«…Уже нам в семьях не до перемен.
Ну, пусть порой бывает очень туго,
Но все же попривыкли мы друг к другу.
Оставим Мельпомене горечь сцен,
Давайте не стесняться старых стен».
А.Розенбаум
Режиссером этого фильма является очень хороший актер Чезз Палминтери, известный широкой публике по таким фильмам, как «Подозрительные лица», «Бронкская история», «Анализируй это», «Оскар» и др. Причем, благодаря своей «мафиозной» внешности, он очень редко выходит за рамки амплуа «полицейский-бандит». Даже в комедиях.
Но в 1998 году Палминтери на время расстался с привычным образом, сыграв в камерно-театральном, психоделически-кокаиновом, диалого-монологовом, проблемно-семейно-дружеском, поисково-смысложизненном и просто крыше-отъезжающем междусобойчике «Переполох» Энтони Дразана в теплой компании с Шоном Пенном и Кевином Спейси.
И этот эксперимент ему явно понравился, потому что спустя четыре года он решил собственноручно снять фильм во многом напоминающий «Переполох». Те же семейно-возрастные проблемы, комплексы, дружеские заморочки, та же камерная театральность. Только, к сожалению, без Пенна, Спейси, себя (в кадре) и без кокаина.
Почему к сожалению? Потому, что без них психоделический океан сознания уменьшился до реки житейского психоанализа, диалоги перестали выдавливать у зрителя глазные яблоки, а поиски «смысла жизни, Вселенной и вообще» были и вовсе упразднены. В общем, проблематика значительно сузилась. Хотя, с другой стороны, это сужение сделало фильм более жизненным и доступным. Голова после него не болит, да и забавных эпизодов и диалогов тоже хватает.
Кроме того, герои «Переполоха» переживали бурный и всеми нами любимый период жизни под названием «кризис среднего возраста», а герои «Женщин против мужчин» уже оставили эти сладостные годы в прошлом и подошли к черте с надписью «пенсия не за горами!». Проще говоря, им уже хорошо за сорок, и время неумолимо тащит к пятидесяти, так что многие их поступки, на первый взгляд кажущиеся очень странными, обусловлены конкретной возрастной фазой, со свойственными именно ей мыслями, чувствами и переживаниями, а вовсе не пулей в голове.
Ведь как всегда бывает в жизни? Мы все знаем свой возраст, но обычно не думаем о нем, живем себе и живем, занимаемся своими делами. А потом – какая-нибудь мелочь, внезапная ассоциация и – бац! Мы вдруг почувствовали, осознали этот чертов возраст и впали кто в депрессию, а кто и в истерику. Ведь растительность в ушах Брюса - это не просто неэстетичная деталь. Это признак неумолимо надвигающейся старости. У молодых уши не кустятся никогда.
И Дана взбрыкивает из-за внезапно обнаруженной схожести Майка со своим отцом не просто так. А потому, что когда тебе за сорок, слово «родители» прочно ассоциируется со словом «старики». Запах отца – стариковский запах. Отсюда и весь сыр-бор.
Подари ей муж этот кадиллак 20 лет назад, она была бы на седьмом небе от счастья. Но тогда они были бедны и не могли даже представить себе такие подарки. Зато они были молоды, веселы, энергичны, влюблены и полны надежд. А сейчас, ну да, они много чего могут себе позволить, но ощущение счастья, молодости и любви осталось только воспоминанием. Которое именно сейчас, именно в момент острого осознания своего возраста Дане безумно хочется вернуть. Ну и очень ей нужен этот гроб на колесах? И, главное, как об этом скажешь-то? «Милый, а ты, случайно, не заметил, как мы с тобой ужасно постарели?».
А у милого мысли и чувства, в общем-то, те же самые. И именно они загоняют его на этот несчастный стриптиз. И будь вся эта компания, опять-таки, намного моложе, они бы просто разругались в хлам, шибанули бы дверями и еще не известно, чем бы вся эта история закончилась. Но сейчас так уже нельзя.
Ну хлопнешь дверью, и что дальше? Стать такими, как Ник и Шелли? Боже сохрани! Вы же только посмотрите на этих «гигантов большого секса», обнять и рыдать! Нет, конечно, побыть немного гигантом – это, в общем-то, неплохо, но не такой же ценой! А ничего другого-то уже не будет, вот в чем фишка. Поэтому именно сейчас вечный вопрос: «А он/она вообще меня любит?» становится важным как никогда в жизни…
Я бы назвала этот фильм не комедией, а скорее трагикомедией, как и «Переполох». Это «кино за жизнь». Мы все в свое время сталкиваемся с теми же проблемами, что и его герои. И все это грустно и смешно одновременно. А смысл фильма очень простой. Не такие уж мы и разные на самом деле, и понять друг друга всегда можно, главное – захотеть.
8 из 10