«Человек из Подольска» Семена Серзина: Всё как в Кафке

Обсудить0

Погружение в мир абсурда, где российские полицейские выясняют личность не по паспорту.

Коля (Вадик Королев из группы OQJAV) возвращается с работы из Москвы в Подольск. На Курском вокзале к нему подходят полицейские и без объяснения причин увозят в участок, где начинает твориться какая-то чертовщина. «Подольские все тупые», — заявляют ему, а затем требуют ответить, какая в родном городке численность населения и что Коля видит в электричке по дороге на работу. Далее с криками «Любишь абсурд?!» Колю учат танцу для развития мозга и пытают хуже, чем дубинками: Коле придется ответить, что ему интересно в жизни, почему он расстался с женой и помнит ли, какого цвета стены в его подъезде. А когда Коля попытается сбежать из отделения, то обнаруживает, что выхода нет.

В основе этой комедии абсурда — одноименная пьеса Дмитрия Данилова, которую Семен Серзин сначала поставил на сцене Ярославского театра драмы, а потом удачно экранизировал, придумав несколько классных ходов для трансформации театрального текста в киноязык. Главное достижение — пространство: в пьесе все происходит в одной комнате, но в фильме появился фантасмагоричный полицейский участок с катакомбами, секретными лабораториями, теплицей с огурцами и целым бассейном. В нем героиня восхитительной Виктории Исаковой, госпожа капитан Марина, в неглиже проводит самый главный для Коли допрос: как так вышло, что он не любит свой город и работу? И почему он остался без жены?

К этому моменту уже становится ясно, что перед Колей (и нами) разверзлись кафкианские глубины, участок не совсем настоящий, а вот полицейские — наоборот. И что личность Коли они выясняют совсем не по паспорту. Ему устраивают флешбэк в детство, ведут интеллектуальные беседы об электронной музыке и любимой группе Einstürzende Neubauten и дают домашнее задание — прогуляться по Подольску так, как по Амстердаму, который Коля ценит больше родного города.

Кинодебют актера Серзина снят в духе лучших абсурдистских советских фильмов Абдрашитова и Миндадзе, на стыке упомянутого Кафки и Салтыкова-Щедрина. Происходящее и смешит, и ужасает одновременно, а с героя срывают все маски и защитные слои, обнажая экзистенциальную драму. Драма Коли: ему неинтересно жить. Он ничего не любит: ни Подольск, ни работу, ни новую девушку. Единственное его достижение — удачное название для собственной группы. Вердикт всех следственных действий: он не осознает и не уважает Реальность (с большой буквы).

«Человека из Подольска» сравнивают с «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова — не только из-за накала человеческого абсурда, но и из-за живописания сотрудников правоохранительных органов. В фильме Серзина полицейские добрые и вообще ненастоящие, но они все равно выглядят жутко. Насилие остается насилием, даже если тебя вместо массажа дубинкой заставляют семь раз прокричать «Рад стараться, госпожа капитан!» или горланить «Ай-пиы!».

У Серзина получилось легко рассказать о двух наших самых больших страхах. Первый — столкновение с полицией. Попасть на допрос неприятно в любой стране, но в России это сразу воспринимается как борьба за жизнь. Второй страх — столкнуться с самим собой, остаться с собой наедине. В фильме нет никакой трансформации героя: господа полицейские, вытащив из Коли его настоящие личностные характеристики, всего лишь ставят диагноз, а дальше раздавленному и ошарашенному человеку из Подольска нужно действовать самому. Поможет ли Коле новое знание о самом себе — непонятно.

Пожарные и спасатели сражаются с беспощадной стихией: блокбастер от создателей «Движения вверх» уже онлайн.
В главных ролях:Константин Хабенский, Иван Янковский, Стася Милославская
Режиссер:Алексей Нужный
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Итоги 2020 года: Открытия и закрытия, скандалы и сражения, победители и проигравшие
Выбор редакции

Итоги 2020 года: Открытия и закрытия, скандалы и сражения, победители и проигравшие

24 декабря 202026
Виктория Исакова: «На вопрос „Как вы готовились к роли?“ у меня есть любимый ответ — „Играть не пробовали?“»
Интервью

Виктория Исакова: «На вопрос „Как вы готовились к роли?“ у меня есть любимый ответ — „Играть не пробовали?“»

28 ноября 202014
Что смотреть в кино: «Человек из Подольска», «На острие» и «Грань времени»
Выбор редакции

Что смотреть в кино: «Человек из Подольска», «На острие» и «Грань времени»

26 ноября 202014
Премьера на КиноПоиске: Трейлер фильма «Человек из Подольска»

Премьера на КиноПоиске: Трейлер фильма «Человек из Подольска»

12 октября 20201

Главное сегодня

В предыдущих сериях

Подкаст«Ваша честь»: Противоречивая судебная драма о родительской любви и долге

Сегодня0
«Ваша честь»: Противоречивая судебная драма о родительской любви и долге
Появились новые серии «Ходячих мертвецов»! А что, они все еще куда-то идут?

Появились новые серии «Ходячих мертвецов»! А что, они все еще куда-то идут?

Сегодня4
Семен Трескунов: «Десять лет своей жизни я был ребенком в кино и вот наконец перестал»
Интервью

Семен Трескунов: «Десять лет своей жизни я был ребенком в кино и вот наконец перестал»

Сегодня9
«Верность», «Последний министр», «Бумер»: 6 режиссеров монтажа — о том, как киноматериал превращается в мелодию

«Верность», «Последний министр», «Бумер»: 6 режиссеров монтажа — о том, как киноматериал превращается в мелодию

Вчера2
Критики разгромили «Поступь хаоса» с Томом Холландом. Вот что они пишут о высокобюджетной фантастике

Критики разгромили «Поступь хаоса» с Томом Холландом. Вот что они пишут о высокобюджетной фантастике

Сегодня, 14:548
Трейлер боевика «Без жалости»: Майкл Б. Джордан мстит русским наемникам за смерть жены

Трейлер боевика «Без жалости»: Майкл Б. Джордан мстит русским наемникам за смерть жены

Вчера33
Что смотрели на КиноПоиск HD в феврале
Блог команды

Что смотрели на КиноПоиск HD в феврале

Вчера17
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт