я вырос в здорового мужика и стал интересоваться искусством, читать книжки. А если уж начал читать, то Толстого с Достоевским на этом тернистом пути к мудрости обойти не удастся, вы же знаете. Потом я стал играть в кино и театре — тут в моей жизни появились Чехов со Станиславским. А потом я познакомился с Верой Глаголевой и снялся у нее в замечательном фильме по произведению Тургенева («Две женщины» — Прим. ред.).

На съемках фильма «Две женщины»На съемках фильма «Две женщины»

— Чего вы боялись больше всего, принимаясь за «Нуреева»?

— Больше всего пугал балет. Потому что у меня никогда не было балетного образования. Я понимал, что собираюсь работать c очень особенным миром. Вот если взять сцену за столом, то мне будет довольно легко с ней справиться. А когда речь заходит о балете...

— Тогда почему из всех русских сюжетов вы выбрали биографию артиста балета?

— А мое кино не про балет, а про свободу. Это, знаете ли, универсальная тема — свобода жить и творить. Нуреев для меня — сгусток энергии, чистый гений. Мне хотелось проследить его становление, что-то вроде «Портрета художника в юности». А что касается батманов и па-де-де, для этого были специально нанятые консультанты.

«Нуреев. Белый ворон» «Нуреев. Белый ворон» 

— Художник у вас получился — по крайней мере в юности — крайне несимпатичным. Не хочется с ним приятельствовать. Особенно впечатляет сцена скандала на репетиции, во время которой Нуреев оскорбляет Сергеева. Это придумано или так все и было?

— Художник никому ничего не должен. Его удел — творить, а не миндальничать. Иногда грубость — единственный способ настоять на своем. А что может быть важнее для творческого человека, чем высказаться своими словами без всяких ограничений? Что касается Сергеева, меня уверяли, что эта безобразная сцена имела место, да и все остальное — капризы в магазине игрушек в Париже и ресторане «Максим» тоже. Ну, такой он был человек. Не подарок.

«Нуреев. Белый ворон» «Нуреев. Белый ворон» 

— Вы смотрели «Нуреева» Кирилла Серебренникова?

— Не было возможности. Когда этот балет шел в Большом, мы уже работали на съемках — снимали сцены детства.

— Постановка Серебренникова вызвала скандал тем, что демонстрировала гомосексуальность Нуреева. Почему в своем фильме вы ограничились всего одной сценой на эту тему?

— В биографии, которой я доверяю, сказано, что его первым гомосексуальным опытом стали отношения с немецким танцовщиком Тейа Кремке — это мы и показываем в фильме. Девственность-то Нуреев, скорее всего, потерял с Ксенией Пушкиной (Ксения Юргенсон, жена Александра Пушкина, преподавателя Нуреева в Ленинградском хореографическом училище. — Прим. ред.). Мне кажется, важно понимать: поздний Нуреев, который бескомпромиссно принимает свою сексуальность, — это не Нуреев из 1950-х. Поэтому я просто показываю его в постели с другим молодым человеком, что им комфортно вместе. Если вы спрашиваете меня о том, не должно ли этой темы быть больше, то я скажу «нет». Нуреев в фильме — это не тот Нуреев, который ходит с друзьями по гей-барам в 1970-х, а тот, что только начинает осознавать себя.

«Нуреев. Белый ворон» «Нуреев. Белый ворон» 

— Большинство зарубежных фильмов о России всегда полны смехотворных ляпов. Например, в «Онегине», где вы когда-то сыграли главную роль, звучали песни совсем из другого времени, чуть ли не из советского. Не страшно вам было попасть впросак? И почему вы решили взяться за роль Александра Ивановича Пушкина, педагога Нуреева? У вас же все-таки акцент, в лучшем случае похожий на эстонский.

— Не знаю про эстонский, но, разумеется, акцент есть, и это очень огорчительно. Ну, распните меня теперь! Я сделал это не по своей воле. Это все русские инвесторы, которые не хотели вкладывать деньги, если в фильме не будет западных звезд. А еще лучше, говорили мне, если вы сыграете сами. Тогда, пожалуйста, дадим сколько угодно. Короче, деваться мне было некуда, и в ущерб достоверности я влез в кадр. Что касается исторических фактов, работы с материалом, нюансов разных, у меня были консультанты. Они проверяли, чтобы все было как надо. Кстати, не только про русских снимают кино с дурацкими допущениями. Про англичан тоже, особенно американцы.

«Нуреев. Белый ворон» «Нуреев. Белый ворон» 

— А как вам работалось с Сергеем Полуниным (он исполняет роль танцовщика Юрия Соловьева, премьера Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, застрелившегося в 1977-м)? Вы же знаете, что это очень противоречивый персонаж? Только что с ним отказалась работать Опера Гарнье из-за его расистских и гомофобных высказываний в соцсетях.

— Мнения и слова Сергея — для меня белый шум. Не знаю и знать не хочу. На площадку он всегда являлся вовремя и работал с похвальным рвением. Вот и все, что я имею сказать по данному поводу.

Олег Ивенко, Алексей Морозов, Равшана Куркова, Рэйф Файнс и Чулпан Хаматова на премьере фильма «Нуреев. Белый ворон» в Москве / Фото: Ксения Угольникова для КиноПоискаОлег Ивенко, Алексей Морозов, Равшана Куркова, Рэйф Файнс и Чулпан Хаматова на премьере фильма «Нуреев. Белый ворон» в Москве / Фото: Ксения Угольникова для КиноПоиска

— Вы много провели времени в России, знаете больше, чем рядовой турист. Что, по-вашему, нужно понимать про Россию сегодня условному иностранцу?

— Чую, вопрос политический. (Смеется.) Чтобы уловить суть, понять страну, нужно как можно меньше читать газет и вообще идти на поводу у медиа. Их любимое дело — спекулировать на фактах. Лучше ехать в страну, чтобы увидеть все самому. Или Пушкина читать с Гоголем. А вообще, если отбросить глупые клише про водку и снег, везде живут совершенно одинаковые люди, которые хотят растить детей в достатке и мирного неба над головой.

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Джинн с Соником: 25 самых интересных проектов кинорынка

Джинн с Соником: 25 самых интересных проектов кинорынка

20 апреля 201918
«Две женщины»: Признание в любви к Тургеневу от Рэйфа Файнса

«Две женщины»: Признание в любви к Тургеневу от Рэйфа Файнса

14 августа 201331
Что смотреть в кино: «После», «Миллиард» и «Нуреев. Белый ворон»
Выбор редакции

Что смотреть в кино: «После», «Миллиард» и «Нуреев. Белый ворон»

18 апреля 20199
История космоса в кино за 23 минуты

ВидеоИстория космоса в кино за 23 минуты

18 апреля 201929

Главное сегодня

Портрет героя

ВидеоКак Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино

Вчера5
Как Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино
Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

Вчера5
«Пищеблок» по роману Алексея Иванова выйдет на КиноПоиск HD 19 мая. Посмотрите, как снимали мистическую фантастику

«Пищеблок» по роману Алексея Иванова выйдет на КиноПоиск HD 19 мая. Посмотрите, как снимали мистическую фантастику

16 апреля17
Что смотреть дома: «Невероятные», «Последний человек», «Фассбиндер»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Невероятные», «Последний человек», «Фассбиндер»

16 апреля8
До «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

ТестДо «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

16 апреля13
«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

Вчера3
20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

16 апреля24
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт