всё о любом фильме:

Жестяной барабан

Die Blechtrommel
год
страна
слоган«Academy Award Winner Best Foreign Language Film 1979»
режиссерФолькер Шлёндорф
сценарийГюнтер Грасс, Жан-Клод Карьер, Фолькер Шлёндорф, ...
продюсерФранц Зайц, Эберхард Юнкерсдорф, Ганс Прешер, ...
операторИгорь Лютер
композиторМорис Жарр
художникПетр Дудзиньский, Желько Сенечич, Никос Перакис, ...
монтажСюзанн Барон
жанр драма, военный, ... слова
зрители
Германия (ФРГ)  3.92 млн,    Франция  1.96 млн,    Испания  541.4 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время142 мин. / 02:22
Древний Данциг — Гданьск. Годы зарождения фашизма. Главный герой — мудрый мальчик, разочаровавшийся в мире взрослых и решивший больше не расти.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
15 + 4 = 19
7.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Признанный немецкий режиссёр Фолькер Шлёндорф мечтал поставить этот фильм по одноимённой философско-политической притче Гюнтера Грасса в течение двадцати лет, задумав его сразу же после выхода романа, этапного для германоязычной литературы. История фашизма, жизнь Германии между двумя войнами, судьба человеческой личности в эпоху тоталитарного режима увидены, как и в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна, с метафорической точки зрения (кстати, соавтор сценария и продюсер Франц Зайц потом самостоятельно отважился на экранизацию этого литературного шедевра ХХ века). А Грасс в своём произведении придумал поразительный образ трёхлетнего мальчика по имени Оскар, который в 1927 году (как раз в момент возникновения фашизма в Германии — одновременно это и год рождения самого писателя, тоже выходца из Данцига, где происходит действие), разочаровавшись в мире взрослых, объявил, что не будет больше не расти, собираясь навсегда остаться ребёнком. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень непривычно, даже странно начинать отзыв о фильме с его центрального персонажа. Но 12-летний Давид Беннент в роли Оскара просто не выходит из головы, от его героя я испытываю противоречивые чувства… Дело в том, что мальчик получился несколько даже пугающим, нежели милым и приятным, какими обычно бывают детишки в кино (ужасы не в счет). Маленький актер с недетским не только выражением, но и даже самими чертами лица, убедительно на редкость вживается в роль карлика, и когда ему исполняется 15, 16… и так далее, это не вызывает ни секунды сомнений. Ребенок в нескольких эпизодах фильма кажется каким-то маленьким «монстриком», откуда следует вопрос: либо исключительный мальчик на самом деле — так решителен и бесстрашен, либо же просто дело в иллюзии — в несоответствии внешнего вида его истинной зрелости…

    Итак, «вольный город» Гданьск, что на границе Германии и Польши, с его жителями, метавшимися между двух культур и народов, немцами и поляками, проживавшими рядом друг с другом вполне мирно до определенного времени. В одной из таких «не определившихся» и весьма необычных семей на свет появляется мальчик, который этого как бы совсем и не желает, о чем весьма откровенно заявляет нам, еще будучи в животе матери. От одного этого, надо сказать, становится уже любопытно, как будет развиваться кино с таким началом. Ну а Оскар, подкупленный маминым обещанием подарить жестяной барабан, все-таки появляется на этот свет. А в свои трехлетние именины неожиданно решает перестать расти (благо, что родители успели порядком достать с постоянными замерениями у косяка). Как, например, бывают люди, объявляющие голодовку или же перестающие разговаривать. В общем, бунт против несправедливых, злодеев и глупцов нередко сопровождается истязаниями собственного же тела, чтобы им, ненормальным, что-то доказать таким вот радикальным способом. И такой протест парня, как отражает основная идея фильма, присущ взрослым — отчаявшимся или сильно разочаровавашимся людям. А в фильме же это реализуется несколько абсурдно, не без элемента фантазии: не хочу расти — раз, и не расту. А все эти взрослые пусть творят себе, что хотят.

    В визуальном отношении фильм просто изобилует неприятными глазу моментами: от знаменитого эпизода с ловлей угрей, который наверняка «впечатлил» всех посмотревших — до весьма любопытной, но довольно отталкивающей на органическом уровне эротической игры созревающего «мини-Оскара» с девицей-прелестницей, которая весьма «себе на уме». И что удивительно, несмотря на эти, казалось бы действительно специфические сцены, фильму удается даже очень сильно понравиться. Наверное, дело в том, что оригинальна и интересна сама идея-первоисточник о необычном ребенке, который таким вот своеобразным образом реагировал на противные его душе течения жизни, а еще — в том, что сам фильм развивается интересно и динамично, совершенно не утомляя зрителя, при этом неся в себе далеко не легкие идеи.

    В то же время, немало и моментов совершенно замечательных, таких как, например, нарушение Оскаром хода чинной фашистской церемонии с помощью его неотделимого барабана. Или же простое детское (по манере и словам) повествование мальчика, с совсем не детским осознанием просиходящего — о том как «жил-был Маркус, он продавал игрушки» или как «люди верили в Деда Мороза, а он оказался газовщиком», с последующим эпизодом, иллюстрирующим события совершенно реальной «Хрустальной ночи». Великолепна и одна из финальных сцен — когда Оскар, решительно ставит точку в своем затянувшимся детстве — не детстве, в отношениях со своими «неправильными» родителями, закладывая в руку своему официальному отцу-нацисту предательский значок.

    Фильм — одна из лучших антифашистских историй в кино.

    10 июня 2011 | 11:17

    Картина оказалась для меня очень и очень противоречива.

    С одной стороны, блестящий подбор актерского состава и игра. Персонаж, созданный Давидом Беннентом одновременно пугает и притягивает. Относительно Оскара, можно смело говорить о блестящем тандеме сценариста и исполнителя. Само лицо Беннента, кажется, вместило в себя весь букет чувств и ощущений — от животного страха до детской наивности.

    Весьма на уровне сняты т. н. «классические» сцены: нацистский парад, кружащий в вальсе под барабан Оскара, ловля угрей, сцена в церкви…

    Но для меня все заслуги этого фильма неизбежно возвращали к тексту самого романа. А текст романа в неописуемой мере богаче и значительнее того, что можно увидеть на экране. Основным недостатком этого фильма для меня оказался тот факт, что достаточно проникнувшись текстом Грасса, пропустив его через себя, после просмотра экранизации, остается чувство некого недосказанного недоумения.

    Хотя, вполне может быть, что так оно и должно быть. Ведь, помимо недосказанности и «непоказанности», фильм обрывается чуть ли не на половине романа, что оставляет нам еще большее число вопросов, ответить на которые можно только прочитав роман и еще, вероятно, исследуя природу собственной бесчеловечности.

    8 из 10

    21 июля 2011 | 19:43

    Я была под огромным впечатлением от книги, будь она у меня в бумажном варианте, я бы зачитала её до дыр, я бы таскала с собой огромный том повсюду и читала-читала-читала.

    Фильм мне понравился куда меньше. Ясное дело, такую эпопею экранизируешь, сохранив все сюжетные линии только в многосерийном фильме, но дело даже не в этом. По-моему, картине явно не хватает всей этой обреченной сексуальной неразберихи, острых чувств, желаний и даже инстинктов героев. Когда читаешь книгу, можно сойти с ума от самого повествования, от стиля, от каждого слова, от напряжения, от музыкального ритма некоторых отрывков; так, как сходишь с ума, например, от четчайших кадров Вертова. Голубые глаза Давида Беннета безусловно так же по-бронски хороши, угорь все так же отвратителен, но…

    В общем, если вы не читали книгу, ознакомиться сперва с её кратким содержанием — фильмом, весьма неплохо, но после прочтения — увы, мне слишком понравился Грасс.

    5 из 10

    4 июля 2010 | 00:28

    Эта история, о мальчике, который перестал расти в возрасте 3 лет, в то время как за окном зарождался фашизм, в своё время получила «Золотую Пальмовую Ветвь» Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший зарубежный фильм. И должен сказать, идея постичь психологию фашизма через состояние этого мальчика, очень хороша. Физическая заторможенность героя как-бы символизирует духовную заторможенность в немецком обществе в годы Войны. И конечно же, вместе с главным героем постоянно находится жестяной барабан, с которым он никогда не расстаётся.

    И могу с уверенностью сказать, что сцена, где мальчик Оскар с помощью барабана, сбивает фашистскую демонстрацию на ритмы вальса — лучшая в фильме! Но вынужден признать, что больше всего мне понравились персонажи матери Агнес и дяди Яна, и когда они покинули фильм в первой половине, то вторая стала куда менее интересной. Во-первых, когда появляется «первая любовь» Оскара по имени Мария, картина стала заметно слабее. Во-вторых, когда наш герой вновь встречается с циркачами-карликами, и соглашается делать с ними шоу для немецких офицеров, на меня это не подействовало так, как должно было! Но первая половина, по-прежнему очень сильна. И ещё кое-что, в последние полчаса фильма, мальчик сыгравший Оскара, начал напоминать самого настоящего карлика! Интересно, как они так незаметно состарили 12-летнего парнишу?

    7 из 10

    20 марта 2012 | 02:15

    Тяжким грузом фашистское прошлое легло на кинематограф Германии. Копание в менталитете и в истории, тщетные попытки разобраться в том, как наследники воинственных вестготов стали под оружие во имя низкорослого шизофреника с маниакальной страстью к смертоносной власти, — породили широкий пласт рефлектирующих фильмов, среди которых сатирическая драма «Жестяной барабан» занимает, безусловно, самое важное место.

    Фолькер Шлендорф не сокрушается, по крайней мере открыто, по исторической трагедии, ставшей клеймом для его народа, он даже не ищет истоки зарождения фашизма, потому что главным действующим лицом становится само время, его мелодия, его настроение. И на первый план выходит ирония как форма иносказания, усиливающая понимание людей, оказавшихся в коллизии эпохи. Парадоксы правят миром, и они же выливаются на экран. В странных, порой авантюрных событиях жизни одной немецкой семьи сквозь метафорический калейдоскоп разворачивается панорама Германии периода двух мировых войн.

    «Пан-теория» «пан-господства», обуявшая величавых бюргеров начала века, повлекла за собой поражение с приземлением на грешную территорию Западной Пруссии, которую бравые победители спешно обложили штрафами, запретили защищать постоянной армией, делать танков больше, чем сказано, иметь открытый участок границы и этим не только не предотвратили разжигание новой бойни, но создали для нее все условия. Немцы недолго посыпали голову пеплом, пытаясь вымолить прощение у Европы и Америки за свою «оплошность» с Первой мировой, уже скоро ущемленная гордость стала требовать права быть свободным народом. И если есть желание, то и вождя легко найти. А вот и он — ветеран Первой и будущий предводитель Второй! В общем, ясно, что люди, попав в водоворот истории, не могли понять стоят они или движутся, важно другое: не только по вине Германии мир наступил второй раз на те же грабли, но и другие страны сделали не меньше для начала безумного кровопролития.

    Поэтому и трехлетний Оскар из города Данциг, который сам спрыгнул в погреб, все же является жертвой, ведь причиной тому был страх мира взрослых, страх стать большим. После падения он перестал расти. Так и жил вечный коротышка, пока годы его шли, а тело оставалось прежним. Конечно, в этом парадоксальном несоответствии легко увидеть комическую странность всей тогдашней реальности, того, как люди слепо шли за самопровозглашенным вождем. Но Оскар оказывается не столько символом, сколько перенесенным на экран зрителем, который остался собой, но влез в шкуру ребенка. По сути, даже падение не спасло Оскара от взросления, и на его долю приходятся любовные драмы, боль непонимания и тяжесть смерти близкого.

    Строго придерживаясь сатирического маршрута, режиссер облекает трагизм в комедию, и через противоположность обнажает невыносимый ужас быта страны — оккупанта. Не случайно, что герой обладает талантом кричать так, что трескаются все стекла вокруг. В пародийном штрихе автор показывает истинное желание немецкого народа вопить от той катастрофы, которая творится на его глазах и к которой он причастен.

    «Тоталитарное общество — общество парадоксов» (С. И. Фрейлих). Именно этот тезис доказывает Шлендорф, создавая на экране правдивое историческое полотно, выполненное в стилистике реалистичной буффонады и документального гротеска. Ни одного кадра хроники, практически полное отсутствие картин боев — но непревзойденная достоверность достигается жизненностью описания времени сквозь чувства человека. И ведь, в конечном счете, мир только и существует в сознании, периодически подтверждая себя то стуком жестяного барабан, то грохотом разрывающихся снарядов.

    9 ноября 2010 | 20:22

    Если отбросить всю философию, то вот что остаётся. В три года мальчик решает больше не расти, и кидается с лестницы вниз головой. Мазохист.

    Однако остановился в росте не только физическом, но и умственном. Даже будучи 14-тилетним подростком везде ходит с барабаном, постоянно стучит в него и почти не разговаривает. О себе говорит в третьем лице. Не дай боже, кто-то попытается взять его барабан — поднимается такой крик, от которого стёкла лопаются. Да и вообще по поведению больше чем на 3 года не тянет — крайне избалован..

    Собственно, все интересы и умения нашего героя ограничиваются долбёжкой по барабану. Даже когда идёт перестрелка он требует: «Хочу барабан!». Порой мальчика хочется чем-нибудь пристукнуть, а барабан… пожалуй, это слишком грубо.

    14 декабря 2012 | 10:58

    Мальчик по имени Оскар, рожденный в 1927 году, в три года решив, что жизнь взрослых плоха, непонятна и не интересна, отказывается расти. Он падает с лестницы и после этого остается карликом. Все повествование фильма ведется от его имени, режиссер глазами мальчика показывает жизнь простой семьи в тот тяжелый период: у матери двое любовников, она живет с обоими, не может выбрать и даже не знает, чей Оскар сын; два отца (один — немецкий бакалейщик, который в начале фильма верит в Гитлера, и даже меняет фото Бетховена на Гитлера на пианино в доме; другой — поляк, работающий на почте и оказавшийся в числе первых вооружено оборонявшихся против армии Третьего Рейха); бабушка кашубка, убийство семейного друга еврея, владеющего магазинчиком детских игрушек и т. д.

    В общем, автор показывает настроения того времени: от небольшого ужаса Оскара от масштабной встречи фашистских офицеров с гимнами и лозунгами (когда Оскар пролезает под трибуны и начинает мешать митингу, громко стуча по своему барабану) до абсолютно разрушенных улиц Гданьска после приезда Оскара из Франции и убийства отца Советскими офицерами казахской или киргизской наружности, что подразумевает окончание войны. С последним не совсем согласна, как будто режиссер отвергает саму мысль завершения войны Советским Союзом.

    Теперь непосредственно мое мнение: фильм очень сложный для восприятия своими многочисленными историческими отсылками, также как и неприятными сценами сексуального характера, если это так можно назвать. Смотреть как маленький некрасивый ребенок хочет какую-то женщину, а потом и занимается с ней этим; также как и смотреть на женщину, которая в доме своего мужа спит со своим кузеном, а муж с сыном ее просто ждут, или когда все лезут под юбку к бабушке — все это было мне неприятно.

    Теперь об исторической сложности. Этот фильм был снят по одноименному роману Гюнтера Грасса. Поскольку иногда есть истории или есть режиссеры, которые могут на экране показать точнее, глубже, интереснее, чем то, что написано в книге, можно привести в пример «Сияние» Кубрика по Стивену Кингу. Также есть и книги, которые очень сложно экранизировать, поскольку писатель настолько ярко, детально, живо рассказывает об этом, что порой все эти мелочи, которые и составляют основу книги, практически невозможно уместить в фильме. Как мне кажется, «Жестяной барабан» — этот фильм из этой серии.

    Теперь о том, что понравилось. Фильм совершенно небанальный. Фильм про войну, где фактически нет батальных сцен, а больше внутренних монологов маленького мальчика по поводу происходящего. Фильм очень глубокий. Он был снят немцем, история написана немцем, так что можно увидеть трагизм фашизма изнутри. Фолькер Шлёндорф и Гюнтер Грасс хотели показать неизбежность судьбы простого человека в отдельности и нации в целом. Закончилась Первая мировая война, люди веселятся, все дружны — и поляки, и немцы, и кашубы. Началась Вторая мировая война — люди разделились, кто присоединился к фашистам в силу своей национальности, кто умер за свой народ. Но при этом все они простые люди, со своими переживаниями, мелкими хлопотами, любовью и т. д. Все хотят простого мирного счастья, семейных радостей, покоя и благополучия. И то, что людей так сильно разделяет жизнь и кидает в разные стороны, не их вина. И по сути, человек просто плывет по течению; общество, война, экономическая стабильность / не стабильность, страна проживания, национальность и т. д. — все это влияет на судьбы обычных людей в большей степени. Хотя есть и такие, как например маленький Оскар, в 1927 году — в период зарождения фашизма в возрасте трех лет он отказался расти, протестуя как бы реалиям того времени, а в 1945 году — в год окончания войны, он вдруг начинает расти.

    9 из 10

    6 октября 2012 | 12:57

    Слишком умный фильм, чтобы смотреть его 1 раз. Лично я смотрела его 3 раза в течение двух недель. Потому что пришлось. Если бы это не было обязательным, я бы еще долго не решилась это сделать. А дело вот в чем. Фильм очень историчен, очень правдив, очень ярок и очень шокирующ. Все это очень. Для человека с ранимой психикой такой фильм (опять же) очень сложен.

    Не зная истории Германии хотя бы со стороны самой Германии, а не ее связи с Россией, лучше не смотреть. Потому что многое останется непонятным. А смотреть и ничего не понимать — не про этот фильм… Здесь всё имеет смысл!

    Смотрела на языке оригинала. Если честно, это сложно. Голос ребенка воспринимается как что-то страшное.. ведь этот ребенок на самом деле обладает разумом взрослого.

    Сцена в церкви (где мальчик вешает маленькому Иисусу барабан на шею и вставляет в руки палочки) — гениальна! Особенно гениальна фраза самого Оскара «Играй! Ну же, Играй! Ты не хочешь или не можешь?!!» Здесь становится понятно, что мальчик-то не так прост! Он считает себя сильнее самого Бога, ведь он-то может стучать в свой жестяной барабан! Только насколько эта его мощь положительна, ведь он сам признался, что подвел к смерти всю свою родню.

    Вот такой вот «простенький» фильм-экранизация! Все же не зря Грасс получил свою нобелевскую премию, далеко не зря!

    От меня огромнейшая благодарность Режиссеру (да-да, с большой буквы) Фолькеру Шлёндорфу за этот шедевр! Каждая фраза, каждый кадр имеют значение. Фильм смотрится на одном дыхании, особенно когда понимаешь о КАКОЙ Германии идет речь.

    9 ноября 2009 | 22:49

    Этот фильм на важнейшую для немецкого кинематографа второй половины XX века тему: причины зарождения фашизма, судьба германского народа. Любопытно, что зритель видит предвоенное время глазами мальчика, который, потрясённый увиденным, не пожелал расти. Вот так история!

    Гданьск, где происходит действие, был чем-то вроде большой таможни для трёх народов: поляков, немцев и кашубов. Эта разделённость постоянно присутствует в фильме, отражаясь и в судьбе матери маленького Оскара. Место, где издавна проживает много народов с различными культурами и давними обидами друг на друга, очень удобно для возникновения экстремистских течений. Нацизм здесь вызревает постепенно: сначала первых фашистов забрасывают камнями, но позже никого уже не удивляет расправа над магазинчиком игрушек еврея Маркоса.

    Почему Оскар не захотел расти? Критика фильма обычно говорит о социальных причинах, и мы можем в этом убедиться, поглядев на быт довоенного Гданьска, где царит самоубийственная радость и праздное веселье. Однако — и фильм отчётливо заостряет наше внимание на этом — нельзя недооценивать фактор восприятия Оскаром сексуальных отношений его матери и дяди Яна. Последней каплей перед решением не расти для Оскара становится очередная порция их заигрываний. Травмы маленького человека остаются с ним на всю жизнь.

    Из того, что не понравилось, можно выделить сцену расстрела советскими солдатами отца Оскара. Я понимаю, что наши ребята не были ангелами, и после всех гитлеровских зверств, в них кипела ярость. Но на критику советского солдата должно быть наложено табу. Почему? А дело в том, что у глупого человека, коим иногда является иной зритель картины, может сработать синдром обобщения, и он механически перенесёт исключительное событие на всю совокупность деяний Красной Армии. Иными словами, придёт к выводу, что русские — это узкоглазые насильники и убийцы, варвары. А отсюда уже следует отрицание роли СССР в войне и реабилитация нацизма. Немцу нелегко выкинуть часть своей истории, и он, конечно, ухватиться за эту соломинку «возвращения к империи». Именно такие дураки-зрители и составляли избирателей правого канцлера Коля, например. Удивительно, если русский придёт к таким же выводам. Но это уже другая история.

    Фильм интересный, но довольно сложный для восприятия. По поводу нацизма есть и более интересные художественные высказывания.

    17 марта 2010 | 16:12

    Этот фильм определенно заслуживает внимания. Я посмотрел его дважды, на языке оригинала(немецком), и оба раза он производил на меня какое-то мистическое впечатление. В нем необычно и ярко все: цвета, сюжет, игра актеров, музыка. Идея и смысл этого фильма вызывают множество споров, как и вообще все творчество Гюнтера Грасса.

    Осуждение национал-социализма может являться лишь поверхностной идеей, так как параллельно автор размышляет над такими извечными вопросами, как любовь, дружба, верность, предательство. Также четко прослеживается идея воздаяния. Все герои, в итоге, платят за свои поступки. Эротичность и гротеск придают этому фильму особый характер, так что любителям психоанализа по Фрейду представится хорошая пища для размышлений.

    Рекомендую смотреть в оригинале.

    14 июля 2009 | 12:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>