К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'След мой волною смоет, а я на берег с утра приду опять... Море! Ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать!'

Главный аспект любого детского фильма не столько развлекательный, сколько воспитательный. Приключений для юных героев можно придумать сколько угодно, однако много раз можно смотреть только ту картину, персонажи которой покоряют тебя искренностью и естественностью. Альберт Анатольевич Иванов написал замечательную повесть, которая не стареет вот уже почти полвека. Не стареет, и не будет стареть, потому что мальчишки - всегда мальчишки. И 100 лет назад, и 50 лет назад, и сегодня они мечтают об одном - о кругосветных путешествиях, о заповедных островах, о пиратской романтике. Однако всё это ничто, если не связано крепкой дружбой. Помимо главного, в сценарии нашлось место и для поучительной истории о том, как хулиганы-лоботрясы, неожиданно для себя обрели своё призвание.

Подобный сюжетный ход вовсе не дань обязательному компоненту семейного фильма, это искреннее желание режиссёра показать, что абстрактных «плохих мальчишек» не бывает. В каждом из них скрывается своя интригующая тайна - нужно лишь уметь разглядеть её. Если для Миши Ерохина (Алёша Сапарёв) его призвание очевидно, то для Бориса (Виталий Чижиков) оно пока что лежит за 'семью печатями'. Пока что его вполне устраивает роль предводителя двух 'подпевал' - Хихикала и Молчуна. Но чужая тайна уже завладела его сердцем, и не просто завладела, а - покорила его. И пусть он пока мечтает о 'личной выгоде', но это уже не тот Борька - гроза местной 'мелюзги'. Взрослым в фильме отведена роль сторонних наблюдателей, общее настроение которых выражается фразой тёти Клавы: 'В конце концов, я за тебя отвечаю - ты ещё маленький. И ты должен это понимать - ты уже не маленький!'

Вот такая неожиданная воспитательная дилемма, полностью отражающая внутренний мир героев - для больших 'взрослых' свершений они ещё малы, но мечтать о подвигах им совсем не возбраняется. Удивительной получилась история. Удивительной и очень музыкальной. Для каждого эпизода Александр Зацепин написал свою музыку, подчёркивающую и углубляющую кадр: то свистульные 'напевы', то африканские ритмы, то нежные лирические композиции, вершиной которых является замечательная песня на слова Михаила Пляцковского 'Ты слышишь, море?' С годами можно забыть многие детали фильма, можно забыть режиссёрские юмористические находки, но едва ли забудешь удивительную романтику этой вечно молодой песни: 'Цепи якорей гремят в порту, верят корабли в мою мечту. Всем ветрам назло я спешу на зов дальних неизвестных островов. Снятся часто мне по ночам дельфины, снятся чайки и мачты бригантины'.

Потрясающий в своей простоте фильм. Удивительная игра юных актёров. Бесподобное ощущение возвращения в собственное прошлое.

21 февраля 2020 | 14:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: