К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Единственный фильм о том, как непонятна и трагична была для многих бойцов и командиров РККА жизнь в эпоху НЭП-а, когда обновилось и восстановилось то, против чего они боролись. Судьба комиссара Червонного казачества, который всегда помнил о своих товарищах и традициях первой части регулярной Красной Армии (создано 8 января 1918 года в Харькове) трагична и интересна для современных зрителей. Его восприятие перемен в сознании людей, в их отношении друг к другу отражает сложный период создания новой страны и новых отношений. Прекрасные артисты и режиссер сделали все, что могли, чтобы решить трудную задачу воссоздания обстановки тех лет. Такие фильмы нужны сегодня ибо страна переходит от недостроенного социализма к непродуманному капитализму, а людям жить в этой стране и знать как было трудно их родителям в начале ХХ века.

Юрий Витальевич Примаков

19 декабря 2020 | 17:46
  • тип рецензии:

Революционный комиссар Иоганн Франциевич Герц начинает работать начальником какого-то идиотского бюрократического управления в Одессе и потихонечку сходит с ума от гражданской жизни, не принимая обывательской формулы “Революция, революцией, а обед по расписанию”.

Фильм телевизионный - разбит на три серии. Сценарий оригинальный и намешано там всего …внешняя канва это местный одесский колорит и комедийная абсурдность советской власти, главная тема- обреченность революционных идей. Смерть революции происходит, когда благородные цели и революционная романтика вытесняются бытовой пошлостью, невозможностью моментально изменить суть человека. Это первые уроки революции, дальше было страшнее, культ личности, тоталитаризм и репрессии. Невозможно не думать об этом в нашей стране износилованной всевозможными революциями, реформами и перестройками, но которая так и не нашла себя, и не встала с колен. И дело тут видимо не в отдельных исторических личностях, а в том народе который это пространство населяет. Я других причин не вижу, как и сто лет назад мы достойны того, чего достойны.

Есть еще отдельная тема фильма это съемки в Одессе фильма “Броненосец Потемкин”, участие в них главного героя, роль этого фильма в его судьбе, ну и более глобально, но не навязчиво: что такое искусство и для чего оно.

Мыслей и впечатлений от фильма множество, зацепило.

Все профессионально завязано в узел и красиво упаковано Геннадием Полока. Но вопросы есть. Выбранный особый сатирический стиль, это конечно фишка, но за три серии им можно насытиться сполна, но ведь не для этого же фильм снимался, чтобы три часа соревноваться в стилистическом остроумии, в фильме были заложены темы куда более глубокие. Видимо со временем режиссер потерял некую остроту взгляда на жизнь, и многие моменты смотрятся как-то отталкивающе в своей банальности, даже в рамках всего оригинального стиля изложения. И тут уже ни знаменитые артисты, ни оригинальный сценарий не помогает. Но смотрел с огромным удовольствием, было интересно, это те темы, которые меня волнуют, и до самого финала я не мог понять, чем же все это кончится.

Фильм не стал убедительным посылом для будущих революционеров, так и не раскрывшись всей широтой замысла. Трехсерийный блеск наигранного одесского колорита перетягивает драму и рассуждения о последствиях революций, вплоть до последних трагических минут, когда Герц плачет при виде развивающегося красного знамени поднятого над броненосцем “Потемкин”.

не удержусь…

Но если вдруг, когда-нибудь, мне уберечься не удастся,
Какое б новое сражение не покачнуло б шар земной,
Я все равно паду на той, на той единственной Граждаской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.

26 апреля 2015 | 06:41
  • тип рецензии:

Это был первый увиденный мною российский фильм конца девяностых, которым можно было безусловно восторгаться. Потом удалось еще посмотреть «Окраину» Петра Луцика.

Трагикомедия «Возвращение Броненосца», снятая режиссером Геннадием Полокой — пожалуй, лучшая из всех прочих, повествующих об эпохе 20-х. Она делает это в жанре фарса, — историческая трагедия повторяется как фарс и на целлулоиде — делает без сусальных комслюней и грязных капсоплей. Удивительно, что снята она именно сегодня, когда о времени советского рассвета наговорено столько вздора, что, кажется, разгрести все это уже невозможно. Вопреки всем законам бытия и жанра Полока сумел подняться над по сей день длящейся схваткой между красными и белыми. Это замечательно и удивительно.

Вся его картина — мудрый и укоризненный гимн одиноким героям, с их фатальными ошибками и великолепной неправотой, пронизывающая тоска по невозможности идеала, глубинное ощущение неизбежности «в проигранной войне сопротивляться до конца».

Комиссар Герц у мешка семечек — образ, рядом с которым, ей-богу, можно поставить Гамлета с его бутафорским черепом. Обездоленная Клавдия Егорычева совсем как плывущая на Восток Офелия. Вся назойливая, грубая и крикливая гамазня, которой переполнена картина, непонятным образом создает нежнейший лирический фон для душераздирающей любовной истории времен заката революции.

Одесса, НЭП. Сумасшедший мирок потных, жалких, кричащих людей, судорожных, мелко враждующих рабов своих мелких, послипавшихся друг с другом интересов. Как с Луны свалившийся Иоганн Герц, революционер, Красный Конник, герой. Белогвардейские пули и штыки в свое время лишь закалили комиссара, лишь сделали крепче. «Так закалялась сталь». Но ржавчина повседневности непобедима. Разительно одинокий, в архаической шинели, стеклышки пенсне блестят, Герц драматично и красивейше нелеп среди пестрого и торжествующего, смачно, сочно и сучно живущего сброда. Кодекс красного самурая несовместим с этой жизнью, с тем, что называют они жизнью… Он свято чтит свой кодекс, не отступаясь от него ни на шаг, и как раз собственная несгибаемость внезапно наносит удар по самому дорогому для него, по тем самым угнетенным и невинным, защите которых он посвятил свою жизнь.

Бросается в глаза печальное обилие фамилий в рамках в титрах фильма. Роль Герца оказалась последней для Михаила Уржумцева, сыгравшего ее с гениальной достоверностью. Вот цитата из интервью его партнерши по фильму Людмилы Потаповой:

«У нашего фильма какая-то странная судьба: в живых уже нет очень многих, кто участвовал в его создании. Например, последние свои роли в нем сыграли Елена Майорова, Михаил Уржумцев… Может, в этом есть какая-то закономерность: люди, стремясь сказать что-то важное, выложились полностью. Из главных героев я осталась уже одна».

Правда и талант воистину слишком дорого стоят в наше время.

10 из 10

01 июня 2010 | 16:12
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: