• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Интервью

Рутгер Хауэр: «Не думаю, что актеру так уж необходимо быть киноманом»

Культовый актер, звезда оригинального «Бегущего по лезвию», — о том, чем работа с Кристофером Ноланом и Жаком Одиаром отличается от сотрудничества с Ридли Скоттом и Сэмом Пекинпа.
Рутгер Хауэр: «Не думаю, что актеру так уж необходимо быть киноманом»
Рутгер Хауэр / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Актер Рутгер Хауэр, исполнитель роли андроида Роя Бэтти из легендарного фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, приехал в Россию и стал специальным гостем международного фестиваля Comic Con Russia, который проходил в Москве с 28 сентября по 1 октября. Во время своего визита актер встретился с КиноПоиском и рассказал о том, зачем он сократил свой финальный монолог в «Бегущем по лезвию» с 300 слов до двух предложений, что общего у его работ в кино и танцев, а также о стихах, сиквелах и будущем кинематографа.

— Как вы думаете, стоило ли продолжать историю «Бегущего по лезвию»?

— Сначала я должен посмотреть, что получилось. Вы видели новый фильм «Бегущий по лезвию 2049»?

— Пока нет.

— Я тоже нет. Ничего не знаю об этом проекте. Мне кажется, «Бегущий по лезвию» — он единственный в своем роде. Конечно, дальше можно продолжать, снимать второй, третий, четвертый фильмы, но это уже будет не тот «Бегущий», а нечто совсем иное. Посмотрим, что они там придумали.

«Бегущий по лезвию 2049»

«Бегущий по лезвию 2049»

— Почему, как вам кажется, «Бегущий по лезвию» стал по-настоящему культовым феноменом?

— Как описать бриллиант? Про него сколько ни скажи, все будет мало. Множество факторов сыграли свою роль. Трудно выразить, как это замечательно, когда фильм живет такой долгой жизнью. Любопытно, что цифровая революция как раз была на подходе, и в итоге она помогла фильму. Сначала видеокассеты, потом DVD-диски. И, главное, зрители помогли ему. Изначально он шел в кинотеатрах всего что-то около двух недель, провалился. Но люди, поклонники фильма, захотели его вернуть, смотреть еще и еще и в итоге спасли его. Я помню, как «Бегущего» показывали в разных вариантах, разных форматах, пока 25 лет спустя мы не увидели финальную версию — то, что Ридли Скотт на самом деле хотел сказать.

Столько всего про «Бегущего по лезвию» просто необъяснимо. Ведь фильм снимался с огромным количеством препятствий, проблем, трудностей. В самом начале съемок у нас даже не было законченного сценария — как раз разыгралась забастовка сценаристов... Но так обычно все и происходит. Не всегда, но, чтобы сотворить нечто действительно прекрасное, нужен кто-то вроде Ридли. А еще нужно много денег, много удачи и огромное количество других составляющих. Об этом часто забывают. Правда, дерьмо сделать иногда тоже очень тяжело. Про съемки «Бегущего» есть отличный документальный фильм «Опасные дни». Вы его видели?

— Да. Очень мощно.

— Он потрясающий! Почти так же хорош, как сам фильм Скотта.

— Можно сказать, что «Бегущий по лезвию» опередил свое время?

— Да, можно так сказать. А можно сказать, что люди были идиотами.

— Вы часто повторяете, что интернет — замечательная вещь. Как вы думаете, что он может в будущем подарить киноиндустрии и киноискусству?

— Интернет таит в себе безумное количество возможностей. Во-первых, это огромный ресурс всевозможных знаний. Я думал об этом, когда начинал проект Filmfactory. Хотел создать своеобразную коалицию кинематографистов, чтобы мы могли, так скажем, визуально делиться своими знаниями, а не будто сидя за школьной партой.

Во-вторых, интернет постепенно становится главным кинорынком. Важно создать дверь, через которую зрителю было бы легко выйти на тебя и твой продукт. Всяческие новые технологии дарят возможность делать фильмы очень дешево и с минимальным опытом. Раньше, чтобы стать кинематографистом, нужно было быть как минимум Стивеном Спилбергом. Искусство не начинается с гения. Талант нужно практиковать. За этим будущее, и я не вижу других вариантов. При этом, конечно, идея похода в кино тоже никуда не денется. Кино — это событие. Есть вещи, которые люди любят делать вместе. Я не чувствую потребности смотреть фильм в одиночку. Или, например, большой экран. Что случится с большим экраном? Я не знаю. Все так быстро меняется, и будущее выглядит крайне туманным, не только для кинематографа.

«Бегущий по лезвию»

«Бегущий по лезвию»

— Продолжаете ли вы сочинять стихи? Влияет ли поэтическое мировоззрение на актерскую игру? Многие ваши роли можно назвать поэтическими. Самый яркий пример, конечно, в «Бегущем по лезвию».

— Да, сочиняю немного. Поэзия всегда в моем сердце и иногда просачивается наружу. Я сочиняю, но никогда не импровизирую. Хотел бы, чтобы у меня хватало для этого уверенности. Все-таки я киноактер и на сцене чувствую себя крайне неуютно. В «Бегущем» поэзия уже была внутри персонажа. Ридли сказал: «Добавь все, что посчитаешь интересным». Обычно начинаешь думать, кем были родители твоего героя, что случалось в его жизни. А в этом случае было похоже скорее на какой-то салат: я мог приправить его чем угодно. Когда я в первый раз прочел сценарий, сцена смерти моего героя состояла из более чем 300 слов технотрепотни. Я подумал, что финал — это не самый подходящий момент, чтобы ударяться в проповеди. Да и потом у андроида уже садится батарейка. У него не остается времени и сил на целую страницу болтовни. Я подумал, что будет здорово, если Рой скажет всего одну фразу. В итоге оставил два предложения, которые уже были в сценарии, и добавил еще одно: «Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы под дождем... Время умирать». Сейчас я понимаю, что создал в финале нечто важное — тишину и скорость. Я очень рад, что многие до сих пор могут эту фразу цитировать наизусть.

— Это ваша любимая роль?

— Да, безусловно. Это был всего третий мой фильм на английском, и мне безумно повезло словно вернуться домой с этой историей и с Ридли, которому очень даже нравилось то, что я делаю, и который позволял мне идти туда, куда я захочу. Ни один другой фильм с этим не сравнится.

— «Леди-ястреб» — довольно необычная картина в вашей карьере. Помните ли вы, как проходили съемки? Довольны ли вы результатом?

— Я очень горжусь этой работой. Сначала режиссер Ричард Доннер предложил мне роль плохого парня. Я сказал: «Ничего не знаю, хочу сыграть героя». Он хотел кого-то помоложе. А я говорю: «Зачем тебе моложе? Это же не фильм для подростков. Это история о силе, стойкости и любви, тебе нужен актер с яйцами. Я знаю, что у меня получится». Вышел особенный, очень странный фильм. Там тоже много поэзии. Она в мощной истории, в странно-сказочной операторской работе Витторио Стораро. Там столько всего намешано: Мэттью Бродерик очень современный, восхитительная Мишель Пфайффер едва ли произносит пару слов, а я говорю на таком вроде как рыцарском языке. Фильм трудно пригвоздить одним определением. Мне вообще комфортно работать со сказочным материалом. Такое на самом деле непросто сделать на экране, и не думаю, что многие актеры справились бы.

«Леди-ястреб»

«Леди-ястреб»

— Вы работали со множеством великолепных режиссеров, а с кем особенно понравилось сотрудничать?

— С Кристофером Ноланом. Для меня он один из лучших. Удивительно, как много один режиссер может привнести на площадку. Он так спокоен, собран и изобретателен. Знает уйму вещей и ничего не боится. Мне это нравится. В его руках я чувствую себя совершенно спокойно. Много других, конечно. Например, этот француз... Как же его? Который снял «Ржавчину и кость»...

— Жак Одиар?

— Да. Он великолепен! Я вот только что поработал с ним. Исполнил маленькую роль в его новом фильме «Братья Систерс» (2018) — это очень смешной вестерн. Месяц назад мы закончили съемки в Испании. Он один из настоящих кинематографистов. Из тех, чей язык — это язык кино. Когда важнее то, что происходит в кадре, чем звучащие слова.

— Он рассказывает историю визуально?

— Да, именно так. Немногие режиссеры это умеют.

— А как вам работалось с Сэмом Пекинпой над фильмом «Уик-энд Остермана»?

— Пекинпа был замечательный. В каком-то смысле он режиссировал одними бровями. Не говорил: «Можешь сделать так? Или так?» Он просто смотрел на тебя своими улыбающимися глазами вроде как: «Это все, на что ты способен?» А ты такой: «Нет!» И все сначала. Это была как игра. Меня это не беспокоило. Многим не нравилось, потому что не сильно помогало.

— А над «Тайной печати дракона: Путешествие в Китай» понравилось работать с такой большой международной командой?

— Я был поражен размахом фильма, всей этой разношерстной компанией. К тому же я очень люблю Россию. Собственно, поэтому и согласился участвовать в картине. Я был здесь много раз и стараюсь вернуться по любому поводу. Очень рад участвовать в международном проекте. Думаю, мы должны чаще работать с людьми различных национальностей, это сильно сплачивает.

«Тайна печати дракона: Путешествие в Китай»

«Тайна печати дракона: Путешествие в Китай»

— Вы много преподаете, проводите мастер-классы. Что для вас важно передать студентам?

— Актеру жизненно необходимо постоянно практиковаться. Нет на свете такого исполнителя или режиссера, кто бы сказал: «Я сделал достаточно фильмов и теперь все понял про то, как это делается». Мне нравится давать возможность актерам или будущим актерам пробовать сколько душе угодно. Я стараюсь объяснить, что главное — это следовать за своими чувствами. Очень часто интеллектуальное только мешает, сдерживает. Многие перестают доверять своему сердцу и интуиции.

— Как вы думаете, обязателен ли для актера такой богатый жизненный опыт, какой был у вас?

— Конечно, только жизнь учит по-настоящему, а не школа, которая лишь прививает навык думать как все. Я очень много работал, когда в 15 лет удрал плавать на корабле. Мы плавали целый год, и я видел множество разных мест: Нью-Йорк, Чикаго... Мне безумно нравилось путешествовать, потому что каждый раз ты открываешь все новое — людей, места. Все это расширяет горизонт, что актеру, безусловно, необходимо.

— Вы киноман?

— Нет. Я немного знаю о фильмах. И не так уж много смотрю, а когда смотрю, тут же забываю названия. Не думаю, что актеру так уж необходимо быть киноманом. Даже про само актерство в широком смысле знать необязательно. Есть сто тысяч разных способов играть.

— У вас есть некий определенный, постоянный метод подготовки к роли? Или все отличается от проекта к проекту?

— Нет, постоянного нет. Мой метод — это правда. Еще когда читаю сценарий, то много думаю об истории, о своем персонаже. Придумываю разное. Когда наступают съемки, у меня уже много всего в голове, что, как мне кажется, я должен делать. А дальше я следую указаниям режиссера. Мне нравится, когда мной руководят. Мне это необходимо. Не хочу обо всем думать сам.

«Попутчик»

«Попутчик»

— Вы часто сравниваете свои фильмы, работу над ними с танцем. «Бегущий по лезвию», «Попутчик»...

— Так и есть. Для меня все в фильме танец: монтаж, движения камеры, отношения между партнерами по сцене и так далее. Это относится к каждому кадру. Каждый кадр рассказывает историю. И все, что мы делаем, — это иллюзия. Персонаж — он на самом деле не персонаж как таковой. Это набросок персонажа. Что вообще такое персонаж? Полтора часа на экране — это не так много, чтобы как следует рассказать про него. Так как же мы можем верить, что кого-то знаем в фильме? Например, «Попутчик» — очень темная сказка, можно сказать, ночной кошмар. Моя работа заключалась в том, чтобы заставить зрителя поверить, что мой герой может творить бог знает что, даже если это не показано на экране. Он словно призрак. У каждого фильма своя собственная правда. А больше всего кино похоже на сон. Все выдумка и сны. Притворство. Фантазия. Но это и великолепно. Кино по своей сути искусственно. И в то же время ужасно реально.

Читайте также
Новости Мировой бокс-офис: Китайские спортсмены снова обогнали «Бегущего по лезвию» Картине Дени Вильнёва так и не удалось занять первую строчку топа международного проката.
Новости Первая реакция на фильм «Бегущий по лезвию 2049»: «Шедевр» Американские критики посмотрели новую картину Дени Вильнёва.
Новости Аниме-приквел «Бегущего по лезвию 2049» погрузил Лос-Анджелес во тьму Репликанты совершают диверсию в аниме-прологе к фильму Дени Вильнёва.
Комментарии (33)

Новый комментарий...

  • 32

    Драммер 3 октября 2017, 14:32 пожаловаться

    #

    Мощный актер. Радует, что он выбрался из категории «Б» и снимается в хорошем независимом кино.

    ответить

  • 3

    Ahsarbek 8 октября 2017, 23:56 пожаловаться

    #

    я бы сказал, один из самых недооцененных актеров.. Он мог бы быть в первом ряду, играть в фильмах калибра «Бегущего по лезвию» и дальше, но к сожалению, надолго застрял в данной категории. Слшком долго. Есть у него много удачных фильмов, но их могло быть намного больше!
    Нужно больше Рутгера!)

    ответить

  • 35

    Mark Amir 3 октября 2017, 14:46 пожаловаться

    #

    Очень крутой и недооцененный актер. Он был великолепен в картинах Пола Верховена, в 80-е не потерялся, даже проходные боевики вроде «Слепой ярости» становились чем-то большим с его подачи. Даже несмотря на 20-летний карьерный провал потом, Хауэр не остановился и продолжает развиваться, открывая свои новые грани

    ответить

  • 3

    flyflash 7 октября 2017, 08:15 пожаловаться

    #

    Периодически пересматриваю слепую ярость, хороший фильм

    ответить

  • 17

    Alix JekyllHyde 3 октября 2017, 14:49 пожаловаться

    #

    Обожаю этого человека! Спасибо за интервью!)

    ответить

  • 19

    Мари_Даррелл 3 октября 2017, 15:05 пожаловаться

    #

    Интересное интервью.
    Хауэр великий актер. Вспоминаю просмотренные мной фильмы и представляю его вместо многих, сыгравших в этих фильмах. Но вот в ролях, сыгранных Рутгером, никого представить не могу)

    ответить

  • 13

    El_principe 3 октября 2017, 15:05 пожаловаться

    #

    Мировой мужик!
    Жду с ним как можно больше фильмов!
    Спасибо!

    ответить

  • 14

    Миша Семёнов 3 октября 2017, 15:14 пожаловаться

    #

    Мужик молодцом, но к сожалению недооценен многими, да и рад я что он выбрался в мировые проекты:)!

    ответить

  • 12

    Nigan 3 октября 2017, 15:28 пожаловаться

    #

    Замечательный актер. Его персонаж в картине «Попутчик» в детстве на меня столько жути нагнал.

    ответить

  • 15

    Erdagan 3 октября 2017, 15:38 пожаловаться

    #

    Хорошее познавательное интервью от Рутгера, приятно слышать, что он хорошо относится к нашей стране, видимо не плохо общался с нашими людьми. Мне же, он помимо «Бегущего», понравился в картине Альберта Пьюна «Солдат Апокалипсиса» — робот Омега Дум вышел из него отменным, не хуже чем репликант Рой. Также хорош в Попутчике, действительно маньяк сеющий зло на дороге: «Чего тебе надо от меня? Я хочу чтобы ты меня остановил…»

    ответить

  • 5

    iXtremeFROST 3 октября 2017, 16:16 пожаловаться Observer

    #

    Жаль не было вопроса про недавний инди-киберпанк проект Observer, где Хауэр «играет» главную роль.

    ответить

  • Connor James 3 октября 2017, 16:21 пожаловаться

    #

    Observer, кстати, был во многом стилистически похож на того же «Бегущего по лезвию» — начиная от вступительных титров и заканчивая общим антуражем.

    ответить

  • SnakeFox 3 октября 2017, 18:52 пожаловаться

    #

    Вот только что-то он лениво играет.

    ответить

  • Кристофер Нолан, Жак Одиар, Ридли Скотт, Сэм Пекинпа, и ни слова о Поле Верховене…

    ответить

  • 4

    Rheo-TU 3 октября 2017, 22:07 пожаловаться

    #

    Они с Верховеном давно в ссоре.

    ответить

  • Да, с 80-ых ещё. Это-то и обидно.
    А Кинопоиск, зная это, тактично обошёл в интервью эту скользскую тему. Но сам Хауэр всё-таки мог бы и упомянуть имя Верховена, как дань их прошлому успешному совместному творчеству.
    А ещё мне было бы интересно узнать как Хауэр сработался с Ли Тамахори на съёмках предстоящего «Императора».

    ответить

  • 16

    dda708500 3 октября 2017, 16:44 пожаловаться

    #

    в детстве обожал фильм Слепая Ярость. Он был в нём так крут, и автоматом для меня встал чуть ли не в один ряд с Ван Даммом и Норрисом

    ответить

  • 4

    Evgeny Ovchinnikov 5 октября 2017, 15:35 пожаловаться

    #

    A когда я в детстве увидел «Взять живым или мёртвым» в кинотеатре (кажется, в 1990-м году — то есть, в 10 лет) — Рутгер Хауэр тут же стал для меня актёром номер один, потеснив общепризнанных кумиров детства — Арни и Слая — на второе и третье место соответственно :-)
    «Слепую ярость» же увидел году в 1996-м на VHS, впоследствии пересматривал раз десять.
    Hy a Blade Runner… в принципе один из любимейших фильмов, вне зависимости от участия в нём Хауэра. Через несколько часов иду на сиквел, и надеюсь, не разочаруюсь!

    ответить

  • 3

    dda708500 5 октября 2017, 15:52 пожаловаться

    #

    Я очень и очень редко в кинотеатры хожу, буду ждать когда в сеть выложат. Как посмотрите, отпишитесь, так ли хорош, как его хвалят.

    ответить

  • 1

    иван ливицкий 3 октября 2017, 16:46 пожаловаться

    #

    Я больше всего люблю его роль в «Саге о Святом пропойце».

    ответить

  • 7

    MrRyder 3 октября 2017, 18:18 пожаловаться

    #

    Отличный актёр. Способен сделать интересными даже роли второго плана. В «Попутчике» бесподобно сыграл. В интервью верно подметил про этот фильм и тамошнюю его роль.

    ответить

  • 11

    andre79 3 октября 2017, 19:17 пожаловаться

    #

    Рутгер в роли «Попутчика»… Никого другого представить в этой роли не могу после ЕГО игры. Римейк с Шоном Бином просто слабая попытка подражать готовому образу, созданному Хауэром. Намного слабее вышло, хотя как актер Бин тоже ничего.

    ответить

  • 10

    MrRyder 3 октября 2017, 20:02 пожаловаться

    #

    Согласен. Бин хорошо сыграл, но без изюминки. Маньяк в исполнении Хауэра был наделён исключительной харизмой.

    ответить

  • 6

    pahomi 3 октября 2017, 20:33 пожаловаться

    #

    Великий актёр без сомнения, очень жаль что нет его в продолжении Блейдранера, в оригинале он был для меня главной фигурой.

    ответить

  • 18

    darhan_hulk 3 октября 2017, 22:21 пожаловаться

    #

    «У каждого фильма своя собственная правда. А больше всего кино похоже на сон. Все выдумка и сны. Притворство. Фантазия. Но это и великолепно. Кино по своей сути искусственно. И в то же время ужасно реально»

    Хоть бери и на стену вешай

    ответить

  • 6

    Grand Text Author 3 октября 2017, 22:29 пожаловаться

    #

    Похож на бабульку с этим платочком. Забавно.

    ответить

  • 10

    apupezig 4 октября 2017, 01:05 пожаловаться

    #

    Р. Хауэр в «Бегущий по лезвию» сыграл просто гениально! Он там появился немного вначале и два раза в конце, но финальная сцена, когда он бегал с «горящими» глазами и яростным лицом за героем Х. Форда, точно является одной из лучших в истории кинематографа! Всем советую посмотреть её еще раз, это грандиозное противостояние «злодея» и «хорошего парня»!

    ответить

  • 2

    zumzoom_07 4 октября 2017, 18:52 пожаловаться

    #

    Он полон поэзии.

    ответить

  • 3

    cruelmonkey 4 октября 2017, 21:25 пожаловаться

    #

    А «Достучаться до небес»? Разве мог кто-то кроме него сказать ту самую фразу про море?

    ответить

  • 5

    Дикий Пушистик 5 октября 2017, 14:17 пожаловаться

    #

    Великий актёр! Обожаю фильмы с ним! От военной драмы «Солдат королевы» и до новейших массовых боевиков. А «Леди-ястреб»! А «Новый мировой порядок»!а «Плоть и кровь»!!! «Попутчик»! и в оригинале «Бегущего по лезвию» он сыграл просто супер.
    Замечательный и очень многогранный актёр. дай Бог ему побольше здоровья.

    ответить

  • 1

    Evgeny Ovchinnikov 5 октября 2017, 15:38 пожаловаться

    #

    Как в 1990-м году увидел Хауэра в фильме «Взять живым или мёртвым» — так сразу же и зафанател от него. Все остальные «герои боевиков» тут же ушли на второй план. Мне тогда 10 лет было… а с возрастом познакомился с его более серьёзными работами — начиная от легендарного «Бегущего по лезвию» и заканчивая притчей «Саймон Магус».
    Огромное спасибо за интервью! Жаль, что не смог выбраться в этом году на Комикон, что бы увидеть лично великого голландского актёра!

    ответить

 
Добавить комментарий...