Интервью

Стивен Спилберг: «В этом году жертвы обрели свой голос»

Режиссер «Секретного досье» рассказал о патриотизме, как он на время стал журналистом, и почему иногда важно отключать фантазию.
Стивен Спилберг: «В этом году жертвы обрели свой голос»
Стивен Спилберг на съемках фильма «Секретное досье»

За фильм «Секретное досье» Стивен Спилберг взялся неожиданно. В разговоре с КиноПоиском режиссер объяснил, что заставило его отложить все дела и переключиться на историю издателя газеты The Washington Post Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип), которая вместе с главным редактором Беном Брэдли (Том Хэнкс) рискует всем ради публикации секретных документов Пентагона о войне во Вьетнаме.

— Вы принадлежите к поколению людей, которые привыкли узнавать о происходящем вокруг из газет. «Секретное досье» призвано убедить новое поколение в важности бумажной прессы?

— Надеюсь, что наш фильм даст людям представление о том, каких усилий стоят поиск и публикация правды. Печать устаревает, все сегодня становится цифровым. Но правда не устареет, никогда не выйдет из моды. Я работал над фильмом с условным названием «Первому игроку приготовиться», когда мне прислали сценарий «Секретного досье», написанный 31-летним автором без заказа, и я не мог поверить своим глазам: настолько он был актуален! Я понял, что не могу ждать, и эта история должна быть рассказана немедленно.

— Среди ваших работ есть развлекательные картины и фильмы на более серьезные — исторические и политические — темы. Насколько отличается ваш подход в работе над ними?

— Если фильм развлекательный, то все зависит только от моего воображения. Когда же фильм исторический, основан на реальных событиях, нужно меньше фантазировать и больше исследовать, проверять факты, искать подтверждения. Во время съемок «Линкольна» и «Секретного досье» мы со сценаристами очень серьезно работали над тем, чтобы выяснить, как все происходило на самом деле. Такому фильму, как «Секретное досье», мое воображение могло только помешать.

«Линкольн»

«Линкольн»

Конечно, чтобы рассказать историю как можно более драматически, выработать правильный ритм, понять, где разместить камеру, совсем без воображения не обойтись. Но факты есть факты, и в каком-то смысле мы сами должны стать журналистами, чтобы рассказать историю правдиво.

— Почему вы решили закончить фильм, не показав последствия публикации секретных документов Пентагона? Как вы, кстати, сами их оцениваете?

— Думаю, что эпилог фильма, отсылающий к Уотергейту (политический скандал, закончившийся импичментом президента США Ричарда Никсона — Прим. КиноПоиска), был правильным решением. Общеизвестно, что документы Пентагона вызвали взрыв негодования в университетских городках, и количество маршей протеста выросло в разы. Думаю, это привело к скорейшему окончанию войны [во Вьетнаме]. Давайте отдадим должное Кэтрин Грэм, которая обрела голос и стала лидером. Полагаю, что если бы Грэм не опубликовала досье Пентагона, то она позже не позволила бы Бену Брэдли и журналистам Карлу Бернстайну и Бобу Вудворду вести расследование, которое привело к досрочной отставке президента Никсона.

— В фильме есть параллели с событиями, происходящими в Америке сейчас?

— Когда я наблюдаю за происходящим сегодня, у меня возникает ощущение, что я смотрю в прошлое. Никсон и другие президенты, не уважающие правду, — вот параллели, которые напрашиваются. Но для меня эта картина патриотическая, совсем не партийная. Я снял ее не как член Демократической партии, а как человек, который верит в свободу слова, в наши права, гарантированные Первой поправкой к Конституции, в четвертую власть. Журналисты в этой картине — настоящие герои, а сам фильм — противоядие против fake news.

Стивен Спилберг на съемках фильма «Секретное досье»

Стивен Спилберг на съемках фильма «Секретное досье»

— Вы верите, что кино может изменить ситуацию в лучшую сторону?

— Да, мы все знаем, насколько влиятельными могут быть фильмы. Они позволяют дистиллировать информацию, раскрыть тему и сделать ее доступной каждому. «Секретное досье» не нагоняет тумана, и с его помощью легко понять, что произошло. Особенно в свете новых атак на прессу, людей, у которых есть мужество докопаться до правды.

— Как получилось, что Том Хэнкс, Мэрил Стрип и вы до этого ни разу не работали втроем? Как вам первый опыт?

— И правда, я тоже не мог поверить, что Том и Мэрил никогда раньше не снимались вместе. Это мой пятый фильм с Томом, и я всегда хотел работать с Мэрил. Но ее типаж не слишком подходил для фильма «Боевой конь», и я не мог найти для нее роль в «Линкольне». Я был знаком и с Кэтрин Грэм, и когда проект попал ко мне, сразу понял, что на земле нет другой актрисы, которая бы смогла ее сыграть. Так что наконец у Стрип и Хэнкса появился шанс поработать вместе. И я очень рад, что стал режиссером дебюта этого замечательного дуэта.

«Секретное досье»

«Секретное досье»

— Кэтрин Грэм — пример того, как женщина может руководить корпорацией, несмотря на сопротивление мужчин. Сейчас в США активно обсуждается тема гендерного неравенства на рабочем месте и сексуальных домогательств. Что вы думаете по этому поводу?

— Я знаю одно: в этом году жертвы обрели свой голос. Так же как Кэтрин Грэм обрела свой голос в 1971 году, хотя и по другому поводу. Все мы стали свидетелями того, как женщины преодолели стыд от того, что они были жертвами. У них теперь есть возможность говорить, и надеюсь, что они будут говорить еще больше. После 1970-х все больше женщин стали занимать ответственные должности и получили больше контроля над нашей страной. Я не говорю, что все это достигнуто благодаря Кэтрин Грэм, но она была первой женщиной — главой компании, входящей в 500 самых крупных по оценке журнала Fortune. И со временем многие женщины, подобные Грэм, показали, на что они способны.

Читайте также
Видео и фото От Эйзенштейна до Спилберга: О монтаже за 22 минуты В новом видео разбираемся с основами языка кино — от Эйзенштейна и Кулешова до Спилберга и Малика.
Новости Том Хэнкс сыграет знаменитого ведущего детской телепередачи Актер примерит вязаный кардиган и поможет циничному журналисту по-новому взглянуть на мир.
Новости «Оскар-2018»: Номинанты «Форма воды» Гильермо дель Торо лидирует в списке номинантов (13 категорий). Можно поздравить и Андрея Звягинцева с продюсерами драмы «Нелюбовь» — лента номинирована как лучший фильм на иностранном языке.
Комментарии (63)

Новый комментарий...

  • 11

    ВНЧ 23 февраля 2018, 19:21 пожаловаться

    #

    - Когда я наблюдаю за происходящим сегодня, у меня возникает ощущение, что я смотрю в прошлое.
    Аналогично. Застой, цензура, культ личности.

    ответить

  • 1

    SpaceStationOne 23 февраля 2018, 19:21 пожаловаться

    #

    - Думаю, что эпилог фильма, отсылающий к Уотергейту, был правильным решением.

    Эпилог прекрасный!
    Не хочется, чтобы фильм заканчивался :-)

    ответить

  • Да, Спилберг сильно изменился. Тема, поднятая в «Секретное досье» раньше больше бы подошла таким режиссёрам как Оливер Стоун или Клинт Иствуд, а от Стивена Спилберга его поклонники привыкли ждать совсем другое кино. Но он сам считает иначе, и сейчас берётся за интересующие ЕГО темы, а не продолжает снимать то, на чём сделал себе ИМЯ. Его право, заслужил.
    Но, новый Индиана Джонс уже маячит на горизонте…

    ответить

  • 4

    ptitza 23 февраля 2018, 21:56 пожаловаться

    #

    согласна, что заслужил. Мне, если честно даже сложно сформулировать, почему все его фильмы после 93го меня совсем не трогают. Какие-то формально-бездушные. Мне почему-то кажется, что в определенный момент он стал браться не за интересующие темы, а за то, что от него требовалось. У каждого художника наступает условный момент, когда известность начинает его пожирать. У Нолана, например, первым шагом в бездну стал Дюнкерк (это имхо). Мне кажется, что это происходит, когда режиссер воображает, что он что-то должен обществу или решает менять мир.

    ответить

  • 8

    RonsaRd 23 февраля 2018, 22:25 пожаловаться

    #

    " все его фильмы после 93го меня совсем не трогают.» — А как же Список Шиндлера, Спасти рядового Райана, Особое мнение?

    ответить

  • 3

    ptitza 23 февраля 2018, 22:35 пожаловаться

    #

    список шиндлера 93й, я его люблю. Остальные — нет. Но это мое субъективное мнение. Я уверенна, что многие любят и пересматривают особое мнение и рядового.

    ответить

  • Возможно и так. Последним Великим фильмом Спилберга (как и многие) считаю «Спасти рядового райана». Сейчас кино-моду диктуют другие, но я всё-равно буду ждать от Спилберга новых шедевров.

    ответить

  • 6

    ptitza 23 февраля 2018, 22:33 пожаловаться

    #

    я тоже)

    ответить

  • 6

    ptitza 23 февраля 2018, 22:35 пожаловаться

    #

    я и от Скотта жду)

    ответить

  • Да, я тоже. И есть ещё пара десятков режиссёров, за творческими планами которых я слежу особо пристально.

    ответить

  • 5

    yoooguurt 23 февраля 2018, 23:13 пожаловаться

    #

    субъективно. Какие фильмы до 93-го у Спилберга вас трогали?

    ответить

  • 6

    ptitza 24 февраля 2018, 00:00 пожаловаться

    #

    список, индиана джонс, парк, лиловые цветы, например. Челюсти были по-своему обаятельны.

    ответить

  • 6

    Гвалиор 24 февраля 2018, 08:01 пожаловаться

    #

    Спилберг очень разноплановый, так что обращение к данной теме вполне в его духе.

    ответить

  • Может и так, но именно в новом веке многие его фильмы стали слишком политически ангажированными.

    ответить

 
Добавить комментарий...