'Легенды Halo' - это крайне примечательный эксперимент для экранизации серии видеоигр, которая в мае 2010-го года, чуть позже даты выхода данного фильма на носители, была признана лучшей серией видеоигр по результатам голосования, устроенного книгой рекордов Гиннеса. То есть, можно примерно представить, насколько сильным должно быть давление на создателей сего продукта со стороны студии-разработчика и прочих боссов видеоигровой индустрии. В таком контексте, пожалуй, это самое давление сродни тому, что испытывал Дункан Джонс при съемках своего 'Варкрафта'... Но. Нет. Ничего подобного. В данном случае, при просмотре, ты понимаешь, что 'Легенды' - это ни в коем случае не продукт, призванный завоевать почтение и у любителей жанра кино либо анимации. Это - эксперимент в рамках крайне известной вселенной, который призван расширить эту самую вселенную да показать ее с иных ракурсов.
И, следует признать, это у немалого количества авторов сих семи историй, а именно столько содержит в себе данный альманах, получилось. Жанровое разнообразие не выглядит в подобных рамках, которые словно отсутствуют, чем-то странным. Здесь одно видео может быть комедией, а другое сентенциозной драмой. Различные стили рисовки говорят о полной вольготности авторов и чем-то даже способны привлечь. Но в то же время следует сказать, что это же способно и оттолкнуть при просмотре, так сказать, 'в один присест': 'Легенды Halo' - продукт медиа, который следует “принимать” сегментально, дабы расценивать и последовательно понимать свое отношение к каждой истории отдельно. Различные локации и разнообразие героев опять же говорит о воле создателей и смелости 'Bungie', - студии, сотворившей первые игры и каноны вселенной, - которое позволяет так обходиться со своим детищем. Притом, конечно, в каждой истории к этому самому детищу виден трепетный подход и уважение. Но в то же время имеют место быть истории, которые и не дополняют, и не расширяют, и не дарят отдельное ответвление самому сериалу видеоигр: они словно показывают события из параллельной вселенной. Притом события эти содержат в себе дюжий смысл сродни кинопроизведениям Акиры Курасавы. Но и с этим не могут не выглядеть нелепо: они просто не входят в каноны, даже эфемерные, стилистики 'Halo'.
То есть, получается так, что 'Легенды' представляют из себя и нечто интересное и однозначно обязательное для просмотра тем, кто любит или просто знаком с серией видеоигр. И то, что из-за раздробленности, разного отношения к оригинальным рамкам ЛОРа, странностей или клише во всех представленных сюжетах способно не столько ответить на вопросы, опять же человеку любящему или знакомому с играми, сколько породить их в его голове еще больше. И эти самые вопросы решиться в рамках данных семи сценариев никак не могут, кроме, разве что, короткометражки 'Origins', где представлены события, которые предшествуют событиям игр а, следовательно, и всех иных медиа-, и не только, продуктов данного сериала. И потому, собственно, из-за того, что не озвученные вопросы остаются 'висеть' в воздухе и обыкновенному зрителю вряд ли понравится данный фильм. Который, все-таки, следует признать имеет в себе и прекрасные, умные, трагичные, хорошо нарисованные и прописанные истории, за которыми следить интересно и для осознания которых все, что нужно знать - сказано непосредственно в самой истории. Потому, если подвести итог, стоит обозначить, что 'Легенды Halo' - довольно неоднозначный продукт, который может как обрадовать, так и не обрадовать фаната, а также как заинтересовать, так и не заинтересовать обыкновенного зрителя.
В 2003 году братья Вачовски при поддержке крупнейших японских студий выпустили сборник короткометражных аниме «Аниматрица», действие которого разворачивалось во вселенной «Матрицы». С этого сборника в Стране восходящего солнца и началась мода на аниме-адаптации западных франчайзов. Японцы уже оприходовали «Бэтмена» (Batman: Gotham Knight) и «Горца» (Highlander: Vengeance), снимают полноценные сериалы про Росомаху и Железного человека, а в феврале 2010 года с благословения «Майкрософт» выпустили короткометражки по Halo.
Подобно «Аниматрице», сборник Halo Legends составлен из аниме, снятых разными студиями и режиссерами, — каждый из семи эпизодов (The Babysitter, The Duel, The Package, Origins, Homecoming, Prototype, Odd One Out) может похвастаться самостоятельным сюжетом и своим визуальным стилем.
Спешу успокоить тех, кто боится обнаружить на диске Halo Legends кавайных Пророков или героев, по пятнадцать минут рассуждающих о смысле бытия, — в кои-то веки японцы не стали лезть со своим уставом в чужой монастырь и постарались сохранить атмосферу первоисточника. По крайней мере, так поступило большинство режиссеров — только Даизуке Нишио, прославившийся работой над сериалом «Драконий жемчуг» (Dragon Ball), снял двенадцатиминутную пародию на Halo и аниме одновременно. В остальных сериях Halo Legends упор сделан на суровую боевую фантастику.
Хотя каждый режиссер и работал обособлено, некоторые серии очень похожи. Например, сложно поверить, что The Babysitter («Нянечка»), Prototype («Прообраз») и Homecoming («Возвращение на родину») снимали разные люди — настолько эти короткометражки близки по атмосфере и сценарию. Каждая из них рассказывает о неизвестном спартанце, героически погибшем на очередной сверхважной миссии. Простота сюжетов отчасти компенсируется эмоциональностью, хотя порой японцы перегибают палку: чего стоит только спартанка-эмо в розовом доспехе, которая умирает, сжимая в руках плюшевого медвежонка! Впрочем, в масштабах игровой вселенной все три серии особого значения не имеют — вероятно, сценаристам просто запретили вмешиваться в магистральную хронологию.
На фоне трех этих эпизодов выделяется The Package («Посылка») — к сожалению, не только потому, что в нем роль главного героя отводится Мастеру-Шефу (который, естественно, остается в живых). Дело в другом: студия Casio Entertainment решила отказаться от классической анимации в пользу компьютерной графики. Вот только на приличный CGI денег, похоже, пожалели — на фоне Appleseed, аниме не первой свежести, и тем более внутриигровых роликов Halo Wars «Посылка» выглядит реликтом. Да и сценарист, работавший над эпизодом, явно не перетрудился: на протяжении тринадцати минут Мастер-Шеф с парой товарищей бессмысленно и беспощадно линчует очередную толпу ковенантов.
Пожалуй, самая яркая из «Легенд» — эпизод The Duel («Дуэль»), креативным директором которого выступил знаменитый создатель «Призрака в доспехах» Мамору Осии. Внимание привлекает прежде всего уникальный графический стиль — перед нами словно ожившие картины художника-импрессиониста, а не анимация в классическом понимании. Не подкачал и сюжет, поданный в духе самурайского боевика: события «Дуэли» разворачиваются на заре Ковенанта, главный герой — арбитр по имени Фол, чьи родственники хотят заключить союз с Пророками. Фол противится этому союзу и, даже понимая, что обречен на неудачу, с оружием в руках отстаивает свои идеалы.
Особняком стоит серия The Origins, в которой Кортана в деталях рассказывает происхождение вселенной Halo, особенно — одноименной космической станции и Потока. Ничего принципиально нового для поклонников сериала студия Studio 4°C, конечно, не показывает, но лучшего способа познакомить новичков с мифологией Halo, чем The Origins, нельзя и придумать.
После 'Аниматрицы' (как не сложно догодаться, это было аниме во вселенной 'Матрицы'), японским аниматорам понравилось работать с западными вселенными. Уже есть анимешные версии Бэтмена, Россомахи, Железного человека и прочих Горцев, а пока Питер Джексон только пытается начать снимать фильм по Halo, японцы уже выдали очередной аниме-альманах по этой вселенной. В 'Halo: Legends' всякие кавайные радости сведены к минимуму, а большую часть экранного времени занимают разного рода бои, выполненные вполне в духе оригинала.
Структурно, 'Halo: Legends' идентичны 'Аниматрице' - это набор из 8 коротких, по 10 минут, зарисовок о вселенной Halo, выполненных в разных стилях, разными режиссёрами и студиями, таких, как: история всей вселенной ('Истоки'), приключения нескольких спартанцев ('Третий лишний', 'Возвращение домой', 'Нянька'), история про Мастера Чифа ('Контейнер') и другие.
Конечно, японцам не разрешили влиять на глобальный сюжет вселенной Halo, поэтому зрителю рассказывают либо историю этого мира, либо какие-то незначительные события, либо в центре внимания оказываются новые, неизвестные персонажи. Чаще всего главгероем очередного эпизода становится какой-нибудь новый спартанец. Например, в 'Няньке' (The Babysitter), солдаты ODST, в сопровождении спартанца, выполняют скрытную вылазку на планету альянса: их цель выиграть преимущество, ограничив поставки врага, а в эпизоде 'Возвращение домой' (Homecoming) рассказывается грустная история о девушке-спартанке, которую регулярно, иногда прямо посреди боя, посещают яркие, красочные флэшбэки о юношестве и друзьях. Эпизод получился одним из самых эмоциональных и трогательных из всех в 'Halo: Legends', чего стоит хотя бы финальный кадр, в котором в руках погибшей героини лежит маленький плюшевый медвежёнок.
В 'Контейнере' (The Package) на сцену выходит главгерой оригинальной игры: отряд спартанцев, под командованием Мастера Чифа, атакует крейсер врага: альянс захватил некий важный контейнер и его необходимо вернуть. Но самый выделяющийся из всех эпизод - это 'Третий лишний' (Odd One Out): пока все остальные режиссёры делали серьёзное лицо, Даизуке Нишио взял и снял совершенно безумную комедийную историю, пародирующую не только Halo, но и всё аниме в целом. Другие эпизоды рассказывают о не спартанцах. В центре внимания 'Прототипа' (Prototype) - меха-история сержанта Призрака, который солдат до самых костей мозга и мозга костей, он уже перестал быть человеком, а однажды управлял новейшей военной разработкой: боевым роботом, способным справиться десятками противников. Печальная история 'Дуэли' (The Duel) повествует о судьбе арбитра-ковенанта, который бросил вызов системе и получил ответный пинок, потеряв то, чем дорожил. Теперь он рубит армии и готовится отомстить.
Отдельно следует рассказать об эпизодах 'Истоки' (Origins). Это история вселенной Halo в двух частях (аналогично, кстати, было и в 'Аниматрице'). Пожалуй, лучший способ познакомиться с этим сеттингом для новичков, ветераны Halo и так многое знают, но 'Истоки' дарят возможность посмотреть как всё это было своими глазами. Первая половина расскажет о предтечах и создании Хало, а вторая - о жизни галактики после них.
Графика и анимация большинства эпизодов весьма недурны: задники яркие, детализированные, картинка сочная и красочная. Однако, в нескольких эпизодах, например, в Origins I и Третий лишний, детализация простовата. А единственная серия, посвящённая Мастеру Чифу и выполненная с помощью компьютерной 3D-графики, по современным меркам выглядит просто убого - даже ролики из игры 'Halo Wars' были гораздо убедительнее. Особенно следует отметить эпизод Дуэль, который смотрится, будто нарисованным масляными красками: это необычно и стильно, хотя анимация (да и всё остальное) выглядит смазано, персонажи не выделяются на фоне задников - картинка гармоничная и красивая.
Получился довольно симпатичный аниме-альманах, пусть он послабее 'Аниматрицы', но 'Halo: Legends' ни в коем случае нельзя пропускать фанатам оригинала, но и для простых смертных здесь есть пара-тройка эпизодов, на которые стоит посмотреть: ведь знание оригинала не обязательно.