всё о любом фильме:

Чтец

The Reader
год
страна
слоган«А ты умеешь хранить тайны?»
режиссерСтивен Долдри
сценарийДэвид Хэа, Бернхард Шлинк
продюсерДонна Джильотти, Энтони Мингелла, Редмонд Моррис, ...
операторРоджер Дикинс, Крис Менгис
композиторНико Мьюли
художникБригитта Брох, Аня Фромм, Кристиан М. Гольдбек, ...
монтажКлер Симпсон
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
DVD в США
зрители
США  4.57 млн,    Германия  2.21 млн,    Великобритания  1.07 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время124 мин. / 02:04
Номинации (4):
Майкл Берг, 52-летний закрытый в себе адвокат, постоянно думает о своём прошлом. Уже почти 40 лет его гложет мысль о том, что он мог кардинально изменить свою судьбу, и не только свою. Стоит ли думать о прошлом, если оно — уже история? Или всё ещё продолжается?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
61%
118 + 74 = 192
6.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа немецкого профессора, юриста и писателя Бернхарда Шлинка «Чтец» (Der Vorleser, 1995), впервые опубликованного в Германии (общий тираж более 500 тысяч копий). Двумя годами позже книга была переведена на английский язык и вышла в США, став первым немецкоязычным произведением, возглавившим чарт литературных бестселлеров газеты New York Times (всего продано более 750 тысяч копий). На момент выхода фильма этот роман был переведён на 37 различных языков, в том числе и на русский.
    • Создатели фильма получили 4,1 млн. долларов (2,8 млн. евро) дополнительного финансирования от немецких региональных и федеральных организаций.
    • За исключением Рэйфа Файнса, Лены Олин и Кейт Уинслет в фильме были задействованы исключительно немецкие актёры.
    • Права на экранизацию романа были приобретены киностудией Miramax ещё в апреле 1998 года, но непосредственная работа над проектом началась лишь девять лет спустя, во второй половине 2007 года.
    • Автор книги Бернхард Шлинк с самого начала настаивал, чтобы экранизация романа была сделана на английском языке, а не на немецком, рассчитывая, что таким образом она получит более широкую аудиторию. По мнению писателя, это было особенно важно, поскольку проблема последствий Холокоста касается не только одной Германии.
    • Основной претенденткой на главную женскую роль с самого начала была Кейт Уинслет, которая тогда отклонила предложение, сославшись на занятость в съёмках драмы «Дорога перемен» (2008). Осенью 2007 года эта роль отошла к Николь Кидман, которая тогда была занята в работе над фильмом «Австралия» (2008) База Лурмана. По этой причине работа над проектом на некоторое время была заморожена, но, после того как съёмки «Австралии» были завершены, актриса отказалась от участия в нём, сославшись на свою беременность. Роль оказалась вакантной и освободившаяся тогда уже Кейт Уинслет согласилась занять её.
    • Сыгравший в фильме молодого Михаэля 18-летний немецкий актёр Давид Кросс на момент получения роли практически не говорил на английском языке, что потребовало от него усиленных занятий в период подготовки к съёмкам. По сути, в период ограниченного времени он должен был выучить и научиться свободно говорить на новом для себя языке. Акцент других актёров подбирался так, чтобы соответствовать его произношению.
    • Роль Ханны Шмиц могла достаться также Жюльет Бинош.
    • На то, чтобы написать музыку к фильму претендовали сразу три композитора: Нико Мьюли, Альберто Иглесиас и Озрен К. Глэйзер, но предпочтение было отдано первому из них.
    • Двое из продюсеров фильма Энтони Мингелла и Сидни Поллак скончались до завершения работы над проектом весной 2008 года.
    • Съёмки фильма проходили с 2 марта по 14 июля 2008 года в немецких городах Берлин, Гёрлиц и Кёльн.
    • Откровенные любовные сцены между Кейт Уинслет и Давидом Кроссом были сняты в самом конце, по достижению актёром восемнадцатилетия 4 июля 2008 года. Это было необходимо из-за жёстких требований немецких законов.
    • Наложение грима Кейт Уинслет для заключительной части фильма потребовало около семи часов напряжённой работы.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3464 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сильнейший фильм, сценарий, режиссура и камера. Игра актёров, особенно Уинслет, выше всяких похвал.

    Всё тайное, так или иначе становится явным. Как говорится за ошибки молодости нужно платить, даже если они вынужденные, неумышленные. Вот только одни всячески оттягивают этот момент, лгут без зазрения совести, прячась за других, а другие (когда пришло время явного) честно держат ответ и даже берут часть вины тех первых. Ханна искупила свой грех сполна уже в этой жизни, не опустилась и не теряла времени даром. Помогли ей в этом книги… Правда, в конце они же «помогли» ей с жизнью расстаться (это единственный момент, который мне категорически не понравился), но не нам судить человека, которому не хватило духа и сил вынести всё до конца.

    В фильме поднимается ещё один важный вопрос — имеет ли человек право скрывать информацию в суде, могущую повлиять на ход процесса и на судьбу подсудимого, если её скрывает сам подсудимый даже себе в убыток? Видимо по высшим законам да. В этом случае он должен скрыть чужую тайну.

    В целом же, фильм очень контрастно отобразил судьбы героев сумасшедшего ХХ века, переменчивость эпох и формаций, и несовершенство правосудия-флюгера.

    9 из 10

    3 июля 2012 | 20:44

    Фильмы, в которых не была бы затронута тема любви, наверное, можно сосчитать по пальцам. Все потому, что любовь — это величайшее чувство, на которое способен человек. Любовь облагораживает, пробуждает все самое лучшее и прекрасное в человеке, придает величайшие силы. Но «Чтец» — это история любви, которая причиняет боль и страдание, которая истощает и ослабляет душу, которая разрушает жизнь…

    Но все же в первую очередь «Чтец» — это книга-размышление, на всем протяжении которой автор задает множество вопросов, но практически не находит ответов. Фильм же во многом потерял эти размышления. Режиссер вдохнул в кукол жизнь, раскрасив их насыщенными красками, но при этом, забыл начинить их. Если не прочитать книгу, иногда просто не понять, почему герои ведут себя так, а не иначе, не понять, как много мыслей и размышлений скрывается за нахмуренными лицами и полными боли глазами. А скрывается там многое, все время герой пытается найти ответы: «Человек сознательно губит себя, а ты можешь его спасти, — стал бы ты его спасать?», «А что бы вы сделали на моем месте?», «Что делать нам, новому поколению, с ужасными фактами истребления евреев?», «Понять или осудить?».

    Но, тем не менее, «Чтец» — это фильм, заставляющий думать и переживать, фильм, который держит в напряжении и по-своему непредсказуем. Это фильм, где игра актеров бесподобна и где звучит проникновенная музыка. В общем — это фильм, который обязательно надо посмотреть.

    29 июля 2009 | 23:02

    Неспокойное волнительное начало фильма уже заранее задает общий тон, настрой тому, что будет дальше. История пронзительна, трогательна до глубины души. Задевает вопросы, касающиеся не только любви, но и честности, предательства, отчаяния, несправедливости, нравственности, искренности.

    На первый взгляд, история, касающаяся каких-либо отношений между ребенком и взрослой женщиной, кажется странноватой. Однако, как оказывается, и ребенок — не такой уж и ребенок, и взрослая женщина — чиста, в глубине души наивна, нуждающаяся в помощи.

    Невероятное стечение обстоятельств приводит к взаимопомощи двух героев, вскоре переходящей в появление искренних чувств.

    К героям во время просмотра фильма испытывала сострадание. В отдельные моменты могло возникнуть желание осудить то одного, то другую, но как-то не возникало, наверное потому, что эти моменты оправданы непростыми ситуациями, в которые попали персонажи.

    Огромный плюс фильма — Кейт Уинслет. Более эмоционально, слаженно, красиво пережить то, что переживает ее героиня, вряд ли смогла любая другая актриса. По крайней мере мне сложно это представить

    Опять же, добавление к сюжету фильма военной тематики придает картине серьезности, сложности. К середине фильма появляется ощущения безвыходного положения, так и хочется оказаться рядом и помочь, на мгновенье забывается, что это — лишь фильм.

    Ну, и конечно концовка. Отнюдь не удовлетворительная лично для меня, но захватывающая, пожалуй, каждого зрителя.

    Досмотрите фильм до конца, этот фильм действительно стоит того.

    10 из 10

    12 августа 2013 | 00:30

    «Чтец» — это очень интересный взгляд на человека. Обычно в фильмах, где речь заходит о войне и её последствиях, мы видим одно — негодяев и убийц, которые расплачиваются за свои свершения. И никто не задумывается, что за всем этим стоит что-то ещё, что-то кроме военных преступлений.

    Этот фильм ни в коем случае не пытается оправдать поступков, совершённых главной героиней, но он даёт взглянуть на нечто совершенно другое, ведь недаром первую половину фильма героиня Уинслет для нас просто романтический персонаж, немного строгий в своей уверенности и какой-то подчёркнутой взрослости и такой спокойный и беззаботный, в своём смехе и готовности отдаться любви и голосу любимого человека.

    Вторая же половина фильма показывает нам совсем другую сторону реальности. Судьи и собравшаяся в зале толпа с осуждением и отвращением смотрят на подсудимых, видя хладнокровных убийц и садистов, заслуживающих смерти. И только один человек в толпе преисполнен не праведным гневом, а, скорее, непониманием и отчаянием, ведь образ человека, сложившийся у него в сознании, стал меняться, принимая неожиданные и пугающие формы.

    Конечно, можно рассматривать по отдельности героев и причины их поступков — почему Ханна предпочла наказание за чужие грехи простому признанию в собственной неполноценности? Почему Майкл готов был дать Ханне свой голос, но не мог написать ей ни строки? И ещё много-много вопросов, но это, как мне показалось, просто фон, дополняющий картину, а главное здесь — точка зрения на человека, отличающаяся от точки зрения большинства. Недаром в фильме нет кадров, где показаны события, имевшие место во время войны (которые и рассматривают все второстепенные герои), ведь для нас, зрителей, тогда главной героини не существовало — она появилась в тот миг, когда помогла заболевшему Майклу и было совершенно не важно, что происходило с ней до этого момента.

    Это спокойное, хорошо сыгранное в тусклых сероватых тонах кино, которое, не смотря на трагические нотки не оставляет после просмотра неприятной тяжести, ведь в финале мы всё равно возвращаемся в прошлое, к тому моменту, когда для главных героев всё только начиналось.

    28 марта 2009 | 18:21

    Им было подарено 1,5 месяца счастья. Так мало, и в тоже время так много.

    Стоило ли это того? Ответить однозначно на этот вопрос невозможно.

    Что может быть общего у взрослой женщины и подростка? Всё и ничего.

    Оба они искренне любили. Эта любовь была светлой и чистой. Михаэль любил так искренне в силу своего возраста. Ведь такое кристальное чувство может возникнуть только в юности, когда ещё не понимаешь насколько жесток окружающий мир. Ханна же любила всем сердцем потому, что просто не умела по другому.

    Но им не суждено было быть вместе. По многим причинам.

    Разница в возрасте, мнение окружающих и прошлое Ханны.

    Прошлое, от которого не скрыться. Прошлое, разрушившее и настоящее, и будущее.

    Но всё это будет потом. А сейчас эти два совершенно разных человека не задумываются ни о чем. Всеми способами они пытаются сделать друг друга счастливыми.

    Михаэль дарит Ханне ту романтику, которой у неё никогда не было в жизни. Путешествие на велосипедах, стихи посвященные любимой, радость, связанную с чтением книг. Несмотря на юный возраст своего возлюбленного, Ханна чувствует себя красивой, любимой, желанной рядом с ним.

    Она же просто дарит ему себя. Иногда и этого достаточно.

    Но всё резко обрывается. Происходит это так неожиданно, что зритель ещё несколько минут находится в шоке.

    Михаэль, будучи подростком, очень резко воспринимает потерю любимой и впадает во многолетнюю депрессию. Слегка придя в себя он получает новый удар судьбы. От которого не оправится уже никогда…

    Прошлое Ханны настигает и его. Страшная правда разрывает его на две часть.

    Первая-ужасается содеянному Ханной.

    Вторая-не может забыть их любви и понять, как такие страшные проступки могут соседствовать с любовью, нежностью и добротой.

    В этот миг он теряет свою любовь навсегда. Теряет по своей вине. Но мог ли он что-либо изменить?

    Чувствуя свою вину, он зачитывает книги на магнитофон-это сделает Ханну самой счастливой на всей Земле…

    Актёрская игра просто завораживает!

    Кейт Уинслет-смогла передать огромнейшую массу чувств. Настолько правдивой игры я не видел уже очень давно. Закономерно заслуженный Оскар

    Дэвид Кросс-у молодого человека колоссальный талант. Пронзительная игра не оставляет равнодушным.

    Рэйф Файнс-при относительно малом размере своей роли, смог сказать многое, даже когда не произносил ни слова. Всё читалось на его лице.

    Просто и коротко-БРАВО!

    Режиссёр смог передать поразительную, трогательную и грустную историю любви через призму безумия творившегося в послевоенной Германии.



    P.S. Передать весь мой спектр чувств от этого фильма-просто невозможно.

    Некоторые вещи нельзя описать словами. Их можно только почувствовать.

    Посмотрите, и сами всё поймёте.


    10 из 10

    Это минимальное оценка, которую заслуживает этот фильм.

    12 января 2010 | 01:15

    Хмм…

    Впечатление неоднозначное. Если вы уже читали книгу — смотрите. Не читали — всё равно смотрите.

    Я прочитала книгу до просмотра данного фильма и поэтому могу определить впечатления о фильме, исходя из впечатления от книги. А впечатление (от книги) у меня глубокое.

    Во-первых, в книге всё же имеется рассказчик (Михаэль) и он главный герой, в фильме же его (рассказчика) почти не было, и на передний план выходит Ханна. Две трети книги — размышления Михаэля о Холокосте, о коллективном чувстве вины за своих отцов, о любви к Ханне, в конце концов. Я думаю, было бы намного интересней, если бы на задней плане звучали его мысли обо всём об этом.

    Во-вторых, как я уже сказала на передний план выходит Ханна, и её становится (парадокс!) жалко. Почему парадокс объясню. В книге рассказчик (а я именно ему сочувствую, именно ему верю, так сказать) мечется меж двух огней: юношеской любовью к Ханне и презрением к ней, к её прошлому. Сочувствовать я ей начинаю лишь в конце книги, понимая её чувство вины. В фильме же всё наоборот. Мы её жалеем, а её самоубийство принимаем, как должное. Может, это такая режиссёрская задумка? Мол, пожалеем женщину, что бы она ни сделала. Слащаво, сопливо, по-голливудски.

    В-третьих, постная физиономия Дэвида Кросса ну никак не не передаёт всю боль, весь стыд за эту свою любовь. Вообще, по-моему, его не следовало приглашать на эту роль. А когда он заплакал, у меня было чувство, что он в руках лук держал. Поэтому не верю.

    А вот Кейт Уинслетт я поверила. Может, она поняла свою героиню, и поэтому мы ей сочувствуем?

    А так всё замечательно. Суд, недоумевающий взгляд судьи, игра Кейт, банка из-под чая, кассеты.

    Фильм — это фильм. Книга — это книга. Кажется, теперь их ничто не связывает.

    7 из 10

    P.S. Кейт заслужила Оскар. Её Ханна заслужила сочувствия.

    4 сентября 2010 | 20:50

    Потрясающий, откровенный, тонкий и глубокий фильм, поднимающий множество непростых вопросов, среди которых — как относиться к человеку с таким страшным прошлым, учитывая, что он для тебя самый близкий, любимый и родной? Можно ли простить? Можно ли понять?
    Ответы вы узнаете, посмотрев один из лучших фильмов года, удостоенный 5 номинаций на премию «Оскар» и принесший более чем заслуженную премию Кейт Уинслет. Стивен Долдри потрясающе тонкий психолог, для которого для передачи мощных эмоций важны не слова, а нюансы — взгляды, жесты, движения. Не последнюю роль в этом играет отточенная портретная работа операторов Роджера Дикинса и Криса Менжиса, также удостоенная номинации на «Оскар».

    Ну и напоследок, конечно, актеры. Если Рэйф Файннс уверенно ведет линию человека, чья жизнь отягощена муками прошлого, а Дэвид Кросс очень ярко дебютирует с такой эмоционально сильной ролью, то Кейт Уинслет сражает наповал. Будучи шестикратной номинанткой «Оскара», она приковывает к экрану и зачаровывает одним взглядом. По нарастающей, от начала к финалу, она открывает себя как ярчайшая трагическая актриса огромного диапазона возможностей. И никакого надрыва, никакого пафоса, никаких соплей.

    Тяжелый, горький фильм, который нельзя забыть. Если вы не закоренелый циник, конечно.

    10 из 10

    12 декабря 2009 | 00:52

    Картину «Чтец» Стивен Долдри снял по одноименному роману Бернхарда Шлинка, который я не читала. И в ближайшее время вряд ли прочту — уж слишком сильное впечатление производит фильм. Причем при втором просмотре не меньше, чем при первом.

    Одни говорят, что это кино про холокост, другие — что любовная история. На мой взгляд, те и другие правы. И не правы одновременно. Как жизнь человека невозможно загнать в рамки конкретного жанра, так и «Чтец» не поддается односложному определению.

    История представляет собой воспоминания Майкла Берга. Избранные воспоминания, связанные с одной женщиной — Ханной Шмитц. Майкл встретил ее в 15 лет. Случайно. Он почувствовал себя на улице плохо, и Ханна ему помогла. Так начался их роман, длившийся одно лето. Лето запретной (поскольку Ханна была вдвое старше его), но прекрасной любви. Большую часть которого Майкл читал вслух, а Ханна слушала. Это их лето вдвоем случилось в Германии 1958 года. А десять лет спустя, будучи уже студентом юридического факультета, Майкл снова увидел Ханну. И снова случайно. В зале суда, где ее обвиняли в смерти евреев во время Второй мировой войны, когда она была охранницей в концлагере.

    К этому моменту эротическая история первой трети фильма окончательно превращается в историю человека — самого непостижимого создания на Земле. В котором нежное уживается с жестоким, наивное с расчетливым, тошнотворно-отвратительное — с прекрасным до слез. И в этом смысле душевный мир Майкла или Ханны не более удивителен, чем мир любого из нас. Но, глядя на них, понимаешь вдвойне, как сложно все в жизни и в человеческих отношениях, как хрупко. Где одна встреча может перевернуть всю жизнь. Глупый, детский стыд — обречь на годы тюрьмы. Холодное молчание — убить.

    Можно осуждать Майкла, не понимать Ханну. Можно искать объяснение их поступкам. И этой темы хватит на несколько часов увлекательного обсуждения. Главное, что это право — иметь собственное отношение — Стивен Долдри оставляет за зрителем. Сам он не дает никаких оценок. Ничего, что было бы однозначным, грубым, прямолинейным. «Чтец» словно тихо, вполголоса рассказан старым, мудрым повествователем, одинаково любящим всех своих персонажей и по-отечески сочувствующим им. В результате картину отличает какая-то особенная атмосфера, окутывающая тебя сразу же, с первых же минут. Та атмосфера, которую уже никогда не забудешь, даже если все сюжетные перипетии сотрутся из памяти.

    «Чтец» — это кино большого стиля, в котором есть все то, что я так люблю: пронзительность, атмосферность, внимание к деталям. И завораживающая игра актеров. Тонкая, как сам фильм. Где едва заметный кивок головы значит больше тысячи жестов и слов. Что в первую очередь относится к игре Кейт Уинслет, которая проводит нас по таинственному и недосказанному миру Ханны Шмитц, раскрывая самые разные грани ее души. Бесспорно, «Оскар» за эту роль у Кейт заслуженный.

    Бонни

    15 апреля 2009 | 14:17

    Этот фильм стоит смотреть после прочтения книги. Картина потрясающе сочетается с оригиналом Бернхарда Шлинка, создавая полное и исчерпывающее впечатление.

    В книге повествование идет от имени Михаэля, мы живем его чувствами, видим Ханну его глазами, не понимаем многих ее поступков, так же как не понимает их сам Михаэль, но не смотря на это влюбляемся в эту женщину, со всеми ее недостатками и странностями.

    Очень сомневаюсь, что я смогла бы понять так хорошо обоих героев, мотивы их поступков, и основную идею картины, не прочти я книгу перед тем как посмотреть фильм. Может быть люди старшего поколения, имеющие более полное представление о тех временах, поняли бы это все лучше, но я говорю с позиции 18 лет и вполне ординарного мышления.

    Но я не в коем случае не хочу сказать, что фильм снят плохо. Он снят отлично. На протяжении всего просмотра я ловила себя на мысли, что я себе все так и представляла. Германия середины двадцатого века, люди, пережившие войну, их дети, осуждающие предшествующее поколение… Атмосфера создана великолепно, игра актеров трогает до глубины души, как и операторская работа, да и саундтрек создает нужное настроение.

    Эта история заслуживает того, чтобы к ней прикоснуться, и если прочитать книгу и посмотреть фильм, действительно погрузится во все это, ни за что не пожалеешь.

    10 из 10

    26 января 2011 | 20:28

    Новую картину Стивена Долдри любители кино ждали долгих шесть лет. Именно в 2002 году на экраны вышла ставшая почти что современной классикой лента «Часы», собравшая не только ворох высших кинематографических наград, но и отбившая в прокате почти четыре своих бюджета. Теперь этот фильм считается образцовой экранизацией, поэтому известие о том, что британский режиссер взялся перенести на экран многослойный и проблемный роман-бестселлер Бернхарда Шлинка «Чтец», не могло не вызвать неподдельный интерес у киноманов. Подогревали его не менее интересные, а иногда и скандальные событие как на съемочной площадке, так и вне ее. К таковым можно отнести чехарду с выбором актрисы на главную роль между Кейт Уинслет и Николь Кидман — обстоятельства сложились в пользу первой. Стали достоянием общественности и нелицеприятные поступки главного продюсера картины — Харви Вайнштайна. Голливудский толстосум, мол, совсем стыд потерял — выжил из проекта своего не менее именитого коллегу Скотта Рудина, всячески третировал Энтони Мингеллу и Сидни Поллака, чтобы потом, уже на стадии пост-продакшна, сделать рекламу на именах покойных гениев, а заодно и на Холокосте, являющемся одной из тем «Чтеца».

    Слухи слухами, но Вайнштайн пошел ва-банк — и не прогадал. Фильм вошел в пятерку номинантов в категории «Лучший фильм 2008 года» по версии Американской киноакадемии. Но достоин ли он такого звания? Достиг ли Долдри планки, установленной своей предыдущей работой? Ответить на эти вопросы можно, проанализировав плюсы и минусы «Чтеца».

    К преимуществам картины еще до ее выхода относили актерский состав. И действительно, все актеры выложились по-полной. Особенно стоит отметить блистательную Кейт Уинслет, исполнившая в фильме одну из лучших ролей за свою карьеру — роль Ханны Шмитц. Вместе с актрисой зритель проживает три возраста, три состояния этой невероятной личности. Вначале сквозь маску скрытности и отстраненности прорывается страсть тридцатилетней женщины к пятнадцатилетнему юноше с толикой милосердия и жалости. Вместе они проходят процесс познания: Майкл знакомит Ханну с мировой литературой, в то время как сам он впервые сталкивается лицом к лицу с тем, о чем раньше лишь читал в книгах, — с любовью.

    Мы не знаем, что за тайну скрывает Ханна, но все же симпатизируем ей. Но лишь до того дня в 66-м, когда она предстанет перед судом как одна из тысяч, запустивших в свое время маховик самого страшного изобретения больного человеческого разума — концлагеря Освенцим. Теперь на этом месте музей, но тот маховик работает до сих пор — пока жива память о миллионах замученных, пока вершится справедливость. Так думал и Майкл, студент права в престижном университете. Но его уверенность поколебала Ханна. Усталое лицо, пробивающейся седина, но горящий взгляд — таково второе ее состояние. Она никогда не смоет кровь тысяч евреев со своих рук, но по крайней мере, пытается защитить себя, что в результате оборачивается самым жестким наказанием для бывшей нацистской пособницы из всех возможных. И наконец, Ханна под конец жизни — сломленная долгим тюремным заключением пожилая женщина, — находит в себе силы преодолеть довлеющую над всей ее жизнью неграмотность с помощью единственного по-настоящему близкого ей человека, счастье с которым было всего на одно лето… Несомненно, игра Кейт Уинслет — главное украшение фильма.

    Идя всю свою жизнь бок о бок с Ханной — пусть даже и в памяти, — Майкл предстает перед нами то страстным юношей, то серьезным студентом, то зрелым мужчиной — отцом взрослой дочери. Такой возрастной и характерный диапазон передан двумя актерами: молодым, но очень талантливым Дэвидом Кроссом и не нуждающемся в представлении Рэйфом Файнсом. Последнего в фильме до обидного мало, но для него сценарием специально были отведены эпизоды, где блеск его пронзительных глаз уместнее, чем экспрессивность мимики и жестов. В этом плане показательны сцены диалогов между Майклом и Ханной в тюрьме и между Майклом и Илланой Матер — единственной живой свидетельницей преступлений его любимой женщины.

    Что касается фильма в целом, то он, увы, не идеален. «Чтец» — это как раз тот случай, когда экранизация интересна прежде всего зрителям, хорошо знакомым с первоисточником (чтобы проводить сравнения). Юристу и психологу Шлинку интересны были прежде всего комплексы вины, стыда и ответственности за темную страницу не только немецкой, но и мировой истории, каковой, несомненно, является массовый геноцид евреев. Проявлением этого является боязнь Ханной своей неграмотности — так и немцы боятся сказать себе, что не все еще виновники Холокоста понесли заслуженное наказание. В фильме эта идея также звучит, но как-то невнятно. Всему виной неравномерно расставленные акценты, в результате чего наибольший упор делается на отношения мальчика и зрелой женщины, которые, в силу своей скандальности, призваны были вызвать у зрителя интерес к дальнейшей истории. В итоге интерес так и гаснет не разогретый. Чрезмерное количество постельных сцен и «фронтальной обнаженки» со временем начинают раздражать, их сменяют высокопарные фразы идеалиста-студиозы о правосудии, при этом сцены суда над героиней Уинслет — как луч света в темном царстве. Занимательны последние полчаса, но до них ведь есть еще полтора.

    Кроме того, повествование осложнено своей нелинейностью, а переходы из прошлого в наши дни и наоборот поначалу кажутся уж слишком резкими. В итоге в эмоциональном плане зрителю, проще говоря, не за что уцепиться, действие слишком отстранено, нет ни одной по-настоящему сильной сцены, которая бы выделяла «Чтеца» как драму.

    Видно, что Долдри о многом хотел сказать за два часа, но эпизоды — это элементы единой конструкции, среди них не должно быть лишних, а в серьезном фильме, претендующем на главный трофей мира кино, они тем более должны соответствовать общему замыслу, и тогда получаем «Подмену» или «Загадочную историю Бенджамина Баттона». В противном случае имеем такую картину, как «Чтец». А жаль. Имелись все предпосылки к шедевру (см. выше), а вышло просто неплохое, но скучное кино, «темная лошадка» среди оскаровских номинантов этого года (хотя мало ли — кто этих академиков знает?).

    19 февраля 2009 | 01:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>