«Три мушкетера: Д’Артаньян». Зачем нужна и чем хороша еще одна экранизация Дюма

Обсудить0

На Кинопоиске можно посмотреть очередную экранизацию романа Дюма (точнее, его половины — продолжение последует осенью). В касте сплошь звезды первой величины: Луи Гаррель, Венсан Кассель, Ромен Дюрис, Ева Грин. Бюджет гигантский. Рассказываем о всех плюсах и нескольких минусах этого сумрачного кино, верного первоисточнику во всем, кроме размера перьев на шляпах.

Павел Пугачев

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

1627 год, Франция в глубоком политическом кризисе. Страна фактически поделена между католиками и протестантами, а англичане нагло покушаются на суверенитет. Людовик XIII (Луи Гаррель) до поры до времени не принимает решительных действий, во всем полагаясь на мудрость кардинала Ришелье (Эрик Руф), ведущего свою игру. В это же время провинциал д’Артаньян (Франсуа Сивиль) стремится в Париж, чтобы поступить на службу в элитные войска (те самые мушкетеры) по рекомендации своего отца, но все ему никак не везет: то пулю словит в случайной перестрелке, то примет аж три вызова на дуэль подряд, столкнув на лестнице одного мушкетера (Атос — Венсан Кассель), врезавшись в другого (Портос — Пио Мармай) и оскорбив третьего (Арамис — Ромен Дюрис). Но в лесу, где состоялась долгожданная стрелка, героев поджидает засада, по итогам которой все три мушкетера простят нахального гасконца и примут его в свой тесный круг.

Сюжет, хорошо знакомый даже тем зрителям, что никогда не держали в руках тома Дюма-отца и не смотрели целиком ни одной из его бесчисленных экранизаций, обрастает новыми подробностями и поворотами. В частности, один из главных героев вскоре будет приговорен к смертной казни, так что основным двигателем сюжета станет придуманная с нуля (ну, или взятая из сериала «Однажды ночью») детективная линия. Но не переживайте слишком сильно: в отличие от вышедшей пару недель назад британской экранизации «Трех мушкетеров», тут найдется место и подвескам, и любовной линии, но не будет ни капли расового разнообразия, отчего-то вызывающего бурные возмущения российских зрителей (напомним, что в фильме Билла Томаса роль д’Артаньяна сыграл темнокожий актер с африканскими корнями Малачи Пуллар-Латчмен, а Миледи — актриса индийского происхождения Прия Калидас). Хоть кадр французского фильма выкрашен всеми оттенками серого и коричневого, все герои сыграны здесь белыми артистами.

Венсан Кассель и Ева Грин

При всей амбициозности и огромном для французского кино 60-миллионном бюджете (а может, именно поэтому) «Три мушкетера: Д’Артаньян» очень осторожно препарирует исходник. Несмотря на то, что режиссер первоначально планировал сделать триллер в жестоком мире, приводил «Игру престолов» в качестве одного из главных референсов и даже хотел убрать перья из мушкетерских шляп (переубедил его художник по костюмам Тьерри Делетр, нашедший способ сделать перья не слишком заметными), но по итогу это не столько переосмысление классики, сколько бережное с нее сдувание пыли.

«Три мушкетера» Дюма, как и полагается фундаментальным произведениям мировой культуры, важны не столько частностями и тонкими нюансами, сколько общей конструкцией. Тут, как в «Доне Кихоте» или «Гамлете», можно переписать все реплики, добавить новые сюжетные коллизии и вычеркнуть все прежние, да хоть сделать мушкетеров женщинами, но, главное, не тревожить саму сюжетно-смысловую конструкцию, на которой все держится. С «Мушкетерами» свести ее можно к следующему: нахрапистый новичок попадает в крепко спаянную троицу и вместе с ней становится частью Большой Истории. Гениальность этой схемы в том, что д’Артаньян таким образом оказывается, говоря современными словами, и андердогом (буквально из грязи в князи), и сайдкиком (до определенного момента он оттеняет собой мушкетеров), и одним из протагонистов, а читатель может соотнести себя как с ним, так и с любым другим мушкетером, будь то задумчивый Атос, простак Портос, обольститель Арамис.

По одним только экранизациям романа Дюма (а также по другому его вечному хиту — «Графу Монте-Кристо») можно смело читать курс лекций по истории зарубежного кино: первые адаптации выходили еще на заре кинематографа, и с годами их меньше не становится. Только за последние тридцать лет вышло несколько десятков фильмов, вдохновленных мушкетерской трилогией Дюма, самые примечательные из которых — полукомедийные «Три мушкетера» Стивена Херека с Кифером Сазерлендом и Чарли Шином, чинный «Человек в железной маске» Рэндалла Уоллеса с Леонардо ДиКаприо, «Мушкетер» Питера Хайамса с кунг-фу и издевательски темной картинкой и совсем уже циркаческие «Мушкетеры» Пола У. С. Андерсона с Миллой Йовович и воздушным флотом на цеппелинах. На их фоне работа Бурбулона кажется даже скучноватой.

Венсан Кассель, Ромен Дюрис и Пио Мармай

Но вот в чем дело: именно такой «скучный» подход сегодня кажется наиболее удачным. В отличие от большинства предыдущих интерпретаторов, так или иначе полагавших, что потенциальный зритель хотя бы примерно знаком с фабулой романа (или других экранизаций), а потому и решавшихся на разного рода эксперименты и дававших всю экспозицию и контекст лишь вскользь, Бурбулон рассчитывает на тех посетителей кинотеатра, которых нужно постепенно ввести в этот мир и объяснить, кто здесь вообще кто и почему это может быть интересно сегодня. Потому и основательная экспозиция, занимающая почти половину фильма, кажется не то чтобы не лишней, а просто необходимой, а уже отснятый сиквел — действительно ожидаемым. Более того, первая часть, «Д’Артаньян», не выглядит огрызком большого произведения, поскольку обладает совершенно самоцельной драматургией и внятным финалом, пусть и слегка подпорченным грубоватым клиффхэнгером.

Серо-коричневая, напоминающая вираж в немом кино, цветовая палитра хоть и немного раздражает поначалу, но кажется уместной в таком взгляде на историю мушкетеров. Тут все уводится в серое — ни добра ни зла, одни полутона, а грязный и тесный Париж напоминает не то нуарный город, не то декорации из спагетти-вестернов Леоне. В этом мире все зыбко и ненадежно.

И слабый король, и интриган Ришелье, и вытесненный куда-то на далекую периферию сюжета Рошфор не выглядят такими уж злодеями — это просто мужчины, ведомые своими интересами. Ситуация с подвеской, которую Анна Австрийская дарит герцогу Букингемскому, отдает уже адюльтером: и у королевы может быть несчастная любовь, недаром ее играет Вики Крипс, совсем недавно очеловечившая Елизавету Баварскую в ленте «Корсаж».

Луи Гаррель и Вики Крипс

Заостряя внимание на религиозно-политическом конфликте, Бурбулон напоминает, что и роман Дюма в свое время был острым высказыванием, вполне прямым текстом говорящим о необходимости отделения церкви от институтов власти. Как и в «Игре престолов», здесь нет правых и виноватых — есть интересы частных лиц и зыбкие, но требующие к себе внимания общепринятые правила поведения и нормы, именуемые укладом или закрепленные законом.

Режиссер зрителю заскучать не дает. Прежде работавший над ромкомами и байопиками Бурбулон здраво оценивает свои силы и делает ставку на простой, но безотказно работающий прием: практически каждая экшен-сцена имитирует съемку одним длинным кадром. Не сказать, что прячущиеся в плащах и резких поворотах камеры скрытые монтажные склейки работают на зрелищность, но эффект присутствия от этого сильнейший. Хотя и трясти киноаппарат можно было не так сильно — незачем обесценивать труд дублеров и инструкторов по фехтованию! Хореографические па со шпагами и полеты на тросах мы уже видели миллион раз, а вот оказаться в центре сумбурной поножовщины с участием мужиков, носящих перья на шляпах, — это что-то новенькое.

Чего в новых «Мушкетерах» действительно не хватает, так это какого-то настоящего огня. Качественное и ладно скроенное кино, способное увлечь на пару часов, — это уже очень здорово, но еще не настоящий хит. Впрочем, есть свои надежды на сиквел (он выйдет в декабре). По крайней мере, именно «костер, разгорающийся от искры», напоследок обещает героиня Евы Грин (Миледи), стреляющая здесь глазами со снайперской меткостью.

Смотрите «Три мушкетера: Да'Артаньян» на Кинопоиске в Плюсе

Впервые этот материал был опубликован в апреле 2023 г. 

Марсианский фермер защищает свое хозяйство от алчной корпорации. Обаятельная сай-фай комедия
В главных ролях:Сергей Чихачёв, Григорий Скряпкин, Сергей Бурунов, Артем Семакин
Режиссер:Сергей Васильев
Смотрите по подписке

Смотрите также

Книги

Фандорин, давний наш приятель: почему герой Бориса Акунина актуален 25 лет спустя

22 декабря 202211
Книги

«Три тысячи лет желаний» — самый литературный фильм года. Что почитать, чтобы лучше в нем разобраться?

15 ноября 20225
Книги

Киберковбой и неравномерное будущее: что стоит экранизировать у отца киберпанка Уильяма Гибсона

22 октября 20223
Рецензии

«Связь»: непреднамеренно смешной шпионский сериал с Венсаном Касселем и Евой Грин

25 февраля2

Главное сегодня

Сериалы

Сериалы октября: «Цикады», «Уроки химии» и новый «Локи»

Вчера4
Сериалы

«Лада Голд»: автопробег наследников «Бумера» из Тольятти 1990-х в Казахстан 2020-х

Вчера1
Сериалы

Запомним его честным и без нудного морализаторства. Редакция прощается с «Сексуальным просвещением»

Вчера1
Портрет героя

Спасибо, профессор Дамблдор. Вспоминаем Майкла Гэмбона на съемках в «Гарри Поттере»

Вчера5

100 великих игр: места 20–4

Вчера59
Рецензии

«Пила 10»: фильм-флешбэк, в котором никого не пилят целых 40 минут

Вчера4
Блог команды

Чем закончится «Атака титанов»? А «Последний министр»? Сочиняем финалы сериалов вместе с приложением «Шедеврум»

Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации