На Apple TV+ началось англо-французское шоу о паре спецагентов, которые не очень увлекательно гоняются за киберпреступниками то в Лондоне, то в Париже. Но предсказуемость сюжета тут вполне компенсируется харизмой Касселя и его бесконечными переодеваниями.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Взаимная неприязнь англичан и французов — во многом миф, но обе стороны рады, кажется, его поддерживать. Во всяком случае, первый совместный англо-французский сериал Apple TV+ посвящен как раз тому, что два великих государства разделяет не только Ла-Манш. Францию на экране представляет Венсан Кассель, Великобританию (жульнически, конечно) — билингва Ева Грин. «Связь» можно считать генеральным прогоном их актерской химии: позднее в этом году с помпой выйдет двухчастная французская экранизация «Трех мушкетеров» (произведения, в котором тема соперничества с англичанами тоже не забыта), где Кассель играет Атоса, а Грин — Миледи.
Авторство тоже международное. Все шесть серий написала француженка Виржини Брак, женщина с большим опытом телесценариев и детективных романов. Бессменный режиссер не менее опытный Стивен Хопкинс, которому в 1990-е не очень повезло в Голливуде («Хищник 2», «Призрак и тьма», «Затерянные в космосе»), и с тех пор он в основном сидит на телевидении («24 часа» и др.).
Ожидать от этих заслуженных людей чего-то революционного было бы, пожалуй, опрометчиво, и слоган «Не остановиться ни перед чем, чтобы спасти все», явно придуманный нейросетью, сразу настраивает на скептический лад. Впрочем, с первых минут «Связи» видно и другое: денег потрачено много. Плывут ночные панорамы мегаполисов, мелькают знакомые носы и скулы, на титрах играет песенка почти бондовского надрыва, спецэффекты вполне киношного качества — это отполированный триллер, который обещает развлекать и не требовать ничего взамен.
Герой Касселя, Габриэль — матерый агент спецслужб, нынче работающий на частную контору. Его посылают в Сирию вытащить двух антиассадовских хакеров, которые случайно наткнулись на некую важную для европейцев секретную информацию. Все идет не по плану: сирийцы оказываются в Лондоне, туда же за ними отправляется Габриэль, и там же проживает Элисон (Ева Грин) — его старинная любовь, а теперь высокопоставленная бюрократка в структурах госбезопасности. Тем временем кто-то взламывает лондонскую инфраструктуру и то блокирует дамбу, выводя Темзу из берегов, то сталкивает поезда, то просто включает и выключает свет, как человек с обсессивно-компульсивным расстройством.
Таким образом, одним глазом мы следим за рутинным шпионским сюжетом, связанным с киберпреступлениями и конкурирующими агентствами, а другим (более широко открытым) — за тем, когда же наконец поцелуются (и поцелуются ли вообще) Габриэль и Элисон. Причем если первый ведет разнузданный образ жизни, подобающий холостому супермену средних лет, вторая вроде бы счастлива в союзе с крупным, но нежным адвокатом. Кроме того, известно, что в прошлом у героев что-то пошло не так. Что именно, прояснится со временем, а зря: история глупейшая, вдобавок ее иллюстрирует видеозапись абсолютно необъяснимого, почти божественного происхождения. Тем не менее Габриэль, оказавшись в Лондоне, первым делом бежит постоять под дождем у дома женщины, которую он не видел 20 лет, а Элисон при виде него сразу начинает кусать губы и слушать Massive Attack.
В Париже Хопкинсу приглянулись пыльный двор Елисейского дворца и богемное заведение Point Ephemere, где почему-то любит заседать босс Габриэля в исполнении Жерара Ланвена (примерно как если бы генерал ФСБ не вылезал из петербургского бара «Хроники»). В Лондоне же все современное, блестящее и сканирует радужку. Однако постепенно выясняется, что без старушки Европы англичанам никуда: мораль сериала выраженно антибрекзитовская.
Интересно, что в Англии мы не поднимаемся выше министерского уровня (босса Элисон с фирменным прищуром играет Питер Муллан), а французы чуть что идут к президенту. Президент довольно бледный, зато глава разведки — Ирен Жакоб. За влияние с ней соперничает противный тип, который выглядит как шансонье начала 1990-х и ведет себя (возможно, поэтому) глубоко аморально.
Сценарий, по-хорошему, на тройку. Всю дорогу болезненно очевидно, что автор знает о работе спецслужб и евробюрократии ровно столько же, сколько любой из нас. Поверить невозможно ни во что. Полсюжета строится на совпадениях. Финальный сюрприз читается за две серии. Это не «Медленные лошади» и тем более не «Бюро».
Однако за счет стремительного ритма (это один из тех сериалов, где ежеминутно выскакивает место действия формата «Париж, канал Сен-Мартен», хотя чаще всего это абсолютно лишняя информация) и, разумеется, актеров «Связь» остается смотрибельной, а в отдельные моменты и волнующей. Причем если Еву Грин камера любит, то Касселя обожает. Униформа суперагента — хипстерский кожан, из которого он преображается в соцработника с помощью очков и во врача — с помощью (почему-то) кипы; он болтает на арабском и довольно чистом русском, стреляет без промаха, ведет машину в бессознательном состоянии, театрально вылезает из помойки, проводя слежку. Поскольку снято все это всерьез, то выглядит совершеннейшей пародией. Но Кассель при этом не теряет достоинства — удивительная сила харизмы. И вот уже Ева Грин чувственно вытаскивает из ветерана крючки «Тайзера». Там, где авторам «Связи» совсем отказывает чувство меры, начинается guilty pleasure, и это, конечно, лучшие минуты в целом проходного сериала.