Статьи

Битва за Radiohead: Эпопея о правах на музыку в кино. Часть 2

Сколько месяцев ждать ответа от Ланы Дель Рей? Как перепевали для российского фильма песню Адриано Челентано? Идут ли российские группы навстречу кинопродюсерам? Как предприимчивый артист нашел способ шантажировать продюсеров из-за прав звукозаписи? В День интеллектуальной собственности КиноПоиск завершает рассказ о том, какие подводные камни ждут кинопродюсеров на пути очистки прав на популярную и не очень музыку.
Битва за Radiohead: Эпопея о правах на музыку в кино. Часть 2
Getty Images/Fotobank.ru

Из первой части нашего материала можно было узнать, сколько тысяч евро просят за использование своих треков в кино исполнители вроде Massive Attack и Адель, можно ли выбить скидку на песни Status Quo и Joy Division, кто помогает чистить права на музыку в кино и что делать, если бюджет на музыку ограничен.

Производство в производстве и одобрение из Италии

Даже если удалось договориться с правообладателями о цене, условия контракта могут быть самыми разными. Вернемся к примеру с Адриано Челентано, который отказывается продавать права на свой голос. Авторам фильма «14+» нужно было не просто найти подходящего артиста и записать песню заново, но и получить одобрение самой записи у итальянской стороны. То есть записанный кавер мог не устроить Челентано (или его представителей).

Адриано Челентано

Адриано Челентано

«Голосом Челентано стал Алексей Сулима, участник проекта „Голос“, он исполнил для нас эту песню. Алексей значительно моложе Челентано, поэтому голос мы слегка застарили. Руководила процессом Ирина Епифанова, известный преподаватель вокала и певица, которую вы наверняка знаете по песне „Джамайка“. Голос мы записали здесь, на студии „Пифагор“, а потом в Дании уже обрабатывали и записывали фонограмму. При всем при этом весь звуковой пост проводился в Литве, а звуковая перезапись фильма — в Праге. И песня туда-сюда пересылалась, слава интернету! Получается отдельное производство внутри производства фильма. Если бы мне кто-нибудь сказал, что с музыкой будет так сложно, я бы просто не решилась. У нас не было даже финансово этих возможностей. После записи мы отослали песню, чтобы Челентано ее одобрил. Не знаю, кто ее слушал, вряд ли сам Челентано, но одобрение из Италии пришло, и у нас в договоре прописано, что исполняется песня именно этим артистом, и это одобрено автором», — объясняет Ольга Гранина, продюсер фильма «14+».

Деньги можно взять в долг, а время не ждет

«Самый ценный ресурс, который съедает очистка прав на музыкальные произведения, — это время. Временные затраты на переговоры по российским и западным композициям не сравнить, — комментирует Ольга Гранина. — С Radiohead мы договаривались около полугода. Нас пугали, что будет дорого, но никто не говорил, что будет так долго. Хорошо, что мы начали договариваться с Челентано еще в 2012 году. Некоторые договоры мы подписывали почти год. Двуязычные контракты, долгий процесс правок, который мог длиться несколько месяцев, хотя обо всем уже договорились (о цене договорились, фильм показали). Если деньги можно взять в долг, то со временем сложнее. Нас поддержали Министерство культуры и Фонд кино, а государственное финансирование означает, что кино нужно сдать в срок. Потом есть премьера на Берлинском фестивале. А если бы у нас не было разрешения на использование песен? Мы бы не могли показать фильм. Но каким-то чудом мы успели. В нашем фильме звучат Серж Генсбур и Джейн Биркин с песней „Je t’aime“, Нил Седака, Ману Чао и другие».

Серж Генсбур и Джейн Биркин, «Je t'aime... moi non plus»

«Лана Дель Рей просто не отвечала нам четыре месяца, — вспоминает Иван Самохвалов работу над фильмом «В спорте только девушки». — До последнего момента мы не знали, будет трек или нет. Мы уже сами написали песню под эту сцену и ждали до последнего, и только в самом конце, когда фильм должен был выходить на экраны, от нее пришло подтверждение. Чем больше артист, тем дольше ждешь. Но, конечно, сдвигать прокат из-за музыки ты не будешь. Если ответа нет, то просто ставишь другую песню, на которую можешь получить права».

Музыкальные санкции и отказы без комментариев

С очисткой прав могут возникнуть и другие сложности. Политическая ситуация тоже может сыграть свою роль. «Alt-J, когда только начинался конфликт в Украине (а мы как раз должны были подписывать договор), сказали, что „включают санкции“ и отказываются подписывать с нами договор, — вспоминает Иван Самохвалов. — Пришлось звонить им, уговаривать, убеждать, что мы занимаемся искусством, а не политикой. Дня три потратили на это».

alt-J

alt-J

Наконец, если правообладатель не дает разрешения на использование своей музыки, чаще всего отказ приходит без комментариев. «Ты можешь не получать ответа или получить отказ без объяснения причин, — говорит Ольга Гранина. — У нас был один отказ от Beastie Boys, но это было лето, в разгаре был конфликт в Украине, и задавать вопрос о том, почему нам отказали, было как-то странно. Да и некому было адресовать этот вопрос. Даже к лучшему, что они нам отказали: песня была довольно жесткой для фильма, а вместо нее совершенно случайно встала очень смешная песня индийской группы The ska vengers. Мы думали: как же мы будем с Индией работать, если с Европой мы два года договаривались? А с Индией все прошло идеально, даже договор от них пришел быстрее, чем из Франции».

Незримый бой за российские композиции

Альтернатива дорогой и долгой зарубежной музыке — российские композиции. Конечно, с отечественными исполнителями договориться гораздо проще. Хотя есть и свои нюансы. «Есть небольшой круг российских команд, играющих в жанре инди-поп. Это Pompeya и другие группы, которые поют на английском и выступают за рубежом. Если нужна крутая роковая песня, звонишь Biting Elbows, и они за вменяемые деньги (около 1000 долларов) дают тебе трек. Зритель не отличит их от зарубежных исполнителей, но атмосфера и стиль за счет английского языка меняются, — комментирует Иван Самохвалов. — А вот если нужна советская классика, например „Надежда — мой компас земной“, Российское авторское общество, которое распоряжается правами, выкатывает тебе ценник в 4 тысячи долларов. У них есть свои расценки, ниже которых они не опускаются. Думаю, каждый продакшн, снимавший детективные сериалы, знает, что такое купить песню „Наша служба и опасна и трудна“. Это минимум 4 тысячи долларов. Запрос в РАО, кстати, тоже платный».

«Следствие ведут знатоки»

«Когда ты говоришь российским исполнителям, что у тебя нет денег, им объяснять ничего не надо. Они сами в такой ситуации. Поэтому о сумме договариваться легко. Некоторые российские группы („Корабль“, „Гастрит“, „Газон“, „Яйцы Fаберже“) отдали нам свои песни за очень скромный гонорар. Шнуров тоже отдал нам песню на хороших условиях, за что им всем огромное спасибо. На школьной дискотеке у нас играет группа „Фабрика“. Тут пришлось общаться с концерном Игоря Матвиенко, причем снова в достаточно обезличенной форме, зато процесс шел очень быстро, потому что это уже отлаженная машина. Но скидок там, конечно, не выбьешь. Были и исполнители, которые заломили очень высокую цену», — говорит Ольга Гранина.

Как и у зарубежных композиций, у российских песен бывает несколько авторов, и, чтобы с ними договориться, нужно задействовать знакомых и даже попутешествовать по стране. Например, в фильме «14+» два раза звучит песня «Зеленоглазое такси», а на титрах играет кавер на немецком языке, похожий по вокалу на группу Rammstein. «Оказалось, что этот кавер сделал Александр Пушной, — объясняет Гранина. — Наш исполнительный продюсер и актриса Соня Урицкая знакома с ним, так что она просто позвонила ему, и он дал нам разрешение. Но Пушной не единственный, с кем нужно было договориться. Есть еще композитор Олег Кваша, с которым мы к тому моменту тоже были уже знакомы, и автор текста Дмитрий Лужинский. Это молодой человек, невероятно талантливый, он знает 10 языков и сейчас пишет докторскую в области филологии. Он очень много переводит, в том числе и песни на разные языки. Дима живет в Германии. Мы около четырех месяцев состояли в переписке, а встретились в Питере, куда Дима приехал учиться на режиссера киномонтажа. А еще у нас есть западная композиция, у которой 12 авторов!»

Therr Maitz (Антон Беляев), «Make it Last»

Иногда с российскими группами можно договориться о своеобразном бартере. Так, Антон Беляев (Therr Maitz) поначалу не хотел отдавать права на использование своей песни в фильме «В спорте только девушки», сказав, что картина не очень соответствует по духу его музыке. «Мы предложили, что снимем клип на его песню с кадрами из фильма и отдельно запишем его в студии. Он согласился. Мы потратились на клип, он продвигал наш фильм своей песней, а его видео — до этого у него не было клипов — вышло в интернет и стало собирать просмотры», — говорит продюсер Иван Самохвалов.

Иногда проблемы с исполнителями могут возникнуть неожиданно из-за недостаточно пристального внимания к юридическим деталям во время съемок. «В „Обратной стороне Луны“ мы снимали сцену в ресторане, взяли музыканта из Белоруссии, который хорошо поет и играет, — вспоминает Самохвалов. — Он пел какую-то советскую песню. Ему заплатили денег как артисту. Потом через год он понял, что у него есть права на исполнение песни, и начал шантажировать продюсеров: „Я знаю, что у меня есть права на запись. Давайте 10 тысяч долларов“. Его пришлось переписать, спел другой человек. У него пропало право на исполнение».

Несмотря на месяцы ожидания и переговоров, немаленькие цены и необходимость организовывать производство в производстве, записывая песни в студии, продюсеры готовы тратить ресурсы на качественный саундтрек. «А когда ты смотришь свой фильм на фестивале в Берлине на большом экране и с хорошим звуком, звучит „Creep“ и сначала нежной, а потом взрывной волной прокатывается по полутысячному восторженному залу, уже не так жалко, что пару лет жизни потратил на музыку в кино», — подытоживает Ольга Гранина.

Читайте также
Новости «Про любовь», «Духless» и «Хардкор» поборются за 50 млн рублей от мэра Обнародован шорт-лист из девяти фильмов, претендующих на денежные призы мэра Москвы за лучшее воплощение образа столицы в кино.
Статьи Лучшие фильмы 2015 года: Мнение редакции КиноПоиска Есть ли в нашей десятке российское кино? Герой какого фильма побеждает два кафкианских кошмара? Какой старый пакостник живет в Брюсселе? Какую ленту известный критик окрестил «синефильским селфи», а мы полюбили? И, наконец, какой фильм практически единогласно редакция КиноПоиска сочла лучшим в этом году?
Статьи Первая любовь в школе: От побега из дома до самоубийства Когда вас настигла первая любовь? В 6, в 8 лет? Или в 14? Сбегали ли вы со своим возлюбленным куда глаза глядят? Мучились от страха, приглашая на танец ту самую девочку из параллельного класса? Вместе с создателями фильма «14+» КиноПоиск решил вспомнить фильмы о влюбленных подростках и еще раз убедиться, что в чувствах, возникающих между школьниками, нет ничего криминального.
Новости Премьера трейлера фильма «14+» о первой любви За судьбой «14+» КиноПоиск следит давно и с интересом. Нежную историю первой любви Андрей Зайцев снял так, что в юных героях себя узнают и взрослые, и дети. После успешного показа на Берлинале и приза зрительских симпатий «Кинотавра» фильм готовится выйти в прокат в октябре. Представляем первый трейлер картины.
Комментарии (34)

Новый комментарий...

  • 1

    susen12 26 апреля 2015, 10:27 пожаловаться

    #

    Излюбленная тема наших киношников «деньги давай» и все путем пойдет

    ответить

  • «В День интеллектуальной собственности», ага. Написали бы честно: блю-рэй «В джазе спорте только девушки» уже в продаже! Кстати, сколько-нибудь заплатили авторам фильма «Некоторые любят погорячее» за спёртый сюжет? Ой, они уже сиквел запланировали. Чой-то вдвое дешевле? Видать, песни будут из шлаковых стоков.

    ответить

  • 21

    Доктор Лайтман 26 апреля 2015, 11:34 пожаловаться

    #

    Жуть, как это все дорого на деле. Теперь понятно, почему в большинстве русских фильмов вставляют на фон какую-то недоедливую пиликалку, а не парятся с выбором хорошей музыки

    ответить

  • OGGRANT60 26 апреля 2015, 19:41 пожаловаться

    #

    ТИпа как в сериале «Восьмидесятые» играют хиты чуть сложнее записанные, чем были полифонические мелодии в 2005г.

    ответить

  • El_principe 26 апреля 2015, 11:51 пожаловаться

    #

    да печаль)
    вот почему за рубежом людям удается делать отличные саундтреки без привлечения хитовых песен?)
    Ответ прост — работают профессионально, а не как Бог на душу положит!

    ответить

  • 5

    Oogway 26 апреля 2015, 12:27 пожаловаться

    #

    вот почему за рубежом людям удается делать отличные саундтреки без привлечения хитовых песен?
    Только на вскидку:
    What I«ve Done — Linkin Park
    Where Is My Mind — Pixies
    Shape of My Heart — Sting
    Una Mattina — Ludovico Einaudi
    No Church In The Wild — Jay-Z & Kanye West

    ответить

  • 5

    El_principe 26 апреля 2015, 12:30 пожаловаться

    #

    я не сказал, что так не делают)
    я к тому, что можно и без)))

    ответить

  • 5

    white power flower 26 апреля 2015, 12:40 пожаловаться

    #

    еще когда выбранные песни совпадают с саундами на западе) очень дико смешно получается, при сравнении.

    ответить

  • 18

    Pigy Tim 26 апреля 2015, 13:17 пожаловаться

    #

    Да уж… С одной стороны кажется как то всё это глупо — куча денег, нервов, времени ради пары хитовых треков. Мне например кажется что это пустая трата времени. Ну для меня, например, без разницы что прозвучит в тупой псевдокомедии «В спорте только девущки» — Лана Дель Рей или какая-нибудь третьесортная попса.
    А с другой стороны хорошая качественная композиция только добавляет удовольствия при просмотре хорошего фильма (!!!). Подчеркиваю хорошего фильма. То есть бездарный фильм никакая Лана Дель Рей не спасёт. Хотя мне очень нравится её творчество.
    Так что, «дорогие» отечественные кинодеятели дам вам гениальный, а главное дельный совет, который вам больше никто не даст: Не мучайтесь вы с этими правами на композиции, а просто лучше не пожалейте денег и наймите хорошего композитора, типа Ханса Циммера например)) и будьте спокойны за ваш саундтрек. А ещё лучше научитесь снимать хорошее кино.
    Спасибо Кинопоиску за статью было любопытно почитать. И скорее бы уже фильм «14+» где-нибудь вышел, хоть на носителях, хочется посмотреть. Уже третий год жду.

    ответить

  • 5

    ninja_luba 26 апреля 2015, 13:26 пожаловаться

    #

    типа Ханса никого нет. есть только Ханс. Он один единственный и неповторимый)))

    ответить

  • 4

    Pigy Tim 26 апреля 2015, 13:36 пожаловаться

    #

    Скажем так, есть достойные. Ханс лучший кто спорит?! Но есть так сказать в десятке лучших.

    ответить

  • 1

    ninja_luba 26 апреля 2015, 18:31 пожаловаться

    #

    я не говорю что самый лучшей. десплат и шор тоже великолепны. и у них у каждого свой изюм внутри

    ответить

  • 10

    ninja_luba 26 апреля 2015, 13:30 пожаловаться

    #

    А какой бюджет у фильма Мамочка Долана?
    Я вот понимаю, что у меня теперь песня Ланы Born to Die ассоциируется только с концовкой (да еще какой чувственной). Да и вообще все эти саунды из его фильма — Oasis, Ellie, да и эта песня Colorblind и много других. Наверняка, если есть имя, то и ответ придет быстрее и цены будут ниже(хотя зависит опять от бюджета)

    ответить

  • 5

    Ascension 26 апреля 2015, 18:33 пожаловаться

    #

    Может Лане сам фильм понравился? Об этом писали в первой части этой статьи: если фильм артисту понравился, то он может либо бесплатно, либо за копейки предоставить свою песню

    ответить

  • 4

    ninja_luba 26 апреля 2015, 18:43 пожаловаться

    #

    Да а чему там не понравится?
    Наверняка так и было. Но что с другими?

    ответить

  • 17

    Ledmaer 26 апреля 2015, 15:09 пожаловаться

    #

    Достаточное количество талантливых, но малоизвестных русскоязычных исполнителей буквально бесплатно свою музыку на всяких Bandcamp публикуют. Но они никому не нужны. Либо всякая безвкусная фигня в российских трейлерах и фильмах, либо громкие артисты, которые в большинстве слишком пафосны для российского кино.

    ответить

  • 15

    Alexandr-XIII 26 апреля 2015, 16:23 пожаловаться

    #

    А что, в мире уже не осталось миллионов никому не известных голодных музыкантов, готовых с небольшими изменениями сделать идеальный кавер на любую композицию намного лучше раскрученных звезд и даже более подходяще, ибо такие могли бы сделать еще и синхру под фильм? Или потратить несколько тысяч, устроить конкурс, поднять популярность лояльной и готовой сотрудничать группы исполнителей, создать несколько рабочих мест в стране — это слишком банально и проще купить зарубежный трек за несколько миллионов рублей?
    PS) И вообще не найти более подходящую композицию из миллиардов композиций за всю историю человечества — это тоже отдельное умение.

    ответить

  • Лог-а-Лог 26 апреля 2015, 19:50 пожаловаться

    #

    Согласен с вами.

    ответить

  • 3

    eva7 27 апреля 2015, 11:17 пожаловаться

    #

    кавер — нужны права правообладателя (исполнитель голодный за еду споет, но песня то чужая)) солидарна с автором статьи — бесплатно не требуйте музыку — платите хоть сколько за треки. все таки люди работают.

    ответить

  • 2

    Лог-а-Лог 26 апреля 2015, 19:55 пожаловаться

    #

    Кошмар да и только, ну и заморочки…

    ответить

  • 3

    sanek4live 26 апреля 2015, 19:55 пожаловаться

    #

    Почему об этом говорят «они», а стыдно мне???

    Вам сколько, 50 или 60 или вообще 70 лет? Кто снимает все эти фильмы…

    Вы до сих пор живете в СССР, не умеете пользоваться интернетом и вообще полные незнайки в этом современном мире?

    Сейчас можно в течении 1, максимум 2 суток выйти на правообладателя любой песни, которая есть в каких-либо каталогах. О каких знакомых вы вообще говорите? — может вы еще в библиотеку ходили, узнавать, кто автор песни? На кой существует Wikiпедия и прочие ресурсы — Spotify, Deezer, Яндекс. Музыка в конце-концов.

    Да вы наверное даже и понятия не имели, что в России есть отделения Universal Music Russia, Warner Music Russia и других мировых лейблов…

    Вам должно быть стыдно за такие вот статьи, показываете себя полными необразованными и неграмотными деятелями в этой сфере. Стыд и срам просто.

    Такое чувство, что вы первый раз в жизни фильм решили делать и ранее с этим не сталкивались (потому что было смешно читать, какие вы «первооткрыватели Америки» в вопросах музыки для фильмов).

    Цена в 25,000$ за Лану Дель Рей это еще нормально считается (в России у некоторых фильмов бюджеты под 5-10 млн$ и более).

    Люди, которые написали статью, явно ничего не знают и не понимают в музыкальной индустрии и как она устроена. Полные неучи просто в этом вопросе…

    Теперь понятно, почему наш «кинематограф» в большие степени показывает второсортные фильмы и не могут у нас снять фильмы уровня даже «Терминатор 1» (не говоря уже о более современном уровне)… У нас совершенно нету профессионалов ни в одной области… Стыд и срам, позор за свою Родину.

    ответить

  • sanek4live 26 апреля 2015, 19:58 пожаловаться

    #

    Вот вам сайт подкину — http://www.umpg.com/

    Я даже не удивлюсь, если вы не знали ранее об этом сайте. Там сможете купить права на любую современную песню, чтобы показать ее в фильме, трейлере, видеоигре, итд…

    Какие блин знакомые??? Уже давно существуют каталоги у лейблов/правообладателей и можно узнать цену за любой трек.

    ответить

  • 1

    sanek4live 26 апреля 2015, 20:00 пожаловаться

    #

    когда уже наши «кинематографисты» уже научатся элементарно пользоваться «поиском в интернете», чтобы не подвергать себя мучениями ада и поиска «знакомых», который найдет им правообладателя…

    через интернет можно выйти на любого правообладателя в любой сфере интеллектуальной собственности.

    почему «вот такие статьи» до сих пор имеют место быть??? стыд и срам просто. позор.

    ответить

  • 3

    Gerc0g 26 апреля 2015, 23:11 пожаловаться

    #

    Есть небольшой круг российских команд, играющих в жанре инди-поп. Это Pompeya и другие группы, которые поют на английском и выступают за рубежом. Если нужна крутая роковая песня, звонишь Biting Elbows, и они за вменяемые деньги (около 1000 долларов) дают тебе трек
    какое отношение инди-поп имеет к крутому року?! Издевательство какое-то

    ответить

  • 4

    Jackass 28 апреля 2015, 02:57 пожаловаться

    #

    Похоже продюсеры 14+ не хило занесли бабла…

    ответить

  • barudzo 29 апреля 2015, 10:56 пожаловаться

    #

    мда…

    ответить

  • 1

    Vunuamun 5 мая 2015, 20:34 пожаловаться

    #

    какая прекрасная, позновательная статья.
    очень интересно было прочитать и много нового узнал, спасибо!!!

    ответить

  • 1

    Ledmaer 10 мая 2015, 19:31 пожаловаться

    #

    На днях посмотрела анимэ Ergo Proxy и очень удивилась, услышав в титрах Paranoid Android. Не все фильмы могут себе позволить Radiohead, а тут анимэ.

    ответить

  • giesel 25 мая 2015, 16:48 пожаловаться

    #

    по мне лучший саундтрек из групп (современной музыкой) это в Брат 2, матрица

    ответить

 
Добавить комментарий...