Джокер из рукава: Итоги Венецианского кинофестиваля

Впервые главный приз фестиваля отдали фильму-комиксу — «Джокеру» Тодда Филлипса. Об этом историческом событии рассказывает Ольга Белик.

Каннского чуда не случилось: итальянская и международная пресса не совпала в выборе с жюри. «Золотого льва» пророчили либо «Брачной истории» Ноа Баумбака, в которой разводятся герои Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера, либо «Офицеру и шпиону» Романа Поланского о знаменитом деле Дрейфуса. В итоге картина Баумбака вообще осталась без призов. Netflix, чья «Рома» добилась триумфа в прошлом году, не смог победить дважды подряд. А вот фильму Поланского отдали Гран-при — тоже внушительно, хотя журналисты и опасались, что президент жюри Лукресия Мартель оставит без внимания опального режиссера — она довольно резко высказывалась в его адрес на открывающей пресс-конференции. Также предполагали, что главный приз уйдет «Мартину Идену» Пьетро Марчелло — экранизации романа Джека Лондона в декорациях Неаполя. Этой поэме об итальянской жизни рукоплескали все местные и многие иностранные критики, однако жюри ограничилось актерским призом, наградив Луку Маринелли и обойдя исполнителя Джокера Хоакина Феникса. Но никто не ушел обиженным: «Золотого льва» Хоакин держал вместе с режиссером Тоддом Филлипсом.

Хоакин Феникс и Тодд Филлипс / Фото: Getty Images 

Как мы уже писали, «Джокер» — это что угодно, но только не обычный фильм по комиксам. Он снят в лучших традициях фильмов Мартина Скорсезе и Милоша Формана; цвет кадра, ритм, саундтрек, актерская игра — все выверено до мелочей. В фильме нет супергероев и суперзлодеев, зато есть жертва. Жертва обстоятельств, нелюбви, равнодушия, общественного кризиса. Несмотря на то, что действие в картине происходит в 1980-е, это, конечно же, разговор о настоящем. Как кто-то уже успел пошутить, если в фильме Тима Бёртона Джокер стал злодеем, попав в чан с химикатами, то у Филлипса ему было достаточно попасть в общество. История не столько о том, как слетевший с катушек психопат идет убивать, а о том, кто (мы) выпускает таких демонов на свободу своим равнодушием, алчностью, ненавистью и неприятием иных.

«Джокер» удивительным образом оказался созвучен всем основным темам 76-го Венецианского фестиваля, который активно размышлял о деструктивности общества, кризисе семьи и патриархальных ценностей. Картина Филлипса яростная, безжалостная и по иронии судьбы очень злободневная для российского зрителя. Люди в фильме выходят на улицы с плакатами «Мы не клоуны» (так их назвал богач Томас Уэйн). Фразу легко можно заменить на «Мы не дебилы» в честь недавнего высказывания министра культуры Владимира Мединского о тех, кто читает комиксы.

Возвращаясь к конкурсу, немного занимательной статистики: в этом году на фестивале было восемь фильмов на тему семьи и отношений, отцов и детей, матерей и дочерей — от «Правда» Хирокадзу Корээды до «Молочных зубов» Шеннон Мерфи. И практически все конкурсные картины так или иначе были основаны на реальных и/или исторических событиях.

Многие отметили эту болезненную озабоченность прошлым, в том числе и семейным, в ущерб настоящему. Привычное окончательно отмирает, тревога, спасите, нужно срочно что-то делать. Вот «Молитва во имя Бога» Робера Гедигяна: семья здесь — разлагающийся институт, ведь деньги важнее отношений. Вот «Правда» Хирокадзу Корээды, где члены семьи холодны и бесконечно лгут друг другу. В «Брачной истории» Ноа Баумбака мы два часа следим за мучительным разводом. «Почетный гость» Атома Эгояна препарирует непростые отношения отца и дочери и их семейную историю. А Брэд Питт летит в космос, чтобы найти папу — «К звездам» Джеймса Грэя тоже оказался размышлением на тему отцов и детей. Да и в «Джокере» толчком для окончательной трансформации тишайшего Артура Флека в психопата-убийцу стали отношения с мамой.

«Брачная история»

В португальской картине «Поместье» Тьягу Гедеша герой Жоау Фернандес из крупнейшего уважаемого землевладельца превращается в несчастного одинокого человека, от которого отвернулись и жена, и дети, и работники. Что-то похожее происходит и в полюбившемся публикой «Мартине Идене» Пьетро Марчелли: старые порядки рухнули, герой, вкусив денег и славы, не нашел при этом счастья и уплыл в закат. Так называемый кризис белого мужчины налицо: суровые брутальные герои больше не управляют нашим королевством. Их поместья некому наследовать, их правда жизни — свод протухших правил, их жесткость губительна для нового мира. Всюду кризис семьи, отношений, старых порядков.

На этом фоне внезапно самым оптимистичным и прогрессивным фильмом становится «Эма» Пабло Ларраина — картина неровная, с запутанным повествованием, без четкого сценария, но зато свежая, яростная и рассказывающая о другом способе жить. Эма бесстрашна, свободна, ее не волнуют правила, благодаря чему она создает совершенно новую модель семьи, и все при этом счастливы — это и есть будущее, и старикам там не место.

«Эма»

Но жюри проигнорировало картину Ларраина, так же как и фильм Баумбака, и похлопало по плечу именно стариков. Приз за сценарий достался Юньфаню, который ностальгирует по старому Гонконгу в своей анимации «Дом 7 по Черри Лейн». Лучшим режиссером стал Рой Андерссон, чей фильм «О бесконечности» по форме и по содержанию повторяет его прежние работы.

А лучшей актрисой стала Ариан Аскарид из «Молитвы во имя Бога», которая сыграла пожилую мать семейства, разгребающую факапы своих детей и вкалывающая за всех. Трогательно, конечно, но в конкурсе были более сильные женские работы (та же Гун Ли из «Субботнего романа»), и такого решения жюри не ждал никто. Даже спецприз ушел документальной ленте о прошлом. «Мафия не та, что раньше» исследует отношение жителей Палермо к погибшим адвокатам, боровшимся с мафией.

Ариан Аскарид / Фото: Getty Images

Тем не менее все это искупается «Золотым львом». По-настоящему смелый шаг в будущее Венеция в этом году все же сделала: отметила главным призом фильм, который стирает границы между массовым и высоким искусством в кино. Комикс выиграл приз Венецианского фестиваля! Как вам такое, Владимир Мединский?

Теперь в подписке: стильный ретрохоррор с неоновыми пабами, цитатами из Поланского и The Kinks в саундтреке
В главных ролях:Аня Тейлор-Джой, Томасин МакКензи, Мэтт Смит
Режиссер:Эдгар Райт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

8 главных трейлеров недели: Мюзикл с Драйвером, док про Дурова и ужасы дьявола

8 главных трейлеров недели: Мюзикл с Драйвером, док про Дурова и ужасы дьявола

23 апреля 2021
«Мартин Иден» Пьетро Марчелло: Великая красота Джека Лондона

«Мартин Иден» Пьетро Марчелло: Великая красота Джека Лондона

6 сентября 2019
«Офицер и шпион» Романа Поланского: Дело Дрейфуса для школьников

«Офицер и шпион» Романа Поланского: Дело Дрейфуса для школьников

30 августа 2019
«Правда» Хирокадзу Корээды откроет 76-й Венецианский кинофестиваль

«Правда» Хирокадзу Корээды откроет 76-й Венецианский кинофестиваль

18 июля 2019

Главное сегодня

Рецензия

«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью

Вчера
«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью
Канны объявили программу. В основной конкурс снова вошел фильм Кирилла Серебренникова

Канны объявили программу. В основной конкурс снова вошел фильм Кирилла Серебренникова

Вчера
Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске

Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске

Вчера
Шоковая терапия продолжается! 10 лучших моментов второго сезона сериала «Триггер»
Онлайн-кинотеатр

Шоковая терапия продолжается! 10 лучших моментов второго сезона сериала «Триггер»

Вчера
«Леон». Как сегодня смотреть культовый фильм Люка Бессона
Крупным планом

Подкаст«Леон». Как сегодня смотреть культовый фильм Люка Бессона

Вчера
На Кинопоиске выходит эксклюзивное шоу Василия Уткина. Вот как его смотреть
Блог команды

На Кинопоиске выходит эксклюзивное шоу Василия Уткина. Вот как его смотреть

Вчера
Кинопоиск запускает специальный подкаст о сериале «Нулевой пациент»
Онлайн-кинотеатр

Кинопоиск запускает специальный подкаст о сериале «Нулевой пациент»

Вчера
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.