Статьи

«Картина дня» 100 лет назад: «Корниловщина», «Распутин» и обезьяна-звезда

Драка из-за «Падения Романовых», санкции Германии против Австрии в сфере кино, новое амплуа Чаплина, а также другие события мира кино столетней давности.
«Картина дня» 100 лет назад: «Корниловщина», «Распутин» и обезьяна-звезда
«Пропасть»

Очередной выпуск новой рубрики КиноПоиска «„Картина дня“ 100 лет назад» с обзором событий из мира кино, которые произошли век назад (с первыми выпусками можно познакомиться тут).

Новый скандал из-за «Романовых»

Посетители большого зала в отеле «Ритц-Карлтон» на прошлой неделе могли наблюдать еще одно дополнительное представление. Уильям Брэди, продюсер очередной версии «Падения дома Романовых», которую он сам называет «Распутин», присутствовал со своим другом Льюисом Селзником на показе картины «Падение Романовых» Герберта Бренона. Во время перерыва Брэди и Селзник отправились в кафе выпить. Свидетели утверждают, что подошедший Бренон начал всячески их оскорблять и обвинять в том, что Брэди наживается на его идеях. В итоге Бренон дал указания сотрудникам не пускать Брэди в зал. Тот остался ждать и по окончании показа подловил несчастного Бренона на лестнице, где кинематографисты подрались, к счастью, без серьезных повреждений.

«Падение Романовых»

«Падение Романовых»

«Распутин» вышел в прокат в среду, опередив «Падение дома Романовых». Кажется, в итоге сторонам удалось прийти к мирному соглашению. Бренон посетил частный показ «Распутина». Упавший с лестницы Брэди растянул связки и теперь приходит в себя дома. Ходят слухи, что готовится еще одна картина, паразитирующая на этой актуальной теме. Русский иеромонах-расстрига Илиодор, сыгравший у Бренона, готовит нечто под названием «Последний из Романовых» (Variety, 14 сентября, 1917).

Скажем «нет» фильму «Диктатор (Корниловщина)»!

Одним из кинодеятелей объявлена к выпуску «сенсационная» картина «Диктатор (Корниловщина)». Газета «Время» по поводу этого справедливо указывает, что обществу кинодеятелей следует заняться осуждением поступка подобного предпринимателя. Указав на печальное явление в прошлом кинематографа, когда многие кинодеятели в погоне за сборами выпускали недоброкачественные, так называемые сенсационные ленты, газета подчеркивает, что поступок инициатора постановки «Диктатора» превосходит все бывшее до сих пор. Нельзя делать аферу на этом деле, потрясшем до основания всю Россию и до сих пор остающемся загадкой для русских людей, загадкой, которая до окончания судебного разбирательства не может быть никому известна («Вестник кинематографии», № 125, 1917).

Кинематографистов отправят на войну

Мак Сеннет

Мак Сеннет

Стало известно, что всемогущая рука закона дотянулась и до Западного побережья США — множество кинематографистов попали под выборочный призыв на военную службу благодаря так называемой армейской лотерее, когда новобранцев отбирают с помощью случайной выборки. Вот самые известные имена: Джордж Стаут (коммерческий директор студии Мака Сеннета), Линн Рейнолдс (режиссер студии Triangle), Маршалл Нейлан (режиссер фильмов с Мэри Пикфорд), Хэл Роач (продюсер и режиссер фильмов с участием Гарольда Ллойда), Джордж Уолш (актер, сыгравший в «Нетерпимости»), Уоллес Рид (актер, сыгравший в «Рождении нации»), комедиографы Джек Блистоун и Хорас Дэвей, актеры вестернов Лео Малони и Джордж Чесебро, режиссеры студии Universal Джордж Маршалл и Крейг Хатчинсон, а также многие другие исполнители, сценаристы, монтажеры, операторы, ассистенты и сотрудники студий (Motion Picture News, август 1917 года).

Уоллес Рид

Уоллес Рид

Зрители соберут сигареты для фронта

Совместная акция газеты Motion Picture News и кинотеатров: собираем сигареты для служащих на фронте. В течение следующих недель до конца месяца сотни тысяч людей, посещающих кинотеатры каждый день, смогут принять участие в масштабной национальной кампании — снабдить наших военнослужащих сигаретами. В Великобритании похожие акции прошли с большим успехом (Motion Picture News, 1 сентября 1917 года).

Австрия и Германия обменялись киносанкциями

«Кинэ-журнал» сообщает, что австрийское правительство запретило импорт картин в качестве предмета роскоши. В свою очередь, Германия в виде протеста запретила вывоз в Австрию необходимого сырого материала для производства картин. Журнал метко озаглавил эту заметку словами «Волки грызутся между собой» («Кинэ-журнал», № 3—4, 1917).

Чаплин предстанет в новом амплуа

Горные хребты Сьерра-Мадре, зеркально гладкие воды Тихого океана — таковы декорации нового фильма Чаплина (для компании Mutual), который он сейчас завершает на студии Lone Star в Лос-Анджелесе. В этой ленте Чаплин отходит от привычного образа и придумывает новые сногсшибательные трюки, какие он никогда раньше не делал. Чарли играет сбежавшего заключенного, который с невероятным бесстрашием прыгает с отвесных обрывов и забирается на крутые скалы. Все это выполнено без помощи ловких операторских хитростей или механических приспособлений. В новом фильме Чаплин в полной мере демонстрирует свою великолепную атлетическую форму.

«Искатель приключений»

«Искатель приключений»

Режиссер использует около 30 тысяч метров пленки, чтобы снять один короткометражный фильм. Рассказывает журналист Терри Рамси, побывавший на площадке: «Комедии Чаплина не создаются, они, как нечто чудесное, появляются. Никто не знает, когда появится следующая. Даже мистер Чаплин не знает. Если бы он знал, он бы переставал ждать и просто бы брался за дело» (Exhibitors Herald, 25 августа; Photoplay, сентябрь 1917 года).

Гарольд Ллойд примерил образ героя-очкарика

9 сентября Гарольд Ллойд в фильме «Через забор» впервые представил своего нового героя-очкарика. До этого он примерял более клоунский образ Одинокого Люка, от которого порядком устал.

«Через забор»

«Через забор»

В Париже обезьяна популярнее Чаплина

Насколько одно время парижане увлекались комическими лентами с Чарли Чаплиным, настолько теперь они остыли в обожании своего оригинального героя. У парижан теперь другой кумир, которому они поклоняются: это действительно на редкость смешная обезьянка Жако, участвующая в целой серии картин фирмы Gaumont. У всех на устах теперь имя Жако, а в те дни, когда идут картины с его участием, театры ломятся от наплыва публики («Проэктор», № 5—6, 1917).

Налог вернет в кино классическую музыку

С тех пор как американские кинотеатры наводнили джазовые музыкальные группы, членов которых иногда трудно назвать музыкантами, сотрудники многих первоклассных оркестров остались без работы. Теперь же лучшие, скажем, органисты страны смогут воспользоваться возможностью работать в кинотеатрах.

Новое постановление суда отныне обяжет платить налог на использование современной музыки. Кинотеатры и так долго рекламировали так называемые «популярные хиты», а теперь в дополнение к затратам на саму музыку им придется выплачивать налог, который, как надеются авторы инициативы, снизит популярность во многих случаях безвкусных и пустых композиций. Умные прокатчики знают, что для их целей существует огромное количество прекрасной и эффектной музыки, которая не попадает под закон об авторском праве. Сочинения великих мастеров — Бетховена, Шопена, Вагнера, Шуберта, Берлиоза и других — нескончаемый источник драматического аккомпанемента к кинопоказу (Exhibitors Herald, 25 августа 1917 года).

Сериалы вредны для детей и взрослых

В Париже идет деятельная работа по созданию специальных законопроектов, касающихся жизни кинематографа. Специальная комиссия по регламентации и улучшению кино в своем докладе министерству внутренних дел особенно подробно остановилась на ненужности цензуры для кинематографа. По мнению членов этой комиссии, в виду того что кинематограф все более и более приближается к театру как элемент культуры и демократизации, он не должен испытывать никаких ограничений свободы мысли и их выражения со стороны цензуры, за исключением случаев, когда это является необходимостью в целях общественного спокойствия.

Между прочим, комиссия решительно высказалась против постановки картин во многих сериях, считая, что такие постановки чрезвычайно вредно отражаются на занятиях учащихся и на повседневной жизни взрослых («Вестник кинематографии», № 125, 1917).

Америка встречает великих русских актеров МХАТа

Главные кинодеятели новой республики призваны покончить с враждебностью по отношению к зарубежной продукции. Их работы, которые критики описывают как первопроходческие в области «интеллектуального реализма», должны в ближайшее время быть показаны в кинотеатрах Америки.

Несколько недель назад Н. С. Каплан, президент Russian Film Corporation, привез из Москвы более пятидесяти негативов. Основанные на литературных шедеврах, они отвечают самым высоким стандартам кинопроизводства. Говорится также, что атмосфера картин естественна и реальна, это настоящие полотна русской жизни со всеми ее трудностями, страстями, успехами и падениями. Фильмы покажут Россию какая она есть, а не как ее часто неправильно понимают американские режиссеры. Среди актеров, не единожды появившихся в фильмах, — знаменитый Иван Мозжухин. С представлением картин помогла великая американская звезда Алла Назимова.

Мистер и миссис Каплан прибыли в Америку в апреле. Супруги покинули Москву ночью, путешествуя через Париж в Штаты, пытаясь избежать конфискации пленок. Им удалось сбежать как раз вовремя, до того как революционный котел начал вовсю закипать. Военные заняли кинотеатры и использовали их как бараки. Под государственные нужды были экспроприированы и залы миссис Софи Каплан, которая начинала строить большой кинотеатр на две с половиной тысячи мест в Петрограде и успела возвести только четыре стены (Exhibitors Herald, 1 сентября, Variety, 14 сентября 1917 года).

Что не нравится американцам в русском кино

Очень интересный документ получен недавно из Америки. В нем известный американский кинодеятель так характеризует дефекты русских картин с точки зрения американской публики.

Герои. Чтобы вызвать симпатию к публике, герой действия не может быть хотя бы отчасти ненормальным. Если герой имеет женщину и потом начинает ухаживать за другой девушкой, публике это не нравится, если она не видит его страданий и настоящих причин подобного поступка и тем самым не оправдывает его в своем мнении.

Сцены с выстрелами. Эти сцены не пропускаются советами цензоров, но эти препятствия удается преодолеть, изобразивши человека в намерении стрелять и потом другого человека, раненого или убитого, пропуская совершенно картину выстрела и немедленные последствия.

Сцены с ножами. Эти картины непопулярны также. Американская публика любит кулачные расправы, драки с палками и стрельбой.

Картины, оканчивающиеся самоубийством. Такие ленты решительно непопулярны, и очень трудно добиться одобрения их различными советами цензоров.

Окончание картины. Обыкновенно требуется, чтобы все картины кончались благополучно, так как американская публика любит уходить из театра в хорошем настроении духа («Вестник кинематографии», № 125, 1917).

Новый рекорд кассовых сборов

Первый релиз студии «Голдвин» «Полли из цирка» с Мэй Марш вышел на этой неделе одновременно более чем в 80 городах. Рекорд сборов на сегодняшний день — 350 тыс. долларов. Начальники студии ликуют. Прямо сейчас компания нанимает более ста дополнительных сотрудников, чтобы самой показывать картину и не ждать, пока маленькие кинотеатры сумеют ее перехватить.

«Полли из цирка»

«Полли из цирка»

Картина поразила новой заставкой студии Голдвина — на ней живой лев по имени Слэтс поводит ушами и смотрит прямо на зрителей (к счастью, не рычит). Заставку придумал Ховард Дитц, который признался, что таким образом хотел выразить благодарность своей альма-матер — Колумбийскому университету и особенно его спортивной команде «Львы» (Variety, 14 сентября 1917 года).

«Джек и бобовое дерево» привлекает всех

«Джек и бобовое дерево»

«Джек и бобовое дерево»

«Джек и бобовое дерево» Честера М. Франклина собрал, наверное, самую разношерстную аудиторию в истории кинопоказов. Картина сейчас идет в Нью-Йорке, в кинотеатре Globe. 90% зрителей утренних показов — это дети, а вечерняя публика на 95% состоит из взрослых. Эта увлекательная и веселая комедия смогла завладеть вниманием и покорить как молодую, так и старшую аудиторию. Дети, которые снимались в фильме в Калифорнии, утверждают, что на самом деле это серьезная драма: «Мы не актерствовали, мы проживали эти роли» (Exhibitors Herald, 1 сентября 1917 года).

«Робинзон Крузо» оставил всех без ужина

Съемка картины «Робинзон Крузо» на полуострове Флорида сопровождалась многочисленными курьезами. Школьники были так заинтересованы съемкой, что совсем не пошли в школу. Не отставали от них и кухарки, которые, покинув свои обязанности, с любопытством наблюдали съемку. В результате дети остались вечером без ужина («Кинэ-журнал», № 3—4, 1917).

Улицы Алжира воссозданы в Нью-Джерси

Великолепная романтическая драма Мориса Турнера «Гривистый баран» активно снимается сейчас компанией Artcraft на студии в Форт Ли. Это будет дебют знаменитой театральной актрисы Элси Фергюсон в кино. Ее удалось заманить на большой экран ошеломляющей зарплатой в 5 тыс. долларов в неделю.

«Гривистый баран»

«Гривистый баран»

Воссоздание алжирских улиц, построенных для съемок, привлекло к себе большое внимание в Нью-Джерси. Все постройки не только необыкновенно красивы, но, главное, аутентичны. Это одна из самых удивительных передающих местный колорит архитектурных копий, когда-либо созданных для экрана. Приблизительная стоимость — 50—60 тыс. долларов. Удалось даже воспроизвести ветхий трамвайный вагончик, какие ходят в Алжире — он играет в фильме заметную роль. Мистер Турнер собирается создать полную иллюзию документальных съемок в Северной Африке (Exhibitors Herald, 25 августа).

«Зулусы» и «буры» подрались на съемках

На съемки большой картины «Эмигрант» участвовало больше 6000 статистов. Сцена должна была изображать битву между бурами и зулусами. Зулусы с таким зверством атаковали буров, что последние в испуге стали кидать в своих врагов все, что попадалось под руку, в особенности большие камни. Зулусы отвечали стрелами. Началось серьезное сражение, послышались револьверные выстрелы. Когда с трудом удалось успокоить сражавшихся, оказалось 140 раненых зулусов («Кинэ-журнал», № 3—4, 1917).

Первый цветной полный метр выйдет в США в 1918-м

13 сентября в Бостоне, а затем 21 сентября в Нью-Йорке прошли первые показы фильма «Пропасть» режиссера Рэя Фисайока с Грэйс Дармонд в главной роли. Фильм рассказывает о девочке, воспитанной капитаном дальнего плавания, и о тех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться, когда она влюбилась в молодого человека из богатой семьи.

«Пропасть»

«Пропасть»

«Пропасть» стала первым полнометражным цветным фильмом в США и первой картиной, выполненной в аддитивной двухцветной системе Technicolor (System 1). Фильм снимали на натуре во Флориде, специальный железнодорожный вагон использовали как передвижную лабораторию. Пленки проявляли и печатали прямо на месте.

Пока для съемок в «Системе 1» изготовлен единственный аппарат, который снабжен системой светорасщепляющих призм. Они направляют свет от съемочного объектива в два кадровых окна, расположенных одно над другим. В каждом из них перед панхроматической кинопленкой устанавливались красный и зеленый светофильтры, и в результате одновременно снимаются два цветоделенных кадра, каждый за своим светофильтром. Для показа необходим специальный проектор и обученный механик.

Широкий релиз картины намечен на начало 1918 года. До этого было выпущено всего три полнометражных цветных фильма: документальный «Торжественный прием в Дели» (1912) о коронационных торжествах в Индии и игровые «Мир, плоть и дьявол» (1914) и «Маленький лорд Фаунтлерой»(1914), все в английской системе «Кинемаколор».

Создан аппарат, снимающий со скоростью 1600 к/с

Фирма Pathé выпускает съемочный аппарат, делающий до 1600 снимков в секунду. С изобретением этого аппарата кинематография делает гигантский шаг вперед по пути своего развития. Без преувеличения можно сравнить этот аппарат с микроскопом, подобно которому он откроет нам целый мир, доселе нам не видимый. Мир тех действий, которые проходят перед нами с быстротой, для нашего глазу неуловимой. Благодаря этому изобретению детали сгорания различного рода взрывчатых веществ, выстрела, полета ядра, пули, образование струи из капель — все это и многое другое станет доступным для подробного изучения («Вестник кинематографии», № 125, 1917).

Трагическая смерть артиста Лядова

На днях погиб один из деятелей кино, молодой актер-москвич Лядов. Драма разыгралась на Волге, в Кимрах. Там на берегу, противоположном вокзалу, происходила кинематографическая съемка, после которой все спешили на поезд и поэтому решили парохода не ждать, а переправиться на лодке. Был ветер, и по Волге ходили «барашки». На реке стояли плоты. Лодочника предупреждали, чтобы он был осторожнее, не наскочил на плот. Тот успокаивал: «Чай не впервой. Мы люди тутошние». Надо сказать, что из всей компании, сидевшей в лодке, только один Лядов не умел плавать. Лодка на полном ходу ударилась о плот и... перевернулась. Сидевшие в ней очутились в воде. Началась паника. Хватались за плот, за канаты, каждый старался спастись. И как-то случилось так, что совершенно забыли о Лядове. А когда схватились, несчастного уже не было на поверхности воды. Только через три дня отыскали его тело. Рассказывают, что у Лядова было какое-то тяжелое предчувствие. Он ужасно не хотел ехать на эти съемки из Москвы: «Не хочется мне что-то! Сам не знаю почему». Но его уговорили, и он поехал. Судьба («Вестник кинематографии», № 125, 1917).

Читайте также
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Байопик Николая II, Мэри Пикфорд и душ в кино Актер Дуглас Фэрбенкс спас жизнь режиссера, Германия скупает кинопленку для создания взрывчатки, а также другие события мира кино столетней давности.
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Чаплин, Китон и оскорбление чувств верующих Чаплин не платит налоги, оператор Франциссон разбился на аэроплане, в тылу украли фильм «Мародеры тыла», а также другие события мира кино, которые произошли 100 лет назад, в июне-июле 1917 года.
Статьи «Нам не нужны его деньги»: Отрывок из книги об «Огнях рампы» Чарли Чаплина Фильм, говорил Чаплин, похож на дерево: стоит только потрясти его, и все, что плохо держится или висит зря, осыплется, а останется только по-настоящему нужное.
Комментарии (8)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...