Дебютный фильм (так и озаглавленный, просто и без затей, «Дебют») известной своими радикально-феминистскими взглядами голландки Нушки ван Бракель об этом самом феминизме еще особо не заикается. По крайней мере, на передний план столь явно, как ее последующие работы, не выставляет. Вот в «Женщине как Ева» и в «Холодных озерах смерти» Нушка высоко поднимала над головой лозунги борьбы за права женщин. «Дебют» же стал для нее своеобразным трамплином, от которого можно оттолкнуться, чтобы развернуть заготовленные транспаранты как можно выше. Как известно, для того, чтобы обратить на себя внимание общественности, нет ничего лучше, чем вызвать хороший скандал. А что может быть скандальнее, чем рассказ о любви взрослого человека, приближающегося к 50-летнему юбилею и 14-летней девочки-подростка? Да еще рассказанный и показанный в весьма откровенной форме…
Впрочем, в 70-е годы подобные истории оказывались на экране довольно часто, и порой в куда более шокирующем антураже, нежели позволила себе голландская феминистка. Зато ван Бракель решила рассмотреть проблему совсем с другой стороны, нежели это делал, например, Набоков. Да и большинство тех, кто рисковал обращаться к столь щекотливой теме. Не со стороны условного Гумберта, а со стороны Лолиты, чувства и желания которой в «Дебюте» первостепенны. Тогда как мужчине остается лишь следовать воле рано созревшей Женщины вопреки собственным моральным установкам и этическим принципам. При этом, никаких оценок, как и следовало ожидать, режиссер не ставит, предоставляя зрителю самому судить или оправдывать героев фильма.
Юная Каролин, живя с обеспеченными, но равнодушными к своей дочери родителями, неожиданно встречает взрослого, который, кажется, не успел растратить юношескую жажду жизни и молодую энергию. Вернувшийся в Голландию из длительной командировки в Африку друг ее семьи Хуго оказывает на девочку неизгладимое впечатление. До этого Каролин совершенно не интересовалась мальчиками, а пример ее собственного отца говорил ей, что мужчины – невероятно скучные создания. И вдруг все оказывается совсем не так. Происходит своеобразный импринтинг, когда собственное половое созревание накладывается на восхищение одним конкретным человеком, и Каролин безнадежно влюбляется.
То есть, не совсем безнадежно… Хуго очень быстро сдается перед мощным напором буквально не дающего ему прохода тинейджера и с головой окунается в запретный грех. Почему и как это с ним происходит Нушку ван Бракель совершенно не интересует, по ее фильмам вообще создается впечатление, что мужская психология для режиссера – тайна за семью печатями. Так что зрителю остается довольствоваться односторонним взглядом. Зато психология Каролин раскрывается так полно, как это вообще возможно средствами кинематографа: тут и острое чувство одиночества в своей насквозь буржуазной «правильной» семье, и влияние раскованно-либерального преподавателя с либертарианскими взглядами, и слишком развитый по сравнению с одноклассниками интеллект в сочетании с наивной непосредственностью, и детский эгоизм и еще многое-многое другое, что сумела рассказать Марина де Грааф о своей героине. Что восемнадцатилетней актрисе без помощи режиссера удалось бы едва ли. В конце концов, остается же Хуго в исполнении Герарда Кокса не более, чем манекеном.
Как бы там ни было, Каролин в фильме учится. Учится любить без эгоизма, понимать и принимать ответственность, противостоять ударам судьбы и просто жить в этом мире. Насколько для этого ей была нужна или не нужна любовная связь со взрослым человеком – вопрос остается без ответа. Как перемещается на периферию внимания и щекотливая проблема, которая вроде бы должна была быть главной движущей силой сюжета. Таковой она, впрочем, остается, но по сути своей потенциально скандальный фильм оказывается классической драмой взросления, которую переживает Каролин. Хотя на нервах у цензоров и блюстителей морали Нушка ван Бракель, конечно, поиграла с преогромным удовольствием.