Статьи

«Картина дня» 100 лет назад: Поддельный Чаплин, Революция и Пушкин-режиссер

Кинотеатры Москвы будут работать лишь 3 дня в неделю, будущее стереокино под вопросом, появился новый вид воровства фильмов и другие новости кино 1917 года.
«Картина дня» 100 лет назад: Поддельный Чаплин, Революция и Пушкин-режиссер
«Искатель приключений» (1917)

Очередной выпуск рубрики КиноПоиска «„Картина дня“ 100 лет назад» с обзором событий из мира кино, которые произошли век назад (с первыми выпусками можно познакомиться здесь).

Создан первый в мире полнометражный мультфильм

9 ноября в Аргентине вышел первый в мире полнометражный мультфильм «Апостол», режиссером которого стал Куирино Кристиани. Фильм сделан с помощью метода перекладки, идет 70 минут и состоит из 58 тысяч кадриков, а его персонажи — бумажные марионетки с подвижными конечностями.

Это политическая сатира, изображающая новоизбранного президента Иполито Иригойена, который возносится на небеса, чтобы с помощью молний Зевса очистить Буэнос-Айрес от коррупции и безнравственности, а в результате испепеляет весь город. Напомним, что Иригойен, харизматичный лидер радикальной партии, подавляющим большинством голосов выиграл президентские выборы в 1916 году, таким образом, покончив с длительным периодом правления консерваторов.

Главный персонаж первого полнометражного мультфильма «Апостол» (1917)

Главный персонаж первого полнометражного мультфильма «Апостол» (1917)

Фильм понравился критикам, а первых зрителей особенно порадовала финальная сцена со спецэффектами и декорациями, построенными французским архитектором Андре Дюко. «Фильм прекрасен», — говорится в рецензии газеты Critica, — «Он демонстрирует удивительный прогресс нашего национального кино». Газета La Razon соглашается: «Живописная работа, которая обнаруживает гигантскую работу, терпение и даже гений ее создателей». (Critica, La Razon, ноябрь, 1917)

Совет по цензуре требует ареста кинопрокатчика

Совет по цензуре Огайо добился получения ордера на арест бизнесмена И.Р. Кэри, которому предъявлены обвинения в нарушении цензурных законов штата. Как утверждается, Кэри выпустил в кинотеатре Strand картину «Изгнание» с неприемлемыми сценами, которые были предварительно изъяты по требованию Совета. Это первый криминальный случай подобного рода.

Реклама фильма «Изгнание» (1917) с Ольгой Петровой в главной роли

Реклама фильма «Изгнание» (1917) с Ольгой Петровой в главной роли

Напомним, что мелодрама «Изгнание» режиссера Мориса Турнера с Ольгой Петровой в главной роли рассказывает о перипетиях жизни в португальской колонии. Чикагский совет цензоров присвоил фильму категорию «только для взрослых». Были вырезаны следующие реплики: «Предложи ему все, что угодно, слышишь, все, что угодно», «Мы должны добиться этого любой ценой» и «Твоя жестокость стоила тебе моей любви». А также две сцены кутежа, эпизод, в котором главный герой душит женщину и крупный план, где героиня кладет ключ от спальни на стол, с сопутствующим интертитром: «Такова была сделка, не так ли?». (Variety, 17 октября 1917; Exhibitors Herald, октябрь-ноябрь 1917)

Кинотеатры Москвы будут работать 3 дня в неделю

Итак, московские кинематографы будут открыты только три дня в неделю. Причислив их к «заведениям», думская комиссия в своей повестке расправилась с кинематографом по своему, с точки зрения «революционной демократии». Докладчик, указав на то, что процент экономии [электричества и нефти] ничтожен был бы даже с полным прекращением деятельности кинематографической промышленности, все же настаивал на закрытии кинематографов с точки зрения морального значения на массы. <...>

Карты вершителей кинематографа — ясны: никакие математические выкладки и словесные убеждения не помогут. Революционная, видите ли, демократия не может допустить, чтобы в то время, когда есть масса безработных, — кинематографы сверкали бы огнями. Это может вызвать нежелательные эксцессы. А потом лучше начать сверху, чем дожидаться закрытия кинематографов снизу <...>. Установление цензуры (контроля — по ихнему), вот на что они посягают. И это в свободном государстве устанавливается свободными гражданами, очевидно свободными только в своих личных действия. Как можно мыслить цензуру в наше время?

P.S. Вышеприведенные строки были уже набраны, когда в Москве произошли события, изменившие совершенно уклад нашей жизни. Городская Дума, которая должна была санкционировать постановление Комиссии, перестала существовать. Как отнесется новая власть к кинематографу, неизвестно. («Проэктор», № 17-18, ноябрь 1917)

В кинотеатрах появился поддельный Чаплин

В Нью-Йорке от лица Чарльза Чаплина были выдвинуты сразу три иска против нескольких продюсеров, прокатчиков и театральных менеджеров в связи с фильмами, в которых появляются двойники Чарли. Представители компаний Otis Lithograph Co., Seidens, Motion Picture Film Co., Gunbys, New Apollo F.F. Co. появились в суде и в итоге согласились на судебный запрет. Некоторые из продюсеров утверждали, что не подозревали о нарушении каких-либо законов. Вот названия подобных фильмов: «Сентиментальный Чарли», «Чарли, похититель сердец», «Чарли в окопах» и «Мушкетеры трущоб». Стороны договорились сотрудничать в будущем, чтобы пресечь подобные инциденты.

«Искатель приключений» (1917)

«Искатель приключений» (1917)

Тем временем 22 октября вышел новый фильм Чарли Чаплина «Искатель приключений» — этой картиной режиссер завершил плодотворный период работы на студии Mutual. В ноябре Чарли собрал группу верных соратников и заложил первый камень своей новой студии Charlie Chaplin Studios около цитрусовой рощи на углу улиц Le Brea и De Longpre. Ее пространство напоминает английскую деревню с рядом серых дощатых домов в колониальном стиле и аккуратными зелеными садами вокруг. (Exhibitors Herald, ноябрь 1917; Variety, 19 октября 1917)

Обнаружен новый вид воровства фильмов

Exhibitors Herald сообщает, что столкнулась с новым видом изобретательного воровства. Схема такова: военный фильм продается на определенную территорию. Через несколько недель похожая картина появляется на этой же территории. У нее другое название и новые сцены, но в реальности это полуновая-полустарая лента. Вставки из уже существующих фильмов добавляются в новый доснятый материал, чем достигается желаемый хронометраж. Так как большинство военных лент очень похожи, необходим тщательный анализ, чтобы распознать мошенничество. У любого бизнеса есть свои трюки и уловки, но такая откровенная фальсификация, конечно, не сможет продолжаться долго. Единственный способ избежать подделок в будущем состоит в том, чтобы прокатчики и владельцы кинотеатров приобретали только проверенные фильмы у проверенных поставщиков. (Exhibitors Herald, 10 ноября 1917)

Вышла «Совесть» с пятикратной экспозицией

Реклама фильма «Совесть» (1917)

Реклама фильма «Совесть» (1917)

Те, кто изучают операторское мастерство, обязательно оценят следующую новость — в фильме «Совесть» с Глэдис Брокуэлл в главной роли впервые удалось снять сцену с пятикратной экспозицией. Сделать это было крайне непросто, даже тройная экспозиция — крайне редкое явление в кино.

В ключевой сцене главная героиня находится в зале суда и окружена четырьмя фигурами — Алчностью, Похотью, Самолюбием и Тщеславием, каждую из которых она же и изображает. Заслуга создания нового технического достижения принадлежит режиссеру Бертраму Брекену и оператору Чарльзу Кауфману. (Motion Picture News, 20 октября 1917)

Пример двойной экспозиции из фильма Ф.В. Мурнау

Пример двойной экспозиции из фильма Ф.В. Мурнау "Восход солнца"

Будущее стереокино под вопросом

Американский ежемесячник Motography задается вопросом — есть ли будущее у стереоскопического (объемного) кино?

Авторы статьи напоминают: кино со звуком никому не понравилось, потому что ему в итоге не удалось никого обмануть. Изобретатели наивно предполагали, что если звук и изображение будут совпадать, они сольются в гармоничное художественное целое. Но они не слились и никогда не сольются. Кино — это иллюзия, и в этом его ценность. Голос не поддерживает иллюзию — он отвлекает внимание и разрушает ее. Можно сказать (если предположить, что иллюзия — это отрицательная величина), что сумма двух иллюзий даст меньший результат.

Хорошая цветная картинка — это, разумеется, прекрасное зрелище. Однако наше восприятие цвета и действия не одинаково. Когда мы спокойно рассматриваем осенний лес или восхищаемся китайской вазой, мы понимаем, какое значение играет цвет. Но когда наблюдаем за игрой в бейсбол, цвет значит немного — он нужен, скажем, только для различения формы игроков. Игра смотрелась бы так же хорошо и черно-белой. Другими словами, цветовосприятие относится к области эстетического и имеет мало отношения к действию и движению. Так что цвет не может добавить кинематографу ничего существенного.

Сторонники цветного и звукового кино оказались сильно разочарованы — зрители не выказали к нему почти никакого интереса. Раскрашенные картинки, выполненные с помощью механических и химических средств, порадовали немногих. Опытные механики и знаменитые изобретатели вместе пытались синхронизировать звук и изображение, чтобы они точнейшим образом совпадали. У них получилось, но публика лишь улыбнулась и пошла дальше смотреть на немой серый экран.

Стереоскопия — последний пункт из трио новшеств, предлагаемых для улучшения киноискусства. На первый взгляд его можно принять за такой же эксперимент, как первые два. Однако есть разница. Цвет и звук были дополнениями, но, как выяснилось, не улучшениями. Эффект объема будет именно улучшением, он сделает привычные фильмы гораздо привлекательнее.

Цветное и звуковое мы уже видели, объемное — нет. Скорее всего, прокатчики, напуганные цветными и звуковыми фильмами, наверное, не будут спешить вкладываться в стереокино. Настоящей стереоскопической проекции можно добиться с помощью стереоскопической пленки, двойной проекции и дорогого экрана, сделанного из тысячи маленьких линз. Однако, надеются авторы статьи, настанет день, когда кинокартины будут показываться стереоскопически в любом кинотеатре. Как представляется, в этом — единственное направление развития кино. И рано или поздно оно воспользуется этой возможностью. (Motography, 20 октября 1917)

«Плантатор» раскрывает секреты жизни в Мексике

Реклама фильма «Плантатор» (1917)

Реклама фильма «Плантатор» (1917)

«Половина жителей земли не знает, как живет другая половина», — такой трюизм отлично подходит новому фильму «Плантатор», истории о каучуковых плантаций на юге Мексики. Это больше, чем просто кинофильм. Это открытие социальных и человеческих условий, о которых знает мало кто из американцев. Считается, что Мексика — это сплошная пустыня, населенная бандитами. В этой ленте студии Mutual предстает другая страна — тропический край, покрытый джунглями настолько плотными, что приходится использовать мачете. А еще — нависающие горы, богатые плантации, дома с соломенными крышами, старые испанские монастыри в самых неожиданных местах, широкие реки с труднопроизносимыми названиями.

Новый фильм, в котором играет Тайрон Пауэр, — один из самых интересных за последнее время. Помимо живописных красот в фильме зрители еще увидят всепоглощающую драму любви. (Exhibitors Herald, 3 ноября 1917)

Зарубежные журналисты «сделали» Пушкина режиссером

Журнал «Проэктор» сообщает: в последнем номере «Мовинг Пиктюр» напечатано сообщение о какой-то «новой драме Пушкина». Она поразительно разыграна корифеями русского кино Иваном Мозжухиным и Натальей Лисенко, при участии новой звезды кино «Таньи Фетнер», которую Мозжухин избрал в качестве партнерши для исполнения роли «жены инженера» в этой драме Пушкина под названием «Разрисованная кукла»... Милые, мало осведомленные о смерти Пушкина, союзники... («Проэктор», № 17-18, ноябрь 1917)

Японский консул — поклонник американской звезды

Актриса Маргерит Кларк

Актриса Маргерит Кларк

Светская хроника. Его превосходительство господин Масанао Ханихара, генеральный консул Японии, сейчас работающий в Сан-Франциско, засвидетельствовал свое почтение Маргерит Кларк, звезде «Парамаунт» на съемках третий части сериала «Бэбс» в Нью-Йорке. Мистер Ханихара нашел время возобновить знакомство с мисс Кларк, которое началось с Вашингтоне, несколько лет назад, где маленькая леди играла на сцене. (Motion Picture News, 20 октября, 1917)

«Падение Романовых» поставило новый рекорд

Публикация о фильме «Падение Романовых» (1917)

Публикация о фильме «Падение Романовых» (1917)

Права на новый фильм Герберта Бренона «Падение Романовых», великолепную драму, изображающую рождение российской демократии, были проданы за рекордную сумму в сто тысяч долларов. Покупку совершила группа капиталистов, объединившихся для этой цели в синдикат. Как заметил один из критиков, еще ни один фильм в истории кино не основывался на такой животрепещущей теме, столь интересной для всех. Сегодня внимание всего мира приковано к России. (Exhibitors Herald, 3 ноября 1917)

«Русская революция» за границей провалилась

Реклама фильма «Русская революция» (1917)

Реклама фильма «Русская революция» (1917)

По полученным сведения того успеха, на который рассчитывала Россия, командируя за границу специально посланного с негативом событий революции — определенно не получилось. Во Франции, как говорят, вследствие слишком шумных демонстраций, картина была снята с экрана на третий день. В Англии, Испании и Италии — странах монархического образа правления — она вообще не разрешена. («Проэктор», № 17-18, ноябрь 1917)

Актриса Мэй Мюррэй ответила на рецензию Variety

Актриса Мэй Мюррэй

Актриса Мэй Мюррэй

Следующее письмо было получено редакцией от мисс Мюррэй, которая высказала свое мнение о недавней рецензии в газете на ее фильм «Добродетельная принцесса».

«Редактору Variety. Когда появляется такая смехотворная статья, нужно немедленно требовать положить этому конец, если бы ваша газета вообще что-то из себя представляла. Но так как она ничего из себя не представляет, текст и другие статьи лишь развлекли меня (что они успешно делают последние три года). Ваши критические замечания, когда они не ядовиты, настолько глупы, что вы, наверное, и сами все время смеетесь, как и я, когда это пишете. Я полагаю, вы знаете не больше ваших сотрудников, иначе вы не наняли бы таких „критиков“. Среди знающих людей Variety считается очень глупой газетой. Может быть, это ваша вина, а может быть — ваших коллег. Я думаю, 50 на 50. Искренне ваша, Мэй Мюррэй"». (Variety, 16 ноября, 1917)

Читайте также
Статьи Синематограф и животные пляски: Как подростки сделали кино популярным Как появились первые кинозвезды? Как детский труд сказался на развитии киноиндустрии? Ответы — в новой книге Джона Сэвиджа «Тинейджеры. Зарождение молодежной культуры 1875—1945».
Статьи Сталин и «Великий диктатор»: Какие фильмы нравились вождю Ценитель детективов и вестернов с драками Иосиф Сталин также любил комедии Чаплина, правда, не все. Рассказываем, какие картины он пересматривал неоднократно.
Статьи Удаленные кадры: Кинематографисты, которым запрещали работать в кино Роман Полански, Чарли Чаплин, Сергей Параджанов, Джафар Панахи, Мэл Гибсон и другие деятели кино, которых попросили на выход — государство, киноиндустрия или общественность.
Статьи Нет повести печальнее: Ромео и Джульетта в мировом кино Сын советского посла и дочь американского дипломата, чешский студент и еврейская девушка, а также другие необычные Ромео и Джульетты.
Комментарии (9)

Новый комментарий...

  • 10

    Любава1985 25 ноября 2017, 06:55 пожаловаться

    #

    Будущее стереокино под вопросом

    Надо же, точно такой же вопрос был поднят спустя ровно сто лет. На КП по этому поводу даже статья не так давно, кажется, была. :)

    А вообще каждый раз читаю о новостях кино сто лет назад и понимаю, что с одной стороны многое поменялось, а с другой — мало что изменилось, парадокс. :)

    ответить

  • 7

    уэф 25 ноября 2017, 08:35 пожаловаться

    #

    Изменения происходят в технической составляющей, оборудование, техника съемки, монтажа, озвучания, проката фильмов. Это неизбежный процесс развития в любой области.
    Неизменной остаётся составляющая человеческого фактора, подмены, мошенничества, жадность и глупость актрис, пишуших откровения, тогда в газету, сейчас в соцсетях.
    Так что никакого парадокса, как видите.

    ответить

  • 9

    Любава1985 25 ноября 2017, 08:43 пожаловаться

    #

    В целом Вы правы, парадокса никакого нет. А с другой стороны, парадокс как раз в том, что люди тысячелетиями не меняются, всё те же пороки всё глубже и глубже затягивают человечество на дно, но только уже с новыми технологиями…

    ответить

  • 9

    Alex lom 25 ноября 2017, 09:44 пожаловаться

    #

    Интересные статьи — окна в прошлое! КП, не бросайте это дело, не обязательно останавливаться лишь на 17 году. Дойдем до звука и цвета!!

    ответить

  • 8

    Alternativasinitsy 25 ноября 2017, 12:43 пожаловаться Мелодрама «Изгнание»

    #

    Я конечно понимаю, что сто лет назад нравы были более пуританскими, чем ныне, но ума не приложу, что же крамольного нашёл чикагский совет цензоров в невинных репликах фильма с Ольгой Петровой? Да ещё добился ареста несчастного владельца кинотеатра. Что бы сказали эти добропорядочные джентльмены, если бы посмотрели репертуар современных кинотеатров?!

    ответить

  • 3

    GreamReaper 26 ноября 2017, 00:30 пожаловаться

    #

    И сейчас свои «цензоры» имеются. А в тех репликах, если их понимать двусмысленно, очень даже много можно услышать))

    ответить

  • 4

    SpaceStationOne 25 ноября 2017, 16:16 пожаловаться

    #

    Ура! Наконец-то моя любимая рубрика! Я уже начинал слегка волноваться…

    1) Чикагский совет цензоров присвоил фильму категорию «только для взрослых». Были вырезаны следующие реплики: «Предложи ему все, что угодно, слышишь, все, что угодно», «Мы должны добиться этого любой ценой» и «Твоя жестокость стоила тебе моей любви». А также две сцены кутежа, эпизод, в котором главный герой душит женщину и крупный план, где героиня кладет ключ от спальни на стол, с сопутствующим интертитром: «Такова была сделка, не так ли?».

    И при этом шла Первая мировая война…
    Вспомнилась фраза полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня»:
    «Мы учим молодых парней стрелять в людей (в оригинале — to drop fire on people), но их командиры никогда не позволят им написать слово «fuck» на их самолётах, потому что это неприлично».

    2) кино со звуком никому не понравилось, потому что ему в итоге не удалось никого обмануть. Изобретатели наивно предполагали, что если звук и изображение будут совпадать, они сольются в гармоничное художественное целое. Но они не слились и никогда не сольются…
    … цвет не может добавить кинематографу ничего существенного.


    Человеку свойственно ошибаться.

    3) Мэй Мюррэй ответила сильно и остроумно.

    ответить

  • 3

    Alexander 1990 25 ноября 2017, 18:40 пожаловаться

    #

    Маргерит Кларк потрясающе красивая актриса, лучшая исполнительница ролей в фильмах-сказках 1910х!

    ответить

  • black27 1 декабря 2017, 17:42 пожаловаться

    #

    Не переставайте писать статьи !!!

    ответить

 
Добавить комментарий...