Шли по городу волшебники: Сказочные миры в советском кино

Обсудить0

«Страна хороших деточек» с ее карамельными домиками и заброшенным парком развлечений заставила КиноПоиск вспомнить другие ирреальные пространства из отечественных киносказок — царство Хозяйки Медной горы, волшебный лес из «Сказки о потерянном времени», Королевство кривых зеркал и многие другие.

В российский прокат выходит «Страна хороших деточек» Ольги Каптур — экранизация книги Анны Старобинец, в которой хулиганистая девочка Саша (Кира Флейшер) попадает в волшебную страну для перевоспитания. Все дело в том, что родители Саши (Тимофей Трибунцев и Ирина Пегова) и ее бабушка с дедушкой (Наталья Селезнева и Владимир Грамматиков) устали от бесконечных проказ своей девочки и под бой курантов загадали желание: пусть плохая Саша останется в старом году, а в новом появится хорошая, покладистая и воспитанная девочка. Их желание сбывается, но только не совсем так, как они планировали.

Саша попадает в странное место. Здесь у всех одинаковые домики и костюмчики, одинаковая полезная еда, жизнь как в пионерлагере (с ранним подъемом и таким же ранним отбоем), а за порядком следят часовые — собирающиеся из шестеренок железные человечки, суровые и беспощадные. Заправляет Страной хороших деточек Полпред (Вячеслав Манучаров), он же избавляет детей от воспоминаний о прошлой жизни. Но Саша не готова со своими воспоминаниями расставаться.

В «Стране хороших деточек» авторы скрестили компьютерную графику, ответственную за создание волшебного мира, и знакомую еще по советским детским фильмам формулу музыкальной сказки, в которой персонажи поют и танцуют. Мир хороших деточек с его карамельными домиками и заброшенным парком развлечений заставил КиноПоиск вспомнить другие ирреальные пространства из отечественных киносказок.

«Каменный цветок», режиссер Александр Птушко, 1946

В этой сказке по мотивам произведений Бажова мир Хозяйки Медной горы продуман до мелочей. Ее чары распространяются не только на подземное каменное царство, но и на лес над ним. Взмахивая веткой березы как волшебной палочкой, «каменная девка» управляет животными и деревьями. Подземные же владения буквально ослепляют. Сверкающие глыбы, самоцветы и, конечно, каменный цветок, на который так хотел взглянуть Данила-мастер, вспыхивают всеми цветами радуги. Вход в Змеиную горку расположен за неприметными скалами, которые эффектно расступаются перед героями. Сама Хозяйка меняет платья и головные уборы с умопомрачительной скоростью, а некоторые из ее в прямом смысле блестящих нарядов вполне сошли бы за современный вечерний туалет. Удивительно, что декорации и спецэффекты, созданные более полувека назад, по-прежнему смотрятся достаточно убедительно для сказочной истории.

«Сампо», режиссер Александр Птушко, 1959

«Сампо» — основанная на карело-финском эпосе «Калевала» сказка о волшебной мельнице Сампо, которая без зерна может производить муку, соль и золото. Эту картину Птушко современному зрителю сложно смотреть из-за совсем уж наивной и вычурной актерской игры. Зато страна злой волшебницы Лоухи под названием Похъела представляет огромный интерес. Среди скал выковать Сампо пытаются похожие на троллей чародеи и прорицатели, из недр вырывается огонь, а красавицу Анники похищает Лоухи с помощью летающего черного плаща, родственников которого можно найти и в грядущем фэнтези «47 ронинов». Плащ этот очень живописно летит над водной гладью финского озера. Сама Лоухи благодаря наряду похожа на монахиню, окружают ее змеи и гадюки, а небесный огонь заключен в черепе коровы. Больше всего ее мир напоминает Мордор из трилогии «Властелин колец» с поправкой на разницу в возрасте.

«Королевство кривых зеркал», режиссер Александр Роу, 1963

Мир Королевства кривых зеркал — один из самых ярких и необычных волшебных миров в советских киносказках. В Зазеркалье, или Наикривейшем из всех королевств, капризная, ленивая и пугливая девочка Оля попадает вслед за котом Барсиком через зеркало в прихожей. Там она встречает Яло — свое отражение, а также быстро понимает, что все зеркала в королевстве показывают людей совсем не такими, какие они есть на самом деле. Стариков показывают юношами, худого мальчишку-работягу — толстячком, а сами третьеклассницы Оля и Яло выглядят маленькими седыми бабушками. Мир Зазеркалья художники создавали, очевидно, вдохновляясь творениями Сальвадора Дали и Антонио Гауди. Формы зеркал и зданий причудливы и избегают прямых углов, над королевским дворцом сидит гигантский паук, а дистанционные столбики на дороге высечены в форме попугаев, напоминая о правителе страны Йагупопе. У министра Абажа, естественно, карета в виде жабы, а дочь Нушрока проживает в поместье, ворота в которое сделаны в виде головы коршуна и висят над пропастью.

«Сказка о потерянном времени», режиссер Александр Птушко, 1964

«Сказка о потерянном времени» (как сейчас бы сказали, сказка о прокрастинации) смотрится на удивление современно, разве что трудно узнать в малолюдном и зеленом городе Москву. Волшебному лесу, в котором в деревянной избушке живут злые чародеи, мечтающие украсть у малолетних лентяев драгоценные годы жизни, позавидовал бы и Тим Бёртон. Портал в страну коварных волшебников располагается в широком дупле. Мрачные сухие деревья на темно-синем фоне отвечают за недостаток по-настоящему зловещих эпизодов, головокружительные съемки порой сбивают с толку (одна сцена с поеданием магических лепешек чего стоит!), а часы с глазами и оживающей кукушкой и вовсе достойны киноцитат.

«Снежная королева», режиссер Геннадий Казанский, 1966

По пути в царство Снежной королевы Герде предстоит пройти через много волшебных мест, включая замок принца и принцессы и лес с разбойниками. Впрочем, чудеса начинаются еще дома: предметы там живые, за хозяйством следит похожий на эльфа домовой, а эффектнее всех выглядит чернильница с золотой головой в исполнении Веры Титовой. Ей потом предстоит сыграть еще и печку в «Новогодних приключениях Маши и Вити». В замке Герда видит сны придворных дам и королев, которые появляются на стенах в виде анимационных сюжетов, во владениях королевы ей снова встречаются рисованные персонажи — снеговики и снежные рыцари, пытающиеся помешать ей пройти к Каю. Микс мультипликационных персонажей и актеров сейчас выглядит странно, хотя тогда в отсутствие возможностей компьютерной графики был, наверное, наилучшим выходом из ситуации. Как еще создать на экране в середине 1960-х распадающихся снеговиков и мерцающее северное сияние? Ледяной потолок при входе во дворец — одна из самых впечатляющих находок художников, а вот тронный зал Снежной королевы выглядит по-северному скупо.

«Сказка о царе Салтане», режиссер Александр Птушко, 1966

Было ли в советских сказочных фильмах что-то безумнее, чем лохматые монстры с горящими глазами, чем оживающие и плачущие каменные львы-подлокотники из «Сказки о царе Салтане»? Когда Салтан узнает, что его жена родила «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку», кого зрители видят на царских пушках? Именно что мышонка, лягушку и зверушку-горгулью. А до чего ловко поет и танцует белка, грызущая золотые орешки с изумрудами! Хромакея в 1967 году не было, а вот комбинировать кадры, конечно же, умели, поэтому 33 богатыря выходят из моря и кажутся действительно гигантами на фоне обычного Гвидона. Кажется, в «Сказке о царе Салтане» задействованы все существующие на тот момент достижения в сфере спецэффектов. Наконец, картина Птушко постоянно напоминает о полотнах русских живописцев Кустодиева, Шишкина, Врубеля. И не только потому, что задний фон чаще всего является нарисованным, а благодаря схожим сюжетам и образам.

«Тайна железной двери», режиссер Михаил Юзовский, 1971

Эгоистичный мальчик-волшебник живет не столько в параллельном мире, сколько на изолированном острове, однако будем считать его персональные владения сказочной страной. Еще бы не сказочной! Есть персональный робот Балбес, вход взрослым воспрещен, можно играть, сколько тебе вздумается, и при этом никто не будет требовать, чтобы ты ходил в школу. Соответствуя безграничной любви юного мага к самому себе, весь остров уставлен его гипсовыми статуями, а также зеркалами, кругом висят буквы «я». Художники представили себе идеальный мир ребенка в минималистичном футуристическом ключе — с белоснежными бетонными зданиями а-ля Ле Корбюзье, машинами на одного человека и большими спутниковыми передатчиками.

«Новогодние приключения Маши и Вити», Геннадий Казанский и Игорь Усов, 1975

«Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути», но мы помним, что это присказка, а не сказка. Чудеса начинаются, стоит только верящей в них Маше произнести «эники-бэники» рядом с Дедом Морозом из папье-маше. Скептик Витя не верит, что Баба-яга, Кащей и прочие существуют, но соглашается пойти в волшебный мир спасать Снегурочку от Кащея, чтобы защитить Машу. Портал в сказочное измерение располагается прямо под елкой. В царстве Кащея нечисть развлекается тем, что играет в рок-группе, леший покрыт блатными татуировками, от нежелательных посетителей установлена сигнализация, а ступа летает, как говорит Витя, «на обыкновенном РПД» (реактивном порошковом двигателе). «Техника на уровне малонаучной фантастики», — сурово констатирует Витя. Костюм Кащея стоит отдельного упоминания. Надень кто такой, вполне сойдет за дизайнерский наряд на Хэллоуин. А интерьер его покоев с роскошным троном, зеркальным полом и портретами себя любимого во весь рост позднее нашел реальное воплощение в 1990-х в квартирах быстро разбогатевших россиян.

«Веселое сновидение, или Смех сквозь слезы», режиссер Игорь Усов, 1976

Пионерский лагерь, лето, на носу встреча с известным гроссмейстером Карповым, а Андрюша Попов вынужден валяться в изоляторе: у него температура, и врачи заставляют мальчика пить противное лекарство. Впрочем, благодаря гадкой прозрачной жидкости пионера Андрюшу ждет увлекательный сон, а то и трип. Школьник попадает в страну игр, где у власти находится шахматный король, уборщицами работают пешки, а коварные карты мечтают о захвате трона. Большая часть действия происходит в королевских покоях, которые выглядят на удивление обыденно, с пылесосом и чугунными батареями. Вообще фильм получился пестрый, но при этом довольно скучный и в том, что касается сюжета, и в том, что касается самой страны игр и ее персонажей. В роли шахматного королевства выступила территория настоящего пионерлагеря, что отчасти объясняет такой расклад.

«Раз, два — горе не беда!», режиссер Михаил Юзовский, 1988

В этом фильме 1988 года странно все: от голубого парика Караченцова и его же очков в форме сердечек до огромного железного насекомоподобного монстра, который уничтожает все на своем пути. Кто-то называет картину Михаила Юзовского чуть ли не советским стимпанком, хотя куда больше ей подходит дипломатичный термин «эклектика». Здесь простой люд маскируется под дымковские игрушки, король в исполнении Олега Табакова носит дурацкую челку, дворец расписан в донельзя лубочном стиле, кареты управляются самоварами, вражеские солдаты отдаленно напоминают Дарта Вейдера, а главные герои пытаются соответствовать модным веяниям конца 1980-х своей химической завивкой и широкими плечами. Но главная ценность этого уже позабытого продукта советской киноиндустрии — меткие реплики, актуальные и сегодня. «Кого царь не любит, тому счастья не видать», — мудро изрекает мать Маруси, осуждая опального жениха Фому. «Царю стыдно быть не может», — отвечает на претензии дочери герой Табакова.

Всё тайное станет оффлайн: детективный триллер о людях, ведущих двойную жизнь, уже в подписке
В главных ролях:Никита Ефремов, Денис Шведов, Никита Кологривый, Полина Максимова
Режиссер:Кирилл Плетнёв
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Последний богатырь»: как создавались сказочные костюмы жителей Белогорья

«Последний богатырь»: как создавались сказочные костюмы жителей Белогорья

21 апреля0
Анна Пармас: «Если попал в какую-то жопу, придумай, за что будешь цепляться, иначе тебе кабзда»
Интервью

Анна Пармас: «Если попал в какую-то жопу, придумай, за что будешь цепляться, иначе тебе кабзда»

1 апреля0
«Исправление и наказание»: тюремный ситком с Михалковой и Трибунцевым, который внезапно обрел новую актуальность
Сериалы

«Исправление и наказание»: тюремный ситком с Михалковой и Трибунцевым, который внезапно обрел новую актуальность

29 марта0
Объявили лауреатов «Золотого орла». Главный приз получили «Серебряные коньки»

Объявили лауреатов «Золотого орла». Главный приз получили «Серебряные коньки»

28 января30

Главное сегодня

Сериалы

Великолепный век турецкого сериала: звезды на баррикадах, шоураннеры-психологи и «Менты» в Анкаре

5 августа5
Великолепный век турецкого сериала: звезды на баррикадах, шоураннеры-психологи и «Менты» в Анкаре
Мишель Хазанавичус: «Сложно снимать очень плохое кино, которое должно вызывать у зрителя ужас»
Интервью

Мишель Хазанавичус: «Сложно снимать очень плохое кино, которое должно вызывать у зрителя ужас»

Вчера0
«Быстрее пули»: несмешной боевик-тарантиноид с Брэдом Питтом в скоростном поезде
Рецензия

«Быстрее пули»: несмешной боевик-тарантиноид с Брэдом Питтом в скоростном поезде

5 августа10
Что смотреть дома: «Жиза», «Песочный человек», «Кощей. Похититель невест»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Жиза», «Песочный человек», «Кощей. Похититель невест»

5 августа2
Нил Гейман: «Залог успеха в том, что Песочный человек постоянно меняется»
Интервью

Нил Гейман: «Залог успеха в том, что Песочный человек постоянно меняется»

5 августа6
«Бэтгёрл» убрали, «Флэша» оставили. Что происходит внутри Warner Bros. Discovery?
Индустрия

«Бэтгёрл» убрали, «Флэша» оставили. Что происходит внутри Warner Bros. Discovery?

5 августа15
9 лучших трейлеров недели: Колин Фаррелл кормит ослика, а Диего Луна возвращается в «Звездные войны»
Трейлеры

9 лучших трейлеров недели: Колин Фаррелл кормит ослика, а Диего Луна возвращается в «Звездные войны»

5 августа1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации