Фильм - памятник далекой эпохе 20-х гг. XX века, первой волне борьбы за просвещение и социализм в искусстве. Попытку А. М. Шариф-заде вскрыть «симфонию» эксплуатации трудового народа беками и муллами следует признать весьма удачной.
В центре картины - история наивного прихожанина Кули, прилежно исполняющего все религиозные обычаи и ритуалы и слепо доверяющего мулле. Как нетрудно догадаться, именно это и становится причиной его жизненных перипетий. Мулла же весьма уверенно пренебрегает духовными обязательствами мусульманина. Выведено это скупо, всего несколькими сценами, зато посыл ясен и без лишних подробностей - на реакционной роли религии, собственно, и делается упор в картине.
Помимо обличения тайной порочности служителей культа, в фильме нашлось место и рабочему вопросу, и проблеме бесправного положения женщин Азербайджана. Отдельного внимания заслуживает сцена справления шиитского праздника Шахсей-вахсей: краткая, но красочная (насколько, конечно, это выражение применимо для черно-белого фильма), с самобичеванием плетьми-занжирами и с нанесением порезов в области головы, в том числе и детям. Причем вроде как были использованы реальные кадры, в процессе съемки которых могла серьёзно пострадать съемочная группа.
Что же, подобных фильмов дошло до нас не так много, как хотелось бы: одни утрачены (например, «Из-под сводов мечети» К. Гертеля), другие труднодоступны («Дочь святого» О. Фрелиха). Фильм вследствие его просветительской, агитационной формы может показаться несколько топорным, а верующим - так и вовсе оскорбительным. Однако стоит помнить, что явления эксплуатации никто не отменял, хотя оно и принимает новые формы. А если мы взглянем на современный Азербайджан, то различия между прошлым и настоящим ислама в этой стране, увы, и вовсе не будут видны.
8 из 10