Интервью

Франсуа Озон: «Мне хотелось рассказать прекрасную историю любви»

На российские экраны вышла картина Франсуа Озона «Новая подружка», к съемкам которой он готовился более двадцати лет. По случаю премьеры режиссер рассказал КиноПоиску о любви к своим героям, сложности сексуальных сцен, двух сторонах Ромена Дюриса и новой Изабель Юппер.
Франсуа Озон: «Мне хотелось рассказать прекрасную историю любви»

На российские экраны вышла картина Франсуа Озона «Новая подружка», к съемкам которой он готовился более двадцати лет. Главная героиня фильма — девушка по имени Клэр (Анаис Демустье), которая никак не может смириться со смертью подруги детства. Окончательно справиться с горем, а заодно обрести себя ей удастся только в конце ленты. На протяжении 105 минут, что длится фильм, Озон будет соблазнять и героиню, и зрителей, предлагая сыграть в свою любимую игру под названием «Ищите женщину».

Картина, написанная узнаваемым озоновским почерком, очень психологична. Это не просто рассказ о людях. Это история о поиске своего «я», который не может быть простым. Как может показаться сначала, тут все очевидно. Скромная героиня Демустье из серой мышки превращается в эдакую femme fatale, а Ромен Дюрис, один из самых мужественных французских актеров, носит каблуки и красит губы. Однако признаться себе в том, кем ты являешься на самом деле, порой гораздо сложнее, чем рассказать об этом другим. Именно в таких вещах Озон мастер, впрочем, как и автор первоисточника Рут Ренделл, по произведениям которой уже ставили фильмы и Альмодовар, и Шаброль.

По случаю премьеры «Новой подружки» Франсуа Озон рассказал КиноПоиску о том, как рождался этот необычный фильм.

О литературном источнике и долгом пути к экранизации

В основе фильма лежит новелла Рут Ренделл, которую я прочитал около двадцати лет назад. Тогда я хотел снять по ней короткометражку, потому что в новелле всего 15 страниц, но не смог найти на это деньги. Я был еще недостаточно известен, плюс у меня не получилось отыскать подходящего актера на главную роль. Поэтому я временно отказался от этой идеи, но держал ее в голове. Кроме того, в новелле Ренделл было кое-что, что мне не давало покоя: все заканчивалось убийством.

Прошло время, и я понял, что не хотел, чтобы у этого сюжета был драматичный финал. Мне хотелось рассказать прекрасную историю любви. Поэтому я решил перенести самые печальные события в начало, сняв сцену похорон, чего не было в оригинале. Я подумал, что эта сцена поможет зрителям лучше понять мою задумку и мотивацию героев. В особенности то, как после смерти Лоры возникла дружба между Давидом и Клэр.

О том, как секс-символ Франции примерил образ женщины

Ромен Дюрис очень популярен во Франции. Он своего рода секс-символ, эдакий романтичный парижанин. И, честно говоря, выбор его на эту роль не был очевидным. Но однажды мне попалось на глаза интервью с Роменом, где он признается, что мечтает сыграть женщину. Поэтому я позвал его на пробы в соответствующей одежде и гриме, во время которых я понял, что ему все очень нравится. Для него это была как детская игра с переодеванием! Я предложил Дюрису эту роль, а он с радостью согласился. Мне кажется, это мечта жизни любого актера — сыграть персонажа противоположного пола, потому что только так, не будучи скованным привычными рамками, он может показать совершенно другого себя.

О двух сторонах Ромена Дюриса

С Роменом Дюрисом мы проделали большую подготовительную работу, ведь он играет две роли — Давида и Виржинию. И, как это ни странно, ему было намного проще играть женщину, чем мужчину, потому что в этом персонаже много искусственного: макияж, прическа, платье, каблуки. Мужчине непросто ходить на каблуках, но, как мне кажется, как только Ромен их надел, он сразу же ощутил себя Виржинией. С ролью Давида было немного сложнее, потому что Давид себя чувствует куда менее комфортно. Давид более чувствительный, чем Виржиния.

О новой Изабель Юппер

Анаис Демустье — это молодая актриса, которая мне очень нравится. Ей досталась очень сложная роль. Ее героиня Клэр постоянно наблюдает за Давидом и Виржинией, пытаясь их понять. Мне нужна была актриса с очень экспрессивным лицом, с выразительными глазами. К тому же она должна была очень хорошо понимать, что я хочу сказать в этом фильме, ведь в нем транслируется точка зрения ее персонажа. Мне нужна была актриса, которая мгновенно завладеет зрительским вниманием, соблазнительная и талантливая. Кстати, во Франции Демустье называют новой Изабель Юппер.

О свободе и человеческой идентичности

Все герои моего фильма находятся в поиске своей идентичности. Речь идет не только о сексуальной идентичности, а скорее о человеческой. Мы живем в обществе, где нам говорят: мальчики носят голубое, девочки — розовое. Таким образом, общество и семья создают определенные правила, которые должен соблюдать человек определенного пола. Я хотел обратить внимание на то, что сегодня, когда все сильнее подчеркивается равенство между мужчинами и женщинами, есть люди, которые не находят себя в этой системе. Мне хотелось показать, что некоторые из нас порой хотят быть более женственными, а не мужественными, и иногда это зависит не только от того, какого они пола. Это может быть вопрос выбора. Потому что, в сущности, это фильм о свободе. О свободе быть собой и найти собственную идентичность.

О любви режиссера к своим персонажам

Для меня главное действующее лицо в фильме — это Клэр, потому что мы видим происходящее ее глазами, и именно она проходит самый сложный путь от начала ленты до конца. Давид и Виржиния в итоге очень быстро находят себя. Давид знает, что хочет стать Виржинией. Клэр же нужно больше времени, чтобы осознать собственную женственность. Потому что в конце это именно она поет: «Я — женщина».

Но мне симпатичны все герои этого фильма. Мне кажется, это обязанность режиссера — любить всех своих персонажей. Мне одинаково нравится как Клэр, так и ее муж, как Давид, так и Виржиния. Я испытываю нежные чувства ко всем. Мне кажется, что если режиссер любит своих героев, то это передается зрителю, которому будет приятнее на них смотреть.

О сложности сексуальных сцен

Я думаю, что сексуальные сцены всегда немного сложны для актеров. В фильме есть одна сцена. Не буду сейчас описывать, что именно там происходит, но она была довольно сложной, ведь актеры немного стеснялись. Вообще они не хотели, чтобы в этой сцене было десять дублей. К счастью, они все сделали хорошо с одного дубля, и все это быстро кончилось.

Увидеть «Новую подружку» в российских кинотеатрах можно с 13 ноября.

Читайте также
Интервью Франсуа Озон: «Я очень неразборчивый киноман, смотрю все подряд» Французский кинорежиссер, создатель фильма «Двуличный любовник» — о котиках, эротических сценах и внутреннем мире актрисы Марины Вакт.
Новости «Двуличный любовник» Франсуа Озона показал внутренний мир женщины Французский режиссер снял психологический и эротический триллер в стиле Де Пальмы и Кроненберга.
Статьи От Озона до Дарденнов: Самые яркие французские фильмы сезона Одри Тоту станет многодетной матерью, а Марийон Котийяр найдет свою любовь — КиноПоиск выбрал новые франкоязычные фильмы, которые скоро покажут в России.
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 4

    Daydreamer_J 15 ноября 2014, 23:47 пожаловаться

    #

    такой легкий и приятный фильм. Озон снял такое кино, что оно, наверно, и для русской аудитории подходит. хоть и непростая тема

    ответить

  • 1

    wattydesu 25 ноября 2014, 23:22 пожаловаться

    #

    Как же я люблю женщин, которые снимаются в его кино! Какие же все неординарные, по-своему привлекательные и очаровательные!

    ответить

  • galina_omega 23 апреля 2015, 10:44 пожаловаться Режиссерская версия сильнее

    #

    Фильм, бесспорно, замечательный. И некоторые элементы порно придают ему определенный шарм. Удивляет стыдливая подача этой темы российскому зрителю. Например, в интервью Елизаветы Окуловой от 14.11.2014 (см. http://www.kinopoisk.ru/interview/2511462/)
    По ее словам, Озон утверждает следующее: «… сексуальные сцены. .. сложны для актеров. В фильме есть одна сцена.. .. К счастью, они [актеры] все сделали хорошо с одного дубля, и все это быстро кончилось».
    Интересно, кто же смотрел фильм с закрытыми глазами: целомудренная Елизавета или сам Франсуа Озон?
    В фильме четыре сексуальных сцены, три из которых действительно можно снять без повторных дублей: Жиль и Клэр, Лора и Клэр, Жиль и Давид.
    А ключевая сцена любви Вирджинии и Клэр, о которой и говорит Озон в интервью, никак не может быть отыграна в одном-единственном дубле. В режиссерской версии данной сцены присутствует мотив развенчания женской сущности Давида, и зрителю явлено наСТОЯЩЕЕ мужское достоинство персонажа так, как обычно показывают в порнофильмах. И это очень важный режиссерский ход: все иллюзии героев по поводу «невинности их отношений» рушатся за пять секунд киношного времени.
    Эти же пять секунд в российской прокатной версии сыграны актерами на порядок слабее, поскольку фаллос героя стыдливо прикрыт. И тогда получается, что Клэр — вечная девочка, неготовая отвечать за свои женские желания, а финал фильма выглядит, как дешевая мелодрама.
    У Озона другие смысловые акценты! Вкусив ласк по-настоящему любящего мужчины, Клэр моментально взрослеет, но еще боится увидеть себя новой. Отныне у нее есть НОВАЯ ПОДРУЖКА не только в образе Вирджинии, но и в ее собственной самости. Именно эта женскость дает ей силы вернуть Давида к жизни и выйти на новый жизненный виток. В таком контексте финал фильма прочитывается в достойном драматическом ключе. Герои преобразились, и мир изменился вместе с ними.

    ответить

 
Добавить комментарий...